Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории мотивации, их классификация.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические воззрения на мотивацию имеют древнюю и разнообразную историю. С древности известна "политика кнута и пряника", применяемая для мотивации подданных государя. XX в. первоначально сформулировал концепцию "экономического человека", реагирующего только на материальные вознаграждения. Так, например, Ф. Тейлор считал, что "человек — это машина, только плохо организованная". Поэтому ее надо лучше организовать, для чего и был введен знаменитый тейлоровский "урок", т.е. рациональный проект организации трудового процесса, за выполнение которого устанавливалась фиксированная плата. Невыполнение "урока" сопровождалось системой штрафных санкций. В 1924—1936 гг. Элтон Мэйо (1880—1940) — психолог, руководитель отдела промышленных изысканий Гарвардского университета — вместе со своими помощниками провел уникальный эксперимент в Хоторне на предприятиях компаний "Вестерн Электрик". Основным итогом Хоторнского эксперимента был научно и практически обоснованный вывод, что к результативному труду побуждают не только материальные, но и иные, прежде всего, социально-психологические стимулы. Улучшение условий труда способствует повышению производительности только на короткое время; ее постоянный рост зависит от многих других факторов. Современные теории мотивации принято подразделять на две группы: содержательные и процессуальные, которые всесторонне рассмотрены в научной и учебной литературе по вопросам менеджмента (на эти теории довольно часто ссылаются и другие науки — экономические, социальные, психологические и др.). Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификаций мотивов личности, побуждающих людей действовать так или иначе. Общим для этой группы теорий является то, что они пытаются идентифицировать потребности и мотивы людей. Но в самой этой идентификации имеются существенные разночтения, наблюдаемые у авторов различных концепций. Наиболее известными являются теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга. Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредоточивают свое внимание на том, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения, в том числе в зависимости от факторов окружающей, среды. Наиболее известны в этом плане теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Р. Адамса, модель Портера — Лоулера, теория мотиваций Хекмана—Олдхэма. Различные теории с разной степенью полноты характеризуют проблему мотивации, выделяя ее различные аспекты. Суть же состоит в том, что каждый человек имеет свои потребности, мотивы, по-разному реагирует на одинаковые, а тем более разные стимулы, что зависит от различных факторов, и наконец, самостоятельно выстраивает свое поведение для удовлетворения своих потребностей. Значение теорий мотивации состоит в том, что они помогают найти подходы к решению этих задач. 42. Содержательные теории мотивации (примеры мотивации по уровням). Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификаций мотивов личности, побуждающих людей действовать так или иначе. Теория потребностей Абрхама Маслоу Все человеческие потребности Маслоу разделил на 5 категории: • физиологические, удовлетворяя которые человек получает возможность выжить, это потребности в еде, одежде, жилище; • безопасности и уверенности в будущем, включающие, во-первых потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и, во-вторых, потребности в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; • социальные - это потребности ощущать себя членом какой-либо человеческой общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку; • уважения - это потребность в признании личных качеств и достижений; • самовыражения, т. е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей в росте как личности. Согласно Маслоу, эти потребности имеют иерархическую зависимость представленную на рис. 5.2. Суть теории Маслоу может быть изложена в двух основных положениях. 1. Если у человека существуют две потребности разных уровней то доминирующей, т. е. определяющей его поведение, будет потребность более низкого уровня.
Рисунок Иерархия потребностей по А. Маслоу
· Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т. е. врожденными, или потребностями низших уровней. Поскольку они определены с рожденияСоциальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т. е. приобретенными, или потребностями высших уровней. · Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда Иной подход к классификации потребностей высших уровней предположил Дэвид Мак-Клелланд в работе «Два лица власти» в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым. Потребность причастности по сути совпадает с социальной потребностью Маслоу. Теория ERG Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено К. Аль-дерфером в 1972 г. в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации». Альдерфер выделил три уровня потребностей: Е (existence) — потребности существования, т. е. потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека; R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны; G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении. В отличие от Маслоу Альдерфер считал, что не имеет смысла говорить о иерархии потребностей, т. е. потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.009 с.) |