Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческие роли руководителей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15]. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются. В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей. Конвенциональные роли связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения. Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной работе лиц, организованных в группы. От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности. Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют различные социальные и управленческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации. Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таблице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16]. По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.
Таблица 6. Управленческие роли руководителей
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: 1. какие виды групп в организации вам известны? 2. чем отличаются неформальные группы? 3. В чём особенности неформальных групп? 4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении? 5. Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»? 6. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального? 7. Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему? 8. Что такое концентрация ограничений? 9. Какие требования предъявляет рынок к менеджеру? 10. Какие известны формы власти? Опишите их. 11. Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются? 12. В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния? 13. В чем заключается суть и особенности управленческих ролей? 14. Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?
ТЕКСТ ПО ТЕМЕ: 1. Формальные группы организации возникают: а) спонтанно, в процессе функционирования; б) при структуризации; в) в процессе разработки целей организации. 2. Неформальная структура организации возникает: а) при планировании; б) при структуризации; в) спонтанно. 3. Лидерство, это: а) узаконенная сила в организации; б) способность влиять на людей; в) круг полномочий. 4. Законная власть: а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать; б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями; в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания. 5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют: а) его статусу; б) ситуации; в) стадии жизненного цикла организации.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Задание 1. Заполните таблицу, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления. Напишите объяснительную записку по результатам сравнительного анализа походов с учетом сделанных критических замечаний. Таблица Сравнительный анализ подходов к менеджменту
Задание 2. Представьте себе, что Вас пригласила известная компания «Альфа» проконсультировать ее в области стратегического управления. Вы приходите на фирму и проводите всестороннее обследование. С чего Вы начнете свою работу:
а) с анализа финансового положения фирмы; б) с изучения целей фирмы; в) с досконального анализа деятельности высшего руководства; г) с изучения положения и поведения фирмы на рынке; д) с анализа производственного потенциала фирмы; е) с изучения структуры фирмы и системы взаимодействия ее подразделений; ж) с анализа человеческого потенциала фирмы и системы управления кадрами. Задание 3 Все перечисленные в задании 1 направления анализа стратегического поведения фирмы имеют исключительно важное значение для понимания того, в какой мере на фирме осуществляется стратегическое управление. Проранжируйте вышеназванные характеристики деятельности фирмы с точки зрения их значимости для стратегического управления. Задание 4 Фирма получает достаточно большую прибыль, по поводу дальнейшего использования которой у руководства нет единого мнения. Выдвигается несколько предложений, основные из которых: расширить производство уже создаваемой продукции; приобрести сеть поставщиков, чтобы обезопасить себя от имеющего место сильного влияния колебаний на рынке ресурсов и комплектующих изделий; начать разработку новой продукции; увеличить вложения в расширение системы сбыта; приобрести производства, не связанные с профилем фирмы, но продаваемые в силу конъюнктуры рынка ценных бумаг по достаточно низкой цене. Какой из вариантов развития фирмы, по Вашему мнению, является наиболее предпочтительным? Каковы будут Ваши рекомендации фирме?
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Объектом школы научного управления являются: а) рабочее место; б) организация в целом; в) внешняя среда организации. 2. Развитие современного менеджмента основывается: а) на элементах внутренней среды организации; б) на адаптации организации к внешней среде; в) на совершенствование организационных структур управления. 3. Системный подход позволяет: а) выявить общие закономерности и проблемы организации. б) выявить функции управления; в) определить организационную структуру. 4. Структура организации относится: а) к внутренним переменам; б) внешнем переменам; в) зависит от вида организации; 5. Достижение целей организации зависит: а) от используемых ресурсов; б) от организационной структуры управления; в) от факторов внешней среды. 6. целью организации является: а) получение прибыли; б) удовлетворение общественных потребностью; в) конкурентоспособность. 7. Функции управления определяются: а) организационно-правовой формой организации;
б) конъюнктурой рынка; в) решаемыми задачами. 8. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием: а) внутренних движущих сил; б) внешних движущих сил; в) внутренних и внешних движущих сил.
9. Неформальная структура организации возникает: а) при планировании; б) при структуризации; в) спонтанно. 10. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют: а) его статусу; б) ситуации; в) стадии жизненного цикла организации
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Менеджмент – искусство практики управления в любой области бизнеса в виде умения общаться с людьми для решения проблем в управлении бизнесом или финансами. Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работая вместе. Задача – предписанная (заданная)работа, совокупность работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в установленный срок. Организация – группа (группы) взаимосвязанных людей, объединенных в определенную структуру, имеющая единую общую цель; систематизированное сознательное объединение людей, для последующего достижения определенных целей. Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему, создаваемую для обеспечения управленческих воздействий управляющих органов на объекты управления. Структура организации – совокупность устойчивых связей в организации, обеспечивающих ее целостность и тождественность подразделений общеструктурным подходам фирмы. Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Стратегия фирмы – вариант выбора первоочередных заданий для определения последовательности реализации подцелей от детальных к более глобальным (снизу - вверх). Внутренние факторы – ситуационные составляющие внутри организации, которые могут изменятся могут изменятся усилиями сотрудников фирмы. К основным внутренним переменным относятся цели, люди, структура, задачи и технология. Внешние факторы (среда) – воздействующие составляющие вне организации, которые находятся вне влияния организации и менеджеров, но требуют обязательного учета, анализа и использования в процессах планирования и функционирования организации. Функции системы управления – совокупность целенаправленных повторяющихся действий, обеспечивающих процесс управления жизнедеятельностью организации. Методы управления – совокупность определенных приемов и способов воздействия управляемых органов на управляемые объекты.
Литература 1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997. 2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 3. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998. 4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1995.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Бизнес – книга», «ИМА – Кросс. Плюс», 1995. 6. Менеджмент организаций. /под ред. Румянцевой З.П., Соломатина И.А./ – М., 1995. 7. Основы менеджмента / под ред. Радугина А.А./ – М.: Центр, 1997. 8. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 9. Якокка Л. Карьера менеджера. – Мн.: «Парадокс», 1996. 10. Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков//Проблемы теории и практики управления. – 1998. — № 1. 11. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. – М., Контроллинг, 1992. 12. Дракер П. Создание новой теории производства//Проблемы теории и практики управления./ – 1991. — № 1. Акофф Р. Планирование корпорации будущего. — М. 1985. 13. Мильнер Б.3. Теория организаций. Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1998. Ефремов B.C. Семь граней современного менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом// — 1997. — № 1. 14. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/ Б.В.Прыткин, Л.В.Прыткина, Н.Д.Эриашвили, З.А. Усман; под ред. проф. Б.В.Прыткина. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 415с. 15. В.А.Розанова, Психология управления: учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с. 16. H. Maitzberg. The Hature of Managerial Work. – New York: Harper and Row, 1973, p. 93-94. 17. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990 18. Кунц К., О¢Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 и 2 /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. 19. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: Изд. МГУ, 1991.
Диаров А.А., Князев В.В., Кобулов Б.А. Основы менеджмент Учебно-практическое пособие
Подписано к печати: Тираж: Заказ №
[1] Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в начале ХХ века, считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление [2] Система – единство, совокупность взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое, ради достижения общей цели. Социотехническая система – сложная система, состоящая из технических (машины, оборудование и пр), биологические (люди, как биологические объекты) и социальных (группы и сообщества людей) подсистем и элементов. [3] См. раздел «Научная школа управления» [4] «Компьютерное проектирование – компьютерное производство» – полностью автоматизированные технологические системы, охватывающие весь производственный процесс: начиная от автоматизированного проектирования изделия до его изготовления с использованием компьютерных технологий управления производством и робототехники. [5] Подробно эти методы рассматриваются в курсах маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента и др. [6] Такое определение очень близко к определению понятия «система» и лишний раз подтверждает тот факт, что любая организация является системой (см. ниже «системный подход»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.01 с.) |