Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Структурная патологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого. Мы также считали, что при желании люди могут менять свое эго-состояние. Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Эрик Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (включением). Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.
Контаминация. Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован. Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. На диаграмме эго-состояний мы обозначаем это закрашиванием накладывающихся друг на друга участков кружков. Эти закрашенные участки означают контаминацию.
На рис. 6.1а показано содержание Родителя, вторгнувшееся во Взрослого - контаминация Родителем. На рис. 6.1б - контаминация Ребенком, а на рис. 6.1в - двойная контаминация, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.
Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называл их предрассудками. Например: <Все шотландцы злые>; <Черномазые - лентяи>; <Белые - эксплуататоры>; <Мир ужасен>; <Людям нельзя доверять>; <Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще>. Если я считаю, что подобные высказывания являются отражением реальности, то я контаминирован.
Когда человек говорит о себе, употребляя безличные предложения, вместо того чтобы говорить <я>, то, скорее всего, содержание его речи будет контаминировано Родителем. Например, Мейдж рассказывает о своей жизни: <Нужно делать то, что говорят, и не показывать людям свои чувства>. Существует вероятность, что Мейдж обучилась этим двум девизам у своих родителей. Очевидно, они также полагали, что эти высказывания являются отражением реальности.
Контаминация Ребенком. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Возможно, уходя с вечеринки, я слышу, что люди начинают смеяться. Я говорю себе: <Они смеются надо мной!> В этот момент проигрываю случай из раннего детства, когда, не задумываясь, решил: <Я хуже других. Но никто мне об этом не скажет>. Я не осознаю, что это контаминация, и ошибочно принимаю эту детскую ситуацию за реальную действительность. Если бы я захотел, то мог бы вернуться в комнату и убедиться, на самом ли деле гости смеются надо мной. Если бы они честно сказали нет, то я бы вышел из контаминации, отделив мою Взрослую оценку данной ситуации от старых представлений о мире моего Ребенка. Я, вероятно, убедился бы, что люди в комнате смеются над анекдотом, который не имеет ко мне никакого отношения. Предположим даже, что они смеялись надо мной. Я вышел бы из контаминации, осознав следующее: <Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно ОК>. Однако в тот день я, возможно, был не готов выйти из контаминации Ребенком. В этом случае, когда шутники сказали мне: <Мы смеялись не над тобой>, я мог подумать: <Они лгут, чтобы не портить со мной отношения>.
Берн иногда использовал слово <иллюзия> для описания этого вида заблуждений, которые обычно вызываются контаминацией Ребенком. Приведем несколько типичных иллюзий: <Я плохо пишу (считаю), владею иностранным языком>; <Я не нравлюсь людям>; <Я хуже других> (<Я не такой, как все>); <Я не могу бросить курить>. Когда содержание контаминации Ребенком вытекает из раннего детства, иллюзии могут быть еще более странными. Такое особенно часто случается тогда, когда в детстве человека были психические травмы. Например: <Я могу убить человека просто за то, что он стоит рядом со мной>; <Мама полюбит меня, если я умру>.
Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например:
(Р) <Людям нельзя доверять>, в сочетании с: (Д) <Я никому никогда не верю>. Или: (Р) <Детей нужно видеть, но не слышать>, в сочетании с: (Д) <Чтобы нормально жить, я должен молчать>. Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.
Упражнение. Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: <Я человек, который...>. Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе <войти> во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Посмотрите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком. Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, какова реальная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: <Я человек, который не умеет ладить с людьми>, то это предложение можно переделать и так: <Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми>. Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.
А теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или парентальных фигур. Как и раньше, <включите> Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: <Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще> и написать вместо этого: <Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получилось>. Это упражнение можно делать в часы отдыха.
Исключение. Берн считал, что иногда человек <выключает> одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением. На рис. 6.2. показаны три возможных случая исключения одного из эго-состояний. На диаграммах исключенное эго-состояние обозначено крестом и линией, отделяющей его от соседнего кружка.
Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. Они прекрасно используют интуицию Маленького профессора для оценки того, что происходит вокруг них. Эти люди - заправилы и воротилы: ведущие политики, преуспевающие бизнесмены.
При исключении Взрослого я <выключаю> свою взрослую способность к опробированию действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель-Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного.
При исключении Ребенка мы <выключаем> воспоминания детства. На вопрос: <Какое у тебя было детство?>, такие люди ответят: <Я не знаю. Я ничего об этом не помню>. Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным.
Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют константным или исключающим. На диаграмме оно обозначается более жирным кругом. На рис. 6.3. показаны три возможных случая.
Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: <Как по вашему мнению можно осуществить этот план?>, он ответит: <Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все>. На вопрос: <Как вы себя чувствуете?>, он ответит: <В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?>.
Согласно Берну, человек с константным Взрослым <не способен испытывать удовольствие>. Вместо этого он <только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию>.
Человека константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и <выключают> как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.
Исключение не бывает тотальным, напротив, оно будет зависеть от конкретной ситуации. Например, когда мы говорим о человеке с исключенным Ребенком, то имеем в виду тот факт, что он редко бывает в эго-состоянии Ребенка. Люди не могут жить без каких-то элементов эго-состояния Ребенка. Без элементов Взрослого они не могут действовать вне организаций, а без элементов Родителя не могут хорошо жить в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.011 с.) |