Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств; поведенческий подход; ситуационный подход. Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств. Однако, комплексный обзор исследований в области лидерства подвел к выводу, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Поведенческий подход. Создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее, его манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток подхода заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Ситуационный подход утверждает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства.
Основные качества менеджера Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными качествами, кроме того трудно себе представить современного менеджера без достаточно глубоких знаний, к примеру, в области бизнеса, организации труда, производства и управления. Не обладая определенными деловыми качествами, отсутствие необходимых знаний заведомо обрекут его деятельность на неудачу. Во многих регионах нашей страны ежегодно создаются (открываются) тысячи предприятий с различными формами собственности. Однако, как показывают данные государственных налоговых инспекций, до 50% из них закрываются после 2-3 лет своей деятельности. Как правило, одной из основных причин тому является отсутствие у менеджера необходимых деловых качеств, глубоких знаний, обширной информации о рынке, конкурентах, неумение правильно организовать труд, производство и управление. Ни один менеджер не сможет эффективно, с полной отдачей работать, если он не имеет четкого представления о рыночной экономике. Менеджер – это лидер в любом бизнесе, он обязан задавать тон всему коллективу, если хотите, он капитан корабля, а вот насколько дальнее будет его плавание, во многом зависит от него самого. Хороший менеджер знает и умело использует в своей деятельности как социальные, так и административные методы. Практика располагает многими примерами, когда ориентация менеджера только на административные или какие-либо другие методы оканчивались для него нежелательными последствиями. Умело используя человеческий фактор как основу нормальных, доброжелательных отношений в коллективе, менеджер может быть уверен в успехе. По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на активных и пассивных. Основная цель пассивных состоит в сохранении любой ценой своих позиций, в организации традиций, дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные руководители стремятся к расширению сферы своего влияния как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага. По способам действия пассивных руководителей можно условно разделить на две группы. Одни, получившие в западной управленческой литературе название мастеров, пытаются сохранить свое положение путем тотального контроля за подчиненными, действий по схеме, требования от исполнителей безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, препятствия коммуникациям, отказа от нововведений и любого риска, словом, всего того, что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность. Другие, именуемые “людьми компании”, создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации и стараются убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь “скользят по поверхности” давая советы общего плана и не вмешиваясь в реальные процессы. Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Также на себя ориентированы представители двух из трех основных типов активных руководителей. Первый тип получил условное название “борцы с джунглями”. Эти люди стремятся к безраздельной власти и воюют против всех, считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой войне своих подчиненных, “устилая” ими путь к своему торжеству. В зависимости от используемых при этом методов они делятся на две разновидности: "львов", действующих открыто, и "лис" в основном занимающихся интригами. Второй тип ориентированных на себя активных руководителей – “игроки”. Для них основной интерес представляет не столько сама должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их любой ценой, плохо справляются с реальными делами и на практике больше разрушают, чем создают. К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые "открытые", стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Они строят свое видение будущего и ставят перед собой цели в соответствии с реальными потребностями организации и ее членов, используют власть в интересах других, считаются с критикой, стимулируют у подчиненных творческий подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние контакты. Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые. К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Такими качествами являются: · компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта; · широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности; · стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; · поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; · умение планировать свою работу. Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть: · высокие моральные стандарты; · физическое и психологическое здоровье; · высокий уровень внутренней культуры; · отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; · оптимизм, уверенность в себе. Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести: · умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление; · доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; · контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; · инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться; · способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими; · стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных. Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших уровнях, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших – на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллективное творчество. Существует несколько толкований деловых и личных качеств менеджера. Приведем мнения Мери Паркер Фоллет, которая внесла большой вклад в теорию менеджмента, профессора Колумбийского университета Лилиенталя, французского специалиста Мориса Тепера, М. Вудкока и Д. Френсиса, а также наших отечественных специалистов в области менеджмента, профессора Л.Б. Сульповара, президента Волжской академии бизнеса и менеджмента Р.Г. Маннапова. Деловые и личные качества современного менеджера можно представить в виде предлагаемой ниже информационно-логической модели (Табл.). Таблица
Здесь приведено всего лишь двадцать пять человеческих качеств, необходимых современному менеджеру. Однако их перечисление может быть намного шире. Сегодня немало менеджеров терпят неудачу лишь потому, что не научились рационально использовать свое время, не умеют правильно определить цели, на которые следовало им сосредоточить деятельность организации. К примеру, одно из деревообрабатывающих предприятий решило выпускать дверные и оконные блоки, вскоре стало банкротом ввиду того, что в этом регионе уже имелись предприятия, выпускающие указанную продукцию. Продукция последнего предприятия не могла по своим качественным характеристикам конкурировать с предприятиями, у которых было давно отлажено производство дверных и оконных блоков. Затем, изучив рынок, собрав большой объем информации об изготовителях и потребителях продукции, указанное выше предприятие перешло на изготовление деревянных поддонов и тары, которые в регионе не изготовлял никто. Результаты не замедлили сказаться. По итогам работы предприятие завершило год с хорошими технико-экономическими показателями и коэффициентом рентабельности 18%, получив при этом пятьсот тысяч чистой прибыли. Современный менеджер – это своего рода неплохой психолог. Он хорошо знает своих подчиненных и умеет отбирать людей, мотивировать и объединять их в эффективные группы. Менеджер знает основные законодательные акты, действующие в сфере его деятельности, что позволяет ему избегать нежелательных явлений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.124 (0.008 с.) |