Основные подходы к автоматизации промышленных предприятий и холдингов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к автоматизации промышленных предприятий и холдингов



Бурное развитие в последнее десятилетие вычислительной техники, программных средств и технологических платформ компьютеризации привели к тому, что у большинства специалистов промышленных предприятий нет сложившегося однозначного представления о том, какой бы они хотели видеть современную комплексную автоматизированную систему управления хозяйственно-финансовой деятельности своего предприятия, какие требования должны быть предъявлены к разработчикам и чем такая система принципиально должна отличаться от тиражного программного продукта.
Попытаемся кратко охарактеризовать альтернативные подходы к компьютеризации промышленных предприятий

Разработка комплексных систем собственными силами.

Такой подход до недавнего времени был принят на многих промышленных предприятиях, но с нашей точки зрения сейчас неприемлем по следующим причинам.

Во-первых, резкая смена технологий обработки информации, существенно возросшая сложность разработки современных программных средств, отток наиболее квалифицированных программистов с промышленных предприятий и постоянная текучесть кадров привело, на большинстве предприятий, к отставанию групп программирования отделов АСУ на пять-десять лет от современного уровня разработок. Практически, собственных сил хватает только на сопровождение комплекса задач по расчету заработной платы и «латание дыр» в уже работающем программном обеспечении. Создание новых комплексов обычно выполняется в «авральном» порядке. Из-за необходимости постоянного решения текущих проблем у специалистов отделов АСУ отсутствуют возможности для пересмотра общей концепции системы, изменения технологии обработки информации, внедрения комплексного подхода, обобщения опыта решения аналогичных задач на других предприятиях. Это приводит к постоянному отставанию действующих систем от современного уровня. Большинство разработанных собственными силами автоматизированных систем представляют собой конгломерат совершенно различных технологий (от пакетных задач на ЕС ЭВМ до мини клиент-серверных приложений) и являются классическими реализациями «лоскутного» принципа создания системы.

Во-вторых, создание мощной команды разработчиков «с нуля», обеспечение ее необходимой мотивацией в работе и разработка такой командой эффективной системы требуют значительных средств, занимает 3-4 года и, поэтому, не подходит для большинства промышленных предприятий. При остаточном принципе финансирования отдела АСУ на большинстве предприятий о создании такой команды не может быть и речи.
На наш взгляд, на крупных предприятиях целью отдела АСУ является организация и поддержание работоспособности всего комплекса информационных технологий, разработка (доработка) отдельных программ, администрирование базы данных, оказание помощи в освоении компьютеров специалистами предприятия, подбор и внедрение готовых технологий и т.д.

Покупка «западных» систем комплексной автоматизации

На отечественном рынке широко представлены западные системы, которые можно разделить на финансово-управленческие, средние интегрированные и крупные интегрированные системы. Хотя продвижение западных систем на нашем рынке ведется с середины 90-х годов, можно найти только единичные факты их внедрения (причем внедрены только отдельные модули). Это связано с проблемами локализации западных систем для учета особенностей отечественных реалий производственно-финансовой деятельности предприятий, а не просто переводом интерфейса на национальный язык. Причем основными проблемами являются не только внедрение методов бухгалтерского и налогового учета. Главное отличие – в схемах и методах оперативного управления. В конструкторской и технологической подготовке производства у нас приняты стандарты ЕСКД и ЕСТД. На западных предприятиях принята предметно-замкнутая организация производства, у нас же более привычна технологическая специализация с практически полным циклом изготовления на каждом предприятии. На Западе – безцеховая структура предприятий, в отечественных предприятиях – цеховая. Западные системы более детерминированы в решениях, наши – требуют учета возможных отклонений от нормального хода событий. Все эти моменты практически не затрагиваются при локализации. Мы не говорим уже о том, что система должна отрабатывать такие реалии отечественного хозяйствования, как бартер, зачеты, давальческое сырье, оплата в неденежной форме, вексельные операции, наряды, цехозаходы и т.д.

Кроме функциональности системы более важным фактором является квалификация команды внедрения, опыт успешных проектов выполненных данной командой. Следует отметить, что успешность проекта где-то в Германии или США не является гарантией того, что проект будет доведен до конца в России или Украине совершенно другой командой консультантов.

Создание эффективно действующей АИС немыслимо без тесного взаимодействия и сотрудничества разработчиков системы и будущих ее пользователей. На разных стадиях это сотрудничество меняется по содержанию и объему, поэтому для каждой из них важно регламентировать права и обязанности заказчика и разработчика. Причем независимо от способа создания информационной системы главным действующим лицом в этом процессе является заказчик, который после разработки информационной системы превратится в ее владельца и пользователя. Одна из основных задач руководства организаций — заказчика и разработчика — активное обучение будущих пользователей, повышение их уровня квалификации как пользователей, но прежде всего как постановщиков, разработчиков. Пользователь — специалист в своей области, он знает, чего он хочет. Но кроме профессиональных знаний в предметной области, пользователь должен обладать знаниями в области информационных технологий для правильной постановки задачи. Пользователя необходимо заранее ознакомить с методикой проведения обследования организации и порядком обобщения результатов, что поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи и функции, квалифицированно оформить постановку задачи. Постановка задачи — составленное по определенным правилам описание задачи, которое дает исчерпывающее представление о сущности, логике преобразования информации для получения результата

Каждая роль предусматривает характерный набор прав и обязанностей. Здесь существуют две ключевые роли: заказчик и разработчик.

Заказчик

Человек или группа людей, заинтерисованных в создании конкретного программного продукта. Он имеет следуещие права и обязанности:

· зафиксировать сроки выпуска версий продукта;

· принимать решения относительно запланированных составляющих программы;

· знать ориентировочную стоимость каждой функциональной составляющей;

· принимать важные бизнесс-решения;

· знать текущее состояние системы;

· изменять требования к системе, когда это действительно важно.

Для успешного использования своих прав заказчик должен полагаться на данные, предоставляемые разработчиками.

Разработчик

Один или группа от двух до десяти человек, занимающихся непосредственно программированием и сопутствующими инженерными вопросами. Разработчик наделён следующими правами и обязанностями:

· получить достаточное знание вопросов, которые должны быть запрограммированы;

· иметь возможность выяснения деталей в процессе разработки;

· предоставлять ориентировочные, но откровенные оценки трудозатрат на каждую функциональную часть или историю пользователя;

· корректировать оценки в пользу более точных в процессе разработки;

· предоставлять оценку рисков, связанных с использованием конкретных технологий.

Стадии создания АИС

Разработка и внедрение АИС довольно сложный в организационном плане процесс, который разбивается на несколько стадий.

Предварительные переговоры. Когда руководитель принял решение об автоматизации тех или иных видов деятельности своей организации и выбрал разработчика будущей системы, он знает, что хочет иметь в итоге, но, как правило, плохо представляет какое техническое и программное обеспечение должно быть, как должен осуществляться процесс разработки и внедрения. Естественное желание - все эти заботы переложить на разработчика. Однако возникает некоторая загвоздка: разработчик в свою очередь не знает, пока, предприятия заказчика и протекающих на нем процессов. Решение вопросов создания АИС должно осуществляться в определенной последовательности. На предварительных переговорах, принимается решение о проведении экспресс исследования, оговариваются вопросы конфиденциальности и взаимодействия, обсуждается последовательность и технология работ.

Договор о конфиденциальности. Работа у заказчика предполагает получение разработчиком доступа к сведениям, содержащим коммерческую тайну. Естественно, что заказчик должен иметь гарантию неразглашения этих сведений. Несмотря на то, что ответственность сторон в этом случае определяется действующим законодательством (ст.139 ГК РФ, ст. 183 УК РФ), заказчик спокойнее чувствует себя, если оформлен Договор о конфиденциальности.

Экспресс исследование. Чтобы что-то предложить, разработчик должен ознакомиться с объектом автоматизации. Для этого проводится экспресс исследование, позволяющее собрать предварительную информацию об организации бухгалтерского, оперативного и других видов учета и т.д., выделить самые сложные места, оценить какой компьютерный парк используется и др. информацию, которая позволяет оценить сложность будущей системы, примерные трудозатраты и время разработки. Эта работа проводится в течение 3-4 дней, еще неделя уходит на подготовку отчета, в котором, как правило, предлагается несколько вариантов создания АИС.

Полученные в ходе экспресс исследования сведения призваны помочь заказчику в принятии решения на внедрение АИС.

Договор на разработку и внедрение. Далее стороны заключают договор на разработку и внедрение корпоративной информационной системы, который является основанием для начала работ.

Разработка Технического задания. Работы начинаются с формирования требований заказчика к создаваемой системе и оформления их в виде технического задания (ТЗ). ТЗ является основным документом, определяющим требования и порядок создания автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка системы и ее приемка при вводе в действие. Кроме того, на основании ТЗ производится калькуляция работ, уточняются трудозатраты.

Не следует ожидать, что разработчик сам полностью определит, как должны быть организованы на Вашем предприятии документооборот, финансовые потоки, система управления, и т.д. Конечно, исходя из своего опыта, разработчик может дать некоторые рекомендации, но лучше предоставить решение этих вопросов специалистам по управленческому консалтингу, по аудиту и т.д. или выделить наиболее опытных специалистов, хорошо разбирающихся в протекающих на предприятии бизнес процессах и способных сформировать необходимые требования. В любом случае работа по подготовке ТЗ проводится разработчиком в тесном сотрудничестве со специалистами заказчика.

Разработка Технического проекта. После разработки и утверждения ТЗ разрабатывается Технический проект внедрения информационной системы. Проект предполагает детальную проработку конфигурации будущей системы с детализацией до конкретных форм документов и отчетности. Написание проекта может занимать до 50% времени на разработку всей системы в целом. Такой длительный срок ожидания первого внедрения чаще всего не может устроить заказчика. Для решения этой проблемы может быть выработана методика, по которой написание проекта и разработка системы производятся практически одновременно, а внедрение разработанных фрагментов системы осуществляется поэтапно, что позволяет получать практическую отдачу от системы задолго до окончания ее полной разработки.

Разработка и внедрение АИС. Работы по разработке информационной системы могут выполняться разработчиком как на территории и компьютерах заказчика, так и в собственном офисе с использованием своей оргтехники. Последнее предпочтительнее с той точки зрения, что не отвлекает ресурсы и специалистов заказчика на все время работ и позволяет продолжать работу на старых программах, если они до этого были установлены. Внедрение, естественно, производится у заказчика.

Обучение персонала заказчика. Можно затратить большие суммы на разработку и внедрение, однако ни одна информационная система не будет эффективно работать без подготовленного персонала. Мы предлагаем осуществить двухэтапное обучение персонала заказчика. 1. Изучение работы с компьютером, операционной системы, офисных программ, общих сведений о типовых программных продуктах (если разработка ведется с использованием 1С:Предприятия, то это 1С:Бухгалтерия, 1С:Торговля и склад и др.). Обучение должно проводиться сразу, после заключения договора на разработку и внедрение системы. Это поможет правильно сформировать требования к будущей системе и быстрее ее освоить. Как правило, это обучение в договор на разработку и внедрение не включается и осуществляется за отдельную плату. 2. Изучение разрабатываемого программного обеспечения. Это обучение предусмотрено договором и проводится бесплатно в процессе внедрения системы непосредственно на рабочих местах.

После обучения, используя описание системы и разработанное исполнителем Руководство пользователя, специалисты заказчика могут самостоятельно совершенствовать свои знания и эксплуатировать систему.

Техническая поддержка. Любое предприятие может выдержать конкурентную борьбу, лишь развиваясь и совершенствуясь. При этом должна развиваться и совершенствоваться информационная система предприятия. Поэтому после внедрения информационной системы мы предлагаем заключить договор на техническую поддержку системы. Этот договор устанавливает порядок взаимоотношений между исполнителем и заказчиком с целью выполнения работ по развитию информационной системы на основе отдельных заданий заказчика по мере необходимости. Договор не предполагает абонентской платы, осуществляется оплата только фактически выполненных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.019 с.)