Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности потребления в России: исторический аспект.

Поиск

При всем сходстве стиля потребления у разных народов, проходящих одни и те же этапы исторического развития, в каждой стране существуют национальные особенности традиций потребления. Можно рассмотреть их на примере России в период от 1861 г. до настоящего времени.

После освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. Основной производящей и потребляющей единицей в российском обществе было крестьянское хозяйство. Главная цель его деятельности - удовлетворение потребностей крестьянской семьи. Это достигалось за счет двух главных видов деятельности:

1) Работы в сельском хозяйстве;

2) Промыслов (в том числе так называемых отхожих промыслов, т.е. временной работы в городах.

Переход крестьян из деревни в город и превращение их в рабочих не приводили к заметному изменению уровня потребления, но делами его более разнообразным (диверсифицированным) и более товарным. Людям, живущим в городе, чаще приходилось самим, как в крестьянском хозяйстве в деревне. Таким образом, в эпоху перехода к индустриальной фазе общественного развития в России сосуществовали 2 формы потребления - товарная и натуральная.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. товарная форма уже преобладала и в стране в целом, и в семьях рабочих. У крестьян товарная форма потребления тоже росла, но преобладала еще натуральная. Например, в Санкт-Петербурге на рубеже веков доля товарных расходов в общей сумме расходов составляла у не связанных с деревней семей 67%, а у связанных с деревней -- 61,7%.

Потребление рабочих в дореволюционной России постепенно приобретало черты стиля потребления индустриального общества. В то же время внутри рабочего класса возникло большое имущественное расслоение. Наиболее высокооплачиваемые, квалифицированные рабочие могли, например, приобретать двух- и трехэтажные дома, держать домашнюю прислугу, сдавать в наем комнаты и полностью удовлетворять свои базовые потребности. Существовали, однако, слои рабочего класса, жившие в крайней нищете. Так, по воспоминаниям современников, в начале XX в. в Санкт-Петербурге рабочие могли жить по 4 семьи в одной комнате площадью приблизительно 20 м2.

После Октябрьской революции 1917 г. в России постепенно создается индустриальное общество со средним уровнем массового потребления. В стране формируется плановый способ производства и потребления товаров и услуг. Однако, по мнению ряда экономистов, настоящая научная теория планового ведения народного хозяйства за все годы существования советской власти так и не была разработана. В реальной экономике ярко проявлялись две особенности советской плановой системы:

постоянный дефицит товаров и услуг;

искусственное поддержание низких цен на товары массового потребления, что делало их доступными основной массе населения. В результате сложилось расхождение государственных цен и цен свободного рынка: рыночные цены на товары и услуги намного превышали государственные.

Частые революционные изменения в политике и экономике России прямо отражались на сфере потребления. Ее развитие сопровождалось периодами оживления натурального хозяйства. Натуральное семейное производство -- особенно для сельского населения -- временами становилось единственной возможностью удовлетворить базовые потребности. Не раз вводилась карточная система распределения товаров и услуг и другие формы нормирования. Глубокая деформация человеческого поведения в условиях постоянной нехватки товаров и услуг была в юмористической форме описана, например, в произведениях М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова и других советских писателей.

Социалистическое государство почти полностью взяло на себя функцию снабжения населения СССР товарами и услугами. Так, частное предпринимательство в сфере услуг было крайне ограничено и носило в основном скрытый, теневой характер. Государство не су мело справиться с задачей обеспечения общественно-необходимого уровня потреблений -- особенно продуктов питания за счет внутреннего производства продовольствия. Несмотря на энергичные меры (импорт зерна, экспорт энергоносителей, дотации сельскому хозяйству) радикально улучшить продовольственное снабжение не удавалось. В этих условиях неудовлетворенность общественных потребностей резко ограничивала возможности удовлетворения личных потребностей большинства населения.

В период социалистического строительства в СССР индустриализация проводилась на фоне ограничения потребления крестьянства. Коллективизация сельского хозяйства не решила проблем потребления продовольствия. Источником питания для крестьян в большой степени становилось приусадебное хозяйство. Жители городов были вынуждены заниматься садоводством и огородничеством.

Организация потребления социальных культурных благ также стала почти исключительной прерогативой государства. Литература и искусство развивались под жестким контролем цензуры.

Однако анализ экономических показателей приводит к выводу, что в последние десятилетия перед началом горбачевской перестройки были достигнуты самые высокие показатели потребления за весь период социалистического строительства. В стране начали формироваться некоторые черты «общества массового истребления».

Сравнение экономических показателей царской России и СССР выявляет рост потребления в стране. В царской России потребности в продуктах питания основной массы населения удовлетворялись только на минимальном уровне. За период социалистического строительства СССР по параметрам потребления основных продуктов питания достиг уровня среднеразвитых государств мира. Однако потребление продуктов питания, как в царской России, так и в СССР в несколько раз отставало от уровня наиболее развитых стран в соответствующие периоды. Это давало повод знаменитому оппоненту советской идеологии американскому политологу Збигневу Бжезинскому утверждать, что главная причина краха советской системы в СССР -- «слишком малые успехи социализма» по сравнению, например, с более динамичным развитием стран «большой семерки». Национальная культура, включающая в себя культуру потребления, развивалась в СССР в условиях довольно сильной фрустрации базовых потребностей.

Наиболее крупных успехов СССР достиг в потреблении социальных и культурных благ (услуги здравоохранения, образования, учреждений культуры и искусства). По этим показателям страна приблизилась к уровню наиболее развитых государств мира.

Общая тенденция изменения характера потребления в России в XX в. иллюстрируется в табл. 1.

Таблица 1

Натуральная, товарная и непосредственно-общественная формы потребления в царской России и в СССР.

 
  Натуральная Товарная Непосредственно-общественная  
Царская Россия 38% 60% 2%  
СССР 10% 70% 20%  
         

Как видно из табл. 1, в ходе строительства социализма сильно уменьшилось натуральное потребление товаров и услуг, несколько выросло товарное и очень сильно -- в 10 раз -- непосредственно-общественное, связанное с распределением товаров и услуг через общественные фонды потребления без прямой зависимости от количества и качества труда. Таким способом обычно распределялись жилье, услуги здравоохранения, образования, спорта.

В условиях планового хозяйства удовлетворение потребностей, а также их формирование сильно зависело от государственной политики и тех экономических концепций, которые были положены в ее основу. Особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке и в практической деятельности государства можно свести к следующим:

Вплоть до эпохи перестройки потребление вообще не рассматривали как производственное отношение и сферу экономической деятельности. Это тем более странно, что в классических трудах создателя идеологии Коммунистической партии -- Карла Маркса -- в качестве производственных отношений выделены отношения производства, распределения, обмена и потребления.

Потребление рассматривалось как второстепенная сфера общественной жизни; провозглашался абсолютный приоритет производства над сферами распределения, обмена и потребления. Пренебрежение сферой потребления проявилось, в частности, в «уравниловке» в оплате труда. Механизм, потребления мало использовался для стимулирования развития труда и производства. Между тем, воздействие на потребление стимулирования производства широко применялось ведущими западными менеджерами уже в начале XX в. Так, Генри Форд объяснял, что он платит рабочим большую зарплату не только для поощрения за хорошую работу, но и для того, чтобы было кому покупать его автомобили. В советском руководстве понимание роли потребления в экономике стало формироваться только с увеличением внимания к сфере услуг и зарождением «общества массового потребления».

3. В течение всего периода социалистического строительства постоянно менялись приоритеты в оценке структуры потребления и роли ее составных частей. На первых его этапах роль нематериальных благ и сферы услуг недооценивалась. В 70-е гг. удалось достичь среднемирового уровня удовлетворения первичных потребностей основной массы населения, но приблизиться к уровню потребления ведущих стран мира не удалось. Тогда же была разработана концепция «социально-экономических отличий» социалистических стран от стран с рыночной экономикой, согласно которой достигать такого высокого уровня потребления вообще не требовалось. Эти отличия якобы выражались в том, что при социализме преобладает потребление социальных и культурных благ, а удовлетворение потребностей должно носить преимущественно «непосредственно-общественный» «нетоварный» характер (например, бесплатное распределение жилья или путевок на курорты).

4. В экономической теории и в практике государственного управления господствовала идея приоритета интересов общества над интересами отдельной личности. В сфере потребления это выражалось в применении нормирования -- так называемых рациональных, норм потребления, нормативов обеспечения населения товарами и услугами. В обосновании этих норм преобладала «общественная» составляющая, слабо учитывавшая личные особенности потребления отдельных людей и даже специфику целых регионов. Так, в городах, возводившихся на ударных комсомольских стройках, предусматривалось такое же количество детских садов, школ и спортивных сооружений на 10 000 человек населения, что и в старых городах в центре России. Однако специфика возрастной структуры новых населенных пунктов (много молодых семей) приводила к нехватке услуг этих учреждений. Нормативы количества продавцов и официантов на 10 000 человек были в несколько раз ниже, чем даже в странах социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария и др.), что опять же вызывало дефицит услуг. В действительности всевозможные нормативы и «рациональные нормы потребления» являются полезным ориентиром экономической политики, но при двух условиях. Во-первых, они должны быть научно обоснованы. Во-вторых, спрос и потребности людей определяются не только какими-то рациональными нормами: они сильно зависят также от платежеспособности, культурных традиций, моды и рекламных кампаний. В эпоху горбачевской перестройки произошло обострение дефицита товаров и услуг. В то же время развитие индивидуального и кооперативного производства в конце 1980-х гт. показало, что товарный рынок и рынок услуг могут быстро пополниться за счет малых негосударственных предприятий, частного предпринимательства.

С 1992 г. («реформ Гайдара») Россия делает резкий скачок к «обществу массового потребления». Население широко втягивается в торговлю товарами, оказание услуг и их потребление. Расширяется ассортимент предметов потребления и видов услуг, впервые за многие десятилетия преодолевается дефицит. Потребление постепенно превращается в цель экономической деятельности. Возникает небольшой слой населения с очень высокими доходами, на основе его запросов формируется сектор престижного потребления (дорогая одежда и автомобили, дорогостоящий ремонт и строительство, элитные клубы и виды отдыха, особые бытовые услуги).

Параллельно с прогрессивными сдвигами в сфере потребления проявились и негативные социальные последствия проводимых реформ:

1. Падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг, фрустрация насущных потребностей у большинства населения.

Усиление гедонистических наклонностей потребителей, акцент на простые удовольствия и развлечения, ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей.

Увеличение распространения «неразумных», деструктивных по-требностей, товаров и услуг для их удовлетворения (удовлетворение такого рода потребностей часто связано со всевозможной преступной деятельностью, ущемляющей законные права других людей).

Резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей по регионам и социальным груп-пам. Большой разрыв между богатыми и бедными.

В условиях реформ 1980-90-х гг. население России выработало три основных стратегии потребительского поведения:

1. Натурализация потребления товаров и услуг.

Это основной способ поддержания уровня автономного потребления в условиях неустойчивости денежных доходов. Он широко используется для обеспечения сельскохозяйственной продукцией. Бытовые услуги также могут быть оказаны в рамках домашнего хозяйства, минуя рынок. Самостоятельное производство продуктов питания дает возможность сельским жителям поддерживать более высокий уровень потребления, чем горожанам. В конце 1990-х гг. уровень натурального потребления за счет подсобных хозяйств в среднем по России достиг 12% в городе и 31% на селе1.

2. Действия потребителей, направленные на повышение рыночных доходов.

В простейшем варианте -- это работа по совместительству (сверхурочная) в одном или нескольких учреждениях. Кроме того, в структуре личных доходов продолжает уменьшаться доля заработной платы за счет появления доходов с капитала и ренты. Увеличивается доля доходов от собственности, финансовых операций и предпринимательской деятельности. Ряд экономистов высказывает предположение, что скрытые от налоговой службы и государственной статистики доходы в настоящее время могут быть не просто большими, но и преобладающими.

3. Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров. Структура потребления становится все более сложной и разнообразной, ассортимент товаров и услуг расширяется. Повышается доля потребления товаров и услуг, характерных для постиндустриального общества -- компьютеры и средства связи, а также соответствующие этой технике услуги, международный туризм и т. п. Возникает значительный отрыв потребностей и потребление (и в материальной, и в духовной сфере) от национальных традиций. В страну начинают проникать единые стандарты и традиции потребления, которые начали формироваться в европейском сообществе в конце XX в.

Поведение потребителей в современном мире довольно сильно зависит также от религиозных традиций. Буддизм, ислам, иудаизм и три главных направления христианства -- православие, католицизм и протестантизм -- предлагают своим адептам несколько разные системы ценностей, стратегии жизненного поведения и, следовательно, разные стандарты потребления. Даже люди, не разделяющие те или иные религиозные взгляды, находятся под влиянием выработанных церковью стандартов потребительского поведения. Это влияние происходит через сложившиеся в обществе традиции, семейное воспитание, подражание (конформистское поведение).

Наиболее распространенная в России идеология православной церкви включает в себя следующие установки потребительского поведения:

Цель потребления -- не стимулирование производства, развитие способностей человека и т. п., а удовлетворение только основных, базовых потребностей (все должны есть «хлеб свой насущный»).

Необходимо разумное ограничение потребления и отказ от потребления постоянно возрастающей массы материальных благ, предлагаемых «обществом массового потребления».

Приоритетным для всех слоев общества должно быть приобщение к духовной и интеллектуальной сферам деятельности. Потребление духовных благ приоритетно по отношению к потреблению материальных. Ограничение в потреблении материальных благ может использоваться в целях духовного развития человека.

Целью духовного потребления является обретение душевного равновесия, которое достигается путем приобщения к православной системе ценностей.

Важнейшими потребностями являются стремление к гармоничным отношениям с природой и к потреблению натуральных продуктов.

Церковь сама по себе является своеобразной сервисной организацией, так как официально провозглашает своей целью удовлетворение религиозных потребностей верующих («духовное окормление» и т. п.). При этом священнослужители называют религиозные потребности духовными, хотя в действительности первые представляют собой одну специфическую разновидность духовных потребностей (существующую к тому же только у верующих людей). Важно иметь в виду, что религиозные взгляды потребителей оказывают влияние и на те потребности, которые удовлетворяются светскими сервисными организациями. Это влияние является наиболее сильным у представителей консервативных, традиционалистских течений -- например, у староверов в России, у исламских фундаменталистов (которых в России сравнительно немного), у сторонников ортодоксального иудаизма. Их требования к службам сервиса связаны с разнообразными традициями данных религий -- ношением определенной одежды, соблюдением особых правил гигиены, у муж-чин -- ношением бороды; иногда -- с очень жесткой регламентацией поведения женщин (вплоть до запрета общения с кем-либо кроме близких родственников). Все эти особенности требуют самого скрупулезного учета при организации сервиса, так как нарушение традиций обычно вызывает у религиозных людей негативную и даже агрессивную реакцию.

В целом можно сделать вывод, что в России, как и в других странах, современные стандарты и традиции потребления являются результатом долгого исторического развития и без этой предыстории были бы необъяснимы. На них оказывают влияние экономика, культура, политика (например, государственное регулирование) и религия. Учет всех этих факторов необходим для организации и развития сервиса.

Кроме того, на сервисную деятельность оказывает влияние еще одна группа факторов, постоянно взаимодействующая с перечисленными здесь. Это особенности природной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.01 с.)