Теории мотивации, их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории мотивации, их классификация.



Теоретические воззрения на мотивацию имеют древнюю и разнообразную историю. С древности известна "политика кнута и пряника", применяемая для мотивации подданных государя. XX в. первоначально сформулировал концепцию "экономического человека", реагирующего только на материальные вознаграждения. Так, например, Ф. Тейлор считал, что "человек — это машина, только плохо организованная". Поэтому ее надо лучше организовать, для чего и был введен знаменитый тейлоровский "урок", т.е. рациональный проект организации трудового процесса, за выполнение которого устанавливалась фиксированная плата. Невыполнение "урока" сопровождалось системой штрафных санкций.

В 1924—1936 гг. Элтон Мэйо (1880—1940) — психолог, руководитель отдела промышленных изысканий Гарвардского университета — вместе со своими помощниками провел уникальный эксперимент в Хоторне на предприятиях компаний "Вестерн Электрик". Основным итогом Хоторнского эксперимента был научно и практически обоснованный вывод, что к результативному труду побуждают не только материальные, но и иные, прежде всего, социально-психологические стимулы. Улучшение условий труда способствует повышению производительности только на короткое время; ее постоянный рост зависит от многих других факторов.

Современные теории мотивации принято подразделять на две группы: содержательные и процессуальные, которые всесторонне рассмотрены в научной и учебной литературе по вопросам менеджмента (на эти теории довольно часто ссылаются и другие науки — экономические, социальные, психологические и др.).

Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификаций мотивов личности, побуждающих людей действовать так или иначе. Общим для этой группы теорий является то, что они пытаются идентифицировать потребности и мотивы людей. Но в самой этой идентификации имеются существенные разночтения, наблюдаемые у авторов различных концепций. Наиболее известными являются теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга.

Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредоточивают свое внимание на том, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения, в том числе в зависимости от факторов окружающей, среды. Наиболее известны в этом плане теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Р. Адамса, модель Портера — Лоулера, теория мотиваций Хекмана—Олдхэма.

Различные теории с разной степенью полноты характеризуют проблему мотивации, выделяя ее различные аспекты. Суть же состоит в том, что каждый человек имеет свои потребности, мотивы, по-разному реагирует на одинаковые, а тем более разные стимулы, что зависит от различных факторов, и наконец, самостоятельно выстраивает свое поведение для удовлетворения своих потребностей. Значение теорий мотивации состоит в том, что они помогают найти подходы к решению этих задач.


42. Содержательные теории мотивации (примеры мотивации по уровням).

Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификаций мотивов личности, побуждающих людей действовать так или иначе.

Теория потребностей Абрхама Маслоу

Все человеческие потребности Маслоу разделил на 5 категории:

физиологические, удовлетворяя которые человек получает возможность выжить, это потребности в еде, одежде, жилище;

безопасности и уверенности в будущем, включающие, во-первых потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и, во-вторых, потребности в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

социальные - это потребности ощущать себя членом какой-либо человеческой общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;

уважения - это потребность в признании личных качеств и достижений;

самовыражения, т. е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей в росте как личности.

Согласно Маслоу, эти потребности имеют иерархическую зависимость представленную на рис. 5.2.

Суть теории Маслоу может быть изложена в двух основных положениях.

1. Если у человека существуют две потребности разных уровней то доминирующей, т. е. определяющей его поведение, будет потребность более низкого уровня.

 

Рисунок Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

· Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т. е. врожденными, или потребностями низших уровней. Поскольку они определены с рожденияСоциальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т. е. приобретенными, или потребностями высших уровней.

· Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда

Иной подход к классификации потребностей высших уровней предположил Дэвид Мак-Клелланд в работе «Два лица власти» в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым.

Потребность причастности по сути совпадает с социальной потребностью Маслоу.

Теория ERG

Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено К. Аль-дерфером в 1972 г. в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации».

Альдерфер выделил три уровня потребностей:

Е (existence) — потребности существования, т. е. потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;

R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;

G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.

В отличие от Маслоу Альдерфер считал, что не имеет смысла говорить о иерархии потребностей, т. е. потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)