Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межэтнические контакты. Химеры и антисистемы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гумилёв различает три формы межэтнических контактов: симбиоз, ксению и химеру. Участники симбиоза не сливаются и занимают разные ландшафтные и хозяйственные зоны. Их сосуществование строится по принципу функционального разделения и может быть охарактеризовано как взаимополезное и взаимодополняющее. Этносы, образующие ксению (от греческого – гостья), как и в предыдущем случае, не утрачивают своеобразия, но их сосуществование скорее нейтрально. Здесь нет разделения социальных ролей и ландшафтных зон: этносы как бы «задвинуты» в одну коммунальную квартиру и вынуждены мириться с присутствием соседа. Такая ситуация характерна для Бельгии (валлоны и фламандцы) и Канады (англоканадцы, франкоканадцы, франкоязычные метисы, мигранты славянского происхождения). Химера – это попытка соединения этносов, относящихся к разным суперэтническим общностям. Попытки такого рода заведомо обречены на провал, так как нельзя соединить несоединимое. При наложении этнических полей разного ритма не может возникнуть симфония, результатом всегда будет какофония[72]. Если симбиоз и ксения вполне вписываются в логику этногенеза, то химера представляет собой насилие над природой. Химера – это всегда соблазн культуры, порождение человеческого ума, искусственное вмешательство в естественный порядок вещей, попытка «сконструировать» народ из прежних этнических субстратов, пересоздать его с опорой на некую идейную конструкцию. Но смешение не ведёт к сотрудничеству, поэтому результаты химеризации крайне неустойчивы и нежизнеспособны. Химеры могут быть пассивными, но могут становиться рассадниками антисистем. Критерием для определения антисистемы является отношение к миру. Гумилёв выделяет два вида мироощущения: положительное и отрицательное. Обладатель положительного мироощущения принимает мир, или, на языке естествознания, утверждает биосферу с её закономерностями. Такая позиция не означает пассивности, непротивления и полного отказа от агрессивных актов. Человек, движимый положительным мироощущением, может убивать и жертвовать собственной жизнью, но если эти поступки совершаются во имя утверждения и продолжения жизни, они не являются деструктивными. Такое восприятие мира естественно в том смысле, что оно порождено биосферой, вернее, энергией живого вещества. На этическом уровне «положительное мироощущение» тождественно «добру». Отрицательное мироощущение не принимает мира, который признаётся либо реально существующим злом, либо иллюзией. Так или иначе, носители подобного мироощущения боятся жизни и призывают к избавлению от неё. Общности, возникающие на основе отрицательного мироощущения и создающие соответствующие идеологии, Гумилёв определяет как антисистемы. Отрицательное мироощущение противоестественно, не соответствует законам биосферы. Оно порождается человеческой мыслью, являясь своего рода интеллектуальной болезнью. «Выбор характера деятельности лежит… в полосе свободы, где человек отвечает за свои поступки. Нет закона природы, диктующего бессмысленное уничтожение шедевров, убийство животных не для того, чтобы насытиться, оскорбление беззащитных людей» [17, с. 483]. Исповедание антисистемной идеологии тождественно поклонению бездне, вакууму. Гумилёв называет антисистемные идеологии «концепциями-вампирами». На философском языке антиситема может быть определена как «метафизический нигилизм». На уровне этики она тождественна «злу». Классические случаи антисистем – гностики[73], манихеи[74], богомилы[75], катары[76], исмаилиты[77], некоторые направления буддизма (школы созерцания и недеяния). Общим для всех антисистемных идеологий является жизнеотрицание, «программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни.., то некого жалеть – ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть – Бога не признают, значит не перед кем держать ответ, и нельзя жалеть, потому, что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно» [17, с. 492-493]. Крайним выражением антисистемности являются убийство, самоубийство и вандализм. Но антисистема может выступать и под маской непротивления, если оно сопряжено с проповедью угасания и принципиального отказа от деторождения. Отказ от продления жизни не менее деструктивен, чем убийство или суицид. Согласно Гумилёву, под этот признак подпадает позднее творчество Л.Н. Толстого. В новейшей философии выражением негативного мироощущения является экзистенциализм. Антисистемы обычно возникают в зоне суперэтнических контактов. Гностицизм зародился в результате соединения элементов эллинской и иудейской культуры, а манихейство – на стыке эллинского и персидского культурных миров. Исмаилизм является продуктом этнического смешения в рамках Арабского халифата. Ересь богомильства возникла в результате соединения болгарской (тогда ещё тюркской в этническом отношении), славянской (тогда ещё во многом языческой) и византийской традиций. Проблема не в самих указанных суперсистемах, а в их несовместимости. Нельзя в одно и то же время быть приверженцем различных мировоззрений. Нельзя быть христианином и буддистом одновременно. Кусочки разных суперэтнических традиций невозможно органично соединить, а результат такого соединения оказывается не только нежизнеспособным, но и опасным, чреватым деструктивностью. Гумилёв сравнивает антисистему с раковой опухолью, которая высасывает из приютившего её этноса силы для поддержания собственного существования и умирает вместе с опустошённой жертвой.
Контрольные вопросы 1. Какой смысл Л.Н. Гумилёв вкладывает в понятие «этногенез»? 2. Какой критерий Л.Н. Гумилёв предлагает использовать при идентификации этноса? 3. Определите понятие «этническое поле». 4. Что такое «комплиментарность»? 5. Определите понятия «консорция», «конвикция», «субэтнос», «суперэтнос»? 6. Чем отличаются конфликты между суперэтносами и внутри одного суперэтноса? 7. Что такое «месторазвитие» и какова его роль в этногенезе? 8. Что в учении А. Тойнби вызывает неприятие Л.Н. Гумилёва? 9. Что такое «пассионарность»? 10. Объясните действие закона «пассионарной индукции»? 11. Как, по Л.Н. Гумилёву, соотносятся «этническое» и «культурное»? 12. Каковы фазы этнической динамики? 13. Охарактеризуйте симбиоз, ксению и химеру. 14. Что такое «антисистема»?
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России и славянском единстве / Социс, 2003, № 5. 2. Аверинцев С.С. Морфология культуры О. Шпенглера / Новые идеи в философии. Ежегодник философского общества СССР. 1991. – М.: Наука, 1992. 3. Авдеева Л.Р. Данилевский / Русская философия: Словарь. Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995. 4. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. 5. Асланов И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского / Философия и общество, 2002, № 1. 6. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. – М.: Институт философии РАН, 1997. 7. Балуев Б.И. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» – Тверь: «Булат», 2001. 8. Бестужев-Рюмин К.Н. Теория культурно-исторических типов / Русский вестник, 1888, № 5. 9. Воробьёва О.В. А. Тойнби: Опыт постижения истории / Новая и новейшая история, 2006, № 5. 10. Гергилов Р.О. О. Шпенглер и Третий Рейх / Новый исторический вестник, 2007, № 1 (15). 11. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. – М.: АСТ, 2004. 12. Гумилёв Л.Н. История народа хунну. – М.: АСТ, 2004. 13. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – М.: Айрис-пресс, 2004. 14. Гумилёв Л.Н. О термине «этнос» / Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. 15. Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. 16. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна») – М.: Айрис-пресс, 2003. 17. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: АСТ, 2008. 18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. 19. Дёмин В.Н. Лев Гумилёв. – М.: Молодая гвардия, 2007. 20. Диалог из 1960-х: А. Тойнби – П.А. Сорокин / Социс, 2004, № 10. 21. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С. Хантингтон отвечает оппонентам / Полис, 1994, № 1. 22. Кирсанов А.И. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций / Философия и общество, 2008, № 3. 23. Киссель М.А. Тойнби / Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991. 24. Лавров С.Б. Лев Гумилёв. Судьба и идеи. – М.: Сварог и К, 2000. 25. Манн Т. Об учении Шпенглера / Манн Т. Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1960. 26. Махнач В.Л. Историко-культурное введение в политологию / http://mahnach. ru 27. Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва / Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. 28. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880-1936) / Новая и новейшая история, 1996, № 3. 29. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 30. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби (опыт критического анализа). – М.: Наука, 1976. 31. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1. Гештальт и действительность. – М.: Мысль, 1993. 32. Свасьян К.А. Социально-политическая философия Освальда Шпенглера / Социс, 1987, № 6. 33. Семёнов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. Критический очерк. – М.: Наука, 1980. 34. Соловьёв В.С. Николай Яковлевич Данилевский / Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. 35. Страхов Н.Н. Исторические взгляды Г. Рюккерта и Н.Я. Данилевского / Русский вестник, 1894, т. 234. 36. Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» / Известия С.-Петербургского Славянского благотворительного общества, 1886, № 12. 37. Султанов К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского: Конфликт интерпретаций. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 38. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (от Бэкона к Шпенглеру). – Томск: «Курсив», 1997. 39. Тавризян Г.М. Освальд Шпенглер, Йохан Хёйзинга: две концепции кризиса культуры. – М.: Искусство, 1989. 40. Тавризян Г.М. Шпенглер / Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991. 41. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. 42. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. – М.: Айрис-пресс. 2003. 43. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ, «Ермак», 2004. 44. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. – М.: АСТ, «Транзиткнига», 2004. 45. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. 46. Шпенглер О. Годы решений. – Екатеринбург: У – Фактория, 2007. 47. Шпенглер О. Закат Европы. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 48. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. – М.: Праксис, 2002.
[1] Панславизм – идея объединения славянских народов. [2] В этом понятии соединены цивилизация Древней Месопотамии и мир финикийских городов-государств. [3] Синоним исламской цивилизации. [4] Месоамериканская цивилизация (майя и ацтеки). [5] Цивилизация инков. [6] Соловьёв Сергей Михайлович (1820 – 1879) – русский историк, представитель «государственной школы». Автор 29-томной «Истории России с древнейших времён». Отец философа В.С. Соловьёва. [7] Так, М. Хайдеггер и К. Шмитт вступили в НСДАП. [8] Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160), древнегреческий астроном, создатель геоцентрической теории мироздания, согласно которой планеты движутся вокруг неподвижной Земли. В ходе Научной революции XVI-XVII вв. теория Птолемея будет отвергнута в пользу гелиоцентрической теории Н. Коперника. [9] Общепринятое значение понятия «феллахи» – оседлое население арабского мира, крестьяне-земледельцы. Шпенглер вкладывает в него новый, откровенно уничижительный смысл. [10] «Старшая Эдда» – древнеисландский сборник мифологических и героических песен, бытовавших в устной традиции германских народов. «Младшая Эдда» – трактат о языческой скандинавской мифологии, написанный исландским поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном (1178 – 1241). [11] По всей видимости, Шпенглер имеет в виду не тектонику (отрасль геологии), а архитектонику – строительное искусство, художественное выражение закономерностей строения. [12] «Дикая охота» – в германской мифологии сборище призраков и злых духов, проносящихся по небу во время зимних бурь. [13] Константин I Великий (ок. 285-337), римский император с 306 г. Признал христианство официальной религией Римской империи. Основал новую столицу Константинополь на месте греческого города Византий. Символический основатель Византийской империи. [14] Её политические границы совпадают с империей инков. [15] Цивилизация древнего Крита. Название происходит от имени легендарного критского царя Миноса. [16] Имеется в виду доарийская цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд в III тыс. - I тыс. до н.э. [17] Китай в правление династий Шан (Инь) и Западная Чжоу (XVII-VIII вв. до н.э.) [18] Тойнби включает в неё не только древнюю Грецию, но и Рим. [19] Идентификация сирийской цивилизации весьма спорна. Согласно Тойнби, её политические границы заданы персидской империей Ахеменидов, а носителями культурного и религиозного начала были семитские народы (финикийцы, арамеи, евреи, арабы). Высшей точкой этой цивилизации Тойнби считает рождение ислама и создание Арабского халифата. [20] Сложилась в результате арийского завоевания Индии. Её очаг – долина реки Ганг. [21] Китай в правление династий Цинь и Хань (III в. до н.э. – III н.э.) [22] Её политические границы совпадают с империей ацтеков. [23] Зона византийской культуры. [24] Зона суннитского ислама. [25] Зона шиитского ислама. [26] Индия после II в. до н.э. [27] Китай начиная с III в. н.э. [28] Мир британских кельтов. [29] Несторианская цивилизация, сложившаяся в V-XIII вв. в Центральной Азии. Несторианство – учение, основанное константинопольским патриархом Несторием, согласно которому Иисус Христос, будучи рождён человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе (431). К XIII в. было вытеснено исламом и буддизмом. [30] Скандинавы в «эпоху викингов» (VIII-XI вв.) [31] Цивилизация племён Сирии, Палестины и Синая до их вхождения в сферу влияния египетской цивилизации в сер. II тыс. до н.э. [32] Охватывает кочевников Центральной Азии. [33] Парсы – потомки выходцев из Ирана, бежавших от арабского завоевания и поселившихся в Индии в VII-X вв. Исповедуют древнюю персидскую религию зороастризм, поклоняются огню. [34] Несторианские общины сохранились в Иране, Ираке и Сирии. [35] Монофизиты (монофиситы) – сторонники учения, возникшего в V в. Они трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого духа божественным. Монофизитство осуждено Халкидонским собором (451). Господствует в армянской, эфиопской, коптской и «яковитской» сирийской церкви. [36] Охватывает майянскую, мексиканскую и юкатанскую цивилизации из первоначального списка. [37] Цивилизация древней Месопотамии; охватывает шумерскую и аккадскую цивилизации из первоначального перечня. [38] Охватывает минойскую цивилизацию и доклассический период древнегреческой цивилизации. Полностью совпадает с использующимся в отечественной литературе понятием «крито-микенская цивилизация». [39] Охватывает шанскую, китайскую и дальневосточную (основную) цивилизации из первоначального списка. [40] Охватывает индийскую и индуистскую цивилизации из первоначального перечня. [41] Цивилизация индейцев, располагавшаяся в доколумбову эпоху на территории юго-запада США. [42] Индейская цивилизация, располагавшаяся на территории нынешних Эквадора и Колумбии. [43] Цивилизация, располагавшаяся на севере Чили и на северо-западе Аргентины. [44] Элам – государство, располагавшееся в юго-западной части Иранского нагорья в III тыс. – сер. VI в. до н.э. [45] Урарту – государство, в IX-VI вв. до н.э. располагавшееся на территории Армянского нагорья. [46] Охватывает все народы Апеннинского полуострова, включая италиков, этрусков и греческих мигрантов. [47] Имеется в виду янычарское войско, которое состояло из рабов, набранных по «налогу крови» из христианских мальчиков. Военное рабство не было турецким изобретением. Гвардия арабских халифов (гулямы) также набиралась из рабов. Военными рабами были и египетские мамлюки. [48] Отнесение индуизма и буддизма к числу религий единобожия более чем спорно. Если в индуизме мы ещё можем обнаружить монотеистические мотивы (мы имеем в виду такие его разновидности, как шиваизм и вишнуизм), то в буддизме тема божественного занимает откровенно подчинённое положение по сравнению с темой сверхчеловека-будды. [49] Это утверждение Тойнби справедливо только в отношении т.н. «мировых религий», которые интернациональны по сути. К таковым относятся буддизм, христианство и ислам. Иначе обстоит дело в племенных и национальных религиях, для которых принципиальное значение имеет этническое происхождение адепта. [50] Секулярный (от лат. saecularis) – мирской, светский. [51] Зилоты (зелоты), в переводе с греческого «ревнители»; еврейское религиозное и политическое движение (I в. до н.э. – I в.н.э.), выступавшее против римского владычества в Палестине, а также против эллинизации и романизации евреев. «Иродианами» Тойнби называет сторонников курса иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), сотрудничавшего с римлянами. [52] Примечательно, что Тойнби не рассматривает в качестве реакции на контакт с чужой цивилизацией искреннюю увлечённость ею, считая негативное отношение более естественным. [53] «Революция Мэйдзи» – события в Японии 1867-68 гг., в ходе которых была свергнута власть сёгунов (военных правителей) из дома Токугава и восстановлена власть императоров. К власти пришло правительство во главе с императором Мацухито, вставшее на путь модернизации и вестернизации при сохранении традиционной структуры. «Мэйдзи» – девиз и официальное название периода правления Мацухито (1867-1912), в переводе с японского «просвещённое правление». [54] Гальванизация – электротерапия. [55] Установление празднования субботы вместо воскресенья. [56] Неоконсерватизм – течение западной (прежде всего, американской) мысли, соединившее положения классического консерватизма с некоторыми ценностями либерализма. Во внешней политике неоконсерваторы делают акцент на идеологической и военной экспансии Запада. [57] От лат. Sina – Китай. Отсюда название науки «синология», то есть «китаеведение». [58] Дар ал-ислам (араб.) – «обитель покорности», мусульманские страны и народы. Дар ал-харб (дар ал-гарб) – «обитель войны», немусульманские народы и территории. Понятие «война» имеет здесь двойной смысл. С одной стороны, имеется в виду отсутствие единственно верного закона – шариата, что, с точки зрения мусульманина, тождественно беззаконию и беспорядку. С другой стороны, подчёркивается необходимость священной войны во имя распространения исламских ценностей и обращения немусульман в «истинную веру». [59] Понятие «кемализм» производно от имени Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-1938), вождя турецкой революции 1918-23 гг., первого президента Турецкой республики. Находясь у власти, он проводил масштабные преобразования во всех сферах жизни турецкого общества. Его имя стало символом вестернизации и модернизации. [60] Не менее серьёзным препятствием является религиозное разделение африканцев: деление на мусульман и христиан. [61] Государственным языком Эфиопии является амхарский, один из древних семитских языков. Религия большинства Эфиопов – разновидность коптского христианства. [62] Красный, белый и зелёный – цвета мексиканского государственного флага. [63] В 1921 г. Н.С. Гумилёв был обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян. [64] Джамуга – друг, соратник, названный брат Чингисхана, впоследствии – его противник. [65] Савицкий Пётр Николаевич (1895 – 1968) – экономист, географ, философ; эмигрант; один из основателей евразийства. [66] Говоря о социологии, Гумилёв обычно имеет в виду её прогрессистские вариации: позитивизм, эволюционизм и, прежде всего, марксизм. [67] Гвельфы и гибеллины – политические группировки в средневековой Италии, возникшие в связи с противостоянием папства и Священной Римской империи. Гвельфы поддерживали римских пап, а гибеллины – императоров. [68] Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) – русский советский учёный, основатель геохимии, биогеологии, радиогеологии. Создатель учения о биосфере. [69] Борджиа Чезаре (Цезарь) (1475 – 1507) – итальянский политический деятель. Отличался цинизмом и жестокостью. В то же время, покровительствовал ренессансной культуре. Философ Н. Макиавелли считал Чезаре Борджиа образцом государственного деятеля и посвятил ему самую известную свою работу – «Государь». [70] Фенотип – совокупность генетически обусловленных признаков и свойств организма. [71] Абсорбция – поглощение. [72] Какофония – сочетание музыкальных звуков, которое воспринимается как сумбурное, хаотическое; противоположность симфонии. [73] Гностики – приверженцы религиозного учения, возникшего в I-V вв. н.э. на эллинизированном Ближнем Востоке. Попытались соединить элементы христианства, некоторых восточных религий и греческой философии. Исходили из дуализма материального и духовного. Гностицизм оказал огромное влияние на средневековые ереси и неортодоксальную европейскую мистику. [74] Манихеи – приверженцы религиозного учения, основанного в III в. н.э. пророком Мани. Манихейство – дуалистическое учение, в основе которого лежит идея борьбы добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Оказало влияние на средневековые ереси. [75] Богомилы – сторонники еретического движения на Балканах в X-XIV вв. [76] Катары – участники еретического движения XII-XIII вв., получившего развитие в Италии и Южной Франции. [77] Исмаилиты (карматы, ассассины, зиндики) – приверженцы радикальной шиитской секты, возникшей в Арабском халифате в VIII в. Типологически и генетически учение исмаилитов родственно гностицизму. Персидское слово «зиндик» является калькой греческого слова «гностик» и переводится как «знающий».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.012 с.) |