Глава 14. Приказания и решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Приказания и решения



 

Терапевты Боб и Мери Гулдинг обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат двенадцать постоянно повторяющихся тем. Они составили список, состоящий из двенадцати приказаний, который приводится далее.

 

Каждое приказание имеет соответствующее разрешение. При анализе сценария, приказания традиционно начинаются со слова <Не (нельзя)...>, а разрешения - фразой <Прекрасно (хорошо)...>. Обратите внимание на то, что <Не...> и <Прекрасно...> являются не просто противоположностями. Фраза <Не...> передает общий запрет, приказ не делать чего-либо, а фраза <Прекрасно...> не является приказом что-либо делать. Напротив, она предоставляет человеку, принимающему это послание, сделать выбор, делать или не делать что-то. Необходимо также помнить, что названия приказаний и разрешений являются лишь вербальным обозначением, условно принятым для удобства анализа сценария. На самом деле приказания и разрешения передаются ребенку в основном невербально.

 

Двенадцать приказаний.

Не живи (Сгинь, Умри). Если вы хотели покончить жизнь самоубийством, то, вероятнее всего, ваши сценарные послания включали приказание <Не живи>. По-видимому, это будет справедливым и в тех случаях, если вы чувствовали себя ущербным, ненужным или нелюбимым. Возможно, вы помните, как отец говорил вам: <Я убью тебя за это!> или <Чтоб ты сгинул!>. Подобные вербальные послания позволяют сделать вывод о наличии данного приказания, хотя оно могло быть передано невербальными сигналами в более раннем возрасте.

 

Зачем родители отдают ребенку приказ <Не живи>? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Предположим, молодой человек женится и становится отцом. Видя, что его жена отдает все свое внимание новорожденному, отец может с помощью резиновой ленты вернуться в детство. Нс осознавая этого, он будет проживать то время, когда ему было два года, и в его семье только что появился новый ребенок. В двухлетнем возрасте он серьезно боялся того, что ему уже никогда не будут уделять достаточно внимания. Как он мог вернуть любовь матери? По-видимому, единственный для него шанс заключался в том, чтобы убить младенца. Став взрослым, он может невербально проявлять ту же потребность в убийстве по отношению к своему ребенку.

 

Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. <Совершенно случайно> она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: <Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!> Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него. При этом может никогда не улыбаться и редко разговаривать с ним, даже если и ухаживает за малышом.

 

В тех случаях, когда родитель оскорбляет ребенка физически или вербально, послание <Не живи> передается открыто. При анализе сценария такое приказание выявляется довольно часто. Это странно, поскольку оно может иметь смертельные последствия. Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за поведения родителей или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Кроме того, маленький ребенок не может провести границы между поступками и желаниями. Возможно, желая смерти своему брату, ребенок решил: <Я - убийца и заслуживаю смерти> и отдал себе приказание <Умри>. То же самое может произойти, если мать в скрытом виде передает своему ребенку следующее послание: <Ты причинил мне боль, когда родился>. (Берн назвал это сценарием Разорванной матери.) В этом случае ребенок может решить: <Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, опасен для людей и заслуживаю мучений или смерти>. Мать может сказать: <Если бы не ты, я могла бы закончить институт или поехать в турне, или вышла бы замуж за приличного человека>.

 

Если <Умри> является обычным приказанием, то почему большинство людей не кончают жизнь самоубийством? К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ <Умри>, вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: <Я буду жить, пока...>. Многоточие может быть заполнено различными решениями, например: <... буду много работать> или <... если не буду сближаться с людьми>. Более подробно сложные решения рассмотрим в конце главы.

 

Не будь самим собой. Это приказание может передаваться ребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: <Не будь мальчиком (девочкой)>. Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать Мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать <под мальчика>, а мальчика - <под девочку>. Во взрослой жизни человек, имеющий приказание <Не будь мальчиком (девочкой)>, может продолжать носить одежды и иметь привычки, соответствующие другому полу. <Не будь самим собой> является более общим приказанием и передается обычно посланием: <Не будь самим собой, будь другим ребенком>. Родители могут предпочитать младшего

 

ребенка старшему или брата сестре. Мать, чувствующая неприязнь к своему ребенку, может постоянно сравнивать его с другими детьми: <Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде - какой умница! А ведь он на год младше тебя>. В данном случае мать хранит образ желаемого <идеального ребенка>. Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

 

Родители могут высказывать такие мысли: <Ты похож на неудачника дядю Гарри>. В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает.

 

Не будь ребенком. Существует еще одно приказание, передаваемое родителями, которые в своем эго-состоянии Ребенка чувствуют угрозу со стороны собственного ребенка. Однако, вместо того, чтобы убрать ребенка со своего пути, Ребенок в родителе говорит: <Здесь есть место только для одного ребенка - и этот ребенок я. Тем не менее я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок>. Позднее это может выражаться в таких вербальных посланиях: <Ты уже большой, чтобы...> или <Большие мальчики не плачут>.

 

Приказание <Не будь ребенком> передают также родители, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. Возможно, они воспитывались в строгих семьях, где мерилом ценности человека были конкретные дела и поступки.

 

Иногда это приказание внушают себе старшие или единственные в семье дети. Видя спор между отцом и матерью, единственный ребенок может прийти к решению: <Единственный человек поблизости - это я. Поэтому именно я являюсь причиной конфликта и, следовательно, должен его разрешить. Нужно побыстрее вырасти и взять на себя ответственность>. Таким же образом старшие дети могут решить, что они ответственны за своих младших братьев и сестер.

 

Если вы неуютно чувствуете себя с детьми, то, по-видимому, несете с собой приказание <Не будь ребенком>. Это справедливо и для случаев, когда вы не можете вести себя раскованно и поэтому чувствуете дискомфорт на вечеринках или в других подобных ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствиями. Иногда приказания <Не радуйся> (<Не получай удовольствия>) рассматриваются как варианты <Не будь ребенком>. Конечно, для того, чтобы получить радость или удовольствие, нам необязательно находиться в эго-состоянии Ребенка. Однако, если вы ребенком решили, что радуются и получают удовольствие только дети, а вам отводилась роль маленького взрослого, то будете привязывать себя резиновой лентой к этому детскому решению, когда вам как взрослому нужно расслабиться.

 

Если вы получаете слишком много удовольствий, то вас могут назвать ленивым или порочным. Здесь, возможно, действует вера в то, что если вам слишком хорошо, то может случиться нечто плохое.

 

Следовательно, чтобы быть подальше от греха, не надо чувствовать себя слишком хорошо и не испытывать большую радость.

 

Не расти (оставайся маленьким). Младший ребенок в семье часто получает приказание <Не расти>. Возможно, в эго-состоянии Ребенка родители не хотят, чтобы дети взрослели, так как свою ценность они видят в исполнении роли хорошего отца или матери. Когда их ребенок становится взрослым, они более не чувствуют своей значимости в этом мире. И наоборот, подобное приказание могут передавать родители, которые сами так и не стали взрослыми. Поэтому их послание направлено на то, чтобы ребенок остался их маленьким товарищем по играм. Иногда приказание <Не расти> может восприниматься как <Не покидай меня>. Это послание может нести женщина среднего возраста, которая ухаживает за матерью преклонного возраста.

 

Другим вариантом <Не расти> является приказание <Не будь привлекательной (сексуальной)>. Подобное послание передается отцом своей дочери, когда она в определенном возрасте становится женственной. В Ребенке отец боится своей сексуальной реакции на нее и физически отделяется от нее. Маленькая девочка может воспринять это как приказ не становиться взрослой и привлекательной женщиной.

 

Не делай успехов. Это приказание передает родитель, который в своем Ребенке ревниво относится к успехам и достижениям своего сына или дочери. Предположим, что отец вырос в бедной семье, вынужден был работать с пятнадцати лет и не имел возможности учиться в институте. В результате его многолетнего труда он и его дети в настоящее время достигли материального благополучия. Он платит за то, что его дочь ходит в престижную школу, после окончания которой она будет иметь возможность поступить в университет. Видя успехи дочери, отец может чувствовать родительскую гордость. Однако, не осознавая этого, в эго-состоянии Ребенка он испытывает черную зависть к открывающимся перед дочерью перспективам, которых у него никогда не было. Что, если она достигнет успехов в учебе? Может быть, это будет свидетельством того, что она лучше его? Приказание <Не делай успехов> он может передавать дочери невербально, в то время как на поверхностном уровне он даже может призывать ее хорошо учиться.

 

Школьник, который принял сценарное решение подчиниться приказанию <Не делай успехов> обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания. Однако, во время экзаменов он, возможно, будет уклоняться от них. Он может переволноваться и уйти с экзамена или <забыть> сдать какую-то важную работу. У него может даже наступить психическое расстройство.

 

Не делай (ничего не делай). Собирательное послание <Не делай> означает: <Ничего не делай, потому что все, что ты делаешь, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать>. Если кто-либо во взрослой жизни не знает, что ему нужно предпринять, при этом постоянно ощущая бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимая, чтобы изменить это положение, то он несет это сценарное послание.

 

Послание <Не делай> передается родителем, который в Ребенке страшится мысли, что его ребенок наделает вреда, если освободится от родительской заботы. Основания для подобного испуга скорее лежат в основе сценария самого родителя, нежели в реальной действительности. Родитель, испытывающий подобный страх, может сказать: <Джонни, пойди посмотри, что делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала>.

 

Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие подобное послание, боятся играть ведущую роль. Они теряются, когда их просят выступить на собрании. Подчиняясь приказанию <Не будь лидером>, такие люди могут успешно работать в роли подчиненных, при этом они или не добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения. Одним из вариантов этого приказания является послание: <Не проси того, что ты хочешь>.

 

Существует еще одно сценарное послание, вызванное неприятием родителем своего ребенка. В этом случае родитель будет невербально передавать из своего эго-состояния Ребенка следующее послание: <Я буду терпеть тебя, малыш, пока ты не поймешь, что ты и твои желания здесь ровно ничего не значат>.

 

Не принадлежи. Индийский лидер Пандит Неру как-то сказал: <Когда я нахожусь среди европейцев, я чувствую себя индусом. Когда я среди индусов, я чувствую себя европейцем>. Вполне возможно, что он получил от своих родителей приказание <Не принадлежи>. Человек, подчиняющийся приказанию <Не принадлежи>, чувствует себя чужаком среди людей, и поэтому его, вероятно, будут считать нелюдимым и замкнутым.

 

Это послание в виде определения может передаваться родителями, которые постоянно твердят своим детям, что они отличаются от других детей, что они застенчивые или трудные. В другом случае родители могут культивировать это приказание из-за своего неумения общаться.

 

Не будь близким. Приказание <Не будь близким> может включать запрет на физическую близость. В таком виде оно часто формируется у родителей, которые редко ласкают друг друга или ребенка. Кроме того, это послание может означать <Не будь эмоционально близким>. Подобная форма послания обычно передается из поколения в поколение в семьях, в которых не принято говорить о своих чувствах.

 

Ребенок может сам передать себе приказание <Не будь близким> в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта. При этом ребенок может постоянно тянуться к родителям, которые никак на него не реагируют. Со временем он может решить, что его стремление к близости не стоит той боли, которую он испытывает при отказе.

 

Одним из вариантов <Не будь близким> является послание <Не доверяй>. Подобное послание воспринимается ребенком, родитель которого или неожиданно исчезает или умирает. Не способный понять подлинные причины родительского исчезновения, ребенок может прийти к выводу: <Больше я никогда не буду доверять окружающим людям, даже если буду в них нуждаться>. <Не доверяй> может быть также воспринято ребенком в тех случаях, когда родитель оскорбляет, пытается обмануть или использовать его в своих целях. В этом случае решение ребенка будет следующим: <Для того чтобы защититься, я буду держаться от тебя подальше>. Если подобные решения привносятся во взрослую жизнь, то такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей. Даже если они будут хорошо к нему относиться, он все равно будет считать, что его отвергают. Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он может затеять ссору, а после разрыва сказать: <Я же говорил, что так и выйдет!>

 

Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Представим себе, что мать и отец занятые люди, которые много работают, и, хотя они и любят свою дочь, у них не хватает времени уделять ей достаточно внимания. Когда же она заболевает, мать остается дома и ухаживает за своей больной дочерью, а отец читает ей сказки перед сном, что он делает очень редко. В своем проницательном Маленьком профессоре девочка записывает следующее решение: <Для того чтобы получать внимание, я должна болеть>. Не осознавая этого и без злого умысла, родители передают ребенку приказание <Не будь здоровой>. Если она сохранит это послание во взрослой жизни, то, возможно, будет применять сценарную стратегию заболеть, когда не все идет гладко дома или на работе.

 

Иногда послание <Не будь здоровым> передается с помощью оценочных определений, когда родители говорят родственникам или знакомым: <Вы ведь знаете, это слабенький болезненный ребенок>. Приказание <Не будь здоровым> часто передается ребенку родителем или родственником, страдающим каким-то психическим расстройством. В этом случае ребенку оказывают внимание лишь тогда, когда он ведет себя как сумасшедший.

 

Не думай. Приказание <Не думай> может передаваться родителем, который постоянно принижает способности ребенка мыслить. Маленький Джеймс с гордым видом показывает отцу свое творение - первую попытку написать свое имя. Отец презрительно ухмыляется и говорит: <Ну, ты и умник!> Послание <Не думай> может передаваться, например, истеричной матерью, которая наставляет свою дочь так: <Когда женщины хотят добиться чего-либо от мужчин, они перестают думать и живут чувствами>. Послание <Не думай> может также означать: <Думай о чем угодно, только не о решении неотложных проблем>. Подчиняясь приказанию <Не думай>, взрослый человек не сможет решать трудные проблемы и будет чувствовать себя не в своей тарелке. Другими вариантами послания <Не думай> являются приказания <Не думай о_х> (где х может означать секс, деньги и т.д.) и <Не думай о своих проблемах, а думай о моих проблемах>.

 

Не чувствуй. Послание <Не чувствуй> может передаваться родителями, которые сами сдерживают свои чувства. В некоторых семьях существует запрет на любое проявление чувств. Гораздо чаще бывает так, что одни чувства разрешаются, а другие запрещаются. Таким образом, приказание <Не чувствуй> может восприниматься как <Не сердись (Не выходи из себя)>, <Не испытывай страх> и так далее. Иногда это послание может быть прочитано как <Чувствуй что-либо, но не показывай это>. Некоторые дети получают приказание, предписывающее большее, чем просто не испытывать какое-либо чувство. Отцы маленьких мальчиков, например, постоянно наставляют последних: <Большие мальчики не плачут> или <Будь храбрым, как солдат>, при этом эти лозунги воспринимаются как <Не испытывай печаль> и <Не испытывай страх>.

 

В некоторых семьях послание <Не чувствуй> означает <Не испытывай физических (телесных) ощущений>. Это приказание дается в раннем детстве и, если оно достаточно сильно, то может стать причиной серьезных проблем во взрослой жизни. Например, у ребенка, получившего приказание не испытывать голод, могут развиться болезни, связанные с пищеварением. По мнению ряда терапевтов ТА, послание <Не испытывай физических ощущений> лежит в основе некоторых психозов. Одним из вариантов этого приказания является послание <Не чувствуй сам, чувствуй как я>. При этом мать может говорить своему сыну: <Я голодна. Хочешь ли ты есть?> или <Мне холодно, одень свитер>.

 

Эпискрипт. Фанита Инглиш описала один особенно травмирующий тип сценарного послания, который она назвала эпискрипт. В этом случае родитель передает приказание вместе с невербальным посланием: <Я надеюсь, что это случится с тобой, чтобы подобного не случилось со мной>. Например, мать, которой в детстве заложили приказание <Не живи>, может передать это послание своему сыну или дочери. В своем Маленьком профессоре она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: <Если ты сгинешь, то я не умру>. Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

 

Иногда эпискрипт может проявляться как семейная цель или семейное проклятие, причем каждое поколение должно прийти к одному и тому же исходу. Фанита Инглиш описывает случай с молодым человеком, который одно время принимал наркотики. Затем он заинтересовался психологией, бросил наркотики и стал работать терапевтом. Однако, вскоре стало очевидным, что он посылает своим больным скрытые послания, типа: <Попади в сумасшедший дом!>. Его инструктор выявил это, и молодой человек стал сам лечиться. При анализе сценария он обнаружил, что получил приказ <Попади в сумасшедший дом (Не будь психически нормальным)> в качестве эстафетной палочки от своей матери. Поэтому он и стремился выполнить ее приказание, принимая наркотики. Когда он стал терапевтом, то пытался передать ту же эстафетную палочку своим пациентам. При анализе его семейного сценария он и терапевт обнаружили, что аналогичный эпискрипт <Стань сумасшедшим> передавался в его семье в течение двух последних поколений. Хотя никто из семьи не попал в сумасшедший дом, но каждое поколение полагало, что избежало этого исхода благодаря передаче эстафетной палочки кому-нибудь другому.

 

Связь между решениями и приказаниями. Мы неоднократно подчеркивали, что родительские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом. Именно ребенок сам решает, что делать с полученными приказаниями. Один ребенок воспринимает приказание в том виде, в каком оно ему досталось, другой умело преобразует, смягчая его пагубное влияние, или может вообще не принять приказание. Например, предположим, что маленький мальчик получил от матери приказание <Не живи>. Возможно, он воспримет данное приказание буквально и покончит жизнь самоубийством. Причем самоубийство может быть явным или произойти <случайно>, в результате несчастного случая. Ребенок может принять решение сместить влияние приказания <Не живи>, убив другого человека, вместо того, чтобы покончить с собой. В результате срабатывает хамартический сценарий, финальная сцена (расплата) которого выливается вместо самоубийства в убийство другого человека.

 

Это убеждение может принять и такую форму: <Если я стану сумасшедшим, то мне не надо будет умирать>. Таким образом, сценарная расплата будет заключаться в необходимости сойти с ума.

 

Избегая принятия этих трагических решений, ребенок уже может осознать следующее: <Это послание - проблема моей матери, а не моя> и таким образом отвергнуть приказание <Не живи>. Дети, которые приходят к подобным решениям, по словам Гулдингов, <становятся маленькими психиаторами или священниками, поскольку они исследуют свою семью и пытаются ее излечить, одновременно сохраняя свою жизнь и признавая тот факт, что подобная патология не является делом их рук>. Многие из таких <маленьких психиаторов и священников> в реальной жизни действительно становятся известными психиаторами и священниками, к тому же очень талантливыми.

 

У ребенка всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Например, маленький мальчик, получивший приказание <Не будь мальчиком, будь девочкой>, может стать человеком, обладающим многими позитивными качествами, которые обычно считаются <женскими> - чувствительностью, привлекательностью, открытостью чувств. Другой способ избежать влияния приказаний заключается в принятии сложных решений. Это означает, что ребенок, обладая различными сценарными посланиями, использует проницательность Маленького профессора с целью сохранить свою жизнь и удовлетворить все свои потребности. Эти сложные решения довольно часто выявляются в процессе сценарного анализа и являются важным фактором для понимания того, как работает сценарий. В дальнейшем мы рассмотрим различные виды сложных решений и увидим, как они используются для защиты от пагубных приказаний. Опыт говорит о том, что чаще всего защищаются от приказания <Не живи>, поэтому мы будем использовать его в большинстве наших примеров.

 

Контрприказание, покрывающее приказание. Рассмотрим сценарную матрицу на рис. 14.1.

 

На рисунке видно, что Джек получил от матери приказание <Не живи>. Для Маленького профессора Джека самой главной задачей является нахождение способов сохранения своей жизни. Как он может это осуществить?

 

Один способ заключается в принятии контрприказания и использовании его с тем, чтобы скрыть послание <Не живи>. Джек может взять на вооружение контрприказание матери <Много работай!> и принять следующее сложное решение: <Пока я много работаю, я не умру>. Что это будет означать для Джека как взрослого? Скорее всего, он станет человеком, который много работает. На работе он зарекомендует себя как специалист, у которого все спорится, в спорте он сделает все, чтобы стать хорошим спортсменом, в личных взаимоотношениях он будет стараться быть компанейским человеком, а в половой жизни будет делать все, чтобы удовлетворить партнершу.

 

А теперь предположим, что у Джека поднялось давление, образовалась язва желудка или появились другие симптомы стресса. Джек решает работать меньше, берет дополнительный отпуск или перепоручает свою работу другим людям. До поры до времени все идет прекрасно. Однако, Джеку довольно трудно придерживаться нового стиля поведения. Не осознавая этого, он заполняет свой отдых новыми делами. Через неделю-другую он начинает воспринимать их настолько серьезно, что заставляет себя работать еще больше, чем раньше. Что же происходит? Ответ заключается в том, что Джек нарушил динамический баланс своего сценария. В своем сознании он считает, что сделал правильный шаг, сняв с себя часть обязанностей по работе. Однако, его неосознанный Маленький профессор воспринимает это изменение как угрозу жизни. Его сценарное убеждение заключается в следующем: <Теперь, когда я перестал так много работать, я должен слушать свою мать, которая приказывает мне умереть>. Неудивительно, что он опять начинает перерабатывать. Таким образом Джек скрыл приказание матери <Не живи> под контрприказанием <Много работай>. Начиная работать меньше обычного, он раскрывает это приказание.

 

Иногда подобное построение сценария приводит к парадоксальным и неприятным результатам. Неустанно и много работая, Джек следует стратегии Маленького профессора, направленной на сохранение жизни. Однако, перерабатывая в течение длительного времени, он может умереть от сердечного приступа или подорвать здоровье. Такое построение сценария, изначально направленное на защиту от хамарти-ческого финального конца, приводит, тем не менее, к подобному исходу.

 

Чтобы понять, какие изменения может сделать Джек, стремясь освободиться от негативного построения сценария, нам необходимо выяснить динамику его сложного решения. Если он перестанет перерабатывать, при этом ничего не делая с посланием <Не живи>, то вскоре опять будет много работать. Посторонний наблюдатель может квалифицировать его поведение как самосаботаж, однако, для Джека в Маленьком профессоре его действия прямо противоположны саботажу, так как они являются единственным способом избежать материнской угрозы смерти. Для того чтобы убрать эту часть сценария, Джеку сначала необходимо снять угрозу с послания <Не живи>. Когда он разрешит себе жить независимо от материнского проклятия, он может пойти дальше и уменьшить нагрузку на работе. В результате он убедится в том, что может жить спокойно.

 

Приказание, скрывающее другое приказание. Послание <Не живи> не было единственным приказанием, которое Джек получил от матери, она передала ему также приказание <Не будь близким>. При этом Джек может использовать более легкое приказание, чтобы защититься от более сильного. Для этого он в детстве принял сложное решение: <Я буду жить, если не буду ни с кем близок>. Став взрослым, Джек неосознанно проигрывает это раннее решение, не сближаясь с людьми и не показывая своих чувств. Ему трудно давать или принимать поглаживания, особенно физические. Возможно, Джек не испытывает радости от подобного поведения, чувствует себя лишенным поглаживаний и испытывает одиночество. Может быть, он сблизится с кем-то, да и то ненадолго. Затем найдет способ отойти от другого человека, отвергнув его или позволив отказаться от себя. В своем сознании Джек испытывает печаль и разочарование из-за того, что он опять одинок. Однако, неосознаваемый им Маленький профессор вздыхает с облегчением. Если бы он продолжал быть близким с другим человеком, то нарушил бы материнское приказание <Не будь близким> и тогда столкнулся бы с убийственным приказом <Не живи>. Как и в предыдущем случае, если Джек хочет изменить это сценарное построение и получать радость от близости, ему нужно в первую очередь подавить приказание <Не живи>. Он может осуществить это, если решит жить самостоятельно и независимо.

 

Использование одного родителя против другого. Отец не передал Джеку приказания <Не живи>, вместо этого он дал ему более легкое приказание <Не думай>. Это позволяет Джеку использовать еще одну детскую стратегию на выживание, заключающуюся в следующем: <Пока я буду прикидываться дурачком для отца, я могу не умереть для матери>. Во взрослой жизни Джек может иногда <отключать> свое мышление. В это время он играет роль растерянного и говорит, например: <Не могу собраться с мыслями. Должно быть, я тронулся>. Не осознавая этого, он стремится сохранить приказание отца для защиты от фатального приказания матери.

 

Антисценарий. Некоторые люди, принимая одно из сценарных посланий, превращают его в противоположность. В этом случае они следуют не оригинальному посланию, а его противоположности, что чаще всего бывает в контрсценарии. Поступая таким образом, мы находимся в антисценарии.

 

Человек может войти или выйти из антисценария в любое время жизни, реагируя на какое-то сценарное послание. Переходный возраст - типичное время для антисценария. Например, возьмем девочку, которая в детстве следовала контрсценарному посланию <Будь тихой и делай то, что тебе говорят родители>. В четырнадцать лет она вдруг неожиданно меняется, ведет себя резко и вызывающе, допоздна гуляя на улице и находясь, по словам родителей, в плохой компании. На первый взгляд может показаться, что она освободилась от своего контрсценария. В действительности она следует ему как и раньше. Она просто <перевернула наоборот> свое сценарное послание, как переворачивают цветной слайд, чтобы посмотреть на него с обратной стороны. Антисценарий в этом плане можно рассматривать как действия бунтующего ребенка, которому надоел сценарий и контрсценарий. В дальнейшем, после замужества, она может выйти из антисценария и возвратиться к своему сценарию и контрсценарию. И снова станет уравновешенной.

Как нарисовать свою матрицу. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем пустую сценарную матрицу, как на рис. 13.1, в которую можно записывать полученные от родителей послания.

 

Подобный анализ не является упражнением и не дает ответа на многие вопросы. Необходимо рассматривать сценарную матрицу как важный источник информации о вашем прошлом. Одновременно она намечает пути изменения будущего. Как и карту, матрицу можно корректировать, дополняя по мере поступления новой информации. Работайте быстро, доверяя своей интуиции.

 

Приказания. Просмотрев список двенадцати приказаний, продумайте, ассоциируется ли каждое из этих приказаний с пережитыми вами жизненными трудностями или неприятными чувствами. Отметьте приказания, которые являются важными для вас. Имейте в виду, что некоторые приказания исходят от обоих родителей. Помните ли вы, в какой форме родитель давал вам это приказание? Было ли оно в форме прямых указаний или определений? Если вы сомневаетесь, работайте интуитивно. При выявлении приказаний придерживайтесь названий, приведенных в списке Гулдингов. Если вы найдете более подходящее название для приказания, поставьте его в скобках после общепринятого обозначения, например: <Не будь ребенком (Не радуйся)>.

Контрсценарий. Вспомните фразы <делай...>, <не делай...> (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. Когда каждый из родителей был доволен вами? Не доволен? Какие они употребляли слова, чтобы показать, что они довольны или недовольны вами? Что они советовали для того, чтобы вы достигли успеха? Исходя из этого, определите ваш контрсценарий. Это легко можно сделать, вспомнив, от какого родителя исходил каждый приказ. Если не можете вспомнить, попробуйте догадаться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников или школьных учителей.

 

Программа. При заполнении сценарной матрицы мы обычно рассматриваем лишь негативную часть программы. (Для выявления тысяч полученных от родителей позитивных указаний <Вот как...> не хватило бы никакого места.) Помните, что негативная программа исходит из контаминированного Взрослого родителя, хотя на диаграмме она направлена просто из круга Взрослого. Говорил ли каждый из родителей, как нужно достичь определенного сценарного результата? Часто один родитель показывает, как подчиняться приказанию или контрприказанию, полученному от другого родителя. Например, мать может передать вам послание <Не чувствуй>, а отец показывает <Вот как надо не чувствовать>. Запишите вашу негативную программу предложениями, начинающимися <Вот как надо...>. У некоторых людей нет явных негативных посланий в программе. Поэтому, если вы не можете их выявить, оставьте часть вашей матрицы незаполненной.

 

Использование фантазии, сказок и снов. Вернитесь к материалам, полученным при выполнении упражнений с фантазией, сказками и снами в главе 10 и записанным в свободной форме. Проанализируйте их в терминах формальной сценарной матрицы. Используйте ваше мышление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной диаграмме. Соответственно измените или исключите отдельные данные в вашей матрице.

 

Для обнаружения сценарных данных, полученных вами в приведенном упражнении, в ТА используют формальные сценарные опросники. Мы не включили в книгу сценарный опросник, поскольку считаем, что он более удобен для бесед терапевт-клиент, нежели для самостоятельного анализа своего сценария.

Глава 15. Сценарный процесс

 

До сих пор в IV части книги мы анализировали содержание жизненного сценария, а в этой и следующей главе мы рассмотрим сценарный процесс, то, как мы проживаем его во времени.

 

Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того, кто я - китаец, африканец или американец - я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания. Впервые шесть типов осуществления сценария были разработаны Берном. После этого в его классификацию несколькими теоретиками ТА, в частности Таиби Калером, были внесены некоторые изменения.

 

Шесть сценарных процессов. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария. Берн проиллюстрировал каждую тему древнегреческим мифом.

 

Сценарий <Пока не>. Если я проживаю свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: <Я не могу радоваться, пока не закончу работу>. Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: <Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться>; <Жизнь начинается после сорока>; <Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать>; <В другой жизни мне воздается по заслугам>.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.67.23 (0.101 с.)