Управленческие роли руководителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческие роли руководителей



Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15].

Под ролью понимается функция, нормативно одобренный об­разец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную по­зицию.

Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются.

В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей.

Конвенциональные роли связаны со стандартизированными пра­вами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.

Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной ра­боте лиц, организованных в группы. От того, каким образом выпол­няются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание дан­ной личности.

Все руководители, независимо от того, к какому уровню управле­ния они относятся, выполняют различные социальные и управлен­ческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соот­ветствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации.

Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таб­лице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16].

По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в раз­ной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вме­сте взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.

 


Таблица 6. Управленческие роли руководителей

Управленческие роли Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли
Межличностные роли
Главный руководитель Осуществляет работы социального и правового характера. Осуществляет действия, определяемые статусом, в частности участие в церемониалах, осуществляет ходатайства от имени организации
Лидер Осуществляет практически все действия, в кото­рых участвуют подчиненные Отвечает за моти­вацию подчиненных, а также за подготовку и набор персонала
Связующее звено Участие в совещаниях за рамками данной органи­зации, контакты с другими субъектами управленческой деятельности других организации
Приемник информации Является центром внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. Отслеживает необходимую информацию специализирован­ного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую в организацию, осуществляет нужные контакты
Распространитель информации Поставляет информацию членом организации для усвоения и интерпретации, для формирования взглядов на нее внутри организации По его рас­поряжению идет рассылка почты для получения новой информации Осуществляет общение с подчиненными для передачи им информации (беседы, обзорная информация)  
Представитель Передает информацию во внешние организации. Является экспертом по вопросам данной отрасли. Участвует в заседаниях, выступает устно, обраща­ется через почту    
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Участвует в создании новых идей, контролирует разработку «проектов по совершенствованию» организации. Участвует в заседаниях по вопросам стратегии развития организации, обсуждении управленческих ситуаций
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия при не­ожиданных сбоях в работе организации. Участву­ет в обсуждениях стратегических и текущих во­просов, включающих проблемы и кризисы.
Распределитель ресурсов Участие в принятии и одобрении всех управлен­ческих решений по распределению ресурсов. Осуществляет различные действия по составлению бюджетов, программированию деятельности подчиненных и т. д.
Ведущий переговоры Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:

1. какие виды групп в организации вам известны?

2. чем отличаются неформальные группы?

3. В чём особенности неформальных групп?

4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении?

5. Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»?

6. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального?

7. Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

8. Что такое концентрация ограничений?

9. Какие требования предъявляет рынок к менеджеру?

10. Какие известны формы власти? Опишите их.

11. Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются?

12. В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния?

13. В чем заключается суть и особенности управленческих ролей?

14. Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?

 

 

ТЕКСТ ПО ТЕМЕ:

1. Формальные группы организации возникают:

а) спонтанно, в процессе функционирования;

б) при структуризации;

в) в процессе разработки целей организации.

2. Неформальная структура организации возникает:

а) при планировании;

б) при структуризации;

в) спонтанно.

3. Лидерство, это:

а) узаконенная сила в организации;

б) способность влиять на людей;

в) круг полномочий.

4. Законная власть:

а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать;

б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями;

в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания.

5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:

а) его статусу;

б) ситуации;

в) стадии жизненного цикла организации.

 

 


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задание 1.

Заполните таблицу, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления.

Напишите объяснительную записку по результатам сравнительного анализа походов с учетом сделанных критических замечаний.

Таблица

Сравнительный анализ подходов к менеджменту

Подходы к менеджменту Функции управления Связывающие процессы критика
планирование организация мотивация контроль Принятие решений коммуникация
1. Школы в управлении
1.1. Школа научного менеджмента              
1.2. Административная школа              
1.3. Школа человеческих отношений              
1.4. Школа науки о поведении              
1.5. Школа количественных методов              
2. Процессный подход              
3. Системный подход              
4. Ситуационный подход              

 

 

Задание 2.

Представьте себе, что Вас пригласила известная компания «Альфа» проконсультировать ее в области стратегического управления. Вы приходите на фирму и проводите всестороннее обследование. С чего Вы начнете свою работу:

а) с анализа финансового положения фирмы;

б) с изучения целей фирмы;

в) с досконального анализа деятельности высшего руководства;

г) с изучения положения и поведения фирмы на рынке;

д) с анализа производственного потенциала фирмы;

е) с изучения структуры фирмы и системы взаимодействия

ее подразделений;

ж) с анализа человеческого потенциала фирмы и системы

управления кадрами.

Задание 3

Все перечисленные в задании 1 направления анализа стра­тегического поведения фирмы имеют исключительно важное значение для понимания того, в какой мере на фирме осуществ­ляется стратегическое управление. Проранжируйте вышеназван­ные характеристики деятельности фирмы с точки зрения их зна­чимости для стратегического управления.

Задание 4

Фирма получает достаточно большую прибыль, по поводу даль­нейшего использования которой у руководства нет единого мнения. Выдвигается несколько предложений, основные из которых:

расширить производство уже создаваемой продукции;

приобрести сеть поставщиков, чтобы обезопасить себя от имеющего место сильного влияния колебаний на рынке ресур­сов и комплектующих изделий;

начать разработку новой продукции;

увеличить вложения в расширение системы сбыта;

приобрести производства, не связанные с профилем фир­мы, но продаваемые в силу конъюнктуры рынка ценных бумаг по достаточно низкой цене.

Какой из вариантов развития фирмы, по Вашему мнению, является наиболее предпочтительным? Каковы будут Ваши ре­комендации фирме?

 

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Объектом школы научного управления являются:

а) рабочее место;

б) организация в целом;

в) внешняя среда организации.

2. Развитие современного менеджмента основывается:

а) на элементах внутренней среды организации;

б) на адаптации организации к внешней среде;

в) на совершенствование организационных структур управления.

3. Системный подход позволяет:

а) выявить общие закономерности и проблемы организации.

б) выявить функции управления;

в) определить организационную структуру.

4. Структура организации относится:

а) к внутренним переменам;

б) внешнем переменам;

в) зависит от вида организации;

5. Достижение целей организации зависит:

а) от используемых ресурсов;

б) от организационной структуры управления;

в) от факторов внешней среды.

6. целью организации является:

а) получение прибыли;

б) удовлетворение общественных потребностью;

в) конкурентоспособность.

7. Функции управления определяются:

а) организационно-правовой формой организации;

б) конъюнктурой рынка;

в) решаемыми задачами.

8. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием:

а) внутренних движущих сил;

б) внешних движущих сил;

в) внутренних и внешних движущих сил.

 

9. Неформальная структура организации возникает:

а) при планировании;

б) при структуризации;

в) спонтанно.

10. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:

а) его статусу;

б) ситуации;

в) стадии жизненного цикла организации

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Менеджмент – искусство практики управления в любой области бизнеса в виде умения общаться с людьми для решения проблем в управлении бизнесом или финансами.

Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работая вместе.

Задача – предписанная (заданная)работа, совокупность работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в установленный срок.

Организация – группа (группы) взаимосвязанных людей, объединенных в определенную структуру, имеющая единую общую цель; систематизированное сознательное объединение людей, для последующего достижения определенных целей.

Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему, создаваемую для обеспечения управленческих воздействий управляющих органов на объекты управления.

Структура организации – совокупность устойчивых связей в организации, обеспечивающих ее целостность и тождественность подразделений общеструктурным подходам фирмы.

Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Стратегия фирмы – вариант выбора первоочередных заданий для определения последовательности реализации подцелей от детальных к более глобальным (снизу - вверх).

Внутренние факторы – ситуационные составляющие внутри организации, которые могут изменятся могут изменятся усилиями сотрудников фирмы. К основным внутренним переменным относятся цели, люди, структура, задачи и технология.

Внешние факторы (среда) – воздействующие составляющие вне организации, которые находятся вне влияния организации и менеджеров, но требуют обязательного учета, анализа и использования в процессах планирования и функционирования организации.

Функции системы управления – совокупность целенаправленных повторяющихся действий, обеспечивающих процесс управления жизнедеятельностью организации.

Методы управления – совокупность определенных приемов и способов воздействия управляемых органов на управляемые объекты.

 

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997.

2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1995.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Бизнес – книга», «ИМА – Кросс. Плюс», 1995.

6. Менеджмент организаций. /под ред. Румянцевой З.П., Соломатина И.А./ – М., 1995.

7. Основы менеджмента / под ред. Радугина А.А./ – М.: Центр, 1997.

8. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

9. Якокка Л. Карьера менеджера. – Мн.: «Парадокс», 1996.

10. Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков//Проблемы теории и практики управления. – 1998. — № 1.

11. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. – М., Контроллинг, 1992.

12. Дракер П. Создание новой теории производства//Проблемы теории и практи­ки управления./ – 1991. — № 1. Акофф Р. Планирование корпорации будущего. — М. 1985.

13. Мильнер Б.3. Теория организаций. Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1998. Ефремов B.C. Семь граней современного менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом// — 1997. — № 1.

14. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/ Б.В.Прыткин, Л.В.Прыткина, Н.Д.Эриашвили, З.А. Усман; под ред. проф. Б.В.Прыткина. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 415с.

15. В.А.Розанова, Психология управления: учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с.

16. H. Maitzberg. The Hature of Managerial Work. – New York: Harper and Row, 1973, p. 93-94.

17. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990

18. Кунц К., О¢Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 и 2 /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981.

19. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: Изд. МГУ, 1991.

 

Диаров А.А., Князев В.В., Кобулов Б.А.

Основы менеджмент

Учебно-практическое пособие

 

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №

 

 


[1] Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в начале ХХ века, считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление

[2] Система – единство, совокупность взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое, ради достижения общей цели. Социотехническая система – сложная система, состоящая из технических (машины, оборудование и пр), биологические (люди, как биологические объекты) и социальных (группы и сообщества людей) подсистем и элементов.

[3] См. раздел «Научная школа управления»

[4] «Компьютерное проектирование – компьютерное производство» – полностью автоматизированные технологические системы, охватывающие весь производственный процесс: начиная от автоматизированного проектирования изделия до его изготовления с использованием компьютерных технологий управления производством и робототехники.

[5] Подробно эти методы рассматриваются в курсах маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента и др.

[6] Такое определение очень близко к определению понятия «система» и лишний раз подтверждает тот факт, что любая организация является системой (см. ниже «системный подход»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.87.69 (0.069 с.)