Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О разном понимании анализируемой президентской функции свидетельствуют и иные акты. Так, в своём Послании Федеральному Собранию 17 февраля 1998 г. Президент РФ называет формы «политического согласования позиций по принципиальным вопросам развития страны. Среди них — консультации главы государства с лидерами депутатских фракций и групп, совещания Президента с руководителями законодательной и исполнительной ветвей власти («совет четырех»), Круглый стол для обсуждения наиболее острых проблем и другие». Эти формы, продолжал он, не подменяют конституционные органы власти, а являются реализацией «конституционной обязанности главы государства обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» 1 В несколько ином, но схожем (координационном) смысле, о данной функции говорится в Постановлении Совета Федерации «О положении на Северном Кавказе и о принимаемых федеральными органами государственной власти мерах в связи с возникновением угрозы национальной безопасности Рос-сииской Федерации» от 17 сентября 1999 г. № 378-СФ, которое было принято после ряда террористических актов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. В нём Президенту ставилось в упрёк, что он «не в полной мере использовал все свои конституционные возможности по предотвращению вооруженного конфликта и обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти», а в резолютивной части для обеспечения такого взаимодействия было предложено, в частности: повысить координирующую роль Совета Безопасности РФ в вопросах реализации мер по надежному обеспечению национальной безопасности России; обеспечить четкое взаимодействие силовых структур; создать комиссию с участием представителей всех органов власти по разработке предложений по совершенствованию отдельных положений Конституции РФ. Как видим, разброс в понимании функции обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов огромен. И, на мой взгляд, наиболее близок к её пониманию именно Президент РФ, отчасти Совет Федерации. Если же идти вслед за решениями КС РФ, то мы окончательно потеряем смысл данной функции, которой, по существу, можно оправдать практически любое новое полномочие Президента. Именно это и можно наблюдать после 2000 года, когда объём полномочий Президента стал расширяться уже посредством не его указов, а, главным образом, федеральных законов. Проще говоря, Президент стал активно расширять сферу своей компетенции, пользуясь полной лояльностью Федерального Собрания. Теперь новые президентские полномочия устанавливаются, главным образом, законодательным путём. Правда, такой способ расширения президентских полномочий существует не только в России. У. Бернам, например, пишет: «Добрая часть ответственности за появление того, что называют «имперским президентством», лежит на Конгрессе, который выступил партнёром исполнительной власти в установлении и поддержании такого рода президентства. Истории США известны случаи, когда сильные президенты «ухватывали кусок власти», но в основном Конгресс сам, по ■у собственному желанию делегировал власть Президенту». Однако тут между нашими странами есть и принципиальная разница. Сложно себе представить, чтобы Конгресс США поделился с Президентом полномочиями, которые, вне всякого сомнения, считаются парламентской прерогативой. У нас же такое произошло, например, после того, как поправками в Федеральный закон о Счетной палате Президенту РФ были вручены полномочия представлять Государственной Думе и Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счётной палаты РФ. Ещё труднее представить в США закрепление за главой государства полномочий, которые, по существу, похоронили федеративный характер страны (речь идёт не только о полном контроле Президента РФ за главами субъектов РФ, но и фактически о контроле за законодательными органами субъектов Федерации). Таким образом, с одной стороны, доктрина «подразумеваемых (скрытых) полномочий» служит эффективному управлению, с другой, — несёт в себе угрозу разрушения конституционализма. Благодаря чему здесь может быть достигнут баланс? Благодаря правовым ограничениям. Самое общее содержится в ч.1 ст. 15 самой Конституции РФ, где в качестве одного из проявлений её высшей юридической силы сформулировано требование: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а ч.З ст.90, применительно к указам и распоряжениям Президента, добавляет: «и федеральным законам». Однако этого явно недостаточно, поскольку можно назвать довольно много случаев, когда федеральный закон или указ Президента, не нарушив ни одной конкретной конституционной нормы, вступал в противоречие с духом Конституции, с конституционными принципами. Поэтому данное общее условие необходимо конкретизировать. Представляется, что в конституционном и притом федеративном государстве должны действовать три относительно конкретных ограничения властной экспансии главы государства. Первое — это соответствие полномочий главы государства его собственным конституционно установленным функциям и общим полномочиям. Второе — компетенция иных органов государственной власти, прежде всего, парламента, Правительства (и федеральных органов исполнительной власти), органов суда, а также прокуратуры. Третье ограничение — компетенция субъектов Федерации и местных сообществ. Для решения проблемы совершенствования президентской власти необходимо прежде всего уточнить место главы государства в системе органов государственной власти России и в единой системе исполнительной власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако согласно части 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды. Таким образом, Конституция РФ относит к исполнительной власти наряду с Правительством РФ и главу государства, ведь по характеру и содержанию полномочий отнести его к иным ветвям власти не представляется возможным. В отличие от главы государства Правительство РФ не обладает полномочиями по привлечению к политической ответственности региональных органов исполнительной власти либо их должностных лиц. Оно лишь уполномочено вносить предложения главе государства о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина. Более того, на федеральном уровне законодательно не предусмотрено ни одного механизма участия Правительства РФ в назначении на должность руководителей региональной исполнительной власти. Часть 2 ст. 85 Конституции РФ предоставляет Президенту России право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в указанных случаях до разрешения противоречия соответствующим судом. Следовательно, реальными полномочиями по контролю за двумя уровнями исполнительной власти в стране, координации их взаимодействия и сотрудничества, привлечению к политической ответственности виновных должностных лиц обладает лишь глава государства. Анализ ст. 83 Конституции Российской Федерации показывает, что Президенту Российской Федерации принадлежат не только полномочия по формированию Правительства Российской Федерации, но и возможность непосредственной координации деятельности Правительства Российской Федерации. В связи с этим одним из способов определения места главы государства в системе государственной власти в России в целом и в единой системе исполнительной власти в частности является конституционное закрепление реально сложившегося в стране статуса Президента Российской Федерации как руководителя единой системы исполнительной власти. Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что Президент Российской Федерации предстает одновременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего одновременно значительной частью полномочий каждой из них и (или) не менее эффективными механизмами воздействия на них, и в качестве фактического руководителя федеральных органов исполнительной власти. Многие ученые-юристы негативно оценивают такое смешение функций Полномочия Президента Основные полномочия Президента РФ определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами. Возможна различная классификация полномочий Президента РФ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.008 с.) |