Кафедра дерматовенерологии и косметологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра дерматовенерологии и косметологии



Кафедра дерматовенерологии и косметологии

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ПО ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(часть 1 – тесты и ситуационные задачи)

Ставрополь, 2009

УДК 616.5 + 616.97 (076.5)

 

 

Контроль знаний студентов на практических занятиях по дерматовенерологии (часть 1 - тесты и ситуационные задачи). Методическое пособие к практическим занятиям. Ставрополь. – Изд.: СтГМА, 2009. - 71 с.

 

 

Методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов подготовлено доцентом кафедры дерматовенерологии И. Е. Ворушилиной, профессором Чеботаревым В.В., профессором кафедры Н.В. Чеботаревой, ассистентами к.м.н. А.В. Одинец, М.В. Кошель, А.О Коробейниковой.

 

Под обшей редакцией зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии, профессора В.В. Чеботарева

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью практических занятий по дерматовенерологии является ознакомление студентов с клинической картиной наиболее часто встречающихся в работе врача общей практики (семейного), педиатрической, стоматологической, дерматозов и инфекций, передаваемых половым путем. Необходимо привить им умения и навыки сбора анамнеза, распознавания морфологических элементов, описания клинической картины поражения кожи и слизистых, забора патологического материала, клинического мышления в постановке диагноза, тактики дальнейшего обследования и лечения

Для решения вышеуказанного используются: курация больных, клинические разборы пациентов. 20% учебной программы отводится поликлиническому приему. При отсутствии больных с отдельными дерматозами демонстрируются слайды, пленки, муляжи, фотографии из атласов.

Студенты готовятся к практическим занятиям по учебнику самостоятельно, на практических занятиях проводят забор материала для тех или иных видов лабораторного исследования, знакомятся с методикой наружной терапии. Однако им нередко трудно сориентироваться, что является в данной теме главным, каков минимум, с которым он должен прийти на занятие. Этот пробел мы попытались сузить с помощью тестов и ситуационных задач, составленных в соответствии с программой практических занятий. Имея методическое пособие, студент после самостоятельного изучения темы занятия, обращается к нему (часть 1), отвечает на тесты и решает ситуационные задачи. Правильность ответов сверяет по эталонам ответов (часть 2).

Преподаватель проводит тестовый контроль (претест) перед началом практического занятия. Он может сразу оценить степень подготовки группы, выявить вопросы, представившие наибольшую сложность для студентов и в процессе дальнейшего обучения обратить на это особое внимание.

В конце занятия решаются более сложные ситуационные задачи или деловые игры (посттест).

Прядок тестов меняется при переиздании методического пособия.

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Строение нормальной кожи и её придатков. Функции кожи. Патогистологические изменения. 5

Занятие 2. Морфологические элементы, их виды. Методика обследования больного кожным и венерическим заболеванием. 8

Занятие 3. Этиология и патогенез заболеваний кожи. Общее и наружное лечение дерматозов. 10

Занятие 4. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Многоформная экссудативная эритема. 12

Занятие 5. Дерматиты. Токсикодермии. Экзема. 18

Занятие 6. Пиодермии. Паразитарные заболевания кожи (амбулаторный прием). 24

Занятие 7. Кератомикозы. Микозы стоп. Микозы волосистой части головы и кожи (амбулаторный прием). 29

Занятие 8. Вирусные и пузырные заболевания кожи (амбулаторный прием). 35

Занятие 9. Нейродерматозы (зудящие дерматозы). 40

Занятие 10. Аллергические васкулиты кожи (амбулаторный прием). 44

Занятие 11. Болезни соединительной ткани. 45

Занятие 12. Курация больных. 48

Занятие 13. Общее течение сифилиса. Первичный сифилис. 48

Занятие 14. Вторичный период сифилиса. 54

Занятие 15. Третичный период сифилиса. Скрытый сифилис. Клиническая оценка серологических реакций. 56

Занятие 16. Врожденный сифилис. Основные принципы лечения и. 61

диспансеризации. 61

Занятие 17. Гонорея у мужчин и негонококковые уретриты (НГУ). 66

Занятие 18. Поражения кожи и слизистых оболочек у больных ВИЧ/СПИДом. Клинический разбор больных с различными кожными и венерическими заболеваниями. 70

 

 

Занятие 1. Строение нормальной кожи и её придатков. Функции кожи. Патогистологические изменения.

Эпидермис имеет слои, кроме

а) рогового

б) базального

в) сетчатого

г) зернистого

д) шиповидного

 

2. Дерма состоит из:

а) клеточных элементов

б) волокнистых субстанций

в) сосудов и нервов

г) основного межклеточного вещества

д) всего перечисленного

 

3.Волокнистые субстанции дермы:

а) коллагеновые

б) сетчатые

в) эластичные

г) ретикулярные

д) все перечисленные, кроме б)

 

4. В слоях дермы различают слои:

а) базальный

б) сетчатый

в) сосудистый

г) сосочковый

д) правильно б) и г)

 

Основными клеточными элементами дермы являются все, кроме

а) фиброцитов

б) гистицитов

в) фибробластов

г) тучных клеткок

д) лимфобластов

 

Многослойный плоский эпителий слизистой оболочки полости рта состоит из всего перечисленного, кроме

а) базального слоя

б) зернистого слоя

в) блестящего слоя

г) рогового слоя

д) шиповидного слоя

 

Гиперкератоз – это утолщение

а) зернистого слоя

б) базального слоя

в) рогового слоя

г) эпидермиса

д) шиповидного слоя

 

Атрофия дермы – это

а) уплощение сосочкового слоя

б) истончение сетчатого слоя

в) уменьшение количества сосудов дермы

г) сглаженность дермо-эпидермальной границы

д) все перечисленное, кроме в)

 

9. Гипертрофия эпидермиса – это утолщение

а) рогового слоя

б) базального слоя

в) шиповидного слоя

г) зернистого слоя

д) всех слоев, кроме базального

 

Акантолиз – это

а) разрушение межклеточных мостиков клеток шиповидного слоя

б) скопление серозной жидкости

в) дегенеративные изменения клеток шиповидного слоя

г) образование внутриэпидермальных пузырей

д) все перечисленное

 

Гранулез – это утолщение

а) базального слоя

б) блестящего слоя

в) эпидермиса

г) зернистого слоя

г) шиповидного слоя

 

Воспаление дермы характеризуется всем перечисленным, кроме

а) расширения сосудов

б) сглаживания сосочков дермы

в) формирования периваскулярных или диффузных клеточных инфильтратов

г) отека

д) выхода белков плазменного происхождения и форменных элементов крови за пределы сосудистого русла

 

К препаратам, блокирущим Н2 – гистаминовые рецепторы относится

а) димедрол

б) циметидин

в) супрастин

г) фенкарол

д) диазолин

 

К препаратам, тормозящим высвобождение медиаторных веществ из тучных клеток, относятся

а) задитен

б) циметидин

в) кромолин-натрий

г) ни один из указанных

д) правильно а) и в)

 

Неспецифическое гипосенсибилизирующее действие оказывают все перечисленные препараты, кроме

а) кортикостероидов

б) антигистаминных препаратов

в) транквилизаторов

г) тиосульфата натрия

д) препаратов кальция

 

Укажите осложнение, не возникающее при лечении кортикостероидами

а) обострение хронической инфекции

б) пептические язвы

в) сахарный диабет (стероидный диабет)

г) цирроз печени

д) гипертензия

 

Недостаток в организме витаминов группы В обусловливает все вышеперечисленное, кроме

а) дистрофии волос

б) глосситов

в) пеллагры

г) стоматитов

д) дистрофии ногтей

 

Специфическая гипосенсибилизация показана при всех перечисленных факторах, кроме

а) точно установленного аллергена

б) невозможности избежать повседневного контакта с аллергеном

в) поливалентной сенсибилизации

г) отсутствия противопоказаний для специфической гипосенсибилизации

д) моновалентной сенсибилизации

 

К осложнения, наблюдающимся при наружном применении глюкокортикоидных гормонов, относятся все, кроме

а) пиодермии

б) атрофии кожи

в) гипертрихоза

г) келоидного рубца

д) телеангиэктазий

 

Какой из перечисленных путей заражения не характерен для сифилиса?

а) трансплацентарный

б) гемотрансфузионный

в) половой

г) воздушно-капельный

д) бытовой

 

К заболеваниям, передающимся половым путем, относятся все, кроме

а) хламидиоза

б) саркомы Капоши

в) гарднереллеза

г) чесотки

д) уреаплазмоза

 

Норвежская чесотка

а) представляет географическую разновидность обычной чесотки

б) вызывается аномальной реакцией хозяина

в) вызывается чесоточными клещами паразитами животных

г) обычно бывает у инвалидов и умственно отсталых людей

д) правильно б) и г)

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

1. На коже в области левой носогубной складки у больного располагается узел размерами 2 х 1,5 см. Кожа над ним ярко красного цвета, в центре видна пустула. Эритема распространяется за пределы узла. При пальпации резкая болезненность. Болен 2 дня. Диагноз больного и тактика врача?

 

2. На прием обратился больной, заметивший изменения на слизистой оболочке нижней губы. На указанном месте располагается опухолевидное образование величиной 0,8 см, возвышающееся над уровнем окружающей слизистой, красного цвета, как бы висящее на ножке. При дотрагивании кровоточит. Воспалительная реакция вокруг не определяется. Заметил 3 месяца назад. Опухоль медленно увеличивается в размере. Ваш диагноз и лечебные мероприятия.

 

3. На прием обратился больной 32 лет, отмечающий появление воспалительных узлов с пустулезными элементами в центре в течение трех месяцев. Занимался самолечением: накладывал на узлы повязки с ихтиоловой мазью. Узлы вскрывались с выделением гноя, но на новых местах продолжали появляться новые элементы.

При осмотре на коже туловища, плеч, бедер имеется до 10 узлов величиной от 1,0 х 1,0 до 1,5 х 1,5 см. Кожа над некоторыми из них ярко-красного цвета, отечная, в центре узлов видны пустулы. Кожа над другими элементами синюшно-красного цвета, в центре – небольшие изъязвления, из которых выделяется гной. Кроме того, имеются свежие рубцы величиной 0,5 х 0,5 см синюшно-красного цвета. Ваш предположительный диагноз, лечебная тактика?

 

4. В подмышечной области у больного пальпируется узел величиной 2 х 2 см. Кожа над ним ярко-красного цвета, отечная, в центре имеется пустула. Субъективно резкая болезненность. Ваш диагноз и лечебные мероприятия?

 

5. В родильном доме у новорожденного на 3-й день жизни появились рассеянные пузырные высыпания на коже туловища и конечностей. Содержимое их серозно-гнойное, вокруг выражена эритема. Ладони и подошвы свободны от высыпаний. Повысилась температура тела до 37,8° С. Диагноз, тактика обследования и лечения.

 

6. У ребенка двух месяцев на коже затылка, спины, ягодиц имеются множественные узлы, плотные, резко ограниченные, величиной до 1,5 см в диаметре, болезненные, кожа над ними багрово-синюшного цвета. Некоторые из них размягчились, в центре их пальпируется флюктуация. Температура тела 38 °С. Болен 4 дня. Диагноз и лечебные мероприятия.

 

7. На прием обратился мужчина 42 лет с жалобами на наличие язвы в области головки полового члена, сопровождающейся небольшой болезненностью. Болен 3 дня. Посторонние половые связи категорически отрицает. Обследована жена – здорова.

При осмотре в области головки полового члена имеется язва размером 1,0 х 1,0 см правильных округлых очертаний, с валикообразно приподнятым краем, инфильтрированным дном мясо-красного цвета, покрытым гнойным налетом, в основании язвы определяется инфильтрат, который выходит за ее пределы. Паховые лимфатические узлы увеличены до 1,5 х 1, 5 см, слегка болезненны, не спаяны между собой и с окружающими тканями. О каком заболевании следует думать? Какие следует применять методы лабораторной диагностики? Дифференциальный диагноз. Методы общей и местной терапии?

 

8. На прием к дерматологу обратилась мать с девочкой пяти лет с жалобами на незначительный зуд, высыпания в области подбородка.

Ребенок болен в течении 5 дней. Первоначально на подбородке появилось покраснение, затем дряблый пузырь с гнойным содержимым, который через некоторое время превратился в неровную корку соломенно-желтоватого цвета. Мать смазывала кожу в очаге поражения мазью «деперзолон», но продолжали появляться новые высыпания, в связи с чем мать обратилась к врачу. Ребенок посещает детский сад. Из расспроса матери выяснено, что у двух детей в группе имеются на коже подобные высыпания.

Объективно: На коже подбородка на фоне эритемы имеются слоистые корки медово-желтого цвета, местами геморрагического характера. По периферии основного очага отмечаются единичные мелкие фликтены. На коже правого носового хода корки желтого цвета. Ваш диагноз и лечебно-профилактические мероприятия?

 

9. На прием обратился больной 23 лет, студент, с жалобами на высыпания в носогубном треугольнике и в области подбородка, иногда сопровождающиеся чувством жжения, легкого зуда или покалывания.

Болен в течение 2 лет. Первоначально на коже над верхней губой появились отдельные пузырьки с гнойным содержимым, в центре пронизанные волосом. Пустулы быстро засыхали, образуя корки, затем на том же месте появились новые высыпания. Постепенно очаг поражения расширился, заняв весь носогубной треугольник. Месяц назад такие же высыпания стали появляться на подбородке. Обращался к врачу по месту жительства, назначались дезинфицирующие растворы и мази, но лечение было неэффективным. Из сопутствующих заболеваний отмечает хронический ринит, холецистит.

Объективно: Больной раздражителен, психически подавлен. В носогубной области, на подбородке кожа инфильтрирована, имеется гиперемия, большое количество пустул, пронизанных волосами, грязно-желтые корки. Ваш диагноз и лечебные мероприятия.

 

10. На прием к врачу обратился больной 52 лет, рабочий, с жалобами на боль, жжение, образовавшиеся язвы на правой голени, бессонницу, общую слабость. Считает себя больным в течении 5 месяцев. Вслед за травмой средней трети правой голени появился фурункул, после вскрытия, которого образовалась язва. На фоне лечения антибиотиками (внутрь), витаминами и наружными средствами, язва постепенно углублялась и увеличивалась в размерах, заняв всю передне-боковую поверхность голени. Из сопутствующих заболеваний отмечает очаговый туберкулез легких, тромбофлебит вен нижних конечностей.

Объективно. На передне-латеральной поверхности правой голени, с переходом на тыл правой стопы имеется язва с фестончатыми очертаниями, уплотненными инфильтрированными краями, неровным, рыхлым дном с вялыми серыми грануляциями и значительным количеством серозно-гнойного отделяемого. Ваш диагноз и лечебная тактика.

 

11. Больной 27 лет обратился на прием с жалобами на зуд кожи в ночное время. Болен 8 дней. Заболевание развивалось после пребывания в командировке.

При осмотре в межпальцевых складках кистей, на животе, внутренних поверхностях бедер отмечаются парные папуло-везикулезные элементы, экскориации, серозно-гнойные корки. Ваш диагноз и лечение.

 

12. Из психоневрологического диспансера поступил больной 42 лет, олигофрен. Жалуется на зуд кожи, особенно в вечернее и ночное время. Детальных сведений о начальных проявлениях дерматоза получить не удалось. Судя по косвенным данным, болеет более года. За медицинской помощью не обращался.

Объективно: На волосистой части головы имеются массивные наслоения в виде сероватых и темно-бурых сухих корок, достигающих толщины от нескольких миллиметров до 2-3 см и более. Корки довольно плотны, легко крошатся, поверхность их шероховатая, испещренная бороздками. Подобные же корковые наслоения имеются на туловище, стопах. Центральные участки ладоней и подошв не поражены. При удалении корок обнаруживается влажная, красная поверхность. Ногти утолщены, неровные, приподняты, с наслоениями на ногтевых ложах. Ваш предположительный диагноз?

 

13. На прием к врачу обратилась мать с ребенком 12 лет. С ее слов ребенка беспокоит сильный зуд в височной и затылочной областях. Ребенок стал раздражительным, ночью спит плохо. Из анамнеза выяснено, что заболевание развивалось во время пребывания в детском лагере.

При осмотре на волосистой части головы, в области затылка и висков, множественные желтовато-буроватые корки, единичные фолликулиты. В затылочной области, кроме того, обнаружены множественные гниды, прикрепляющиеся к волосу, несколько выше его выхода из кожи. О каком заболевании следует думать? Наметьте план лечения данного больного и мероприятия в очаге.

 

Эритразма вызывается

а) вирусами

б) грибами

в) стрептококками

г) стафилококками

д) коринебактериями

 

8. Плесневые грибы поражают все перечисленное кроме:

а) кожи

б) слизистых

в) ногтей

г) внутренних органов

д) волос

 

Диспансеризации.

1. К признакам раннего врожденного сифилиса детей грудного возраста относят все, кроме:

а) сифилитической пузырчатки и диффузной папулезной инфильтрации Гохзингера

б) остеохондрита

в) сифилитического ринита и менингита

г) рубцов Робинзона-Фурнье

д) хориоретинита

Кафедра дерматовенерологии и косметологии

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ПО ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(часть 1 – тесты и ситуационные задачи)

Ставрополь, 2009

УДК 616.5 + 616.97 (076.5)

 

 

Контроль знаний студентов на практических занятиях по дерматовенерологии (часть 1 - тесты и ситуационные задачи). Методическое пособие к практическим занятиям. Ставрополь. – Изд.: СтГМА, 2009. - 71 с.

 

 

Методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов подготовлено доцентом кафедры дерматовенерологии И. Е. Ворушилиной, профессором Чеботаревым В.В., профессором кафедры Н.В. Чеботаревой, ассистентами к.м.н. А.В. Одинец, М.В. Кошель, А.О Коробейниковой.

 

Под обшей редакцией зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии, профессора В.В. Чеботарева

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью практических занятий по дерматовенерологии является ознакомление студентов с клинической картиной наиболее часто встречающихся в работе врача общей практики (семейного), педиатрической, стоматологической, дерматозов и инфекций, передаваемых половым путем. Необходимо привить им умения и навыки сбора анамнеза, распознавания морфологических элементов, описания клинической картины поражения кожи и слизистых, забора патологического материала, клинического мышления в постановке диагноза, тактики дальнейшего обследования и лечения

Для решения вышеуказанного используются: курация больных, клинические разборы пациентов. 20% учебной программы отводится поликлиническому приему. При отсутствии больных с отдельными дерматозами демонстрируются слайды, пленки, муляжи, фотографии из атласов.

Студенты готовятся к практическим занятиям по учебнику самостоятельно, на практических занятиях проводят забор материала для тех или иных видов лабораторного исследования, знакомятся с методикой наружной терапии. Однако им нередко трудно сориентироваться, что является в данной теме главным, каков минимум, с которым он должен прийти на занятие. Этот пробел мы попытались сузить с помощью тестов и ситуационных задач, составленных в соответствии с программой практических занятий. Имея методическое пособие, студент после самостоятельного изучения темы занятия, обращается к нему (часть 1), отвечает на тесты и решает ситуационные задачи. Правильность ответов сверяет по эталонам ответов (часть 2).

Преподаватель проводит тестовый контроль (претест) перед началом практического занятия. Он может сразу оценить степень подготовки группы, выявить вопросы, представившие наибольшую сложность для студентов и в процессе дальнейшего обучения обратить на это особое внимание.

В конце занятия решаются более сложные ситуационные задачи или деловые игры (посттест).

Прядок тестов меняется при переиздании методического пособия.

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Строение нормальной кожи и её придатков. Функции кожи. Патогистологические изменения. 5

Занятие 2. Морфологические элементы, их виды. Методика обследования больного кожным и венерическим заболеванием. 8

Занятие 3. Этиология и патогенез заболеваний кожи. Общее и наружное лечение дерматозов. 10

Занятие 4. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Многоформная экссудативная эритема. 12

Занятие 5. Дерматиты. Токсикодермии. Экзема. 18

Занятие 6. Пиодермии. Паразитарные заболевания кожи (амбулаторный прием). 24

Занятие 7. Кератомикозы. Микозы стоп. Микозы волосистой части головы и кожи (амбулаторный прием). 29

Занятие 8. Вирусные и пузырные заболевания кожи (амбулаторный прием). 35

Занятие 9. Нейродерматозы (зудящие дерматозы). 40

Занятие 10. Аллергические васкулиты кожи (амбулаторный прием). 44

Занятие 11. Болезни соединительной ткани. 45

Занятие 12. Курация больных. 48

Занятие 13. Общее течение сифилиса. Первичный сифилис. 48

Занятие 14. Вторичный период сифилиса. 54

Занятие 15. Третичный период сифилиса. Скрытый сифилис. Клиническая оценка серологических реакций. 56

Занятие 16. Врожденный сифилис. Основные принципы лечения и. 61

диспансеризации. 61

Занятие 17. Гонорея у мужчин и негонококковые уретриты (НГУ). 66

Занятие 18. Поражения кожи и слизистых оболочек у больных ВИЧ/СПИДом. Клинический разбор больных с различными кожными и венерическими заболеваниями. 70

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.095 с.)