Социально-психологические методы менеджмента на предприятии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические методы менеджмента на предприятии.



 

Социально-психологические методы - это способы исследования, целью которых является изучение социального развития, прежде всего связей людей, отношений между ними и социальными общностями в их социальной деятельности, специфических психологических особенностей человеческого характера, социокультурных условий, своеобразия образа жизни, охраны здоровья населения, окружающей средах и многого другого.

Классификация социально-психологических

Социально-психологические методы — это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех уровнях:

• на уровне всего общества (государства);

• на уровне коллектива (организации);

• на уровне рабочей группы;

• на уровне индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся:

• демографические факторы;

• возраст;

• пол;

• этническая принадлежность;

• уровень образования и квалификация;

• размер рабочей группы;

• психологический климат.

Для менеджера очень важно:

• правильно оценить индивидуальные качества работника;

• правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах;

• создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

 


57. Управленческие решения: сущность, классификация управленческих решений, требования к решениям, подходы к принятию управленческого решения.

 

В широком смысле – это:

· вид деятельности субъекта управления – определенный этап процесса управления;

· вариант воздействия субъекта управления на объект;

· организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь - это - процесс подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.

УпР представляет собой творческий процесс субъекта управления, определяющий программу мероприятий по решению назревшей проблемы на основе объективных законов функционирования объекта и анализа сложившейся в нем проблемной ситуации.

Виды проблемных ситуаций

· Детерминированные ситуации – решения принимаются в условиях определенности и достаточности исходной информации. Поэтому каждая альтернатива решения приводит к однозначно определенным последствиям.

· Рискованные ситуации – решения принимаются в условиях неопределенности. Эти решения и сами ситуации называются рискованными.

Свойства управленческих решений (УпР):

· наличие возможных вариантов действий и выбора в соответствии с интересами и потребностями субъектов;

· субъективная составляющая, т.к. это результат сознательной, мыслительно-психологической деятельности, окончательное придание юридической силы УпР остается за менеджером;

· корреляция с целью, на достижение которой оно нацелено;

· обладает активным и организующим началом;

· взаимосвязанность всех решений на всех уровнях.

Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличающих их от других видов решений, принимаемых в организации (например, технических, организационных и т. д.), — в первую очередь:

· масштабностью (охватывают более широкий круг людей);

· психологической спецификой;

· финансовыми последствиями;

экономическими, социальными, организационными, правовыми и педагогическими аспектами

Классификация УпР:

А) по уровням управления:

технический уровень: оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые;

средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;

высший уровень: стратегические, высокоответственные.

Б) по принадлежности к функциональному звену:

• конструкторские; • технологические; • плановые;

• организационные.

В) по сложности принятия:

• стереотипные (на основе навыка, опыта, традиции);

• творческие.

Г) по срокам действия:

• постоянные (о технике безопасности);

• длительного действия (должностная инструкция);

• периодические (ежеквартальные);

• краткосрочные (диспетчирование);

• разовые (о премировании).

Д) по содержанию :• технические;• производственные;• экономические;• организационные;• социально-психологические.

Е) по возможности автоматизации:

программируемые (связаны с большим объемом информации);

поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация — в рамках частных задач);

принимаемые путем только логического обоснования;

неисследованные (на основе интуиции и опыта работы);

Ж) по методам принятия решений:

запрограммированное (регулярное) решение, подобно ответу на математическую задачу (например, заявка на ресурсы, график работ), где присутствует простой расчет по каждому варианту и выбор лучшего;

незапрограммированное решение, принимаемое по новым вопросам, связанным с заранее неизвестными факторами (например, какими должны быть цели организации и т.д.) Здесь обычно последовательность шагов неясна, руководитель сам определяет процедуру и рассматривает множество вариантов выбора.

З) по психологическим приемам принятия решения:

интуитивные решения – выбор, сделанный от ощущения того, что он правилен,

· основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку их логика неочевидна. Но это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. В предпринимательских ситуациях решения только «по здравому смыслу» не всегда эффективны, ведут к упущению новых возможностей;

рациональные решения не зависят от прошлого опыта, обосновываются с помощью аналитического процесса.


58. Технология принятия управленческого решения, ее сущность и содержание.

Условия принятия решения

· сильно влияют на результат решения, т.к. менеджеры принимают решения, опираясь на различные объемы информации с различной вероятностью положительного или отрицательного результата:

· есть достоверная и полная информация – большая вероятность успеха. Решение принимается в условиях определенности и минимизации риска.

· информация есть, но в недостаточном объеме – большая вероятность неудачи. Решение принимается в условиях риска.

· информация неполная, менеджер делает предпосылки, равновероятные в успехе или неуспехе. Решения принимаются в условиях неопределенности.

· перед менеджером – неясные цели, альтернативы плохо определены, полностью отсутствует информация. Вероятность неудачи очень велика. Решения самые рискованные, принимаемые на основе сомнительных предпосылок.

Принятие управленческих решений осуществляется под воздействием ряда факторов:

· Личностная направленность руководителя.

· Среда принятия решения - характеризуется условиями определенности или неопределенности.

· Культурные различия.

· Информационные ограничения.

· Поведенческие ограничения.

· Взаимосвязь решений.

· Сложность исполнения принятого решения,

· Перспективность действия решения.

· Наличие финансовых средств.

· Экономическая целесообразность принятия решения.

Степень риска.

Требования к УпР:

· Единство целей - должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям.

· Базирование на полной и достоверной информации.

· Научная обоснованность и правомочность, состоящая в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано, а аргументы должны, по возможности, носить формализованный характер. Правомочность заключаются в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения, лица принимающего решение (ЛПР).

· Оптимальность и экономичность.

· Ясность и конкретность формулировок поисполнителям, срокам выполнения и методам контроля.

· Краткость формулировок, повышающая конкретность, действенность решений и способствующая лучшему усвоению задачи исполнителем.

· Учет психологических особенностей, уровня подготовки исполнителей и возможных отрицательных последствий в смежных сферах управления.

· Своевременность и оперативность принятия решений.

· Объективность. Руководителине должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при принятии решений.

· Наличие запасных вариантов, позволяющих сохранять степень надежности решения

Решение будет реализуемым если оно предусматривает:

· организацию,

· стимулирование,

· мотивацию,

· контроль выполнения.

 

В принятии решений присутствуют в разной степени три момента: интуиция, суждения и рациональность.

Чисто интуитивные: собственное ощущение правильности выбора(«шестое чувство», озарение). Чаще присущи для менеджеров высшего уровня. Менеджеры среднего звена больше полагаются на информацию и помощь ЭВМ.

Решения, основанные на суждении – их логика слабо прослеживается и в этом они сходны с интуитивными. Но в их основе все же лежит осмысленный опыт прошлого, используя который с поправкой на сегодняшний день выбирается вариант, принесший успех в аналогичной ситуации в прошлом.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет отпечаток личности менеджера.

Принято различать уравновешенные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные – принимают менеджеры, критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Перед принятием решения они имеют сформулированную идею.

Инертные - результат осторожного поиска.

В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей. Отсутствует оригинальность, новаторство.

Рискованные решения- их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и если уверены в себе. Не испугаются опасностей.

Осторожные решения – менеджеры тщательно оценивают все варианты, сверх критично подходят к делу. Еще менее, чем инертные, отличаются отсутствием новизны и оригинальности.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом.

Для стратегического и тактического управления системами менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа. Обоснования и оптимизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.026 с.)