Глава 6. Структурная патология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Структурная патология



 

До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого. Мы также считали, что при желании люди могут менять свое эго-состояние. Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Эрик Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (включением). Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.

 

Контаминация. Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован. Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. На диаграмме эго-состояний мы обозначаем это закрашиванием накладывающихся друг на друга участков кружков. Эти закрашенные участки означают контаминацию.

 

На рис. 6.1а показано содержание Родителя, вторгнувшееся во Взрослого - контаминация Родителем. На рис. 6.1б - контаминация Ребенком, а на рис. 6.1в - двойная контаминация, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.

 

Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называл их предрассудками. Например: <Все шотландцы злые>; <Черномазые - лентяи>; <Белые - эксплуататоры>; <Мир ужасен>; <Людям нельзя доверять>; <Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще>. Если я считаю, что подобные высказывания являются отражением реальности, то я контаминирован.

 

Когда человек говорит о себе, употребляя безличные предложения, вместо того чтобы говорить <я>, то, скорее всего, содержание его речи будет контаминировано Родителем. Например, Мейдж рассказывает о своей жизни: <Нужно делать то, что говорят, и не показывать людям свои чувства>. Существует вероятность, что Мейдж обучилась этим двум девизам у своих родителей. Очевидно, они также полагали, что эти высказывания являются отражением реальности.

 

Контаминация Ребенком. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Возможно, уходя с вечеринки, я слышу, что люди начинают смеяться. Я говорю себе: <Они смеются надо мной!> В этот момент проигрываю случай из раннего детства, когда, не задумываясь, решил: <Я хуже других. Но никто мне об этом не скажет>. Я не осознаю, что это контаминация, и ошибочно принимаю эту детскую ситуацию за реальную действительность. Если бы я захотел, то мог бы вернуться в комнату и убедиться, на самом ли деле гости смеются надо мной. Если бы они честно сказали нет, то я бы вышел из контаминации, отделив мою Взрослую оценку данной ситуации от старых представлений о мире моего Ребенка. Я, вероятно, убедился бы, что люди в комнате смеются над анекдотом, который не имеет ко мне никакого отношения. Предположим даже, что они смеялись надо мной. Я вышел бы из контаминации, осознав следующее: <Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно ОК>. Однако в тот день я, возможно, был не готов выйти из контаминации Ребенком. В этом случае, когда шутники сказали мне: <Мы смеялись не над тобой>, я мог подумать: <Они лгут, чтобы не портить со мной отношения>.

 

Берн иногда использовал слово <иллюзия> для описания этого вида заблуждений, которые обычно вызываются контаминацией Ребенком. Приведем несколько типичных иллюзий: <Я плохо пишу (считаю), владею иностранным языком>; <Я не нравлюсь людям>; <Я хуже других> (<Я не такой, как все>); <Я не могу бросить курить>. Когда содержание контаминации Ребенком вытекает из раннего детства, иллюзии могут быть еще более странными. Такое особенно часто случается тогда, когда в детстве человека были психические травмы. Например: <Я могу убить человека просто за то, что он стоит рядом со мной>; <Мама полюбит меня, если я умру>.

 

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например:

 

(Р) <Людям нельзя доверять>, в сочетании с: (Д) <Я никому никогда не верю>. Или: (Р) <Детей нужно видеть, но не слышать>, в сочетании с: (Д) <Чтобы нормально жить, я должен молчать>. Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.

 

Упражнение. Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: <Я человек, который...>. Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе <войти> во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Посмотрите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком. Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, какова реальная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: <Я человек, который не умеет ладить с людьми>, то это предложение можно переделать и так: <Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми>. Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.

 

А теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или парентальных фигур. Как и раньше, <включите> Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: <Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще> и написать вместо этого: <Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получилось>. Это упражнение можно делать в часы отдыха.

 

Исключение. Берн считал, что иногда человек <выключает> одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением. На рис. 6.2. показаны три возможных случая исключения одного из эго-состояний. На диаграммах исключенное эго-состояние обозначено крестом и линией, отделяющей его от соседнего кружка.

 

Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. Они прекрасно используют интуицию Маленького профессора для оценки того, что происходит вокруг них. Эти люди - заправилы и воротилы: ведущие политики, преуспевающие бизнесмены.

 

При исключении Взрослого я <выключаю> свою взрослую способность к опробированию действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель-Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного.

 

При исключении Ребенка мы <выключаем> воспоминания детства. На вопрос: <Какое у тебя было детство?>, такие люди ответят: <Я не знаю. Я ничего об этом не помню>. Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным.

 

Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют константным или исключающим. На диаграмме оно обозначается более жирным кругом. На рис. 6.3. показаны три возможных случая.

 

Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: <Как по вашему мнению можно осуществить этот план?>, он ответит: <Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все>. На вопрос: <Как вы себя чувствуете?>, он ответит: <В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?>.

 

Согласно Берну, человек с константным Взрослым <не способен испытывать удовольствие>. Вместо этого он <только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию>.

 

Человека константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и <выключают> как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.

 

Исключение не бывает тотальным, напротив, оно будет зависеть от конкретной ситуации. Например, когда мы говорим о человеке с исключенным Ребенком, то имеем в виду тот факт, что он редко бывает в эго-состоянии Ребенка. Люди не могут жить без каких-то элементов эго-состояния Ребенка. Без элементов Взрослого они не могут действовать вне организаций, а без элементов Родителя не могут хорошо жить в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.007 с.)