Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение



 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

– определить систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

– уяснить структуру, функции и виды бухгалтерии предприятия;

– изучить основные права и обязанности главного бухгалтера;

– понять порядок составления учетной политики.

 

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система законодательного и нормативного обеспечения бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами такого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету объектов или операций в организации.

Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: способов группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации и т. д. Такое определение дано в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная полтика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учет и составление отчетности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями предприятия необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

При централизации учета учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней же осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений предприятия (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям предприятия, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчеты по предприятию, а также осуществляет контроль над постановкой учета в отдельных подразделениях.

В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется, и баланс не составляется.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов;

-рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-план документации;

-план инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок осуществления контроля над хозяйственными операциями и др.

В соответствии с учетной политикой организация может использовать или типовые формы первичных документов, содержащиеся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, или формы документов, разработанные организацией для внутренней бухгалтерской отчетности.

Контроль над хозяйственными операциями может осуществлять или самостоятельное структурное подразделение, наделенное контрольными функциями, или квалифицированный специалист, или специализированная профессиональная организация на договорной основе, или лично руководитель организации.

Под самостоятельным контрольным структурным подразделением организации понимается служба внутреннего аудита. Это подразделение представляет собой профессиональный контрольный орган, наделенный правом проводить по инициативе руководителей организации и от их имени финансовые проверки в головном предприятии, филиалах и дочерних предприятиях.

В задачи сотрудников внутреннего аудита могут входить: проверка бухгалтерской информации с точки зрения ее полноты, достоверности, юридической обоснованности; организация инвентаризаций, взаимных и встречных проверок, контроль над затратами, анализ информации управленческого характера, финансового состояния, представление руководителям организации результатов анализа и т.д. Главная цель службы внутреннего контроля - способствовать эффективной работе организации, укреплению ее финансового положения.

Альтернативой внутреннему аудиту является внешний аудит, который проводится специалистами профессиональной аудиторской фирмы (или самостоятельно работающим аудитором).

Главный бухгалтер обеспечивает контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому от четкой организации материальной ответственности зависит в дальнейшем вся постановка бухгалтерского учета на предприятии.

При правильной организации материальной ответственности усиливается контроль над движением товарно-материальных ценностей, так как работник, получивший ценности под отчет и осуществляющий прием, хранение и отпуск этих ценностей, отчитывается за них перед бухгалтерией.

Впервые слова «бухгалтер» и «должность» появились в Австрии. Термин «бухгалтер» в переводе с немецкого (Buchhalter) означает книгодержатель, человек, регистрирующий хозяйственные операции или отвечающий за правильное ведение бухгалтерского учета. В 1498 г. император Римской империи Максимилиан I скрепил своей подписью такое распоряжение: «Повелеваем делопроизводство нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер».

Бухгалтер - это специалист, обладающий специальными навыками и образованием. Рассмотрим права и обязанности главного бухгалтера.

Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером организации по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за осуществление таких операций.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики. Совместно с руководством организации им разрабатывается документ под названием «Учетная политика». Исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, руководители организаций фиксируют в этом документе сгруппированные по элементам (направлениям) способы и методы бухгалтерского отчета, регулируемые нормативными актами, но учитывающие особенности деятельности данной организации.

На основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных задач.

Учетная политика - это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровни технического оснащения учетных работников и др.).

В ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

При формировании учетной политики организация выбирает один способ ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами.

Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа всеми структурными подразделениями организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную ею учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации может быть изменена в случаях:

· реорганизации (слияния, разделения, присоединения организации);

· смены собственников;

· изменений в законодательстве РФ или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; разработки новых способов бухгалтерского учета.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно:

1. Устанавливать порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам в бухгалтерском и налоговом учете.

2. Определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

3. Относить или нет к материально-производственным запасам недорогие объекты.

4. Выбирать варианты учета производственных запасов либо по фактической, либо по плановой себестоимости заготовления.

5. Выбирать способ группировки и списания затрат на производство при исчислении полной или неполной производственной себестоимости продукции.

6. Устанавливать способ учета выпуска продукции (работ, услуг) с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции».

7. Устанавливать метод оценки потребленных производственных запасов, произведенной готовой продукции и незавершенного производства и т.д.

В учетной политике приводится самостоятельно разработанный организацией рабочий план счетов на основе типового плана счетов. Выбирается форма бухгалтерского учета, определяются сроки проведения инвентаризации.

Кроме этого, главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета.

Учет должен быть технически оснащен, вестись с применением прогрессивных форм и методов, с соблюдением графиков учетных работ, инструкций по ведению бухгалтерского учета всеми подразделениями бухгалтерии.

Распределение учетной работы между отдельными исполнителями требует от главного бухгалтера учитывать индивидуальные особенности и знания исполнителей.

И еще одна обязанность главного бухгалтера - это своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль над движением имущества и выполнением обязательств.

Для всех работников организации являются обязательными требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Возможен пооперационный принцип распределения труда между сотрудниками отделов.

В основе этого принципа лежит деление работы по однородности технических приемов. Наряду с известными достоинствами пооперационное разделение труда между бухгалтерами отделов может привести к обезличке, уменьшению ответственности при исполнении учетных работ.

Функциональное разделение работ в противоположность пооперационному позволяет иметь полное представление о ходе учетных работ, приближает к учитываемым объектам, создает условия для полной и равномерной загрузки каждого счетного работника. Однако при этом требуется больше работников.

Разработка должностных инструкций - важный этап в планировании учетных работ.

Должностные инструкции - это регламент, обеспечивающий целенаправленность труда работников.

Должностные инструкции бухгалтеров разрабатывает главный бухгалтер организации совместно со специалистами после соответствующей подготовительной работы. После утверждения руководителем организации их передают каждому должностному лицу для исполнения.

Контрольные вопросы:

1. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

2. Закон о бухгалтерском учете в Российской Федерации.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. ПБУ.

4. Бухгалтерия предприятия, ее структура, функции. Права и обязанности главного бухгалтера.

5. Понятие учетной политики. Аспекты учетной политики.

6. Документы, регламентирующие учетную политику предприятия.

7. Повышение роли бухгалтерского учета как функции управления в условиях рыночной экономики.

8. Взаимоотношения бухгалтерии с другими службами предприятия.

9. Организационные формы автоматизации бухгалтерского учета.

10. Автоматизация рабочего места бухгалтера.

 

Тема 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.037 с.)