Реформа органов центрального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа органов центрального управления



1. В 1802 г. издан указ о расширении прав Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.

2. В 1802–1811 гг. проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения – на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря своим личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Изложение программы Сперанского требует некоторых предварительных замечаний:

1) основополагающие идеи преобразований, несомненно, были сформулированы и определены Александром I. В противном случае Сперанский никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта;

2) реализация проекта Сперанского ограничивала самодержавную власть, значительно продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную;

3) при разработке главных направлений политической реформы Сперанский опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на английский и французский опыт;

4) приоритет в преобразованиях Сперанский отдавал политической сфере – реформам государственного устройства. Рассматривая уничтожение крепостного права как необходимое условие обновления России, Сперанский, тем не менее, решение этой проблемы относил на будущее. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе – Государственной Думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не

избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы – волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире). Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. По его мнению, преобразования следовало начинать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет – законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. Кроме того, в рамках плана Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов. Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский становится объектом постоянных нападок «консервативной части света» и противников преобразований. О нем распускаются политические сплетни, молва объявляет его даже французским шпионом. Наступает охлаждение и в личных отношениях Александра и Сперанского. В этих условиях император «внимает общественному мнению» – реформатор удаляется от двора.

 

Отечественная война 1812 г.

Готовясь к войне с Россией, Наполеон подробнейшим образом разработал план предстоящей кампании, тщательно изучил театр военных действий, создал огромные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия. В России знали о подготовке Наполеона к войне. С 1810 г. Началось перевооружение русской армии, укрепление ее западных границ, строительство крепостей, устройство складов боеприпасов, фуража и продовольствия, но тяжелое финансовое положение не позволило выполнить программу полностью – собрать и экипировать достаточную армию. Рекрутская система не позволяла подготовить необходимые людские резервы для предстоящей войны. По опыту предшествующих войн Наполеон намеревался в одном решающем приграничном сражении разгромить русскую армию и открыть себе дорогу в центр России. Армия Наполеона в два раза превосходила по численности русскую армию, она комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, однако была достаточно пестрой по национальному составу, многие солдаты не разделяли планов Наполеона. Русские войска к началу войны были разделены на три армии и растянуты вдоль западной границы, так как не имели точных сведений о направлении главного удара Наполеона. Первая армия под командованием генерала М.Б. Барклая де Толли, насчитывавшая 128 тыс. человек. Она располагалась на реке Неман и прикрывала Петербургское направление; вторая армия (П.И. Багратиона) в числе 52 тыс. солдат находилась на юге Литвы и прикрывала Московское направление; третья армия (А.П. Тормасова) в числе 46 тыс. солдат была дислоцирована на Волыни и прикрывала Киевское направление. Единого командования в русской армии не было, первоначально ее возглавлял сам Александр I, не имеющий данных полководца. Фактически командование осуществлял Барклай де Толли. Однако русская армия была сильна своим патриотическим духом.

12 июня 1812 г. армия Наполеона четырьмя потоками в разных местах переправилась через реку Неман и вторглась в Россию. Основные силы армии во главе с Наполеоном (220 тыс. человек) вели наступление на Ковно и Вильну. Русская армия вынуждена была отступать. 13 июня французские войска заняли Ковно, 16 июня – Вильно. Перед русскими войсками стояла задача соединить 1-ю и 2-ю армии. Наполеон помешал их соединению в районе Витебска, хотя отступление русской армии сопровождалось упорными боями. Соединиться армиям удалось в июле 1812 г. у Смоленска. В битве за Смоленск французы потеряли 20 тыс. человек. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру условия мира.

Русское командование также готовилось к решающему сражению, намеченному у Царева-Займища. 8 августа 1812 г. под давлением тяжелых военных обстоятельств и требования общественности главнокомандующим армией был назначен М.И. Кутузов. Он нашел избранную Барклаем для сражения позицию у Царева-Займища невыгодной и отдал приказ отступить. Для генерального сражения Кутузов избрал позицию у деревни Бородино (близ Можайска) в 120 км от Москвы. В донесении Александру I он назвал эту позицию «одной из наилучших, которую только на плоских местах найти можно». Бородинское поле находилось между двумя дорогами, ведущими к Москве. Кутузов занял обе эти дороги, преградив путь неприятелю за рекой Колоча, являвшейся естественной преградой. Правый фланг был частично прикрыт Москвой-рекой, левый – Утицким лесом. Местность не позволяла армии Наполеона обойти Бородино с флангов и вынуждала атаковать в лоб на узком участке в 4,5 км.

Укреплению позиций русской армии служили специально возведенные Шевардинский редут – полевое укрепление у деревни Шевардино и Багратионовы флеши – искусственные земляные укрепления. На правом фланге Кутузов расположил 1-ю армию генерала Барклая де Толли. В центре на Курганной высоте была установлена артиллерийская батарея, названная позже именем Раевского. На левом фланге, около деревни Семеновская, находилась 2-я армия генерала Багратиона. Еще левее, в окрестностях деревни Утица, находился корпус генерала Тучкова. Штаб-квартира Кутузова находилась в деревне Татариново, а сам Кутузов – на командном пункте в деревне Горки. В его распоряжении были значительные резервы, которыми он искусно маневрировал.

24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем – Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского отряда, имевшего в своем распоряжении 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло русской армии укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)