Объективные предпосылки к формированию менеджмента как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные предпосылки к формированию менеджмента как науки



· Промышленная революция в Англии (НТП

XIX века) –производственные возможности повышения производительности труда.

· Рыночные условия в США (начало XXвека) – возможность повышения эффективности работы организации за счет рационального управления – управленческая среда.

· Возникновение трансконтинентальных компаний – образование мирового рынка, образование крупных отраслей и предприятий, требующих новых подходов к организации управления.


5. Основные школы (системы взглядов) менеджмента.

Школа научного управления (1885-1920). К этой школе принадлежали Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г Форд, Г Ганнт. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

В целом же заслуга Тейлора и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;

обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

выделение планирования в отдельный процесс;

утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

2.Административная (классическая) школа менеджмента (1920-1950). Представители: А. Файоль, Л Урвик, Д.Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; концентрация или рассредоточение власти; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух;

выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные; разделил опера-ции на функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1980). Представители: Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо, А.Маслоу.

Перенос центра тяжести в управлении с распределением функций и выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой этой школы. Исследователи этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Искусство общения с людьми, делает вывод Мэйо, должно стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления. Под «человеческим фактором» в психологии понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.

4. С конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформироваться в школу «поведенческих наук». Наиболее крупные представители этого направления:Р. Лайкерт; Д. Мак Грегор; А. Маслоу. Представители этого направления занимали уже не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности работы отдельного работника и организации в целом. Главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих личных возможностей и раскрытии творческого потенциала.

Рисунок 1 - Пирамида потребностей А. Маслоу

 

5. Школа количественных методов (1950 г. – по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физике и др. Суть этого похода: для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематичное отображение будущей реальной ситуации.

 


Характеристика классической школы менеджмента.

Административная школа в управлении.

Классическая или административная школа (1920-1950)

· Основатель- Анри Файоль

· Представители: Линдалл Урвик, Макс Вебер, Г. Эмерсон, Генри Форд

Основные положения:

· Выделение управления как особого вида деятельности

· Деятельность по управлению включает: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

· Успех любой организации зависит от 14 принципов управления.

14 принципов управления Анри Файоля:


· Разделение труда

· Полномочия и ответственность

· Дисциплина

· Единство распорядительства

· Единство руководства

· Подчинение личных интересов общим

· Централизация (важна степень), степень вовлеченности

· Цепи взаимодействия

· Вознаграждение персонала

· Порядок

· Стабильность персонала

· Равенство

· Корпоративный дух

· Инициатива



Характеристика основных достижений научной школы менеджмента

Школа научного менеджмента.

1885-1920 гг

Основатели – Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет

Представители: Г.Гант, А.Богданов, А.Гостев

Основные положения:

- используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности,

- увеличение производительности и объёмов производства происходит за счёт систематического стимулирования работников.

В начале ХХ в. бурный рост промышленности привел к значительной активизации работ по организации производства.

Большой вклад в менеджмент внес американский инженер и промышленник Генри Форд (1863-1947). Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 г. в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.01 с.)