Февральская революция 1917 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февральская революция 1917 года



В конце 1916 – начале 1917 года в России сложилась ситуация, близкая к общенациональному кризису. Участие России в 1 мировой войне, стоившей народу около 50 млн. рублей в день, не только обострило социальную обстановку, но и поставило страну на грань экономической катастрофы. Солдатские протесты 16-миллионной армии, состоявшей из рабочих и крестьян, недовольство офицерского состава неумением правительства победить или закончить войну, бастующий в тылу российский пролетариат, требующий 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, крестьянские выступления с требованием уничтожения помещичьего землевладения достигали критической отметки. Революция 1917 года была вызвана теми же причинами, что и 1-я российская революция 1905 – 1907 гг. Оставались нерешенными важнейшие вопросы – аграрный, рабочий, национальный. В России отсутствовала конституция, которая могла бы гарантировать населению демократические свободы. Самодержавие не было в состоянии решить все эти проблемы. Фактически с середины 1915 г. в стране нарастал внутриполитический кризис, который нашел яркое выражение в министерской «чехарде», резком падении авторитета царя Николая II, в «распутинщине». Невероятное обнищание широких масс, социальное напряжение в обществе, заставляли народ действовать. В стачках и забастовках с 1914 по февраль 1917 года участвовало более 2 млн. чел., что в 2,5 раза превышало революционную активность масс в Англии, Германии, Франции вместе взятых. Активно бастовали текстильщики. В мае 1915 года в Иваново-Вознесенске в антивоенной демонстрации участвовало более 30 тыс. человек. 10 августа этого года демонстрация повторилась и была подавлена вооруженной силой (расстрел демонстрантов на Приказном мосту). Хотя указанные предпосылки революции складывались уже давно, но она не была ни «подготовленной», ни «организационной», началась стихийно. Поводом послужили события в Петрограде. Во второй половине февраля 1917 г. резко ухудшилось снабжение столицы продовольствием, особенно хлебом. Хлебный кризис возник из-за разрухи и снежных заносов на железнодорожном транспорте, который не справлялся с перевозками продовольствия. Возникли длинные очереди у булочных, что усилило нараставшее недовольство населения. В этой обстановке в нескольких цехах Путиловского завода был объявлен локаут. Возмущенные путиловцы, поддержанные рабочими других заводов, вышли на улицы города. 23 февраля (8 марта по новому стилю) в забастовке, сопровождавшейся стихийными митингами и демонстрациями, участвовала треть рабочих столицы. Выступления проходили под лозунгами «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», позже появились требования «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!». 24 февраля политическая стачка приобрела всеобщий характер: из 390 тысяч Петроградских рабочих бастовало более 300 тысяч. Повсюду проходили политические митинги и демонстрации под лозунгами «Долой самодержавие», «Долой войну», «Долой царское правительство», «Да здравствует республика». 26 февраля накал борьбы возрастает, вопреки массовым ночным арестам. Рабочая демонстрация направляется из пригорода в центр Петрограда, где ее встретили залпы оружия. Требованием буржуазии («Прогрессивный блок» в Думе) стало издание царского манифеста о создании правительства «общественного доверия». В ответ Николай II объявил о закрытии Думы.

27 февраля стачка рабочих и работниц перерастает в вооруженное восстание. Разгромлены многие полицейские участки. На сторону восставших стали переходить правительственные войска. Захвачен арсенал. 27 февраля появился Манифест ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России». Он объявил революцию победившей и выдвинул в качестве первоочередных задач создание Временного революционного правительства, провозглашение республики, конфискацию помещичьих земель, введение 8-часового рабочего дня и созыв Учредительного собрания. Вечером по инициативе меньшевиков, эсеров и членов трудовой партии состоялось собрание представителей рабочих, солдат и населения города, на котором избирается Временный исполком Совета рабочих и солдатских депутатов (Чхеидзе, Керенский, Скобелев, Гвоздев и др.). В этот же день лидеры буржуазного «прогрессивного блока» создают Временный комитет представителей Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. 28 февраля Петроградский Совет берет под свой контроль военную ситуацию и все финансовые учреждения. В.М. Родзянко запрещается встреча с Николаем II для переговоров в Пскове.

1 марта. Заседание Исполкома Петроградского Совета, на котором вопреки мнению большевиков эсеро-меньшевистская фракция передает власть не восставшему народу, а «верхушке» Государственной думы, заключается соглашение о предоставлении думскому комитету права формирования Временного (буржуазного) правительства. 2 марта. Создание Временного правительства России во главе с князем Г.Е. Львовым. Ключевые министерские посты занимают лидеры буржуазных партий – А.И. Гучков (октябрист), П.Н. Милюков (кадет). А.Ф. Керенский получает пост Министра юстиции. В этот же день Николай II, находясь в ставке Главнокомандующего российской армии, был вынужден отречься от престола в пользу своего брата великого князя Михаила. Это решение было поддержано Синодом Русской Православной Церкви и генералитетом армии, личным

караулом царя. 3 марта Михаил также подписал Манифест об отречении от царского престола. Таким образом, царствующая более 300 лет династия Романовых прекратила свое управление Россией. Февральская революция 1917 года решила задачу свержения самодержавия и установления демократической республики, в революции приняли активное участие представители народных масс (рабочие, крестьяне, солдаты), поэтому она носила буржуазно-демократический характер. За выбор путей развития России в те годы боролись три главные политические силы: консервативные, реформистские и революционно-пролетарские. Первые предлагали несколько вариантов разрешения кризиса власти, а именно сохранение Временного правительства, установление военной диктатуры, возвращение монархии. Вторые выступали за создание буржуазно-демократической республики на основе коалиционного правительства из представителей буржуазных и мелкобуржуазных партий. Третьи пропагандировали переход власти к Советам, которые должны были изменить свое «классовое содержание» и стать органом диктатуры пролетариата. Своеобразие общественно-политической обстановки в России состояло в том, что уже в марте официальная государственная власть принадлежала Временному правительству, реальная же сила (армия и народ) были на стороне Советов. То есть сложилось двоевластие. Продолжаться оно долго не могло. Противостояние усугублялось политическими ошибками, нежеланием Временного правительства взяться сразу за устранение причин, вызвавших данную революцию. 18 апреля 1917 года начался первый кризис Временного правительства, когда Министр иностранных дел Милюков в официальной ноте заверил союзников по войне с Германией в верности прежнему курсу и высказался за продолжение войны до победного конца. Это вызвало бурный протест масс, требования замены правительства. Конфликт был разрешен путем создания коалиционного правительства, куда вместо ушедших в отставку представителей буржуазных партий (кадетов и октябристов) впервые вошли социал-демократы (меньшевики и эсеры), в частности Керенский, Скобелев, Церетели, Пешезонов, Переверзев и Чернов. По мнению Ленина, суть произошедшей перегруппировки сил состояла в следующем: «Кадеты заняли место монархии, Церетели и Чернов заняли место кадетов. Пролетарская демократия заняла место действительно революционной демократии». Своеобразно отреагировал на кризис лидер партии кадетов П. Милюков, пришедший к выводу, что «революция сошла с рельс» и нужно готовиться к борьбе с ней.

Перестановки во Временном правительстве не избавили его от новых ошибок: вновь организованное наступление на фронтах в июне 1914 г. закончилось провалом и вызвало новую волну протестов рабочих и солдат. Меняется идейная направленность демонстрантов: их лозунгами были «Долой десять министров-капиталистов!», «Вся власть Советам!». В этих условиях кадеты объявляют об отставке ряда министров. Новый состав правительства с преобладанием представителей буржуазии идет на жестокие меры, 4 июля была расстреляна демонстрация рабочих в Петрограде. С фронта были вызваны войска для разоружения революционных воинских частей и гарнизона. Запрещены собрания и съезды. Это был конец двоевластия в пользу буржуазии. Но это означало и то, что реформистского выхода из тупика в России не получилось. Обещания Временного правительства решить проблему мира, хлеба и земли закончились призывом установить в стране военную диктатуру. Мирное развитие революции уже не было возможным. Крупнейшей акцией российских контрреволюционеров правого толка, во многом определившей выбор путей развития России, стала так называемая «корниловщина» – объединение правых реакционных сил (буржуазии, помещиков, генералитета и высшего офицерства) в целях ликвидации революционно-демократических завоеваний и установления военной диктатуры. Данную акцию возглавил Главнокомандующий армией, генерал Корнилов, собравший значительные военные силы для карательного похода на Петроград. Программой действия генерала стали его слова: «Ленина повесить, Советы разогнать, монархию восстановить». Корниловский мятеж, задуманный в союзе с Керенским, закончился ссорой. Керенский, не желая получить еще одного претендента на власть, публично объявил Корнилова изменником революции». Общественно-политические силы, рабочие, солдаты резко протестовали против наступления «корниловщины» и стали на защиту Петрограда. По всей стране создавались революционные комитеты, в создании которых участвовали Советы, фабрично-заводские комитеты, профсоюзы. В Петрограде формировались отряды Красной гвардии, создавались запасы оружия. В итоге корниловский мятеж потерпел неудачу. «Корниловщина» произвела негативное впечатление на массы, которые после этих событий заметно повернули влево, стали поддерживать программу большевиков. Повсюду в Советах отзывались эсеро-меньшевистские представители и заменялись большевиками. Процесс большевизации Советов, начавшийся в период корниловщины, привел к тому, что 31 августа Петроградский Совет принимает большевистскую резолюцию о власти. 5 сентября такую же резолюцию принимает и Московский Совет, а за ним и десятки Советов других городов страны. Социально-политическое напряжение в стране достигло предела. Очередной кризис вылился в события октября 1917 года.

 

Методические рекомендации и темы семинарских

занятий по курсу «История России и Украины с древнейших времён

до начала XX века.

 

Семинарские занятия по истории России и Украины являются составной частью программного материала данного учебного курса. Подготовка к занятиям предполагает глубокое изучение определённого раздела учебника, конспектов лекций, специальной исторической литературы, источников, схем.

Важное место отводится работе с историческими источниками. С большинством из них студенты знакомятся по отрывкам, помещенным в рекомендованных хрестоматиях и сборниках документов. Критическое осмысление конкретного материала хрестоматий способствует более глубокому усвоению учебного курса, позволяет приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

Заслуживает поощрения самостоятельная работа студентов с иными источниками и исследованиями, благодаря которым можно глубже постичь изучаемую тему.

Студенты должны овладеть навыками использования библиотечных каталогов, библиографических справочников и указателей в учебной литературе и журнальных статьях.

Наиболее важными информативными источниками по истории России и Украины являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Хронологическая форма подачи информации позволила отразить в летописях богатейший событийный материал.

Знакомясь с рекомендованными историческими источниками, студенты смогут систематизировать, дополнить и привести в соответствие с современными требованиями знания по истории славян, полученные на лекциях и при чтении учебной литературы. Однако глубоко осознать противоречивость, неодно­значность исторического процесса, его причинно-следственные связи и закономерности, получить представление о различных подходах, оценках, концепциях, имеющих место при освещении как отдельных событий, так и переломных моментов восточно­славянской истории, можно лишь обратившись к рекомендован­ному минимуму монографий ученых-историков. Критическое изучение этих исследований поможет студентам обосновать и от­стоять собственную точку зрения, например, по таким многогранным и сложнейшим проблемам, как правомерность отнесения России к евразийскому типу цивилизации, общее и особенное в историческом развитии России и Украины и т. д.

Многие факты так или иначе затрагивают вехи истории не только Украины и России, но и других стран, с которыми они имели отношения на протяжении длительного периода. Не всегда фактический материал может трактоваться однозначно, не всегда выводы ученых-историков удовлетворительны, нередко они но­сят субъективный характер или подвержены конъюнктуре. Этим объясняются разночтения, которые встречаются в исторической литературе. Перед студентами стоит задача углубления своих знаний по истории и развития навыков самостоятельного иссле­довательского анализа фактов и явлений в их взаимосвязи.

 

Темы семинарских занятий

 

Тема 1 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.183 (0.01 с.)