Подготовлено на кафедре бухгалтерского учета и аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовлено на кафедре бухгалтерского учета и аудита



Н.А. Мухарева

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

Конспект лекций

 

 

Специальности: 080502 (4) – Экономика и управление на предприятии

природопользования

080502 (5) – Экономика и управление на предприятии химической промышленности

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Н.А. Мухарева

Рецензент

канд. экон. наук, доц. С.Ю. Кожевникова

 

 

Подготовлено на кафедре бухгалтерского учета и аудита

 

Одобрено научно-методическими советами специальностей:

080502(4) - Экономика и управление на предприятии природопользования

080502(5) - Экономика и управление в нефтегазохимическом комплексе

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

ã СПбГИЭУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................. 5

Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерского учета............. 7

Тема 1.1 Сущность и виды учета........................................................... 7

Тема 1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета............................... 9

Тема 1.3 Документация, инвентаризация, оценка

и калькуляция........................................................................................ 11

Тема 1.4 Счета и двойная запись........................................................ 14

Тема 1.5 Балансовое обобщение......................................................... 18

Тема 1.6 Техника и формы бухгалтерского учета........................... 20

Тема 1.7 Бухгалтерский учет как информационная

система, его правовое и методическое обеспечение........................ 24

Тема 1.8 Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности 25

Раздел 2. Бухгалтерский финансовый учет.................................. 30

Тема 2.1 Организация и ведение бухгалтерского учета................. 30

Тема 2.2 Бухгалтерский финансовый учет и его особенности...... 32

Тема 2.3 Учет основных средств и нематериальных активов....... 36

Тема 2.4 Учет материальных оборотных активов........................... 47

Тема 2.5 Учет заработной платы........................................................ 51

Тема 2.6 Учет денежных средств........................................................ 52

Тема 2.7 Учет текущих обязательств и расчетов............................. 55

Тема 2.8 Учет затрат на производство продукции

(работ, услуг)......................................................................................... 58

Тема 2.9 Учет реализации (продажи)продукции (работ, услуг).... 60

Тема 2.10 Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и распределения прибыли........................................................................ 65

Тема 2.11 Учет финансовых вложений.............................................. 70

Тема 2.12 Учет фондов, резервов и займов....................................... 74

Тема 2.13 Бухгалтерская (финансовая) отчетность......................... 78

Раздел 3. Бухгалтерский управленческий учет.......................... 80

Тема 3.1 Сущность управленческого учета...................................... 80

Тема 3.2 Затраты, издержки, расходы и себестоимость.................. 82

Тема.3.3 Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства................................................................... 85

Тема 3.4 Модели формирования издержек в управленческом учете 87

Тестовые задания................................................................................... 89

Заключение............................................................................................. 94

Список литературы............................................................................... 94

Терминологический словарь............................................................... 96

Приложение1. Извлечение из рабочей программы дисциплины.. 99

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как: звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом; специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.

Бухгалтерский учет, как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества.

Объектом изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» является информация об имуществе, капитале и обязательствах организации, а также о хозяйственных процессах, осуществляемых организацией в процессе жизнедеятельности.

Целью преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» является формирование у студентов понимания сущности и роли бухгалтерского учета, методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях химической промышленности и природопользования.

Образовательная задача дисциплины состоит в формировании теоретических знаний и практических навыков в области учета имущества, источников его формирования и хозяйственных операций.

В результате освоения дисциплины студент должен знать.

1. Общепринятые принципы бухгалтерского учета.

2. Основные концепции бухгалтерского учета в современной мировой бухгалтерской практике.

3. Организацию бухгалтерского учета на предприятиях химической промышленности и природопользования, имеющих различные организационно-правовые формы.

Содержание конспекта лекций раскрывает теоретические основы бухгалтерского учета, а также вопросы бухгалтерского финансового и управленческого учета.

В настоящее время практике бухгалтерского учета происходят значительные изменения, которые необходимо учесть в деятельности предприятий химической промышленности и природопользования.

Все последние изменения в области бухгалтерского учета нашли отражение в конспекте лекций.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Изучив материалы раздела, Вы сможете:

- уяснить сущность и виды учета;

- сформулировать предмет и метод бухгалтерского учета;

- понять значение бухгалтерских счетов и двойной записи;

- определить значение балансового обобщения;

- уяснить значение документации, инвентаризации, оценки и калькуляции;

- понять технику и содержание форм бухгалтерского учета;

-уяснить значение бухгалтерского учета как информационной системы;

 

ТЕМА 1.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УЧЕТА

Понятие хозяйственного учета

Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Возникновение хозяйственного учета обусловлено потребностями управления материальным производством: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни. Сбор соответствующей информации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними; следующий этап – установление их количественных характеристик, т.е. числовых показателей. Затем, будучи регистрированными, эти показатели используются для контроля и управления процессами материального производства.

Объектами хозяйственного учета являются процессы материального производства, совершаемые в условиях определенного экономического строя. Поэтому хозяйственный учет отражает особенности хозяйственных отношений, обусловленные соответствующим способом производства. Таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими в условиях конкретного экономического строя.

В хозяйственном учете для определения количественных характеристик имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций используются три вида измерений: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральными измерителями характеризуются учитываемые объекты в натуральном выражении.

Трудовые измерители – разновидность натуральных измерителей – используются для исчисления количества затрат рабочего времени, выраженного в определенных единицах времени (в рабочих днях, часах, минутах).

Для отражения в хозяйственном учете таких показателей, как денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, капитал и резервы, кредиты и займы, а также объем валовой и проданной продукции, ее себестоимость, доходность или убыточность, используется денежный измеритель.

Показатели в денежном измерителе исчисляются исходя из натуральных и трудовых измерителей; денежный измеритель применяется для обобщения имущества, обязательств и хозяйственных операций в едином универсальном измерении – в рублях.

Виды хозяйственного учета

Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Каждый из них имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений, задачи и методы наблюдения.

Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово- хозяйственной деятельности организации с целью повседневного руководства ею. С помощью оперативного учета в организациях осуществляют повседневный оперативный контроль за ходом выпуска и продажи продукции и расходованием фонда оплаты труда, своевременным приобретением материальных ценностей, осуществлением расчетов с поставщиками и покупателями и т.д.

Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности в финансово- хозяйственной деятельности организаций, общественной жизни и природе. Он тесно связан с другими видами хозяйственного учета, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка, исчисление различных показателей: средних, индексов, коэффициентов корреляции и т.п.). Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, экономического региона и страны.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.

Различают бухгалтерский финансовый и бухгалтерский управленческий учет.

Финансовый учет – это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней, а также внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет регламентируется законодательством, международными и национальными стандартами ведения бухгалтерского учета.

Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней для управления организацией.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой хозяйственный учет?

2. Какие измерители применяются в учете?

3. Перечислите виды хозяйственного учета.

4. Дайте определение бухгалтерского финансового и управленческого учета.

 

Счета бухгалтерского учета

Для учета и контроля за текущими изменениями объектов учета используется система счетов бухгалтерского учета.

Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего учета и контроля объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых данных.

Счет имеет форму двусторонней таблицы, левая часть которой называется «дебетом», а правая «кредитом».

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (или начального сальдо), причем в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных - по кредиту.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков, подсчитывается суммы произведенных операций и определяется остаток на конец периода (конечное сальдо).

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению (имущества организации). Пассивные счета применяются для описания источников формирования этого имущества (капитала и обязательств организации).

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (или начального сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных - по кредиту.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток,- на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение – по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение - по кредиту счета, а уменьшение – по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток.

В активных счетах для установления конечного сальдо к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета.

Схема активного счета

Дебет Кредит
Сальдо (остаток) на начало периода (Сн) │  
Хозяйственные операции, увеличивающие имущество организации за отчетный период Хозяйственные операции, уменьшающие имущество организации за отчетный период
Оборот по дебету (Од) – сумма хозяйственных операций за месяц Оборот по кредиту (Ок) – сумма хозяйственных операций за месяц
Сальдо (остаток) на конец периода (Ск = Сн + Од -Ок)  

В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета.

 

Схема пассивного счета

Дебет Кредит
  Сальдо (остаток) на начало периода (Сн)
Хозяйственные операции, увеличивающие капитал и обязательства организации за отчетный период Хозяйственные операции, уменьшающие капитал и обязательства организации за отчетный период
Оборот по дебету (Од) – сумма хозяйственных операций за месяц Оборот по кредиту (Ок) – сумма хозяйственных операций за месяц
  Сальдо (остаток) на конец периода (Ск = Сн + Ок - Од)

Кроме счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источников его формирования – активно-пассивные.

Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). Счетом с односторонним сальдо является счет «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Если, наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток и сальдо по счету будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо относится счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту - кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разные счета для организаций и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами.

В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета: либо увеличение кредиторской, либо уменьшение дебиторской задолженности.

По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и т.п.

Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 10 «Материалы» имеются следующие субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»;

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10-3 «Топливо» и т.д.

Аналитические счета (иногда называемые «субконто») предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: аналитические счета: «Расчеты с Ивановым», «Расчеты с Петровым» и т.п. (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»).

Содержание и структура бухгалтерского баланса

Основным элементом бухгалтерского баланса считается балансовая статья. Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показывают в левой части баланса, а пассивы - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

В российском учете баланс строится исходя из формального уравнения двойственности, узаконенного Ж.Б. Дюмарше (Активы = Капитал + Обязательства).

Учетные регистры

Учетные регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащихся в принятых к учету первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

По внешнему виду учетные регистры могут быть в виде книг, карточек, свободных листов (ведомостей), машинограмм, дисков и иных машинных носителя. Информация первичных документов накапливается и систематизируется в учетных регистрах.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Ответственность за сохранность учетных регистров несет главный бухгалтер.

После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в архив организации.

Формы бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров, используемых в определенной последовательности и взаимосвязи.

В настоящее время в организациях применяются мемориально-ордерная, журнально-ордерная и упрощенная, автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис.1.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяют между собой.

 

Рис.1.Схема записей при мемориально-ордерной форме учета

 

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

·трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублирование одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

·отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);

·формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

Особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

·применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

·совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

·объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

·отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

·сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров.

Рис.2 Схема записей при журнально-ордерной форме учета

 

Предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.).

В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации. Применяемая организацией форма бухгалтерского учета указывается в учетной политике организации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение бухгалтерских регистров.

2. Охарактеризуйте материально-ордерную форму бухгалтерского учета.

3. Перечислите особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.

Учет основных средств

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

а) изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

б) внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

в) полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;

г) приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

Восстановительная стоимость – это затраты предприятия по воспроизводству объекта основных средств в конкретных экономических условиях. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

Движение основных средств на предприятиях химической промышленности и природопользования связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Поступление основных средств на предприятие может осуществляться разными путями, например: путем купли-продажи, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности, получения безвозмездно в виде финансовой помощи.

Приход основных средств (кроме оборудования к установке) обязательно оформляется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования, или с его возведением и строительством. Когда предмет, по решению специальной комиссии предприятия, может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки, и все расходы со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» переводятся на счет 01 «Основные средства».

Стоимость основных средств, поступивших от поставщиков, приходуются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - поступило основное средство от поставщиков. На сумму НДС делается запись Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата счета оформляется проводкой Д60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К 51 «Расчетные счета». НДС предъявляем бюджету - Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Основное средство введено в эксплуатацию – Д 01 «Основные средства» К 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» – поступило основное средство от учредителей

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – основное средство введено в эксплуатацию

Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

линейный,

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока;

полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.125 с.)