Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Послесловие переводчика и психолога↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА И ПСИХОЛОГА Уважаемый читатель!
Вы только что окунулись в удивительный и порой непредсказуемый мир Трансакционального Анализа ("ТэА"), полный открытий, осознавания своего собственного Я, поведения других людей - основанный на принципе "Я - Окей, Ты - Окей" - безусловном признании ценности и значимости любого человека.
Я вошел в этот мир в 1987 году благодаря моему первому учителю Ростику Макушенко, который первый образовал в Ленинграде "ТэАшную" группу. С 1989 года совместно с другими коллегами мы регулярно принимаем аналитиков и практиков по ТА, гештальт-терапии, другим направлениям психологии и психотерапии, организуем семинары и курсы как для специалистов, так и для всех желающих. В 1993 году нами был создан первый в России Санкт-Петербургский Институт ТА, который является членом Европейской и Международной Ассоциаций ТА.
Хочу выразить особую благодарность коллегам по "Центру лазерной технологии" Виталию Лопоте и Сергею Горному, благодаря которым и стал возможным перевод этой книги и контакты с зарубежными специалистами в то непростое время; Тане Сиэиковой за помощь в составлении словаря терминов, а также всем слушателям первых семинаров по ТА за их любознательность и терпимость к нашим первым попыткам.
Приглашаем Вас посетить наши семинары для того, чтобы самим прочувствовать и ощутить дух ТА, который, в свою очередь может помочь Вам открыть другие миры в Вас самих и других людях.
Дмитрий Касьянов С.-Петербург, 1995 г.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
_А
\АВТОНОМИЯ/АВТОНОМНОСТЬ (AUTONOMY): качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех следующих способностей: осознания, спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность <здесь и теперь>, а не на сценарные убеждения.
\АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК (ADAPTED CHILD): часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействии с правилами и требованиями общества.
\АНТИСЦЕНАРИЙ (ANTISCRIPT): часть сценария, которую человек использует наоборот, следуя не первоначальному посланию, а его противоположности.
\АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО/ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО (AUTHENTIC FEELING): первоначальное нецензурированное чувство, которое человек в детстве научился прикрывать рэкетным чувством.
_Б
\БАНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ (BANAL SCRIPT): то же, что и беспроигрышный сценарий - сценарий не-победителя.
\БАНК ПОГЛАЖИВАНИЙ (STROKE BANK): память о прошлых погла-живаниях, которые человек может повторно использовать.
\БЕЗУСЛОВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (UNCONDITIONAL STROKE): поглаживание, связанное с качеством самой личности.
\БЕСПОМОЩНОСТЬ (INCAPACITATION): пассивное поведение, при котором человек сам себя разоружает, делая себя беспомощным, в попытке заставить окружающих решить за него какую-то проблему.
\БЛОКИРУЮЩАЯ ТРАНСАКЦИЯ (BLOCKING TRANSACTION): трансакция, при которой избегают обсуждения цели поставленной проблемы из-за несогласия с самой постановкой вопроса.
_В
\В\1: то же, что и Взрослый в Ребенке.
\В\2: то же, что и вго-состояние Взрослого.
\В\3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая собой содержание Взрослого, интроецированное у родителя или парентальной фигуры.
\ВЕКТОР (VECTOR): стрелка на трансакционной диаграмме, связывающая эго-состояние, из которого исходит коммуникация, с эго-состоянием, в которое она направлена.
\ВЗРОСЛЫЙ В РЕБЕНКЕ (ADULT IN THE CHILD): часть структуры второго порядка Ребенка, представляющая стратегии маленького ребенка, направленные на тестирование реальности и решение проблем.
\ВОЗБУЖДЕНИЕ (AGITATION): пассивное поведение, при котором человек вместо решения проблем направляет свою энергию на бесцельную, все время повторяющуюся деятельность.
\ВОСПИТЫВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (NURTURING PARENT): субпод-разделение Родителя в функциональной модели, указывающее на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.
\ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ (PASTIME): способ структурирования времени, когда люди говорят о чем-то, однако ничего не предпринимают в отношении этого.
\ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ (SECOND DEGREE): (об играх или сценарии побежденного) имеющие расплату достаточно серьезную, чтобы о ней можно было говорить в своем социальном круге.
\ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (SECOND RULE OF COMMUNICATION): <пересекающаяся трансакция приводит к разрыву коммуникации, поэтому для возобновления коммуникации необходимо, чтобы один или оба человека перешли в другие эго-состояния>.
\ВЫБОР (OPTION): техника выбора при общении эго-состояний с тем, чтобы исключить обычное, неконструктивное взаимодействие/общение с другими людьми.
_Г
\ГИПОТЕЗА КОНСТАНТНОСТИ (CONSTANCY HYPOTHESIS): (об эгограммах) гипотеза о том, что по мере увеличения интенсивности одного эго-состояния другое или другие эго-состояния должны с целью компенсации уменьшиться; смещение психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается неизменным (константным).
_Д
\Д\1: то же, что и Ребенок в Ребенке.
\Д\2: то же, что и эго-состояние Ребенка.
\Д\3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая содержание Ребенка, интроецированное у родителей или парентальных фигур.
\ДВОЙНАЯ ТРАНСАКЦИЯ (DUPLEX TRANSACTION): скрытая трансакция, включающая в себя четыре эго-состояния.
\ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ACTIVITY): способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.
\ДРАЙВЕР (DRIVER): один из пяти четко определенных способов поведения, который проигрывается в период времени от полусекунды до нескольких секунд и является функциональным проявлением негативных контрсценариев.
\ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК (DRAMA TRIANGLE): диаграмма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемещаться из одной из следующих сценарных ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).
\ДУМАТЬ ПО-МАРСИАНСКИ (THINKING MARCIAN): объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения.
_Е
\ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК (NATURAL CHILD): то же, что и Свободный Ребенок.
_Ж
\ЖАЖДА ПРИЗНАНИЯ (RECOGNITION HUNGER): потребность в признании со стороны других людей.
\ЖАЖДА СТИМУЛА (STIMULUS HUNGER): потребность в физической и умственной стимуляции.
\ЖЕРТВА (VICTIM): (в Драматическом треугольнике) человек, который считает себя ниже других; что его заслуженно принижают или что он не может обойтись без посторонней помощи.
\ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ (LIFE POSITION): основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям.
_И
\ИГНОРИРОВАНИЕ (DISCOUNTING): неосознанное игнорирование информации, касающейся решения проблемы.
\ИГРА (GAME): (последнее определение Берна) серия трансакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате. \ИГРА: (определение Джоинса) процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который (1) находится вне осознания Взрослого; (2) не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения и (3) который приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека.
\ИЛЛЮЗИЯ (DELUSION): (используется Берном для обозначения) контаминации Взрослого Ребенком.
\ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ (INTEGRATED ADULT): эго-состояние Взрослого, включающее в себя позитивные качества Ребенка и Родителя.
\ИНТИМНОСТЬ (INTIMACY): способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.
\ИСКАЖАЮЩАЯ ТРАНСАКЦИЯ (REDEFINING TRANSACTION): отклоняющаяся или блокирующая трансакция.
\ИСКЛЮЧАЮЩИЙ (EXCLUDING): (об эго-состояниях) эго-состояние, которое продолжает функционировать, когда два других не действуют.
\ИСКЛЮЧЕНИЕ (EXCLUSION): отключение человеком одного или более эгосостояний.
\ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (EXECUTIVE): (об эго.состояниях) эго-состояние, которое определяет поведение человека, в том смысле, что оно осуществляет контроль над его мускулатурой.
\ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (HISTORICAL DIAGNOSIS): суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, путем сбора фактов и информации о родителях и парентальных фигурах человека и его детстве.
_К
\КАТЕКСИС (CATHEXIS): (в теории энергии) психическая энергия, которая постулируется Берном для объяснения смещений из одного эго-состояния в другое; (как название) название института, основанного Шиффами и одна из школ ТА, которая использует данный подход.
\КЛЕВ (GIMMICK): трансакционная реакция, которая на психологическом уровне говорит о том, что человек принял приглашение к игре.
\КОНСТАНТНЫЙ (CONSTANT): (об эго-состояниях) то же, что и исключающий.
\КОНТАМИНАЦИЯ (CONTAMINATION): часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя, которое человек ошибочно воспринимает как содержание своего Взрослого.
\КОНТРАКТ (CONTRACT): четко выраженная двухсторонняя приверженность определенному плану действий; приверженность (обязательство) Взрослого самому себе и/или кому-либо другому с целью достижения какого-либо изменения.
\КОНТРОЛИРУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (CONTROLLING PARENT): субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как человек может использовать это эго-состояние с целью контроля, управления и критики.
\КОНТРПРИКАЗАНИЯ (COUNTERINJUNCTIONS): сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые ребенком в Родителе.
\КОНТРСЦЕНАРИЙ (COUNTERSCRIPT): совокупность решений, принятых ребенком под воздействием контрприказаний.
\КОЭФФИЦИЕНТ ПОГЛАЖИВАНИЙ (STROKE QUOTIENT): индивидуальный предпочитаемый набор различных типов поглаживаний.
\КРИТИКУЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ (CRITICAL PARENT): то же, что и Контролирующий Родитель.
\КРЮЧОК (CON): трансакционный стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре.
_М
\МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР (LITTLE PROFESSOR): то же, что и Взрослый в Ребенке.
\МАРКА (STAMP): рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего его обмена на негативную расплату.
\МАТРИЦА ИГНОРИРОВАНИЯ (DISCOUNTING MATRIX): модель, рассматривающая игнорирование с точки зрения области, типа и уровня.
\МИНИСЦЕНАРИЙ (MINISCRIPT): последовательность сценарного поведения и рэкетных чувств, всегда начинающаяся с драйвера, в течение которой человек за короткое время проигрывает свой сценарий и тем самым усиливает его.
\МИРОВОСПРИЯТИЕ (FRAME OF REFERENCE): структура ассоциативных реакций, которая интегрирует различные эго-состояния при реагировании на специфический стимул; предоставляет человеку целостную систему для восприятия, обдумывания, чувственного реагирования и действия, которая используется для определения своего отношения к самому себе, другим людям и к жизни.
\МОДЕЛЬ ПЕРВОГО ПОРЯДКА (FIRST-ORDER MODEL): модель эго-состояний, в которой три эго-состояния не подвергаются дальнейшему делению.
\МОДЕЛЬ РВД (PAC MODEL): то же, что и модель эго-состояний.
\МОДЕЛЬ РЕШЕНИЙ (DECISIONAL MODEL): (модель принятия решений): философская позиция, которая говорит о том, что люди - творцы своей судьбы и сами принимают решения о своей жизни, а также, что эти решения могут быть изменены.
\МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ (EGO-STATE MODEL): модель, отображающая личность в терминах эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
_Н
\НАСИЛИЕ (VIOLENCE): пассивное поведение, при котором человек направляет свою разрушительную энергию наружу в попытке заставить окружающих решить за него его проблему.
\НЕГАТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (NEGATIVE STROKE): поглаживание, которое принимающий его человек ощущает как неприятное.
\Не-ПОБЕДИТЕЛЬ (NON-WINNER): человек, который не достигает больших вершин и не падает слишком низко.
\НЕСООТВЕТСТВИЕ (INCONGRUITY): несоответствие между поверхностным (открытым) уровнем коммуникации и поведенческими сигналами, которые проявляются человеком, начавшим коммуникацию.
\НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ (DOING NOTHING): пассивное поведение, при котором человек направляет энергию не на решение проблемы, а на то, чтобы ничего не делать и ничего не предпринимать.
_О
\ОБВИНИТЕЛЬ (BLAMER): третья позиция в минисценарии, отражающая жизненную позицию Я+Ты.
\ОБЛАСТЬ (AREA): (игнорирования) по отношению к себе, другим людям или ситуации.
\ОК КОРРАЛ (ОК KORRAL): диаграмма, в которой четыре жизненные позиции связаны с определенным социальным поведением.
\ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ATTRIBUTION): сценарное послание, которое включает в себя то, что и как родители говорят о ребенке.
\ОСОЗНАНИЕ (AWARENESS): способность воспринимать чистые чувственные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя.
\ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ (BASIC POSITION): то же, что и жизненная позиция.
\ОТКЛОНЯЮЩАЯСЯ/ТАНГЕНЦИАЛЬНАЯ (TANGENTIAL TRANSACTION): трансакция, при которой стимул и реакция обращены к различным вопросам или касаются одного и того же вопроса, но подходят к нему с различных точек зрения.
_П
\ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТРАНСАКЦИЯ (COMPLEMENTARY TRANSACTION): трансакция, при которой трансакционные векторы параллельны друг Другу, а эго-состояние, к которому обращаются, является источником реакции.
\ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (PASSIVE BEHAVIOR): один из четырех видов поведения (ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, беспомощность или насилие), который указывает на наличие игнорирования. Они используются человеком в попытке заставить других людей или окружение решить его собственные проблемы.
\ПАССИВНОСТЬ (PASSIVITY): как люди не делают то, что надо, или не делают что-либо эффективно.
\ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ (FIRST-DEGREE): (об играх или сценариях побежденных) имеющие расплату/последствия, о которых человек может говорить в своем социальном окружении.
\ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (FIRST RULE OF COMMUNICATION): <пока трансакции являются параллельными, коммуникация может протекать сколь угодно долго>.
\ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ (SWITCH): положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью получить свою расплату.
\ПЕРЕСЕЧЕННАЯ ТРАНСАКЦИЯ (CROSSED TRANSACTION): трансакция, при которой трансакционные векторы не являются параллельными или при которой эго-состояние, в которое обращаются, не является источником реакции.
\ПЛАН ЖИЗНИ (LIFE COURSE): то, что реально происходит в жизни человека (в противоположность жизненному сценарию, который представляет собой то, что человек запланировал сделать в раннем детстве).
\ПЛАН ИГРЫ (GAME PLAN): серия вопросов, используемых для анализа стадий игры какого-то отдельного человека.
\ПЛАСТИКОВОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (PLASTIC STROKE): неискреннее позитивное поглаживание.
\ПОБЕДИТЕЛЬ (WINNER): человек, который достигает поставленной цели.
\ПОБЕЖДЕННЫЙ/ПРОИГРАВШИЙ (LOOSER): человек, который не достигает поставленной цели.
\ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (BEHAVIORAL DIAGNOSIS): суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, с помощью наблюдения за его поведением.
\ПОГЛАЖИВАНИЕ (STROKE): единица признания.
\ПОДДЕЛЬНОЕ (ФАЛЬШИВОЕ) ПОГЛАЖИВАНИЕ (COUNTERFEIT STROKE): поглаживание, которое на первый взгляд кажется позитивным, однако содержит внутри негативное <жало>.
\ПОДСЛАЩЕННОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (MARSHMALLOW-THROWING): когда дают неискренние позитивные поглаживания.
\ПОЗИТИВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (POSITIVE STROKE): поглаживание, которое воспринимается получателем как приятное.
\ПОСЛАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ (SOCIAL-LEVEL MESSAGE): открытое послание, которое обычно передается с помощью слов.
\ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (PERSECUTOR): (В Драматическом треугольнике) человек, который подавляет или принижает других людей.
\ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (GRANDIOSITY): преувеличение или выпячивание какого-то аспекта реальности.
\ПРИКАЗАНИЯ (INJUNCTIONS): негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.
\ПРОФИЛЬ ПОГЛАЖИВАНИЯ (STROKING PROFILE): диаграмма со схемой и колонками для анализа предпочтений человека, когда он дает, принимает, просит или отказывается давать поглаживания.
_Р
\Р\1: то же, что и Родитель в Ребенке.
\Р\2: то же, что и эго-состояние Родителя.
\Р\3: часть структуры второго порядка Родителя, представляющая собой содержание Родителя, интроецированное у родителя или парентальной фигуры.
\РАЗОЧАРОВАННЫЙ (DESPAIRER): четвертая позиция минисценария, отражающая позицию Я~Ты.
\РАЗРЕШЕНИЕ (ALLOWER): позитивная противоположность драйвера.
\РАЗРЕШЕНИЯ (PERMISSIONS): (в сценарии) позитивные, освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые ребенком в Ребенке.
\РАННЕЕ РЕШЕНИЕ (EARLY DECISION): то же, что и решение.
\РАСПЛАТА (PAYOFF): (об играх) рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры; (о сценарии) завершающая сцена сценария.
\РЕАКЦИЯ (RESPONSE): (в какой-то отдельной трансакции) коммуникация, являющаяся ответом на стимул; (в играх) серия скрытых трансакций, которые идут вслед за Крючком и Клевом и повторяют их скрытые послания.
\РЕБЕНОК В РЕБЕНКЕ: часть структуры второго порядка Ребенка, представляющая собой накопленную память о впечатлениях и переживаниях раннего периода развития ребенка.
\РЕЗИНОВАЯ ЛЕНТА (RUBBERBAND): сходство между стрессовой ситуацией <здесь и теперь> и болезненной ситуацией из детства человека, которая обычно находится вне его осознания, и, реагируя на которую, человек склонен входить в сценарий.
\РЕШЕНИЕ (DECISION): мнение человека о себе, других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.
\РИТУАЛ (RITUAL): способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.
\РОДИТЕЛЬ-ВОЛШЕБНИК (MAGICAL PARENT): то же, что и Родитель в Ребенке.
\РОДИТЕЛЬ В РЕБЕНКЕ (PARENT IN THE CHILD): часть структуры второго порядка Ребенка, представляющая собой воображаемую волшебную версию ребенка относительно полученных от родителей посланий.
\РОДИТЕЛЬ-КОЛДУН (OGRE PARENT): (используется некоторыми авторами для обозначения) Родителя в Ребенке.
_С
\СВЕРХАДАПТАЦИЯ (OVERADAPTATION): пассивное поведение, при котором человек подчиняется желаниям и требованиям других людей, не обдумывая их и забывая о своих желаниях.
\СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК (FREE CHILD): часть Ребенка в функциональной модели, показывающая, как человек может использовать это эго-состояние при выражении своих чувств и действий без всякой их цензуры и ссылки на правила и требования общества.
\СИМБИОЗ (SYMBIOSIS): взаимоотношения, в которых два или более людей ведут себя таким образом, что вместе являются как будто бы одним человеком, не используя полностью набор и преимущества своих эго-состояний.
\СИМБИОЗ ВТОРОГО ПОРЯДКА (SECOND-ORDER SYMBIOSIS): симбиоз между Р\1 и В\1 одного человека и Д\1 другого человека.
\СКРЫТАЯ ТРАНСАКЦИЯ (ULTERIOR TRANSACTION): трансакция, при которой открытое и скрытое послания передаются одновременно.
\СМЕХ ВИСЕЛЬНИКА (GALLOWS): коммуникация, при которой человек улыбается или смеется, в то же время говоря о чем-то серьезном и болезненном.
\СМУЩЕНИЕ (CROSSUP): момент Смущения, который испытывает игрок сразу же после Переключения.
\СОДЕРЖАНИЕ (CONTENT): (об эго-состояниях) накопленная память и стратегии, которые классифицируются как принадлежащие различным эго-состояниям или субподразделения эго-состояний в структурной модели - то есть то, что находится в каждом эго-состоянии: (о сценарии) совокупность ранних решений, уникальных для конкретного человека, которые определяют то, что лежит в основе сценария этого человека.
\СОМАТИЧЕСКИЙ РЕБЕНОК (SOMATIC CHILD): то же, что и Ребенок в Ребенке.
\СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (SOCIAL DIAGNOSIS): суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек путем наблюдения за эго-состояниями, которые используют другие люди при общении с этим человеком.
\СПАСИТЕЛЬ (RESQUER): (в Драматическом треугольнике) человек, предлагающий помощь другим из верхнего положения, полагая, что <они не в состоянии помочь себе сами>.
\СПОНТАННОСТЬ (SPONTANEITY): способность свободного выбора из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения, включая выбор эго-состояний.
\СТИМУЛ (STIMULUS): начало коммуникации в какой-то отдельной трансакции (ответом на которую является реакция).
\СТОППОР (STOPPOR): вторая позиция в минисценарии, отражающая жизненную позицию Я~Т+; приказание, которое человек слышит, находясь в этой позиции.
\СТРУКТУРА (STRUCTURE): (в модели эго-состояний) классификация поведения, чувств и переживаний человека с помощью эго-состояний.
\СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ (TIME STRUCTURING): то, как люди проводят время, находясь в парах или группах.
\СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ (STRUCTURAL MODEL): модель эго-состояний, показывающая, что принадлежит каждому эго-состоянию или части эго-состояния (т.е. показывающая содержание).
\СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВТОРОГО ПОРЯДКА (SECOND-ORDER STRUCTURAL MODEL): структурная модель, в которой эго-состояния подвергаются делению для того, чтобы показать содержание Ребенка конкретного человека и лиц, составляющих содержание его Родителя.
\СТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОТИЯ (STRUCTURAL PATHOLOGY): контаминация и/или исключение.
\СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ (STRUCTURAL ANALYSIS): анализ личности или серия трансакций, излагаемый в терминах модели эго-состояний.
\СЦЕНАРИЙ (SCRIPT): то же, что и сценарий жизни.
\СЦЕНАРИЙ <ВСЕГДА> (ALWAYS SCRIPT): сценарный процесс, отражающий следующее убеждение: <Я должен всегда оставаться в той же самой приятной ситуации>.
\СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ (LIFE SCRIPT): бессознательный план жизни, принятый в детстве, усиливаемый родителями, оправдываемый ходом событий и достигающий кульминации в выбранной альтернативе.
\СЦЕНАРИЙ НЕ-ПОБЕДИТЕЛЯ (NON-WINNING SCRIPT): сценарий, расплата в котором не несет в себе ни больших побед, ни больших поражений.
\СЦЕНАРИЙ <НИКОТДА> (NEVER SCRIPT): сценарный процесс, отражающий следующее убеждение: <Я никогда не могу добиться того, чего хочу больше всего>.
\СЦЕНАРИЙ ПОБЕДИТЕЛЯ (WINNING SCRIPT): сценарий, расплата за который является счастливой или полноценной и/или когда он завершается успехом при достижении поставленной цели.
\СЦЕНАРИЙ ПОБЕЖДЕННОГО (LOSING SCRIPT): сценарий, расплата за который является болезненной или разрушительной; и/или включающий в себя проигрыш при достижении поставленной цели.
\СЦЕНАРИЙ <ПОКА НЕ> (UNTIL SCRIPT): сценарный процесс, который отражает следующее убеждение: <Пока что-то не случится, добра не жди>.
\СЦЕНАРИЙ <ПОСЛЕ> (AFTER SCRIPT): сценарный процесс, отражающий следующее убеждение: <Если сегодня случится что-то хорошее, то за это я должен буду расплачиваться завтра>.
\СЦЕНАРИЙ <ПОЧТИ> (ALMOST SCRIPT): сценарный процесс, отражающий следующее убеждение: <Я почти добился этого, но не до конца>.
\СЦЕНАРИЙ С ОТКРЫТЫМ КОНЦОМ (OPEN-ENDED SCRIPT): сценарный процесс, отражающий следующее убеждение: <После какой-то точки во времени, я не буду знать, что мне делать>.
\СЦЕНАРНАЯ МАТРИЦА (SCRIPT MATRIX): диаграмма, в которой передача сценарных посланий анализируется в терминах эго-состояний.
\СЦЕНАРНОЕ ПОСЛАНИЕ (SCRIPT MESSAGE): вербальное или невербальное послание родителей, на основе которого формируется мнение о себе, других людях и жизни в процессе формирования своего сценария.
\СЦЕНАРНЫЙ (SCRIPTY): (о поведении, чувствах и т. п.) проявляемый человеком, находящимся в сценарии.
\СЦЕНАРНЫЙ СИГНАЛ (SCRIPT SIGNAL): телесный сигнал, указывающий на то, что человек вошел в сценарий.
_Т
\ТИП (TYPE): (об игнорировании) когда игнорирование касается стимула, проблем или выбора.
\ТОРГОВАЯ МАРКА (TRADING STAMP): то же, что и марка.
\ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: (определение Берна) (1) система психотерапии, основанная на анализе трансакций или серий трансакций, которые имеют место во время лечения; (2) теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; (3) теория социального действия, основанная на тщательном анализе трансакций и их классификации на максимально дробное и конечное число классов, в основе которого лежит анализ отдельных участвующих эго-состояний; (4) анализ отдельных трансакций с помощью трансакционных диаграмм (что и является собственно трансакционным анализом). \ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (TRANSACTIONAL ANALYSIS): (определение МАТА) теория личности и системная психотерапия, направленная на рост и изменение личности.
\ТРАНСАКЦИЯ (TRANSACTION): трансакционный стимул плюс трансакци-онная реакция - основная единица социального общения.
_У
\УГЛОВАЯ ТРАНСАКЦИЯ (ANGULAR TRANSACTION): скрытая трансакция, включающая в себя три эго-состояния.
\УРОВЕНЬ (LEVEL): (игнорирования) когда игнорирование касается наличия, значимости, изменения возможностей или личных способностей.
\УСЛОВНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ (CONDITIONAL STROKE): поглаживание, связанное с тем, что человек делает.
\УХОД (WITHDRAWAL): способ структурирования времени, при котором человек не общается с другими людьми.
_Ф
\ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS): суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого.
\ФИЛЬТР ПОГЛАЖИВАНИЙ (STROKE FILTER): индивидуальный паттерн приема и отказа от поглаживаний с тем, чтобы он соответствовал существующему образу Я.
\ФОРМУЛА И (FORMULA G): формула, отображающая шесть стадий игры (Крючок, Клев, Реакция, Переключение, Смущение, Расплата).
\ФОРМУЛА ИГРЫ (GAME FORMULA): то же, что и формула И.
\ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (FUNCTIONAL MODEL): модель эго-состояний, которые подвергаются дальнейшему делению с целью показать, как мы их используем (их процесс).
\ФУНКЦИЯ (FUNCTION): (об эго-состояниях) как используются или проявляются эго-состояния.
\ФУТБОЛКА (SWEATSHIRT): невербально передаваемый человеком девиз, который действует как скрытое приглашение к игре или рэкету.
_Х
\ХАМАРТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (HAMARTIC SCRIPT): то же, что и сценарий побежденного третьей степени.
_Э
\ЭГОГРАММА (EGOGRAM): диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподразделения модели эго-состояний в личности человека.
\ЭГО-СОСТОЯНИЕ (EGO-STATE): постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим постоянным паттерном поведения.
\ЭГО-СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛОГО (ADULT EGO-STATE): совокупность поведений, мыслей и чувств, при непосредственном реагировании на ситуацию <здесь и теперь>, не являющаяся копией поведения родителей или парентальных фигур и не проигрываемая из детства самого человека.
\ЭГО-СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (CHILD EGO-STATE): совокупность поведения, мыслей и чувств, которые проигрываются из детства человека - то есть архаичное эго-состояние.
\ЭГО-СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЯ (PARENT EGO-STATE): совокупность поведения, мыслей и чувств, которые были скопированы у родителей или парентальных фигур - т. е. заимствованное эго-состояние.
\ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ (EXISTENCIAL POSITION): то же, что и жизненная позиция.
\ЭКОНОМИЯ ПОГЛАЖИВАНИЙ (STROKE ECONOMY): совокупность ограничивающих Родительских правил, касающихся поглаживаний.
\ЭЛЕКТРОД (ELECTRODE): (используется некоторыми авторами для обозначения) Родителя в Ребенке.
\ЭПИСКРИПТ/ЭПИСЦЕНАРИЙ (EPISCRIPT): негативное сценарное послание, которое родитель передает ребенку в надежде на то, что таким образом он освободится от влияния этого послания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.016 с.) |