Правление князя Ярослава (Мудрого) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правление князя Ярослава (Мудрого)



С 1019 по 1054 г. правил князь Ярослав Мудрый. Это время политического и культурного расцвета и могущества Киевской Руси.

Во время правления великого киевского князя Ярослава про­изошли следующие события:

Ë Были разбиты печенеги и окончательно отброшены от гра­ниц Киевской Руси. В 1036 г. князь Ярослав находился в Новго­роде. Воспользовавшись этим, печенеги большими силами стре­мительно ударили, прорвали южную оборонительную линию и взяли Киев в кольцо осады. Ярослав, собрав войска, спешно при­был к городу. В ожесточенной битве у стен Киева, которая длилась целый день, печенегам нанесли сокрушительный удар, и они были полностью разгромлены. «Была сеча зла и едва одолел Ярослав к вечеру, побежали печенеги розно, не ведая, куда бегут. И одни потонули в Ситолме, а другие в иных реках и так погибли, а остаток их убежал», - записано в «Повести временных лет». С 1036 г. печенеги перестали быть угрозой для Киевской Руси. Ме­тавшиеся воины бежали к границам Византийской империи, где часть стала наемниками у императоров, а другая часть занялась грабежом границ Византии. В знак решающей победы над пече­негами на месте сражения был построен собор Святой Софии.

Ë Во время военных походов на племена чуди был построен город Юрьев, названный христианским именем Ярослава, а на земле вятичей основан город Ярославль.

Ë В 1043 г. Ярослав совершил поход на Византию, причиной которого явился конфликт между славянскими купцами и жите­лями Царьграда. Вскоре с Византией было заключено мирное со­глашение, скрепленное династическим браком. Его сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха.

Ë В годы правления Ярослава был составлен свод граждан­ских и уголовных законов, получивши название «Русская прав­да». Это были письменные законы, распространявшиеся на все го­сударство. «Русская правда» узаконила раннефеодальную политическую систему и урегулировала отношения между различны­ми слоями и категориями населения Киевской Руси.

Характерная черта «Русской правды» - почти полное отсут­ствие смертной казни как наказания, даже за убийства виновных приговаривали к денежным штрафам (вирам). Размер штрафа за­висел от тяжести преступления и от личности пострадавшего. «Русская правда» называет убийцу «головником», а убитого -«головой». Были определены штрафы за кражу. «Русская правда» - основной источник, который сообщает о положении отдельных групп зависимого населения: закупов (взявших долг - купу), рядовичей (заключивших дого­вор - ряд - на определенный срок), изгоев (потерявших средства к существованию и вышедших из общины), холопов, т. е. рабов (это пленные, проданные за долги или преступления, женившиеся на холопках), смердов (свободных крестьян, которые имели свое хозяйство и платили князю дань). По гражданским делам «Русская правда» устанавливала суд двенадцати выборных (прообраз суда присяжных). На судах заслушивали показания свидетелей (по­слухов).

В «Русской правде» существовала статья, которая узаконила кровную месть: «Если убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, или отцу сына, а если кто не будет мстить, то пла­тить сорок гривен». «Русская правда» является ценным источни­ком по истории Киевской Руси, так как отображает обычаи, нра­вы, социальное устройство общества XI в.

В 1072 г. сыновья Ярослава - Изяслав, Святослав и Всеволод на княжеском съезде приняли расширенный свод законов, полу­чивший название «Правда Ярославичей», в основу которого лег­ли законы, написанные при Ярославе Мудром.

2. Укрепление международного положения. Развитие культуры.

Великий князь Ярослав, чтобы подчеркнуть свое могущество и авторитет, сам, без согласия патриарха из Царьграда, назначил главой церкви митрополита, славянина Иллариона, который яв­ляется автором книги «Слово о законе и благодати». До этого митрополитов назначал патриарший синод в Царьграде из числа греков или болгар.

При Ярославе в Киеве, а потом и в других городах и монасты­рях начинается летописание. В Киеве центром летописания явил­ся Киево-Печерский монастырь, основанный князем Ярославом.

Авторитет и могущество великого киевского князя укрепляли и династические, родственные отношения, установленные с пра­вящими династиями других стран. Так, старшая дочь Ярослава Анастасия была замужем за венгерским королем Андрашем I, ко­торый в период «дворцовых переворотов» в Венгрии скрывался вместе с братом Левенте у киевского князя. Анастасия основала два монастыря: в Вышеграде и Пормове. Это были первые камен­ные здания в Венгрии. Средняя дочь Анна была женой французского короля Генри­ха I. Этот брак был заключен вследствие издания римским папой буллы, по которой монархам запрещались браки с родственница­ми до седьмого колена. Младшая дочь Елизавета стала супругой норвежского короля Гарольда Смелого, который основал город Осло (столицу совре­менной Норвегии). Сыновья Ярослава Изяслав и Святослав были женаты на доче­рях немецких князей, а Всеволод - на византийской принцессе.

При Ярославе в Киеве начинаются грандиозные строительные работы: «В лето 1037 г. заложил Ярослав большой город, у которого Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, мит­рополию, а затем церковь святой Богородицы, и монастырь свято­го Георгия и святой Ирины...»

Христианство и грамотность распространялись по всей стра­не. «Ярослав собрал многих книгописцев, которые переводили книги с греческого на славянский язык, и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются уче­нием...»

Летописи отмечают любовь Ярослава к книгам и учению: кни­ги любил читать сам, читал часто днем и ночью, собрал большую библиотеку. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на ра­ти был он храбр».

Ещё при жизни Ярослав распорядился великокняжеским наследием. Великим киевским князем должен был стать старший сын – Изяслав, которому должны были подчиняться другие братья. Святослав получал в княжение Чернигов, младший, Всеволод, - Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск.

Предположительно в 1054 г. на Киевскую Русь впервые вторг­лись половцы. По другим данным, они впервые напали в 1061 г. на Переяславльское княжество, где правил Всеволод Ярославич. С того времени в течение более полутора веков половцы постоянно совершали набеги на Русь.

 

 

Тема 7: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 1113-1132 гг.

План

1. Владимир II (Мономах). Борьба с половцами.

2. «Устав» и «Поучение» князя Владимира II.

 

1. Владимир II (Мономах). Борьба с половцами

1113-1132 гг. - это время правления Владимира II Всеволодо­вича и его сына Мстислава, названного Великим (1125-1132). В исторической литературе Владимир II известен под прозвищем Мономах, которым он обязан своему деду по матери, византий­скому императору Константину IX Мономаху.

До того как стать великим князем в Киеве, Владимир II жил и правил в нескольких княжествах: Переяславском, Смоленском, Владимиро-Волынском, Черниговском. Он был очень грамотным политиком и воином, его хвалят летописи. Будучи союзником польского короля Болеслава II, сражался в Чехии и Богемии. Жил в Константинополе, Кракове, Вроцлаве. Знал пять или шесть языков. Был женат на Гите, дочери последнего саксонского короля Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Лю­бимыми занятиями были чтение и охота. Он много воевал. В кон­це жизни Владимир говорил, что совершил 83 больших и малых военных похода.

Годы правления были отмечены следующими событиями:

Ë Владимир Мономах был инициатором съезда князей в сво­ем городе Любече в 1097 г., на котором планировалось помирить враждовавших между собой князей, создать союз для борьбы с половцами и осудить Олега Святославича за дружбу и сотрудни­чество с половцами. Однако по этим вопросам договориться не удалось, съезд провозгласил лишь следующее: «...пусть каждый князь владеет своим княжеством и не покушается на другие зем­ли» - «каждый да держит отчину свою».

Ë Князь Владимир II успешно сражался с половцами. Для борьбы он объединялся с несколькими князьями и совершал наступательные действия в глубь степей, тем самым, упреждая нападения кочевников. Так, Владимир II в союзе со Святополком, великим киевским князем, и еще пятью князьями весной 1103 г. совершил поход в степь. Нападение на половцев осуществили ранней весной. Поход завершился полной победой княжеских войск. При этом особо от­личилась разведка, уничтожившая половецкий дозор. В сраже­нии погибло двадцать ханов, а одного, взятого в плен, Мономах приказал казнить. Летопись сообщает: «...взяли тогда и скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добытком и челядью... И пришла Русь с полоном великим и с победою великою». Впослед­ствии еще не один раз Владимир Мономах с объединенными вой­сками других князей успешно отражал набеги половцев. В 1107 г. вторгшиеся половецкие отряды были разбиты объединенными силами. В 1109 г. князья совершили поход в степь, где разгроми­ли половцев и захватили около 1000 шатров. Князь имел большую популярность и авторитет. Именем Владимира Монома­ха половецкие матери пугали своих детей.

В 1113 г. в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич, правивший 20 лет. Летопись говорит о нём так: «В дни княжения своего Святополк сотворил много насилия… имущество у многих отнял. И были многие рати от половцев, к тому же и усобицы, и был в то время большой голод и великая скудность во всём». Холодное и дождливое лето стало причиной неурожаев и голода в 1100 – 1112 гг. Особенно страдали люди от отсутствия соли, которую добывали в Крыму (путь туда был закрыт половцами) и в Галицком княжестве. Святополк в то время воевал с Галицким князем, поэтому путь туда также был закрыт. Это привело к спекуляции хлебом и солью. Соль смешивали с пеплом и продавали в три раза дороже. В день смерти Святополка (16 апреля 1113г.) вспыхнуло восстание. Горожане и крестьяне окрестных сёл громили дворы ростовщиков, менял, купцов и бояр, которых подозревали в спекуляции. В то время киевские вельможи вспоминали о Владимире II. Они дважды посылали посольство в город Переяславль, прося его: «Приди, князь, в Киев! Если же не пойдёшь, то знай, что великое зло воздвигнется… из-за тебя пойдут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ответ иметь, если из-за тебя разграбят монастыри!» Только после приглашения во второй раз Владимир Мономах согласился и 20 апреля 1113 г. выехал в Киев: «… сел на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж прекратился».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.007 с.)