Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 18. Матрица игнорированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Игнорирование не способствует решению проблем. Следовательно, если мы сможем разработать способ определения природы и интенсивности игнорирования, то получим надежный инструмент для решения проблем. Такой инструмент уже существует. Он известен как матрица игнорирования и был разработан Кином Меллором и Эриком Зигмун-дом. Суть матрицы заключается в том, что игнорирования классифицируются по трем различным критериям: области, типу и уровню.
Области игнорирования. Существуют три игнорируемые людьми области: я, другие и ситуация. В приведенном ранее примере, когда я сидел в ресторане с поникшей головой из-за того, что официант не принес мне стакан воды, я игнорировал самого себя - то есть свою способность самостоятельно принять решение и действовать для достижения результата. Мой друг, который сердился и критиковал официанта, игнорировал не себя, а другого человека. Делая вывод о нерасторопности официанта, он не замечал все в его поведении, что могло противоречить его точке зрения. Предположим, что в конце концов я сказал бы: <Ну и дела. Других обслуживают, а нас нет. Весь этот мир - воплощение несправедливости>. В этом случае я бы игнорировал данную ситуацию.
Типы игнорирования. Существуют три типа игнорирования: стимулов, проблем и возможностей. Игнорировать стимул - значит вычеркивать из нашего восприятия сам факт того, что что-то происходит. Находясь в ресторане, я мог бы просто не позволить себе думать о том, что хочу пить. В этом случае я бы игнорировал стимул жажды. Возможно, обвиняя официанта в нерасторопности, мой друг <не видел> того, что официант за это время обслужил много других посетителей, хотя все это происходило на его глазах. Человек, игнорирующий проблему, понимает, что что-то происходит. Однако игнорирует сам факт существования проблемы. Почувствовав жажду, я мог бы сказать своему другу: <Я хочу пить, но это ерунда>. При игнорировании возможностей (выбора) человек осознает, что что-то происходит и именно это составляет проблему, однако он игнорирует любую возможность решения проблемы. Это я и делал в первоначальной версии ситуации в ресторане. Сидя с поникшей головой, я знал, что хочу пить, и осознавал, что жажда является моей проблемой, однако бессознательно игнорировал свои возможности решения данной ситуации и вместо этого сидел и ждал, пока подойдет официант.
Уровни (способы) игнорирования. Термины уровень и способ являются взаимозаменяемыми, однако термин уровень лучше передает суть идеи. Известны четыре уровня игнорирования: наличие, значимость, изменение возможностей и личные способности.
Давайте рассмотрим эти четыре уровня на примере игнорирования мною своих возможностей выбора. В первоначальной версии ситуации я игнорировал наличие у меня возможностей выбора при решении проблемы. Например, я даже не подумал о возможности подойти к официанту и поговорить с ним, вместо этого пытаясь подозвать его жестами.
При игнорировании значимости моих возможностей выбора я мог бы сказать другу: <Можно подойти к нему и попросить принести воды, но уверен, что из этого ничего не выйдет>. В данном случае я бы понимал, что могу-поступить иначе, однако исключил возможность того, что это дейстпие будет эффективным.
Игнорируя возможность выбор,-} на уровне изменения возможностей, я мог бы сказать: <Конечно, я могу подойти и схватить парня за шиворот, но не хочу скандала>. В этом случае я бы осознавал, что существует другой эффективный способ поведения в этой ситуации, одновременно игнорируя саму возможность его применения.
На уровне личных способностей я мог бы игнорировать следующим образом: <Я знаю, что могу подойти к нему и попросить принести воды, но у меня не хватает духа сделать это>. В данном случае я осознаю, что существует другой эффективный способ поведения в этой ситуации и понимаю, что некоторые могут пойти по этому пути, но отвергаю для себя такую возможность.
Диаграмма матрицы игнорирования. Матрица игнорирования учитывает все возможные комбинации типов и уровней игнорирования. Таким образом мы получаем диаграмму на рис. 18.1.
Уровень Тип(в нём 3 столбца) Наличие: t\1 стимулы; T\2 проблемы; T\3 возможность выбора Значимость: T\2 значимость стимулов; T\3 з. проблем; T\4 з. возможности выбора Изменения возможностей: T\3 изменчивость стимулов; T\4 разрешаемость проблем; T\5 имеющаяся возможность выбора Личные способности: Т\4 способность человека реагировать по-другому; t\5 способность человека решать проблемы; T\6 способность человека действовать в соответствии с возможностью выбирать
Рис. 18.1. Матрица игнорирования
Из диаграммы видно, что матрица подразделяется на три колонки, по типу игнорирования, и четыре ряда - по четырем уровням игнорирования. Полученные в результате деления двенадцать квадратов отражают различные комбинации типа и уровня игнорирования.
Для иллюстрации значения матрицы возьмем следующий пример. Предположим, что происходит разговор между двумя друзьями, один из которых является заядлым курильщиком. Закурив очередную сигарету, он начинает сильно кашлять. Его друг говорит: <Ужасный кашель. Меня беспокоит твое здоровье. Постарайся бросить курить>. Как ответит курильщик, если он будет игнорировать в соответствии с каждым из двенадцати квадратов матрицы?
В случае игнорирования курильщиком наличия стимула он может ответить так: <Я вовсе не кашлял>. При игнорировании наличия проблемы он может сказать: <Со мной все в порядке. Я всегда так кашляю>. В этом случае он осознает, что кашляет, однако отвергает то, что кашель представляет для него проблему.
Одновременно курильщик игнорирует значимость стимула, то есть саму возможность того, что кашель может быть для него проблемой и иметь какое-то значение. На диаграмме это показано диагональной стрелкой, связывающей квадрат <наличие проблем> и <значимость стимулов>. При этом стрелка означает, что игнорирование по одному признаку всегда включает в себя игнорирование по другому. Все диагональные стрелки на диаграмме несут именно этот смысл. Цифры при букве <Т> в левом верхнем углу каждого квадрата обозначают различные диагонали. Например, игнорирование наличия проблем и значимость стимулов соответствуют диагонали Т\2.
Рассмотрим диагональ Т\3. Возьмем правый верхний квадрат диагонали, в котором курильщик игнорирует наличие своей возможности выбора, проявляя это так: <Верно, но ведь все курящие кашляют. Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет, ха-ха>. Сейчас он признает, что кашляет и кашель это серьезная проблема. Однако он отвергает возможность того, что курильщик может избавиться от кашля. Таким образом, он признает, но игнорирует значимость этой проблемы, отвергая саму мысль, что от курения можно умереть. А отрицая тот факт, что курильщик может как-то избавиться от кашля, он тем самым игнорирует изменчивость стимула.
Убедитесь в том, что аналогичное взаимодействие между игнориро-ваниями присуще и другим диагоналям. При Т\4 курильщик говорит: <Верно, мне и в самом деле надо бросить курить. Но я курю так долго, что сейчас это уже не имеет значения>. При Т\5 курильщик может ответить: <Конечно, ты прав, надо бросать, но я не представляю, как это сделать>. А при Т\6 он говорит: <Верно! Я себе все время внушаю, что надо выбросить сигареты с зажигалкой, но не готов к этому>.
Другая особенность матрицы заключается в том, что игнорирование в любом квадрате включает в себя игнорирование в квадратах, расположенных снизу и справа от него. Предположим, что человек игнорирует наличие проблемы. Поскольку он не позволяет себе осознать само существование проблемы, он также будет отвергать любую мысль о том, что проблема имеет какое-то значение. Он не будет также задумываться о том, что может решить эту проблему. Таким образом, он игнорирует всю колонку квадратов, связанных с проблемой. Если он игнорирует само наличие проблемы, зачем ему думать о том, что существуют какие-то возможности ее решения? Игнорируя таким образом существование способов решения проблемы, он будет также игнорировать все остальные квадраты в колонке <возможность выбора>. Наконец, мы помним, что игнорирование наличия проблем соответствует игнорированию значимости стимулов, если рассматривать диагональ Т\2. Следовательно, два других квадрата, лежащие ниже данного квадрата, также будут игнорироваться.
Вывод: человек, игнорирующий по любой диагонали, будет также игнорировать все остальные квадраты, расположенные ниже и справа от этой диагонали.
Для того чтобы убедиться в справедливости данной иерархии игнорирований, можно снова вернуться к примерам с курильщиком.
Упражнение. Нарисуйте матрицу игнорирования для другого воображаемого случая. Например, муж и жена только что легли и засыпают. В этот момент в соседней комнате раздается плач их ребенка. Муж говорит жене: <Как ты думаешь, надо ли кому-нибудь из нас пойти и посмотреть, почему он плачет?> Продумайте ответы жены, если она будет игнорировать в каждой диагонали матрицы игнорирования. Убедитесь в том, что <иерархия игнорирований> применима и для этого случая.
Использование матрицы игнорирования. Бели какая-то проблема не решается, то происходит игнорирование части информации, относящейся к ее решению. В этой связи матрица игнорирования предоставляет нам системный подход для определения отсутствующей информации, что позволяет предпринять действия, необходимые для решения данной проблемы.
Вы помните, что если человек игнорирует по любой диагонали матрицы, то он также будет игнорировать все квадраты, расположенные внизу и справа от этой диагонали. Это является важным фактором в процессе решения проблем. Если какая-то проблема несмотря на все усилия остается нерешенной, то это происходит потому, что человек имеет дело с проблемой на слишком низкой диагонали матрицы игнорирования. Следовательно, при использовании матрицы как инструмента для решения проблем необходимо вначале рассмотреть игнорирования на самой высокой диагонали. Мы начинаем анализ с самого верхнего левого угла матрицы. Если там будет обнаружено игнорирование, то, прежде чем рассматривать игнорирования внизу и справа, сначала нужно проанализировать именно это игнорирование. Проиллюстрировать это положение можно уже известным примером с курильщиком и его заботливым другом. Предположим, что вы являетесь тем самым другом. Слыша сильный кашель курильщика, вы говорите себе: <Он убьет себя, если не бросит курить. Надо что-то предпринять>. Поэтому обращаетесь к нему: <Меня беспокоит твое здоровье. Надо бросать курить>. Этими словами вы затронули проблему на самой низкой диагонали. Вопрос в том, будет ли курильщик действовать в соответствии с определенным выбором или нет.
Однако предположим, что курильщик игнорирует на более высокой диагонали матрицы. Например, на диагонали Т\2. Это означает - он осознает, что сильно кашляет, но не воспринимает кашель как проблему. С точки зрения матрицы игнорирования он игнорирует значимость стимула и наличие проблемы. Очевидно, что в этом случае он будет также игнорировать любую другую информацию, связанную с тем, что вы ему только что сообщили. Почему он должен бросить курить, если, как он полагает, кашель не является для него проблемой?
Поскольку невозможно прочитать мысли другого человека, единственный способ узнать о том, что он игнорирует, - его ответ. Здесь необходимо помнить: он может ответить из самой высокой диагонали, на которой происходит игнорирование, но также ответить и из любой расположенной книзу диагонали. Предположим, он отвечает: <Я знаю, что должен бросить, но эта привычка пристала и уже не отстанет>. В данном случае имеет место игнорирование раэрешаемости проблемы, поэтому на первый взгляд кажется, что он игнорирует по диагонали Т\4. Исходя из этого, вы приводите ему доказательства того, что нужно бросить курить, но это ни к чему не приведет. На самом деле курильщик игнорирует по диагонали Т\2, он говорит себе: <Итак, нужно бросить курить. А я-то тут причем? Кашель ничуть не беспокоит меня>.
Допустим, что вы хотели помочь вашему другу-курильщику, используя матрицу игнорирования. Вы начнете с того, что будете искать игнорирование по диагонали Т\1: <Ты понимаешь, что очень сильно кашляешь?> Если он осознает свой кашель, то можно перейти к следующей диагонали и спросить его: <Тебя как-то беспокоит кашель?> Если он ответит: <Нет, ничуть, я его воспринимаю как само собой разумеющееся>, тогда вы обнаружите игнорирование по диагонали Т^. Это позволит понять, что если ваш друг-курильщик собирается избавиться от этой привычки, ему в первую очередь необходимо осознать, что кашель указывает на существование проблемы. Ему также нужно понять, что эта проблема может быть причиной его беспокойства.
Упражнение. Используйте эту технику для анализа проблемной ситуации, которую вы в свое время не решили.
Начиная с верхнего левого угла матрицы игнорирования, проверьте каждый квадрат, идя сверху вниз по соответствующим диагоналям, пока не обнаружите квадрат, который вы игнорировали. И, как мы уже говорили ранее, будет очень полезно узнать другую точку зрения о вашем анализе у кого-нибудь из группы, в которой вы работаете, или у друга. Проверьте, игнорируете ли вы все остальные квадраты по той же диагонали и квадраты, расположенные книзу. Какова была область вашего игнорирования? Игнорировали ли вы себя, других людей или ситуацию?
Когда обнаружите игнорирование, определите, из какого эго-состояния вы исходили? Было ли игнорирование следствием контами-нации? Исключения? Плохой информации или дезинформации? Осознайте, какую часть реальности вы ранее игнорировали. Если вам нужна новая информация, получите ее. После этого проиграйте эту ситуацию в уме. Приблизившись к точке, с которой вы начали игнорирование, замените данное игнорирование на полное осознание реальной действительности. Как сейчас ваши действия, мысли и чувства отличаются от первоначальных? Приводит ли это к разрешению ситуации?
Изначально матрица игнорирования была разработана для применения в терапии, однако она также является эффективным инструментом для решения проблем в организациях и образовании. В этих институтах проблемы часто остаются неразрешенными из-за того, что к ним обращаются по слишком низкой диагонали в матрице игнорирования. Средство от этого следующее - для выявления недостающей информации начните с верхнего левого угла матрицы, проверяя квадраты вниз по диагоналям. Помните, что очень часто люди игнорируют из-за того, что они плохо информированы или дезинформированы, а не потому, что они входят в сценарий.
Например, представьте преподавателя университета, проводящего занятия со студентами. Он задает вопросы, чтобы проверить, как они усвоили материал последних лекций. К его разочарованию, студенты не могут ответить ни на один вопрос. По окончании занятия преподаватель говорит себе: <Они совсем не занимаются. В чем дело?> Сделав вывод, что студенты не занимаются, он обращается к игнорированию по диагоналям Т\5 или Т\6 матрицы игнорирования. При этом он считает, что студенты понимают, что у них возникнут проблемы, если они не будут работать. Студенты или не могут справиться с предметом самостоятельно, или еще не начали его изучать. Если бы преподаватель прошелся по всей матрице, то он бы обнаружил, что проблема совсем в другом. Дело в том, что на лекциях он невнятно произносит слова и студенты не слышат того, о чем он говорит. Таким образом, происходит игнорирование по диагонали Т\2 матрицы. Для того чтобы решить эту проблему, преподавателю просто нужно говорить погромче.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.009 с.) |