Тема 1. Международные отношения как объект исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Международные отношения как объект исследования.



ВВЕДЕНИЕ.

Учебная дисциплина «Современные международные отношения» относится к числу специальных дисциплин для студентов специальности «Связи с общественностью». Усвоение будущими специалистами основ теории и практики мировой политики и международных отношений − одно из важнейших условий их успешной и творческой профессиональной деятельности.

В современном российском обществе наряду с освоением политологии изучение специальной дисциплины «Современные международные отношения» направлено на формирование у студентов общих теоретических основ научного мышления, получение необходимых элементарных знаний основ международных отношений и внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Учебная дисциплина «Современные международные отношения» дает представление о проблемах глобализации и международных интеграционных процессах, а также помогает использовать достижения международно-политической науки в процессе будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Современные международные отношения» имеет целью формирование у выпускника знаний теории и практики современных международных отношений и привитие навыков использования полученных знаний в будущей жизни. Основной задачей дисциплины является обеспечение необходимого уровня обученности выпускника в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В рамках их выполнения выпускник должен освоить следующее содержание учебной дисциплины:

− эволюция взглядов на теорию международных отношений;

− система и структура международных отношений;

− международные отношения как часть процесса глобализации современного мира;

− основные проблемы глобализации и интернационализации международной жизни, соотношение национальных интересов и глобальных проблем;

− роль информации в системе международных и мирохозяйственных связей;

− международные отношение после окончания «холодной войны» и формирование новой системы международных отношений;

− принципы, цели, приоритеты внешней политики России;

− концепция многополярного мира и её практическая реализация;

− деятельность основных международных организаций, участие и роль в них России.

В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен:

иметь представление:

− об эволюции взглядов на теорию международных отношений в истории социально-политической мысли, особенностях школ и направлений в науке о международных отношениях;

− об основных проблемах международных отношений как части процесса глобализации современного мира;

− о современных военно-политических, экономических и других особенностях мирового политического процесса;

− о роли информации в системе межгосударственных отношений и мирохозяйственных связей;

− о соотношении национальных интересов и глобальных проблем и роли внешней политики национальных государств;

− о деятельности основных международных организаций;

− об интеграционных процессах в СНГ.

Знать:

− систему и структуру международных отношений в условиях новых геополитических реальностей;

− основные проблемы глобализации и интернационализации международной жизни;

− цели, принципы и приоритеты внешней политики Российской Федерации;

− механизм принятия внешнеполитических решений и основные дипломатические способы решения внешнеполитических проблем, стоящих перед Российской Федерацией.

Уметь:

− анализировать процессы, происходящие в мировой политике и международных отношениях;

− разбираться в конкретных международно-политических ситуациях;

− обеспечить встречу и сопровождение иностранной делегации;

− сопровождать руководителя учреждения (предприятия) в его рабочей поездке за рубеж.

Владеть навыками:

− анализа современных международных отношений, деятельности основных международных организаций, внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

− приемами проведения бесед с представителями зарубежных делегаций по проблемам международной интеграции.

Для успешного усвоения учебной дисциплины «Современные международные отношения» студент должен знать:

− отечественную историю, особенно историю государственности и внешней политики в различные эпохи;

− основы конституционного строя, функции высших должностных лиц и органов государственной власти;

− основы философии как науки о фундаментальных закономерностях бытия;

− основы социологии как науки об обществе и его структуре;

− основы экономических отношений, взаимосвязь экономики и политики;

− основы политологии как науки о политике.

Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и правом дисциплина «Современные международные отношения» выступает важным элементом в системе подготовки специалистов по связям с общественностью. Изучение предмета позволяет рассмотреть особенности развития международных отношений в исторической ретроспективе и в наши дни, углубляет гуманитарные знания студентов, расширяет их кругозор, обогащает общую культуру выпускников университета, закрепляет и систематизирует знания, полученные при изучении других гуманитарных дисциплин – истории Отечества, политологии, социологии, философии и пр.

Знания в области теории и практики международных отношений в условии глобализации позволяют развить у студентов необходимые коммуникативные качества, активную жизненную позицию, сформировать целостное видение мира в условиях новых геополитических реальностей. Дисциплина также представляет собой методологическую основу для последующего изучения таких проблем политологии как политика и власть, государство как институт политической власти, международные отношения и внешняя политика, национальный интерес и национальная безопасность.

Изучение дисциплины «Современные международные отношения» проводится под руководством преподавателя в форме лекционных и семинарских занятий. В процессе изучения дисциплины студенты могут разрабатывать доклады и рефераты по актуальным проблемам современных международных отношений и мировой политики и выступать с ними на семинарских занятиях, а также научных конференциях.

Важная роль в освоении дисциплины принадлежит самостоятельному изучению студентами учебного материала. Для этого необходимо быть в курсе основных событий мировой политики, приоритета и направлений внешней политики Российской Федерации. Формой итогового контроля качества усвоения учебного материала является зачет.

 

Тематический план изучения учебной дисциплины «Современные международные отношения».

№ п/п Наименование и содержание тем Всего часов Из них Сам. Раб.
Лекц. Сем.
1.     Международные отношения как объект исследования.        
2.     Проблемы международных отношений и внешней политики в истории социально-политической мысли.     -  
3.   Современные школы и направления в теории международных отношений.        
4.     Система и структура международных отношений.     -  
5.   Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса.        
6. Проблемы международной безопасности в современном мире.        
7. Внешняя политика и дипломатия.     -  
8. Международные организации как механизм регулирования международных отношений.     -  
9. Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе.        
10. Внешняя политика США и российско-американские отношения.        
11.   Россия и Западная Европа в современных международных отношениях.     -  
12.   Россия на постсоветском пространстве.        
13.     Россия и посткоммунистические государства Центральной и Восточной Европы.     -  
14. Внешняя политика России и международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.        
15.     Внешняя политика России и международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.     -  
16.   Отношения России со странами Африки и Латинской Америки.     -  
  Всего        

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

Лига Наций возникла

1) после англо-бурской войны,

2) после русско-японской войны,

3) после 1 мировой войны,

4) после итало-абиссинской войны.

ООН возникла

1) после 1 мировой войны,

2) в 1933 г.,

3) в 1942 г.,

4) после 2 мировой войны.

Холодная война» началась

1) с создания Сталиным «железного занавеса»,

2) с выступления Черчилля в США,

3) с речи Мао Цзедуна по поводу решений XX съезда КПСС,

4) со статьи Трумэна о «доктрине сдерживания».

14. Распад колониальной системы завершается:

1) буржуазной революцией в Китае,

2) получением независимости Индией,

3) превращением Ливана в подмандатную территорию,

4) так называемым «годом Африки».

Биполярный мир оформляется

1) после наполеоновских войн XIX в.

2) в начале борьбы за передел мира (к. 19 в.)

3) после 1 мировой войны,

4) после 2 мировой войны.

В 1919 г. была создана

а) НАТО,

б) Лига Наций,

в) ООН.

г) ОБСЕ.

Договор, заключенный в 1951 г. и вошедший в историю как Тихоокеанский пакт (Австралия, Новая Зеландия, США), получил аббревиатуру

а) АНЗЮС,

б) АСЕАН,

в) АНЗЮК,

г) ОПЕК.

ООН создана в

а) 1945 г.

б) 1950 г.

в) 1947 г.

г) 1955 г.

Адрес штаб-квартиры ООН

а) Москва

б) Париж

в) Гаага

г) Нью-Йорк

Членом СНГ не является

а) Эстония

б) Россия

в) Беларусь

г) Казахстан

Устав СНГ подписан в

а) 1990 г.

б) 1993 г.

в) 1997 г.

г) 2000 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Международные отношения с давних пор занимали важное место в жизни любого государства, затрагивали интересы общества и отдельного человека. Их значение ещё больше возрастает в современном сложном и взаимозависимом мире, охваченном процессом глобализации. Знание теоретических основ международных отношений, проблем глобализации и международных интеграционных процессов, места и роли Российской Федерации в современной системе международных отношений необходимо сегодня не только государственным деятелям и дипломатам, но и специалистам в других сферах профессиональной деятельности. Не в последнюю очередь это касается специалистов по связям с общественностью.

Глубокое понимание международно-политических процессов, научный анализ конкретных политических ситуаций в мировой политике и международных отношениях, ясное представление о сущности и особенностях интеграционных процессов в глобальном и региональных масштабах, основных приоритетов, принципов и направлений внешнеполитического курса России позволяет специалистам по связям с общественностью грамотно выполнять функции политического консультанта и советника при решении задач внешнеполитического обеспечения деятельности государственных и негосударственных учреждений, организаций и фирм.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

а) основная литература.

1. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие /Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2007.

2. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Цыганков П. А. Теория международных отношений: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.

4. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учебное пособие / Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2007.

5. Дипломатия иностранных государств: учебное пособие. / Под ред. Т.В. Зоновой. – М.: РОССПЭН; МГИМО, 2004.

6. Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

7. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: курс лекций. М.: Международные отношения, 2004.

8. Михалькевич, Г.Н. Этикет международного общения: учебное пособие. М., Книжный дом, 2004.

б) дополнительная литература.

9. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник. М.: Логос,2000.

10. Европейский союз на пороге ХХI века: выбор стратегии развития. / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

11. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение / пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006.

12. Внешняя политика и безопасность современной России. М.: РОССПЭН, 2002.

13. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М.: РОССПЭН, 2002.

14. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2003.

15. Политика США в меняющемся мире. / Под ред. П.Т. Подлесного. – М.: Наука, 2004.

16. Россия и США. Военно-политические противоречия. М.: Молодая гвардия, 2005.

17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994, № 1.

18. Что есть что в мировой политике: словарь-справочник / Под ред. Е.М. Примакова, А.И. Власова. – М.: Прогресс, 1987.

19. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003.

20. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001.

21. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии.1990, № 3.

22. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

23. Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998.

24. Гусаров В.И. Возрастание роли нефтяного фактора в развитии арабских стран. // Ближний Восток и современность. М., 1997, Вып. 3.

25. Львов В.В. Ирак: реалии власти и санкции.// Ближний Восток и современность. М., 1997, Вып. 4.

26. Ткаченко А.А. Перспективы интеграции стран Северной Африки и европейского общества. //Ближний Восток и современность. М., 1997,Вып. 4.

27. Сажин В.И. Проблема политического урегулирования в Афганистане.// Ближний Восток и современность. М., 1997, Вып. 4.

28. Пресняков В. Деловые отношения СССР – Западная Европа: от Октября до наших дней. // Мировая экономика и международные отношения. 1987,№

29. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. М., 1975.

30. Воронцов Г.А. От Хельсинки к «общеевропейскому дому». // Мировая экономика и международные отношения. 1988, № 9.

31. Стуруа Г. Советско-американские отношения на новом этапе. // Мировая экономика и международные отношения. 1988, № 9.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Учебная дисциплина «Современные международные отношения» относится к числу специальных дисциплин для студентов специальности «Связи с общественностью». Усвоение будущими специалистами основ теории и практики мировой политики и международных отношений − одно из важнейших условий их успешной и творческой профессиональной деятельности.

В современном российском обществе наряду с освоением политологии изучение специальной дисциплины «Современные международные отношения» направлено на формирование у студентов общих теоретических основ научного мышления, получение необходимых элементарных знаний основ международных отношений и внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Учебная дисциплина «Современные международные отношения» дает представление о проблемах глобализации и международных интеграционных процессах, а также помогает использовать достижения международно-политической науки в процессе будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Современные международные отношения» имеет целью формирование у выпускника знаний теории и практики современных международных отношений и привитие навыков использования полученных знаний в будущей жизни. Основной задачей дисциплины является обеспечение необходимого уровня обученности выпускника в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В рамках их выполнения выпускник должен освоить следующее содержание учебной дисциплины:

− эволюция взглядов на теорию международных отношений;

− система и структура международных отношений;

− международные отношения как часть процесса глобализации современного мира;

− основные проблемы глобализации и интернационализации международной жизни, соотношение национальных интересов и глобальных проблем;

− роль информации в системе международных и мирохозяйственных связей;

− международные отношение после окончания «холодной войны» и формирование новой системы международных отношений;

− принципы, цели, приоритеты внешней политики России;

− концепция многополярного мира и её практическая реализация;

− деятельность основных международных организаций, участие и роль в них России.

В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен:

иметь представление:

− об эволюции взглядов на теорию международных отношений в истории социально-политической мысли, особенностях школ и направлений в науке о международных отношениях;

− об основных проблемах международных отношений как части процесса глобализации современного мира;

− о современных военно-политических, экономических и других особенностях мирового политического процесса;

− о роли информации в системе межгосударственных отношений и мирохозяйственных связей;

− о соотношении национальных интересов и глобальных проблем и роли внешней политики национальных государств;

− о деятельности основных международных организаций;

− об интеграционных процессах в СНГ.

Знать:

− систему и структуру международных отношений в условиях новых геополитических реальностей;

− основные проблемы глобализации и интернационализации международной жизни;

− цели, принципы и приоритеты внешней политики Российской Федерации;

− механизм принятия внешнеполитических решений и основные дипломатические способы решения внешнеполитических проблем, стоящих перед Российской Федерацией.

Уметь:

− анализировать процессы, происходящие в мировой политике и международных отношениях;

− разбираться в конкретных международно-политических ситуациях;

− обеспечить встречу и сопровождение иностранной делегации;

− сопровождать руководителя учреждения (предприятия) в его рабочей поездке за рубеж.

Владеть навыками:

− анализа современных международных отношений, деятельности основных международных организаций, внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

− приемами проведения бесед с представителями зарубежных делегаций по проблемам международной интеграции.

Для успешного усвоения учебной дисциплины «Современные международные отношения» студент должен знать:

− отечественную историю, особенно историю государственности и внешней политики в различные эпохи;

− основы конституционного строя, функции высших должностных лиц и органов государственной власти;

− основы философии как науки о фундаментальных закономерностях бытия;

− основы социологии как науки об обществе и его структуре;

− основы экономических отношений, взаимосвязь экономики и политики;

− основы политологии как науки о политике.

Наряду с историей, философией, социологией, культурологией и правом дисциплина «Современные международные отношения» выступает важным элементом в системе подготовки специалистов по связям с общественностью. Изучение предмета позволяет рассмотреть особенности развития международных отношений в исторической ретроспективе и в наши дни, углубляет гуманитарные знания студентов, расширяет их кругозор, обогащает общую культуру выпускников университета, закрепляет и систематизирует знания, полученные при изучении других гуманитарных дисциплин – истории Отечества, политологии, социологии, философии и пр.

Знания в области теории и практики международных отношений в условии глобализации позволяют развить у студентов необходимые коммуникативные качества, активную жизненную позицию, сформировать целостное видение мира в условиях новых геополитических реальностей. Дисциплина также представляет собой методологическую основу для последующего изучения таких проблем политологии как политика и власть, государство как институт политической власти, международные отношения и внешняя политика, национальный интерес и национальная безопасность.

Изучение дисциплины «Современные международные отношения» проводится под руководством преподавателя в форме лекционных и семинарских занятий. В процессе изучения дисциплины студенты могут разрабатывать доклады и рефераты по актуальным проблемам современных международных отношений и мировой политики и выступать с ними на семинарских занятиях, а также научных конференциях.

Важная роль в освоении дисциплины принадлежит самостоятельному изучению студентами учебного материала. Для этого необходимо быть в курсе основных событий мировой политики, приоритета и направлений внешней политики Российской Федерации. Формой итогового контроля качества усвоения учебного материала является зачет.

 

Тематический план изучения учебной дисциплины «Современные международные отношения».

№ п/п Наименование и содержание тем Всего часов Из них Сам. Раб.
Лекц. Сем.
1.     Международные отношения как объект исследования.        
2.     Проблемы международных отношений и внешней политики в истории социально-политической мысли.     -  
3.   Современные школы и направления в теории международных отношений.        
4.     Система и структура международных отношений.     -  
5.   Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса.        
6. Проблемы международной безопасности в современном мире.        
7. Внешняя политика и дипломатия.     -  
8. Международные организации как механизм регулирования международных отношений.     -  
9. Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе.        
10. Внешняя политика США и российско-американские отношения.        
11.   Россия и Западная Европа в современных международных отношениях.     -  
12.   Россия на постсоветском пространстве.        
13.     Россия и посткоммунистические государства Центральной и Восточной Европы.     -  
14. Внешняя политика России и международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.        
15.     Внешняя политика России и международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.     -  
16.   Отношения России со странами Африки и Латинской Америки.     -  
  Всего        

Тема 1. Международные отношения как объект исследования.

Цель: знать, что такое международные отношения как объект исследования и как учебная дисциплина.

Учебные вопросы:

1. Соотношение категорий «международные отношения», «международная политика» и «мировая политика».

Международные отношения как объект исследования. Основные подходы к толкованию термина «международные отношения». Международная политика и мировая политика. Внешняя и международная политика государства. Международные отношения как учебная дисциплина.

2.Методы изучения международных отношений

Аналитические методы. Эксплитивные методы. Прогностические методы. Деловые игры.

Изучив тему, студент должен знать:

− сущность международных отношений как научной и учебной дисциплины;

− основные подходы к толкованию термина «международные отношения»;

− структуру международных отношений;

− сущность международных политических отношений как ведущего и системообразующего элемента в структуре международных отношений;

− этапы эволюции международных отношений;

− теории международных отношений: политического реализма, политического идеализма, марксизма.

уметь:

− понимать современные теории и проблемы международных отношений и мировой политики, опираясь на взгляды и концепции великих мыслителей прошлого;

− классифицировать современные теории и концепции международных отношений по таким основаниям, как общие социально-политические концепции, политико-идеологическая направленность, особенности исторического этапа общественного развития.

иметь:

− навыки анализа взаимосвязи теории и учений прошлого и современного.

При освоении темы необходимо:

− изучить учебный материал по данной теме;

− обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: генезис идей и взглядов на внешнюю политику государства и международных отношений, школы политического реализма и идеализма в теории международных отношений, марксистская трактовки природы и характера международных отношений;

− ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «международная политика» и «мировая политика»?

2. Раскройте структуру современных международных отношений.

3. Какие методы используются при исследовании международных отношений?

4. Основные этапы эволюции международных отношений.

5. Какое место занимает теория международных отношений в системе общественных наук?

6. Какие проблемы занимают центральное место в мировой политике?

7. Что составляет предмет исследования международных отношений?

8. Раскройте взаимосвязь международной, внешней и внутренней политики государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.09 с.)