Тема №1: Повышение роли внешнеэкономического фактора в экономике предприятий и стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1: Повышение роли внешнеэкономического фактора в экономике предприятий и стран.



Тема №1: Повышение роли внешнеэкономического фактора в экономике предприятий и стран.

Вопросы:

1. Необходимость ВЭД на уровне предприятий.

2. Внешнеэкономические связи (ВЭС), факторы их расширения.

3. Международное разделение труда (МРТ). Экономическая интеграция государств.

4. Интересы предприятий в развитии ВЭД.

 

Необходимость ВЭД на уровне предприятий.

При переходе к крупному машинному производству ВЭД перешла из категории возможного в категорию необходимого. Под ВЭД понимается совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, включая МН транспортные, валютно-финансовые и кредитные связи с зарубежными странами. Степень участия какой-либо страны в ВЭД определяется экспортной квотой. Она равна отношению объема экспорта к объему ВВП.

 

Таблица – Экспортные квоты различных стран

Страна    
США 11,6  
Англия   16,5
Германия    
Голландия и Нидерланды    
Бельгия 29,6  

 

Выводы:

Ø ВЭД необходима всем странам, и большим, и малым;

Ø Со временем эта деятельность расширяется.

Установлена закономерность между приростом зарплаты в промышленности и приростом экспортной квоты.

 

Внешнеэкономические связи (ВЭС), факторы их расширения.

1. Географический – страны расположены в различных условиях (климатические, плодородные, погодные, наличие полезных ископаемых).

2. Возрастание роли внешних рынков сбыта. Выход на внешние рынки происходит по двум направлениям:

2.1. В страны, где производства таких товаров нет вообще.

2.2. Вытесняя менее конкурентоспособных производителей.

3. Невозможность в необходимых объемах производить все виды продукции необходимого качества в каждой стране.

4. Вывоз капиталов. Две группы владельцев капиталов:

4.1. ТНК – транснациональные корпорации, национальны по капиталу и интернациональны по его размещению.

4.2. МНК – международные корпорации, интернациональны как по капиталу, так и по его размещению.
Вывоз капиталов осуществляется в двух формах: денежный; вывоз оборудования, произведенного у себя в стране.

5. Ускорение НТП. Крупные научно-технические достижения, полученные в одной стране, стремятся приобрести все страны, работающие в данной отрасли. Существует 2 пути:

5.1. Приобретение лицензий на технологию или ноу-хау.

5.2. Путем приобретения современного оборудования, на котором можно выпускать конкурентоспособную продукцию.

6. Повышение эффективности экономики страны.

7. Расширение МРТ.

Свободы во внешней экономике.

1). Свобода экономического маневра производственными ресурсами: замена более дорогих отечественных компонентов на более дешевые импортные; использование зарубежных лицензий и НОУ-ХАУ; привлечение более дешевой рабочей силы из заграницы; перенос части производственного процесса в более выгодные заграничные условия.

2). Свобода выбора направлений и форм реализации производственной продукции с максимальной прибылью.

3). Свобода выбора производственного партнера по кооперации в наибольшей степени, отвечающего экономическим интересам предприятия. При этом принимается во внимание множество организационных, а иногда и политических факторов: технологическая совместимость; надежность партнера; перспективы расширения взаимовыгодного сотрудничества; благоприятный торгово-политический режим.

4). Свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции в целях укрепления экспортного потенциала.

5). Свобода вступления в производственную кооперацию, что является важным фактором выживания в неустойчивых рыночных условиях, так как участники МН кооперации как единого целого (взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга создают) основу и для взаимоподдержки в трудных ситуациях.

Тема №2. Основные направления реформы ВЭД.

Вопросы:

1. Основные направления ВЭД и классификация МН торговых сделок.

2. Формы экспорта, импорта.

3. Компенсационная сделка.

4. Международная кооперация.

5. Франчайзинг.

6. Торговля услугами, туризм.

 

Формы экспорта импорта.

Внешнеторговые операции классифицируются по 5 признакам:

1). По направлениям торговли: экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные.

2). По степени готовности товара: готовая продукция, разнообразное и комплексное оборудование.

3). По форме торговли: бартерные, встречные закупки, компенсационные сделки, давальческие сделки.

4). По видам товаров и услуг: машинотехническая продукция, сырьевые товары, научно-техническая продукция, товарные знаки, продовольственные, потребительские товары и услуги.

5). По методам торговли: метод прямой торговли, косвенная торговля, торговые дома и фирмы, агентские соглашения, брокерские операции, международные операции и торги, международные торговые биржи.

Экспорт – деятельность связанная с продажей и вывозом за границу товара для передачи в собственность иностранному контрагенту.

Импорт – деятельность по закупки и ввозу иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке страны.

Экспортные и импортные операции подразделяются на прямые и косвенные.

признаки Прямой экспорт Косвенный экспорт
Товар   Средства производства Потребительские товары
Схема сделки   Контракт с клиентами   Через фирмы посредники  
Дополнительные условия     Знание языка, сервисные услуги    
Деньги Высокая потребность в капитале   Низкая потребность в капитале  

Одной из разновидностей экспортных операций является реэкспорт – операция, предусматривающая вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергающейся в реэкспортной стране какой-либо переработке. Существует вынужденный реэкспорт. Реэкспортные операции бывают 2-х видов:

1). С предварительным завозом товара в страну экспортер.

 

 

Страной пассивной торговли является страна А, а страной активной – страна Б.

2). Реэкспорт без предварительного завоза в реэкспортную страну.

 
 

 


В данном случае сам товар поставляется напрямую, а документы идут через страну экспортер.

Реимпорт – операции, связанные с вывозом из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, подверженных переработке.

 
 

 

 


Компенсационная сделка

Компенсационные сделки с целью получить возможность ввозить продукцию без затрат иностранной валюты и платить за соответствующие импортные товары собственными товарами.

 
 

 


Существует несколько компенсационных сделок:

1) бартерные сделки – обмен одного товара на другой

2) собственно компенсационные сделки – мелкие фирмы могут дать заказ на реализацию собственной продукции экспортно-импортной фирме.

 
 

 

 


3) параллельные сделки (встречные закупки) – заключается договор, в котором экспортер обязуется покупать товары у импортера

4) сделки на условиях обратной покупки – оплата предусматривается в течение длительного срока товарами, произведенными с помощью поставленных средств производства

5) операции на давальческом сырье – одна сторона, обладая ресурсными возможностями, но не располагающая достаточными производственными мощностями для их переработки, отправляет часть своих ресурсов для переработки в другую страну, расплачиваясь за это частью производимой продукцией.

 
 

 

 


1 – подписание контракта на переработку давальческого сырья между контрагентами стран А и Б; 2 – поставка сырья на переработку в страну В; 3 – возврат части продукции в страну А; 4 – реализация продукции в третьи страны.

6) Выкуп устаревшей продукции – операция применяется для крупных технических изделий (машины, самолеты). Фирмы производители вкладывают дополнительные средства в обновление старых товаров и продают эти изделия больше бедным странам как машины б/у. Инициаторами являются сами импортеры.

Международная кооперация.

Производственная кооперация в чистом виде подразумевает такой вид сотрудничества, при котором узлы и детали кооперируемой продукции изготавливаются не для рынка вообще, а по заданиям и техническим требованиям конкретного заказчика. Внешнеторговые контракты по таким сделкам оформляются и носят подрядный характер.

 
 

 

 


1 – подписание договора-подряда; 2 – подписание субподрядных контрактов; 3 – исполнение договора-подряда.

Существуют особенности, которые необходимо учитывать при заключении договора:

1) договор может быть заключен о сдаче объекта под ключ. Тогда подрядчик обязан передать заказчику сооружения готовые к использованию или же сдавать их по стадиям с приемкой каждой стадии заказчиком.

2) Договор требует больших денежных средств.

3) Исполнение такого договора растягивается на длительный период времени.

4) Подрядчику не разрешается переуступать договор без предварительного согласия заказчика. Но он может передать в субподряд определенные работы по договору.

В международной практике высокое распространение получило сотрудничество в области разведки и добычи полезных ископаемых. Такие сделки заключаются государственными органами с одной стороны и иностранной фирмой с другой стороны. Такие сделки получили названия концессионных. Особенности такого сотрудничества:

1) Соглашения распространены на предварительные стадии разведки.

2) В соглашении определяется порядок участия обоих заинтересованных сторон в организации и осуществляющих разработки.

3) При получении отрицательных результатов, часто предусматривается, что расходы несет иностранная фирма, которая ведет разведку.

4) В большинстве случаев вознаграждение иностранной фирме, участвующей в разработке природных ресурсов осуществляется путем доставок добываемой продукции.

В последнее время стали больше развиваться совершенные формы кооперации: сбытовая – сотрудничество независимых производителей, которые вкладывают средства в совместные мероприятия по сбыту выпускаемой ими продукции; производственно-сбытовая – подразумевает совместную работу над разработкой новых видов продукции, раздельный выпуск готовой продукции и сотрудничество в ее сбыте на рынках.

Франчайзинг.

Франчайзинг – система контрактных отношений крупных компаний с мелкими собственниками. Крупная фирма называется франчайзер, а мелкая франчайзиат. Существует несколько видов франчайзинга:

1) Товарный – взаимоотношения сторон в сфере торговли, при которой франчайзер передает франчайзеату эксклюзивное право на реализацию выпускаемой им продукции под товарным знаком франчайзера.

2) Производственный – отношения в рамках договора франчайзинга, который дает право франчайзеату на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов технологии.

3) Деловой франчайзинг – взаимоотношения сторон в сфере обслуживания, обучения, общественного питания, при которой франчайзер выдает лицензию на использование товарного знака и способа ведения розничной торговли.

4) Региональный – договор об эксклюзивных правах в регионе между франчазером и франчайзеатом.

 

Требования, которые предъявляет франчайзер своим партнерам: регламентирование качества услуг; запрет на перепродажу; регламентирование цен; запрет на обязательства от лица фирмы.

Торговля услугами, туризмом

На мировой рынок поступают услуги связанные с обслуживанием трудовой деятельности и большую роль играют социальные услуги (образование, здравоохранение, спорт, туризм и т.д.). среди социальных услуг наибольшую роль играет туризм. К иностранному туристу относится любое лицо, посещающее любую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают 3 вида международного туризма: рекреационный – наиболее массовый; научный – посещение конгрессов; деловой – посещение с деловыми целями (наиболее доходный и динамичный).

Основой туристической индустрии в стране являются фирмы, организующие туристические поездки. Помимо затрат на проезд в страну и из страны, у иностранных туристов идет 40% расходов на питание, 8% на проезд внутри страны, 30% - проживание; остальное прочие расходы.

На второе место после туризма в МН обмен входит образование. Обмен образовательными услугами идет на уровне высшей школы. Все чаще в международном обмене участвуют, здравоохранение, физкультура, спорт. Это происходит через создание зарубежных филиалов.

Классификация контрагентов

Фирма – это обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Знание правового положения фирмы дает ответы на следующие вопросы:

Ø Кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы;

Ø Кто оплачивает долги фирмы в случае ее банкротства;

Ø Кто имеет право заключать контракты от имени фирмы;

 
 

Индивидуальные предприниматели заключают сделки от своего имени и несут полную ответственность всем своим имуществом.

Изучение контрагентов.

При изучении контрагентов изучается карта фирмы:

1. Страна, адрес, телефоны и т. д.

2. Год основания фирмы.

3. Предметы торговли, производства или характер услуг.

4. Производственные мощности, торговый оборот, число занятых.

5. Данные о финансовом положении фирмы.

6. Сведения о филиалах дочерних компаний.

7. Важнейшие конкуренты фирмы, ее владельцы и руководители.

8. Отрицательные моменты.

Товарные биржи.

Товарные биржи – это наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка товаров, продающихся по стандартам и образцам. Биржи являются коммерческими посредниками, которые сами не участвуют в сделках, но содействуют их заключению.

Основные функции бирж:

1. Оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок.

2. Регулирование торговых операций и биржевой арбитраж.

3. Сбор и публикация сведений о ценах.

4. Биржи могут быть универсальные (широкий круг товаров) и специализированные.

Виды биржевых операций

Форвардные сделки – сделки вперед с поставкой товара в течении 3 месяцев. Хеджирование – страхование от риска изменения цены. Эту сделку заключает действительный продавец реального товара, но по форвардной сделке. «Быки» - играют на повышение цены. «Медведи» - играют на понижение.

 
 

Аукционы и торги.

В отличии от бирж на аукционах продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Они проводятся ежегодно по одному или несколько раз. Аукционы – это торги, опирающиеся на сбыт определенных товаров. Аукционы заблаговременно оповещают поставщиков о сроке проведения торгов. Поставщики предоставляют образцы товаров, отсортированные в зависимости от качества/партии/лота.

МН торги объявляет покупатель, а не продавец. Торги – это метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками. Покупатели создают тендерные комитеты, в состав которых технические и коммерческие эксперты. В назначенный день тендеры обрабатывают поступившие предложения и дают свои рекомендации покупателю. Торги бывают открытые и закрытые. При открытых торгах участники приглашают всех желающих. При закрытых торгах количество участников ограничено. Так же торги делятся на гласные (предложения рассматриваются и оглашаются в присутствии фирм) и негласные (итоги не публикуются).

2 вида посредников:

1. Таможенные брокеры – их деятельность заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и выполнение других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица.

2. Таможенные перевозчики – это коммерческие организации, обладающие лицензией на осуществление перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем.

Отгрузочные документы

В морских перевозках основным документом является коносамент. При железнодорожных транспортных перевозках используют товарно-транспортные накладные. При смене перевозок используются международные свидетельства. При страховании получают страховой полис и сертификат. Кроме этого используются: санитарные свидетельства, сертификаты контроля качества, весовой сертификат, свидетельство о происхождении груза (сертификат происхождения). Последний сертификат дает право на пониженную таможенную пошлину.

В связи с многообразием операций при транспортировке как правило грузовладельцы используют посредников-экспедиторов, которые являются специалистами в этой области.

Виды цен товаров.

При поставке товаров разного качества и ассортимента, а главное из стран с различными экономическими и политическими условиями применяют и различные способы установления цены. В зависимости от способов фиксации (в момент заключения контракта или в течении срока его действия) различают 4 вида цен в контракте:

1. Твердая цена. Устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течении срока его действия. Применяется обычно в сделках с поставкой в короткие сроки и как правило делается оговорка (цена твердая, изменению не подлежит).

2. Подвижная цена – это зафиксированная цена при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту поставки изменится. При этом обязательно указывается источник и время контроля цены. Например, ЛБМ на день поставки.

3. Цена с последующей фиксацией. Отличается от подвижной тем, что начальная цена вообще не оговаривается, а указывается принцип и условия фиксации цены в ходе исполнения контракта.

4. Скользящая цена в основном применяется для долгосрочных контрактов и состоит из 2 частей: базовой, устанавливаемой на дату подписания контракта; переменной, определяемой на различные этапы исполнения контракта.

С10*(А+В*М10+Д*Р10+…), где С1 – окончательная цена; С0 – базовая цена; А – коэффициент торможения или неизменная доля в переменной части цены; В, Д – доли, которые занимают в цене отдельные составляющие (материалы, зарплата и т. д.); М10 – индекс цены материала, используемых для изготовления продукции на периодах закупки М1 и установленной базовой цены М0; Р10 – индексы заработной платы на период окончания изготовления Р1 и базовая цена Р0.

Порядок внутреннего ценообразования на импортную продукцию.

Цена товара на российском рынке включает себестоимость товара, прибыль предприятия, акцизы, НДС и торговая наценка. Цена импортера состоит из затрат импортера и его прибыли.

Зиттк+НДСтсби+НДСди;

Зи – затраты импортера; Ст – таможенная стоимость товаров, пересчитанная в рубли по официальному курсу на дату подачи таможенной декларации, включающая в себя валютные расходы импортера (Ви) (контрактная цена, переговоры, оплата посредникам, перевозка и т. д.) до места ввоза товара на таможенную территорию России

Стиофф

Пт – таможенная пошлина, определяемая по ставке таможенного тарифа и пересчитанная в рубли по официальному курсу ЭКЮ/рубль. Пт =¦(Ст)

Ак – сумма акциза, взимаемая с подакцизных товаров по ставкам акцизного сбора, в % от Ст. Ак= Ст*А/100.

НДСт – НДС таможенный, НДСт= (Сттк)*Н/100, где Н – ставка НДС.

Тсб – таможенный сбор, взимаемый в качестве оплаты за услуги таможни. Тсб=0,0015*Ст

Ди – дополнительные расходы импортера, которые он несет в процессе доставки товара до своего пункта назначения.

Валюта и ее виды.

Валюта – денежная единица страны (рубль, фунт, доллар и т. д.). под конвертируемой национальной валютой понимается ее способность свободно обмениваться на иностранные валюты по складывающимся на валютном рынке валютным курсам и по всем видам операций.

В основу классификации валют положен признак обратимости валюты. Различают внутреннюю и внешнюю обратимость. Внешняя – обратимость валюты для нерезидентов, то есть возможность свободного перевода и конверсии средств в данной валюте на счета иностранцев. Внутренняя обратимость – возможность для резидентов осуществлять платежи за границу и покупку иностранной валюты без каких-либо ограничений.

Виды валют.

 

Замкнутыми (неокнвертируемыми) являются валюты стран, где действуют валютные ограничения как для резидентов, так и нерезидентов. Частично обратимые – сняты ограничения для нерезидентов. Полные и СКВ – это сочетание внутренней внешней обратимости. Требует введения и поддержания во внутренней экономике условий идентичных условиям на мировом рынке, сопоставимости и пропорций внутренних цен и издержек производства с уровнями цен и издержками производства мирового рынка. Экономика страны должна в поной мере участвовать в интернациональной стоимости, то есть должна быть экономикой открытого типа.

К СКВ относятся валюты всех развитых стран, а также стран-членов МВФ, однако из 170 членов МВФ большинство государств официально поддерживают частичную обратимость своих валют. Некоторые СКВ наиболее широко испоьзуются в МН расчетах и в качестве средства создания валютных резервов. Эти валюты называются резервными или ключевыми. Эти валюты образуют валютную корзину. В нее входят: американский доллар, дойчмарка, фунт стерлингов, французский франк, японская йена, в соотношениях соответсвующих их удельному весу во внешних расчетах стран на определенный период.

Евровалюта – иностранная валюта, в которой осуществляются операции за пределами сраны эмитента данной валюты. СДР – специальное право заимствования – это эмитируемые МВФ международные резервные и платежные средства. Они предназначены для регулирования сальдо платежных балансов, поплнение официальных резервов стран и расчетов стран-участниц с МВФ. Выпуск СДР осуществляется в виде записи на счетах МВФ. ЭКЮ – это европейская валютная единица, используемая в рамках ЕС, эмитируется в виде записи на счетах в Европейском фонде валютного сотрудничества и обеспечивается на 50% золотом и на 50% валютами стран ЕС.

Пример расчета крса СДР к доллару США.

Состав валютной корзины. Валютные компоненты Валютный курс за 1$ Эквивалент 1$
1$ 0,572 1,0 57,2
1 DM 0,453 1,7 0,27
1 франк 0,8 5,8 0,14
1 фунт 0,08 0,62 0,13
1 йена 31,8   0,27
Итого 1 ед. СДР - 1,38

Клиринг – это платежное соглашение, предполагающее централизованный зачет денежных средств, требований и обязательств, возникающих между странами по различного рода экономическим, культурным или иным отношениям. На взаимооткрытых счетах учитываются все платежи и поступления каждой из стран. Валютой клиринга является либо валюта одной из стран, либо валюта третьей страны (наиболее устойчивая).

Валютный курс и котировка.

Валютный курс – соотношения между денежными единицами разных стран, пропорция обмена одной валюты на другую. Установление курса валют банками называется котировкой. В России валютный курс устанавливает ММВБ. В мировой практике в основе определения валютных курсов лежит метод ППС (паритет покупательной силы), при котором покупательная сила валюты измеряется количеством обмениваемых на нее материальных ценностей или благ. Установлена потребительская корзина. Изменение ППС отражают сдвиги национальной экономики, а с другой стороны различия в темпах инфляции.

Формы МН расчетов.

Условия платежа Интерес
Экспортер

Предоплата  
  Аккредитив
Импортер

Инкассо
  Товарный кредит
  Открытый счет

Субъектами МН расчетов являются продавец, покупатель, банки продавца и покупателя.

Открытый счет Аккредитив

 

 

1а – товар, 1б – документы, 1в – открытие счета 1 – открытие аккредитива, 2 – извещение, 3 – изве-

2 – деньги, 3 – деньги, 4 - деньги щение, 4а – товар, 4б – документы, 5а – документы, 5б – деньги, 6а – документы, 6б - деньги

Инкассо

 

 

1а – товар, 1б – документы, 2 – документы,

3а – деньги, 3б – документы, 4 – деньги, 5 – деньги.

 

Для того чтобы избежать риска неплатежа, в контракте должно быть указано, что аккредитив должен быть:

1. Безотзывный, то есть не может быть аннулирован досрочно без ведома экспортера.

2. Подтвержденный, то есть включать в себя помимо ответственности банка его открывшего ответственность другого банка.

3. В интересах импортера – револьверный, то есть возобновляемый, когда сумма аккредитива по мере выплаты средств автоматически восстанавливается в пределах установленного лимита и срока действия аккредитива. Лимит аккредитива равен стоимости одной поставки.

Товарная номенклатура ВЭД.

ТН ВЭД является основным документом для идентификации товаров с целью установления величины таможенных пошлин на основании международной системы классификации товаров. ТН ВЭД основана на гармонизированной системе описания и кодирования товаров, применяемой МН конвенцией, принятой в 1983 году и вступившей в силу с 1 января 1987 года. Основными элементами ТН является две системы: классификация и кодирование. Обязанность по введению ТН ВЭД и правильностью отнесения экспортерами своего товара к той или иной позиции возложена на таможенные органы. В ТН ВЭД всем товарам присваиваются определенные коды. В системе классификации используются различные признаки, по которым все товары объединены в 20 разделов:

1. Группа: по происхождению товара (живые, растительные, минеральные) (с 1 по 4 номер).

2. Группа: по виду материалов (кожевенные, древесина, бумажные и т. д.).

3. Группа: по назначению (пищевая промышленность, алкогольная, табак).

4. Группа: по химическому составу (пластмассы, каучук, резиновые изделия).

ТН ВЭД подразделяется на разделы (всего 20). Каждый раздел разбит на группы (всего 96 групп). Каждая группа содержит позиции (всего 1241 позиция). В каждой позиции выделяют субпозиции (всего 5091). Каждую субпозицию можно разделить на подсубпозиции (всего более 20000).

Обязанности по правильному отнесению экспортерами своего товара к той или иной позиции возложена на производителя товара и на таможенные органы.

При нарушении экспортером правил отнесения товара к той или иной группе, в результате которого произошло занижение таможенной пошлины, предусмотрен штраф в размере от 100 до 300% от недоплаченной суммы. Иногда предусматривается уголовная ответственность а неправильное отнесение товара к подсубпозиции (срок от 5 до 8 лет для работника таможни).

Сертификация продукции.

С основными принципами МН документов ведется учет прав потребителей, основными процедурами которого является сертификация продукции, товарный знак, штрих-кодирование. Основным инструментом управления качеством со стороны государства и мирового сообщества является стандартизация, которая посредством стандартов выражает комплекс требований к продукции. Формирование началось в 1992 году, начиная с концепции системы стандартизации.

Одним из направлений стандартизации является сертификация. Национальные системы сертификации берут за основу МН стандарты ИСО/МЭК-2.

Сертификация – совокупность действий и процедур по признанию соответствия объекта завяленным требованиям. Под сертификацией в руководстве ИСО/МЭК-2 понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается соответствие должным образом идентифицированной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу. Третьей стороной считается лицо или орган, признаваемый независимым от производителя и потребителя. К третьей стороне относят центры (лаборатории) по испытаниям, национальные организации по стандартизации. Европейская экономическая комиссия ЕЭК ООН разрабатывает документацию по заключению соглашений о сертификации для стран европейского региона Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной. В обязательной сертификации включены показатели безопасности для потребителя и окружающей среды.

Согласно закону РФ «О защите прав потребителей» и МН практике ответственность распределяется следующим образом:

Ø За соответствие требованиям законодательства и стандартам изготовителя – производитель;

Ø За наличие сертификата реализуемой продукции – продавец;

Ø За достоверность и объективность испытаний – испытательная лаборатория;

Ø За правильность выдачи сертификата – орган по сертификации.

Недостаточное развитие российской системы сертификации и контроля качества экспортной продукции значительно сдерживает российский экспорт.

В МН практике существуют также следующие виды сертификатов:

- гигиенический (подтверждает безопасность потребления продукции при определенных условиях);

- фитосанитарный;

- радиологического контроля

- и другие.

Товарные знаки.

Товарный знак - это обозначения, дающие возможность отличать товары и услуги одного производителя от однородных товаров и услуг другого. Они могут быть изобразительными, словесными, объемными, комбинированными и т.д.

Товарные знаки имеют непосредственное отношение к защите прав потребителей: при их присвоении проверяется соответствие качества изделия МН стандартам. В МН торговой практике товарные знаки свидетельствуют о высоком качестве продукции и способствуют их реализации. В мире существует более 5 млн. товарных знаков, охраняемых патентами. Эти знаки могут быть предметом продажи. Цена товаров, имеющих товарный знак, на мировом рынке на 15-20% выше, чем при их отсутствии.

Товарные знаки выполняют 2 функции: рекламную и гарантийную. Учитывая большую рыночную силу товарных знаков, необходимо соблюдать следующие МН правила:

1.Регистрируют товарные знаки на 10 лет после проведения экспертизы.

2.Использовать товарный знак можно только в том виде, в котором он зарегистрирован.

3.Нельзя позволять незаконно или неверно использовать товарные знаки.

Контрафакция – использование уже зарекомендовавших себя товарных знаков других юридических субъектов, что вводит в заблуждение потребителей относительно происхождения товара и является тягчайшим нарушением, покушением на чужую собственность, влекущим за собой уголовную ответственность и большие штрафные санкции.

Штрих-кодирование.

Штриховое кодирование - это метод обозначения основных параметров продукции при помощи специально разработанных МН систем информации.

Штрих-код – чередование темных и светлых полос различной ширины. Ширина полос и их сочетание являются носителями информации, в основе которой лежит двоичная система счислений. Сам код информации о свойствах не несет, а является адресом ячейки памяти ЭВМ, которая содержит все сведения. В США начали применять штрих-кодирование в 30-е годы, в Европе – в 70-е. С 1981 существует МН нумерационная ассоциация ЕАН в которую входит более 80 государств (еще СССР вступил в эту организацию в 1987 г.). Штрих-код является свидетельством высокого качества товара, т.к. при присвоении его товару происходит проверка товара на соответствие МН стандарту. Во многих странах запрещено импортировать продукцию без штрих-кода (в ЕЭС с 1994 года).

Длина товарного кода ЕАН в разных странах различна (от 7 до 18 знаков). Однако стандартом является 13 цифр.

Ø код страны (первые две цифры, иногда три);

Ø индекс изготовителя товара (следующие четыре);

Ø для кодирования продукции (следующие пять);

Ø 13-я цифра – контрольная (рассчитывается по специальному алгоритму в соответствии с первыми 12-ю цифрами).

Регистрировать штрих-коды можно в ТПП.

Вексельный кредит

Главной проблемой МН кредита является гарантирование платежей за поставленные товары. Основной формой гарантии является вексельная форма, правовые основы которой регулируются Женевской конвенцией 1930г.

Вексель – безусловное обязательство должника выплатить указанную в нем сумму в течение установленного срока. Большее распространение получили тратты. Тратта – безусловный приказ должнику уплатить в установленный срок указанную в ней сумму векселедержателю, который выписывает эту тратту и передает ее импортеру для подтверждения путем подписи (акцепт). Векселя могут передаваться от одного векселедержателя к другому. При этом на их оборотной стороне наносится надпись - индоссамент. Причем должник и все лица, являвшиеся держателями векселя несут перед последним векселедержателем солидарную ответственность. Кроме того, для уменьшения риска неплатежа векселедержатель может потребовать аваль (банковские гарантии). Для снижения валютных рисков при вывозе тратт и векселей применяют валютные оговорки. Оговорки бывают одновалютные и мультивалютные.

Период от отгрузки до пуска в эксплуатацию называется льготный период, в течении которого % начисляются, но не уплачиваются, а суммируются к основной сумме кредита. После оформления сделки по товарному кредиту и получения тратт экспортер пользуется специальной системой МН кредита –форфейтинг (факторинг).

Факторинг. Форфейтинг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.113 с.)