Выявление возрастных особенностей младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление возрастных особенностей младших школьников



Провести наблюдение за младшими школьниками в указанных в задании ситуациях и свои выводы зафиксировать в дневнике.

Наблюдение вести на протяжении всех дней практики

1. Пронаблюдайте за младшими школьниками, идущими в школу. Наблюдая за ними, отметьте следующее:

Школьники какого возраста приходят в школу раньше других (здесь важна тенденция).

Как вы думаете, почему?

Кто из школьников не слишком торопится в школу, а часто влетает в нее в последние минуты перед звонком? Почему?

Понаблюдайте за поведением школьников в гардеробе, в вестибюле школы, на перемене. Как они ведут себя, как общаются между собой? Можно ли увидеть разницу, обусловленную возрастом, в их внешнем облике, в манере одеваться?

Какие выводы можно сделать на основании этих наблюдений о возрастных особенностях школьников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сравните особенности поведения, деятельности, общения друг с другом и с учителем на уроках, выясните:

Какова реакция на звонок, на приход в класс учителя?

Какова быстрота включения в урок?

Как школьники слушают указания учителя, его объяснения?

Кто чаще отвлекается?

Что вызывает наибольший интерес на уроке?

Как ведут себя во время выполнения самостоятельных заданий?

Как реагируют на полученную оценку?

Проявляют ли отношения к ответам одноклассников?

Какова реакция в случае неудачи, неумения ответить на вопрос, незнания, плохой оценки и порицания учителя?

Сделайте вывод, согласно предложенным вопросам, о возрастных особенностях учащихся.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пронаблюдайте за поведением учащихся на перемене:

Какова реакция школьников на звонок, зовущий на перемену и на урок?

Чем занимаются школьники в рекреациях (беседуют, читают, играют и т.д.)?

Есть ли разница в поведении школьников? Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9


Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности ученика

1. Общие сведения об ученике (фамилия и имя, дата рож­дения, класс, общее физическое развитие, состояние здо­ровья, условия жизни в семье, особенности семейного воспитания).

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие отметки, успеваемость по отдельным предметам);

б) общее умственное развитие (кругозор, начитанность, запас слов, образность и эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно или письменно и т.п.);

в) характеристика познавательных процессов:

• особенности восприятия учебного материала;

• характеристика внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

• особенности мышления (отличает ли существенные и несущественные признаки предметов и явлений; уме­ние сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы; быстрота осмысления изу­чаемого учебного материала);

• характеристика памяти (владение приемами активного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения учебного материала);

• развитие восприятия (преобладающий вид вообра­жения).

г) способность к учению:

• проявление самостоятельности в учебной работе;

• отношение к учению (познавательные интересы; от­ношение к отметке, к похвале или к порицанию учите­ля и родителей; основной мотив учения);

• умение учиться (соблюдение режима дня, умение спланировать выполнение своей учебной деятель­ности, организованность и дисциплинированность в учебной работе, умение работать с книгой, владение приемами самоконтроля за учебной деятельностью и т.д.).

3. Отношение к труду (любит ли трудиться или относит­ся к труду пренебрежительно, какими трудовыми умениями и навыками владеет, организованность и дисциплинированность в труде, предпочитаемые виды труда, тру­довые поручения в школе и дома).

4. Отношение к общественной деятельности (отношение к коллективной жизни класса, наличие общественных поручений и их выполнение, участие в совместной с одноклассниками деятельности, проявление в ней актив­ности и инициативы).

5. Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе (положение среди одноклассников и отношение к ним: с кем дружит, бывают ли конфликты с однокласс­никами, их причины; отношение к школе).

6. Дисциплинированность и характеристика поведения:

• общая характеристика поведения в школе и дома (ве­дет себя спокойно и сдержанно или проявляет излиш­нюю подвижность и непоседливость);

• соблюдение режима дня;

• выполнение требований учителя начальных классов и
родителей;

• наиболее типичные нарушения дисциплины.

7. Характеристика направленности личности ученика, его характер, темперамент и способности:

• потребности и интересы (разнообразие, глубина, чита­тельские интересы и т.д.);

· особенности направленности личности по отношению к людям и к самому себе: чуткость, доброта, скром­ность, коллективизм, эгоизм, взаимопомощь, искрен­ность, честность, добросовестность, зазнайство и т.д.;

· положительные и отрицательные черты характера;

· особенности и тип темперамента;

· настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, его смена;

· наличие способностей к какой-либо деятельности, их проявление.

· Общие выводы:

· основные достоинства и недостатки личности учени­ка, причины имеющихся отклонений в поведении;

· основные направления воспитательной работы по дальнейшему формированию и развитию личности ученика.

 


Задание № 10

Разработка динамических перемен для учащихся

Самостоятельно разработать динамические перемены на каждый день (не менее 6 игр). Динамические перемены составляются на отдельных листах А4 и вкладываются в отдельные файлы дневника.

Задание № 11

Подбор диагностических методик для изучения индивидуальных психологических особенностей обучающегося (приложение 1)

К занятиям по психологии вы приготовили портфолио с диагностическими методиками изучения самооценки, мотивации, внимания, памяти и мышления обучающихся. Некоторые из этих методик вы можете провести в школе с наблюдаемым ребенком. Для этого изучите инструкцию, способ обработки данных, приготовьте все оборудование. Дополните при необходимости эти диагностические методики другими. После проведения их с ребенком оформите их по образцу на отдельных листах А4 и вложите в отдельные файлы дневника.

Образец оформления диагностической методики

Протокол проведения диагностической методики … (указать название)

 

ФИ испытуемого:

Цель методики:

Краткое описание проведения методики с указанием особенностей выполнения ее ребенком, записью его ответов:

Обработка результатов и их анализ. Вывод:

Приложение (если ребенок письменно выполнял задание, то приложить его к протоколу).

 

Задание № 12

Самоанализ реализации задач

Психолого-педагогической практики

 

Ф.И.О студента ________________________________________________________________ группа __________________________________________________________________________

 

Задачи практики Баллы
1. Систематизировать знания о возрастных психологических особенностях младших школьников, которые учитываются при проведении уроков.  
2. Освоить методы изучения возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся (наблюдение, беседа, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся, тестирование).  
3. Формировать умение оформлять в виде педагогической характеристики диагностические данные об обучающимся  
4. Формировать умение анализа работы учителя по учету им на уроке возрастных психологических особенностей обучающихся  
5. Накапливать представления о виде профессиональной деятельности учителя – преподавание по программам начального общего образования.  
Итого:  

 

2. Исходя из результатов самоанализа, укажите, какие новые задачи Вы определяете для себя в освоении вида профессиональной деятельности учителя – преподавание по программам начального общего образования?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Какие проблемы возникли у Вас в ходе практики (организационные, содержательные, другие)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Пожелания по организации и содержанию практики:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Подпись студента-практиканта: ____________________

Задание 13

АНКЕТА

По итогам практики

Уважаемые студенты!

Просим ответить вас на вопросы анкеты, позволяющей определить качество организации и проведения педагогической практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.016 с.)