Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Распознавание эго-состоянийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.
Берн подчеркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз - самый важный из четырех. Остальные три являются проверочными к нему.
Поведенческий диагноз. В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состояний он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением. Совместимы ли все эти различные факторы друг с другом?
Предположим, что вы видите меня прямо сидящим на стуле. Обе ноги твердо упираются в пол. По положению моего тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого. Глядя на меня, вы видите, что мой взгляд спокоен, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.
Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно, я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, если вы посмотрите на меня, то отметите, что я положил ногу на ногу и склонил голову на бок. Пальцами левой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптивном Ребенке, несмотря на то, что мои слова звучат по-взрослому. Существуют ли стандартные факторы эго-состояний? В книгах по ТА традиционно приводятся таблицы стандартных факторов для поведенческого диагноза. Например, грозить пальцем соответствует Контролирующему Родителю. Хныкающий голос присущ Адаптивному Ребенку. Крики <Здорово! Блеск!> - Свободному Ребенку и т.д. Однако эта идея о стандартных факторах приводит к сомнениям относительно фундаментальной природы модели эго-состояний.
Таблицы стандартных факторов базируются на предположении о том, что когда я нахожусь, например, в Адаптивном Ребенке, то буду вести себя как ребенок, подчиняясь требованиям своих родителей. Аналогичным образом в Воспитывающем Родителе я буду вести себя как родитель, заботящийся о ребенке. Однако модель эго-состояний говорит не об этом.
Когда я утверждаю, что нахожусь в Ребенке, то имею в виду, что поступаю, думаю и чувствую так же, как когда-то ребенком, а не просто как любой ребенок. Когда я в Воспитывающем Родителе, то поступаю, думаю и чувствую так же, как это делал один из моих родителей, а не просто как вообще родители. Из этого следует, что для достоверного поведенческого анализа моего эго-состояния Адаптивного Ребенка вам необходимо знать, как я выглядел и говорил в детстве, когда подчинялся своим родителям. Чтобы распознать меня в Воспитывающем Родителе, вам нужно было бы понаблюдать за моим отцом или матерью, когда они заботились обо мне много-много лет назад.
Набор поведенческих факторов, определяющих моего Адаптивного или Свободного Ребенка, будет отличаться от вашего потому, что мы были разными детьми. Из-за того, что у нас были различные паттерны, у каждого из нас будет свой уникальный набор поведений, обозначающих Контролирующего или Воспитывающего Родителя.
Означает ли это, что таблицы стандартных факторов являются бесполезными? К счастью, нет. Существуют некоторые виды поведения, которое типично для детей в целом, когда они подчиняются родителям или ведут себя спонтанно. Существуют поведения, которые проявляют родители в целом, когда они контролируют или воспитывают своих детей. Поэтому, если мы будем замечать эти типичные поведения, то сможем сделать первый шаг в диагностике функциональных эго-состояний.
Для подтверждения нашего диагноза необходимо поближе познакомиться с человеком. Со временем мы сможем составить список его уникального набора поведений, указывающих на изменения эго-состояний.
В нашей книге мы предпочли не приводить таблицу стандартных факторов. Вместо этого предлагаем составить вашу индивидуальную таблицу.
Упражнение. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте шесть вертикальных колонок. Обозначьте левую колонку Факторы. Остальные пять колонок - названия пяти эго-состояний, как и в эгограмме: КР, ВР, В, СД, АД. Вернитесь к колонке Факторы. Сверху вниз напишите в ней пять подзаголовков: Слова Тон голоса Жесты Положение тела Выражение лица.
Проведите горизонтальные линии таким образом, чтобы в каждой колонке было бы по пять частей: Слова, Тон голоса и т.д. Задание заключается в том, чтобы вы в каждой колонке записали поведенческие факторы на самого себя.
Возьмем колонку Контролирующего Родителя. В ней вы записываете поведенческие факторы, которые проявляете, когда копируете способы ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситуации, когда вы обычно <входите> в КР. Возможно, это происходит тогда, когда вы на работе начальник. Если вы родитель, рассмотрите поведения, которые показываете при объяснении ребенку, что надо делать.
Приведем несколько примеров того, что я могу написать в колонку КР, - слова: <Не делай этого! Прекрати! Делай это! Вот так-то! Хорошо! Плохо! Тебе следует! Ты должен!>; тон голоса: глубокий, резонирующий, сердитый; жесты: разрубаю рукой воздух, держу вместе пальцы, соединяю руки за головой; положение тела: опрокидываюсь глубоко назад на стуле, запрокидываю голову, смотрю свысока; выражение лица: кончики рта слегка опущены вниз, брови подняты вверх.
Возможно, вы обнаружите, что некоторые из этих факторов подходят также и для вас. Главное - составить ваш собственный уникальный список. А теперь приступайте к работе.
Отмечайте лишь то, что можно видеть и слышать. Не интерпретируйте. Например, в колонке <выражение лица> отметьте только то, что, по наблюдениям людей, вы делаете со своим лицом. Не пишите ^лова типа: <снисходительный, деловой, высокомерный...>. Это будут интерпретации. Когда вы смотрите на меня и слышите мой голос, возможно, видите, что я веду себя как деловой человек. Однако деловитость это не совсем то, что вы видите. Это интерпретация, т. е. нечто иное, нежели то, что вы наблюдаете.
Когда вы закончите колонку Контролирующего Родителя, приступайте к аналогичному заполнению других колонок. Для Воспитывающего Родителя составьте список поведений, которые вы переняли у своих заботливых родителей.
Для Адаптивного Ребенка запишите поведенческие факторы, оставшиеся с детства, которые вы проявляете при подчинении приказам других людей. Возможно, вы поступаете так, когда соглашаетесь с кем-то в компании, говорите с начальником на работе и т. д.
Для Свободного Ребенка вспомните, когда в последний раз вы вели себя как когда-то в детстве, ни подчиняясь приказам других, ни восставая против них. Возможно, катаясь на американских горках, вы прятали лицо и пронзительно кричали, когда неслись вниз по склону. Возможно, во время очередной прививки вы замечали, что дрожите от страха при виде шприца в руках медсестры.
Помните, что функциональные подразделения Родителя и Ребенка могут проявляться как в негативном, так и в позитивном плане. Были ли случаи, когда вы своим поведением побуждали людей сменить позицию негативного Контролирующего Родителя? Если у вас есть дети, подавляете ли вы их? Если да, то как они видят и слышат, что вы в негативном Воспитывающем Родителе? Говоря с начальником, подстраиваетесь ли вы иногда под него, в то же время ненавидя его? Если да, то как бы вы видели и слышали себя на видеопленке в негативном Адаптивном Ребенке?
В колонке Взрослого отметьте поведения, которые вы проявляете, когда ведете себя как взрослый в ситуации <здесь и теперь>. Это может быть случай на работе, когда вы обменялись информацией с коллегой. Возможно, это будет ситуация в универсаме, в котором вы делаете покупки. Может быть, это будет чтение нашей книги и изучение эго-состояний. Помните, что эго-состояние Взрослого связано с чувствами <здесь и теперь>, так же, как и с мыслями. Следовательно, поведение Взрослого может включать в себя выражение эмоций, где чувства адекватны текущей ситуации.
Заполните колонку Свободного Ребенка примерами вашего поведения, когда вы ведете себя как спонтанный ребенок, а не спонтанный взрослый.
Иногда, когда вы наблюдаете за моими поведенческими факторами, вам, возможно, будет необходимо задать ряд вопросов, чтобы судить о том, какому эго-состоянию соответствует мое конкретное поведение. Предположим, вы видите меня сидящим согнувшись. Я наклонился вперед, обхватил голову руками, уголки рта опущены вниз, я глубоко вздыхаю, глаза полны слез. По всем этим факторам вы видите, что я выражаю свое горе. Однако в каком эго-состоянии я нахожусь? Может быть, я получил известие о смерти близкого родственника? Тогда мое горе будет соответствовать реагированию на <здесь и теперь>, значит, я во Взрослом. А может быть, я воскресил в памяти какую-то потерю в детском возрасте, о которой не позволял себе думать с грустью вплоть до текущего момента? В этом случае выражение моих чувств исходит из Свободного Ребенка. Существует еще одна возможность - я проигрываю паттерн негативного Адаптивного Ребенка.
Для того, чтобы подкрепить ваши оценки моим поведенческим фактором, вы, возможно, спросите меня о том, как другие относятся ко мне. Вы можете попросить меня рассказать о моей жизни, о том, какими были мои родители. И тогда вы узнаете, что я могу переживать из своего детства.
Упражнение. При дальнейшем рассмотрении трех других способов диагноза Берна используйте для повторной проверки список поведений, который вы для себя составили. Изменяйте и дополняйте список в соответствии с полученным материалом.
Социальный диагноз. В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-состоянии, в котором нахожусь сам.
Например, если я обращаюсь к вам из эго-состояния Родителя, есть вероятность того, что вы ответите мне из вашего Ребенка. Если я начинаю обращаться к вам из Взрослого, то, скорее всего, вы также ответите из Взрослого, а если я обращаюсь к вам из Адаптивного Ребенка, то вы, вероятно, ответите из Родителя.
Таким образом, если я осознаю, что люди часто реагируют на меня из Ребенка, то имею основание полагать, что, по-видимому, часто обращаюсь к ним из Родителя. Возможно, я начальник и считаю своих подчиненных или подобострастными или пытающимися саботировать мои указания. Оба этих поведения похожи на реагирование Адаптивного Ребенка. Тогда я являюсь для них больше Контролирующим Родителем, чем ранее предполагал. Если я хочу изменить эту ситуацию, то могу <выйти> из поведения Контролирующего Родителя, которое использую на работе. Тогда вместо КР я могу использовать, скажем, поведение Взрослого. Реагирующие эго-состояния моих подчиненных позволяют мне провести социальный диагноз того, насколько далеко я ушел от Родительского подхода.
Упражнение. Вспомните последний случай, когда кто-либо отвечал вам из своего Ребенка. Какие поведенческие факторы другого человека вы интерпретируете как исходящие из Ребенка? Было ли это реагирование на вашего Контролирующего или Воспитывающего Родителя? Если это так, то просмотрите ваш список поведенческих факторов и объясните, как другой человек видел и слышал в вас Родителя. Как вы бы изменили свое поведение для того, чтобы окружающие отвечали из другого эго-состояния? Проделайте то же упражнение для последних случаев, когда кто-либо отвечал вам из Взрослого, Родителя.
Исторический диагноз. В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Это позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояниях человека, а также узнать структуру эго-состояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием.
Возможно, я вижу, что вы сгорбились и нахмурились, рукой закрываете глаза. Я слышу, что вы говорите: <Я смущен. Я не могу думать>. Поведенчески я делаю вывод о том, что вы в Адаптивном Ребенке. Для выяснения исторического диагноза я спрашиваю вас: <Как вы чувствовали себя ребенком, когда кто-либо просил вас подумать?> Или, возможно, спросил бы вас: <Сейчас вы похожи на шестилетнего ребенка. Вы что-то вспомнили из своего детства?> Вы можете ответить: <Да, отец заставлял меня читать книжки, а потом смеялся, потому что я неправильно произносил некоторые слова. Поэтому, чтобы досадить ему, я дурачился>. В другом случае вы, возможно, откинулись назад на стуле. Запрокинув голову, вы свысока смотрите на своего соседа, говоря ему: <То, что вы только что сказали, - неправильно. Дело обстоит следующим образом...>. При этом он, возможно, сникает, опускает плечи и поднимает брови в манере Адаптивного Ребенка. Сейчас я обладаю как поведенческими, так и социальными факторами, говорящими о том, что вы находитесь в Контролирующем Родителе. Для исторического диагноза я могу спросить вас: <Вы не могли бы остаться в этом положении на секунду? Сидел ли так один из ваших родителей, когда они говорили с вами?> Возможно, вы рассмеетесь и ответите: <Да, это опять отец!>
Таким образом, ваши ответы позволяют мне осуществить двойную проверку поведенческого диагноза. Видя, что вы проявляете набор поведений, который, с моей точки зрения, подходит для вашего эго-состояния Адаптивного Ребенка, я подтверждаю свой вывод о том, что внутренне вы проигрываете ваш способ реагирования на родительское давление в детском возрасте. Проявляя родительские факторы в поведении, вы сообщаете мне, что копируете поведения ваших родителей.
Упражнение. Вернитесь вновь к списку поведенческих факторов, которые вы для себя отметили. Используйте исторический диагноз для проверки факторов каждого эго-состояния.
При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отметьте, если помните, какого родителя или парентальную фигуру вы копируете в каждом поведении. Какие мысли и чувства сопровождают это поведение? Для факторов Адаптивного и Свободного Ребенка вспомните ситуации в детстве, когда вы вели себя таким же образом. Сколько вам было лет? Что вы думали и чувствовали в этих случаях? Для Взрослого отметьте, что ваше поведение не является проигрыванием вашего детства. Возможно, вы захотите перенести часть поведенческих факторов в другую колонку. Например, некоторые факторы, которые первоначально вы отнесли ко Взрослому, больше подходят к Адаптивному Ребенку.
Феноменологический диагноз. Иногда вместо того чтобы вспоминать прошлое, я могу его прожил>. Берн писал, что <... феноменологическая достоверность достигается лишь тогда, когда индивид может прожить все эго-состояние с полной интенсивностью и незначительным отклонением>.
Предположим, вы только что вспомнили время, когда отец заставлял вас читать и затем смеялся из-за неправильно прочитанных слов. Если бы мы с вами работали в терапии, я бы попросил вас вернуться к этой детской оценке. В своем воображении вы можете сказать отцу то, что не могли ему сказать, когда вам было шесть лет. Возможно, сначала вы обнаружите, что жалуетесь отцу. Затем можете испытать гнев и начнете кричать: <Это нечестно!>, колотя при этом по подушке, как будто бы вы хотите побить отца. Мы получили феноменологический диагноз части содержания эго-состояния вашего Ребенка.
Берн использовал слово <феноменологический> в значении, отличном от обычного словарного определения. Он не объяснил, почему так поступил, поэтому просто имейте в виду смысл, который Берн вкладывал в свое определение.
Диагноз эго-состояний на практике. В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно и мы диагностируем то, что можем.
Когда мы применяем ТА в образовании, коммуникационном тренинге или просто для того, чтобы улучшить наши повседневные взаимоотношения с другими людьми, нам, в основном, надо полагаться на поведенческий диагноз. В этом может помочь социальный диагноз. В терапии ТА поведенческий диагноз является первым и самым главным способом определения эго-состояний.
Упражнение. Для того чтобы развить ваше умение использовать ТА, постоянно практикуйтесь в совершенствовании своего поведенческого диагноза. Постоянно обращайтесь к таблице факторов эго-состояний, которые вы для себя отметили, улучшая ее по мере того, как все больше и больше начинаете осознавать происходящие в вас переходы из одного эго-состояния в другое. Если у вас есть возможность, запишите себя на магнитофон или видео. Проанализируйте минуту за минутой факторы вашего эго-состояния. Свяжите изменения в словах, тоне голоса и положении тела, если у вас есть видео, с тем, что испытываете внутренне.
Возьмите за правило проводить поведенческий диагноз при общении с другими людьми. Проводите его при встречах или во время занятий, при общении с супругой, начальником, подчиненными. Следите за изменениями эго-состояний других людей и собственного. Сначала, возможно, будет трудно. Проявляйте настойчивость, пока это не станет вашей второй натурой. Не говорите никому о своем анализе, пока вы не будете уверены, что другой человек хочет узнать о нем!
Используйте любую имеющуюся возможность для проверки вашего поведенческого диагноза историческими и феноменологическими данными. Однако проводите его на других людях лишь в том случае, если заранее получили от них согласие. Чем чаще вы будете поступать подобным образом, тем более правильным будет ваш поведенческий диагноз.
Исполнительное и реальное Я. Для простоты анализа эго-состояний мы до настоящего момента считали, что в одно и то же время человек может находиться лишь в одном эго-состоянии. В действительности это не совсем так. Можно вести себя, исходя из одного эго-состояния, а ощущать себя в другом.
Например, представьте, что я на работе обсуждаю предстоящее задание с моим коллегой. В течение первых нескольких минут мое внимание полностью направлено на задание. Если бы вы наблюдали за моими поведенческими сигналами, то сказали бы, что я во Взрослом. Мои внутренние ощущения также говорят о том, что я во Взрослом: реагирую <здесь и теперь>, обмениваюсь информацией, оценивая ее. Однако по мере продолжения разговора я начинаю испытывать скуку и мысленно говорю себе: <Хотел бы я быть где-нибудь в другом месте. Погода прекрасная, хорошо пройтись на свежем воздухе. Но это невозможно>. Сейчас я ощущаю себя в Ребенке и проигрываю свои школьные годы, когда сидел в классе, скучал на уроке и хотел уйти из школы, чтобы поиграть. Хотя я и испытываю скуку, но продолжаю работать. Таким образом, внешне я во Взрослом, хотя внутренне ощущаю себя в Ребенке.
Для описания подобной ситуации Эрик Берн предложил проводить различие между исполнительным и реальным Я. Когда какое-то эго-состояние диктует человеку поведение, то оно обладает исполнительной властью. Когда человек ощущает, что он находится в каком-то определенном эго-состоянии, мы говорим, что он ощущает это эго-состояние как свое реальное Я.
Чаще эго-состояние, имеющее исполнительную власть, будет ощущаться и как реальное Я. В приведенном выше примере, когда я начинал обсуждать рабочие вопросы, исполнительная власть находилась во Взрослом и одновременно я ощущал Взрослого как свое реальное Я. Затем, когда я начал испытывать скуку, то сместил свое ощущение реального Я в эго-состояние Ребенка. Тем не менее, внешне я продолжал вести себя как Взрослый, сохраняя исполнительную власть в последнем эго-состоянии.
Предположим, мой коллега продолжил обсуждение рабочих вопросов еще какое-то время. Тогда я зевнул и потерял нить разговора. Пока он ждал моего ответа на заданный вопрос, я покраснел и сказал: <Извини. Я отвлекся>. В этом случае исполнительная власть была в Ребенке, и я ощущал Ребенка как свое реальное Я. Упражнение. Приведите еще три примера, которые иллюстрируют кого-либо, имеющего исполнительную власть в одном эго-состоянии и ощущающего другое эго-состояние в качестве своего реального Я. Можете ли вы вспомнить подобные примеры из вашей жизни за последнюю неделю?
Несоответствие. Деление исполнительного и реального Я несомненно ставит ряд дополнительных вопросов в диагнозе эго-состоянии. Поскольку поведение определяет эго-состояние, имеющее исполнительную власть, можно предположить, что поведенческие факторы человека укажут на это эго-состояние. До тех пор, пока это эго-состояние ощущается также и как реальное Я, ваш поведенческий диагноз даст вам правильную картину того, что человек испытывает внутренне.
Однако, что произойдет, если человек затем перейдет в другое эго-состояние реального Я, при этом сохраняя исполнительную власть в первоначальном эго-состоянии? Как вы определите это с помощью поведенческого диагноза? Дело в том, что иногда обнаружить это невозможно. Это бывает в тех случаях, когда поведение человека относительно неактивное. Например, вы видите меня сидящим на лекции. Я сижу прямо, двигаюсь мало и ничего не говорю. Первым вашим предположением будет то, что поведенчески я во Взрослом. Однако внутренне я могу находиться в мечтаниях Ребенка. Без продолжения исследований у вас нет другого способа узнать об этом. Однако чаще бывает так, что человек, тем не менее, проявляет поведенческие факторы, указывающие на то, что происходит. Вы увидите, что когда у какого-то человека исполнительная власть находится в эго-состоянии, отличном от того, которое ощущается как реальное Я, наблюдается несоответствие между его поведением и внутренними ощущениями. Внешне он обычно показывает это следующим образом: его наиболее явные поведенческие сигналы укажут на эго-состояние, имеющее исполнительную власть. Однако в то же самое время он будет показывать и другие более тонкие сигналы, которые не согласуются с сигналами дополнительного эго-состояния. Напротив, они подходят для состояния, которое он ощущает как реальное Я. В терминах ТА такое поведение указывает на несоответствие. Когда я обсуждал рабочие вопросы с коллегами, мое очевидное поведение совпадало с эго-состоянием, постоянно имеющим исполнительную власть, т.е. Взрослым. Однако, если бы вы смотрели и слушали меня более внимательно, вы бы отметили некоторые изменения в тот момент, когда мне стало скучно и я перешел в Ребенка как мое реальное Я. До этого момента тон моего голоса изменялся. А сейчас он стал монотонным. Мой взгляд, который до этого постоянно переключался с рабочего документа на лицо моего коллеги, теперь устремлен в одну точку. Эти несоответствия помогли бы вам сделать вывод о том, что я сместил мое ощущение реального Я с Взрослого на Ребенка.
Выявление несоответствий является одним из важных навыков при овладении ТА. Мы еще раз возвратимся к этому вопросу, когда будем анализировать трансакции в главе 7.
Теория энергии Берна. Эрик Берн разработал теоретическое объяснение того, что происходит при перемещении нашей исполнительной власти и чувств реального Я между двумя эго-состояниями. Подробное изложение этой теории выходит за рамки нашей книги. Мы лишь кратко расскажем о ней в этом разделе.
Берн вслед за Фрейдом выдвинул гипотезу о существовании психической энергии или катексиса. Он считал, что эта энергия существует в трех видах: связанная, несвязанная и свободная. Дополнительный термин - активный катексис - используется для обозначения суммы несвязанного и свободного катексиса.
Для иллюстрации различия между этими тремя формами катексиса Берн использовал сравнение с сидящей на дереве обезьяной. Когда обезьяна сидит высоко на ветке, она обладает потенциальной энергией, которая может быть высвобождена, если обезьяна упадет на землю. Эта потенциальная энергия соответствует связанному катексису. Если затем обезьяна на самом деле падает с ветки, то потенциальная энергия высвобождается в виде кинетической энергии. Этот процесс иллюстрирует природу несвязанного катексиса. Однако обезьяна - живое существо. Она не просто падает с ветки, а прыгает вниз, чтобы попасть на землю. Берн считает, что такое произвольное использование энергии соответствует свободному катексису.
Каждое эго-состояние имеет свои границы. Свободный катексис может легко перемещаться между двумя эго-состояниями через эти границы. К тому же каждое эго-состояние содержит определенное количество присущей ему энергии, которая находится в его пределах. Если эта энергия не используется в данный момент, она соответствует связанному катексису. Если она используется, то связанный катексис превращается в несвязанный. Например, когда я начал говорить на работе, то стал активно использовать энергию, присущую моему эго-состоянию Взрослого. Катексис в этом эго-состоянии был несвязанным. Концентрируя свое внимание на работе, я одновременно переместил свободный катексис во Взрослого. В данном примере в какой-то момент времени я мог бы использовать некоторое количество энергии, находящееся в пределах эго-состояния моего Родителя. Например, я мог бы проигрывать в уме Родительские оценки о том, достаточно ли хорошо я работаю. Однако я этого не сделал. Катексис в рамках моего эго-состояния Родителя оставался связанным.
Берн выдвинул гипотезу о том, что эго-состояние возьмет на себя исполнительную власть в том случае, если сумма несвязанного и свободного катексиса (т.е. активного катексиса) наибольшая в данный момент времени. Эго-состояние, ощущаемое как реальное Я, будет таковым, если в какой-то момент оно будет обладать наибольшим количеством свободного катексиса.
В начале разговора на работе исполнительная власть у меня была во Взрослом и я ощущал Взрослого как мое реальное Я. Мы можем, следовательно, сделать вывод, что в это время у меня во Взрослом был самый высокий активный и свободный катексис. Когда я стал испытывать скуку, то переместил часть свободного катексиса в Ребенка. Я продолжал это делать, пока в эго-состоянии Ребенка стало больше катексиса, чем в моем Взрослом или Родителе. В этот момент я стал ощущать Ребенка как мое реальное Я. Однако исполнительная власть сохранилась во Взрослом, показывая тем самым, что в моем эго-состоянии Взрослого продолжает оставаться большое количество активного катексиса. Если бы обсуждение продолжалось еще какое-то время, я высвободил бы еще большее количество связанного катексиса, находящегося в Ребенке, пока, в конце концов, это эго-состояние не получило бы больше активного катексиса, чем Взрослый, и взяло бы на себя исполнительную власть.
Вы убедитесь в том, что иногда человек может иметь некоторое количество активного катексиса во всех трех эго-состояниях одновременно. Например, я мог бы продолжать иметь исполнительную власть во Взрослом, обмениваясь технической информацией со своим коллегой. При этом я мог бы <развязать> некоторое количество катексиса в Родителе и начать критиковать себя внутренне за то, что недостаточно хорошо понимаю задание. В то же самое время я мог бы <развязать> некоторое количество катексиса Ребенка и стал бы испытывать чувство стыда за то, что не подчиняюсь требованиям Родителя.
Если вы найдете теоретические положения этого раздела слишком сложными для понимания с первого взгляда, не беспокойтесь. Если вам понравилась теория, то вы захотите изучить ее более подробно в работах Берна и других теоретиков. Если теория пришлась вам не по вкусу, то просто пропустите этот раздел. Он не существенен для понимания последующих разделов книги.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.009 с.) |