Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты международных договоров

Поиск

а) Государства

В отношении государств – они, безусловно, обладают договорной правоспособностью, источник ВК 1969 г. государства имеют право инициировать заключение договора в силу своей заинтересованности в выборе партнера, а также участвовать в договоре, который представляет общий интерес. Признание или непризнание государств по общему правилу не должно влиять.

Термин - сторона договора (часто упоминается не государство, а правительство), все договоры являются договорами РФ: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

б) Международные организации

Ранее говорилось, государства и иные субъекты (включая всех остальных и МО тоже)

Конвенция 1986 г. не содержит положения о том, что международные организации обладают договорной правоспособностью, но вывод об этом следует из содержания самой конвенции (ст. 6) и преамбулы. Международные организации обладают договорной правоспособностью: «…правоспособность Международных Организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации». Правила организации означают учредительные акты организации, принятые в соответствие с ними решения и резолюции и установившаяся практика организации. Следует добавить, что МО могут заключать договоры, и это не упомянуто в их учредительных документах. Например, МАГАТЭ – Международное Агентство Атомной Энергетики, заключение договоров о нераспространении ядерного оружия с ядерными и неядерными государствами.

Что касается тех уставов, которые не предусматривают договорную правоспособность, конвенция 1986 года подтверждает такую сформировавшуюся практику (это подразумеваемая компетенция).

 

в) Политико-территориальные (религиозные) образования

3. Терминологические вопросы реализации договорной правоспособности

31.08.2011г.

Субъекты федеративных государств. При разработке ВК 1969г. поднимался вопрос, а могут ли части федеративных государств быть самостоятельными субъектами при заключении международных договоров. Некоторые профессоры считали что могут, если это предусмотрено конституциями их стран. СССР был инициатором данного вопроса. Союзные Республики признавались субъектами международного права, имели право заключать договоры, учреждать представительства в иностранных государствах и пр.

Кантоны Швейцарии, земли ФРГ, США, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада имеют право заключать международные договоры. Спорная позиция насчет субъектов РФ – могут ли они заключать международные договоры? Федеративный договор 1992г., разграничивающий полномочия ОГВ РФ и ОГВ Субъектов РФ, в котором говорилось, что все субъекты РФ получали права самостоятельного участия в международных отношениях и внешнеэкономических связях. Координация была отнесена к совместному ведению. Субъекты имели право заключать соглашения. В Конституции 1993г. о самостоятельности субъектов во внешнеэкономической деятельности ничего не сказано. Но возможна координация (п.О ст.72 К). решили, что такое право за субъектами сохраняется, но есть проблемы- как этим правом пользоваться, чтобы не причинить вреда общенациональным интересам. ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 1999г. Субъекты РФ могут заключать соглашения с иностранными партнерами – это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, органы государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства). Ст.7 – статус соглашений субъектов РФ. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемые ОГВ Субъекта РФ независимо от формы наименования и содержания, не являются международными договорами.

Толстых: международное право не является системой права, зарезервированной за государствами.

Что же отрицается ст.7?

1) Соглашения не признаются договорами. Соглашения – волеизъявления субъектов.

2) Отрицается международный характер соглашений.

3) Отрицается публичный характер этих соглашений.

- Соглашения регулируют отношения, объект которых представляет общий интерес для народов этих образовании.

- Эти соглашения заключаются государственными органами.

- характер прав и обязанностей мало чем отличается от тех, которые прописаны в международных договорах государств.

- Соглашения субъектов РФ включаются в Федеральный регистр НПА субъектов РФ.

- Соглашения субъектов РФ являются правовой основой для развития отношений сотрудничества между иными субъектами, в частности, хозяйствующими субъектами.

Сотрудничество с субъектами иностранных государств –соглашения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Арменией, Польшей, Канадой, Узбекистаном, СНГ о взаимодействии регионов.

Европейская рамочная конвенция территориальных сообществ и властей. Возможность заключения соглашений и договоренностей.

Между МККК и РФ подписано соглашение 1992г. о статусе МККК и его делегации на территории РФ. На территории РФ статус МККК аналогичен статусу межправительственных организаций. Оно является международным договором, вступает в силу с даты подписания.

Соглашение о мерах по охране биологических сообществ Голопогосского архипелага. Участники- Эквадор, ЮНЕСКО, Федерация Чарльза Дарвина.

Протокол о присоединении Правительства РФ и Организации Ага Хана по развитию к меморандуму о взаимопонимании и сотрудничеству в области контроля за незаконным производством, оборотом наркотических средств…., Ташкент, 1996г. Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Международная программа ООН.

Договорной правоспособностью обладают государства, государство подобные образования, международные неправительственные организации.

 

Терминологические вопросы договорной правоспособности.

Сторона договора – субъект, который участвует в определенном статусе в договоре. Статус субъекта может быть разным. Участие может быть индивидуальным, коллективным (несколько государств, но одна сторона).

Меморандум о взаимопонимании относительно создания политического диалога…Южноамериканского общего рынка (МЕРКАСУР).

Договаривающаяся сторона - субъект.

Участвующее в переговорах государство /международная организация – государство или международная организация, которые принимали участие в составлении и принятии текста договора.

Договаривающиеся государства – государства, которые согласились на обязательность для них договора независимо оттого вступил ли договор в силу или нет.

Участник договора – государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе.

Заключение договора – Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. не дает определение. Часть 2 – заключение и вступление в силу. В ФЗ дается определение заключение договора РФ. Заключение означает выражение согласия РФ на обязательность для нее международного договора. Может использоваться для определения договора подготовленного и принятого, т.е. когда государства выразили согласие на принятие текса договора.

Третье государство – это государство, не являющееся участником договора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА.

1.Это подготовка текста договора; Принятие и установление аутентичности текста; Полномочия; Российское законодательство по подготовке и принятию текста МД РФ.

Согласие на обязательность договора.

Оговорки

4.Вступление договора в силу. Проблемные вопросы вступления договора в силу в рамках содружества.

 

1. Это подготовка текста договора; Принятие и установление аутентичности текста; Полномочия; Российское законодательство по подготовке и принятию текста МД РФ.

Подготовка текста договора – это техническая сторона процесса. Согласование воль, позиций, интересов сторон. Заключение договора проходит несколько стадий – от проявления инициативы до вступления его в силу. Процесс заключения договора всегда сложный и длительный. Это объясняется разными факторами, сложностью проблемы, на этот процесс оказывает влияние позиции государств, насколько они близки, зависит от количества участников.

Все начинается с инициативы. Она может исходить от государства, от международной организации, общественной организации. При подготовке текста каждое государство уже имеет определенные наработки. Текст разрабатывается путем переговоров. Текст договора – совокупность правил поведения. Переговоры могут быть разные – дипломатические каналы (переписка), непосредственные переговоры (специально уполномоченных лиц), подготовка текста на международных конференциях, в рамках международной организации. В рамках ООН был разработан документ в помощь участникам. «Принципы и установки для ведения международных переговоров». В нем перечисляются принципы, которыми должны руководствоваться участники переговоров. Переговоры должны вестись добросовестно. Государства должны учитывать важное значение вовлечения в процесс международных переговоров государств, жизненные интересы которых непосредственно затрагиваются обсуждаемыми вопросами. цель и предмет переговоров должны быть совместимы с принципами и нормами международного права. Государствам следует придерживаться взаимносогласованых рамок для ведения переговоров. Государствам следует принимать меры к поддержанию конструктивной атмосферы на переговорах и воздерживаться от каких-либо шагов, которые могли бы привести к срыву переговоров и помешать их проведению. Государствам следует концентрировать внимание на главных целях переговоров, т.е. не слишком много уделять времени деталям, а сначала договориться по общим вопросам. Государствам следует делать все возможное для продолжения работы по достижению взаимоприемлемого и справедливого решения, в случае если переговоры заходят в тупик.

Принятие текста договора. По согласию всех государств, участвующих в его составлении. Если текст договора принимается на конференции, то он принимается голосованием, если за него проголосовало 2/3 государств, присутствующих на голосовании. За принятием текста следует установление аутентичности, т.е. необходимо удостоверить, что данный текст является окончательным, и что данный текст является подлинным документом. ВК предусматривают формы установления аутентичности. В частности, парафирование (предварительное установление аутентичности) – проставление инициалов на каждой странице договора; ad референдум (предварительное подписание, которое должно быть в дальнейшем подтверждено); подписание; включение текста договора в акт конференции, на которой принимается текст договора, или включение договора в акт международной организации. Полномочия – это документ, который исходит от компетентного органа государства или иного субъекта, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство или иной субъект. ВК предусматривает, что некоторые лица в силу их функций и без необходимости предъявлять полномочия в праве представлять сове государство. Главы дипломатических представительств могут осуществлять не все действия. Они могут вести переговоры в целях принятия текса договора и только с тем государством, где аккредитованы (государство-пребывания).

ФЗ 1995г. «О международных договорах РФ». Договоры от имени Правительства, от РФ. Процесс заключения договора начинается с представления рекомендации. Они обращены к соответствующему государственному органу – либо к Президенту, либо к Правительству. Законом определяется кто может обращаться с рекомендацией –Палаты ФС, субъекты РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генпрокуратура РФ и ЦБ РФ, Уполномоченный по правам человека. Далее предоставляется проект текста договора, и предложения заключить договор. Если предполагается заключение договора, содержащего иные правила чем в законодательстве РФ, то предложения представляются по согласованию с Министерством Юстиции РФ. Далее – принятие решения о заключении МД.

 

7.09.2011г.

Решение о заключении договора принимается Президентом (если договор заключается от имени РФ), либо Правительством (в остальных случаях, а также о проведении переговоров о заключении межведомственного договора). Решение о подписании такого договора принимается руководителем ведомства. Обоснование заключение договора, целесообразность его заключения, финансово-экономическая оценка, положения о необходимости или отсутствие таковой внесения изменений в национальное законодательство. Решение принимается либо о подписании договора, либо о заключении договора (необходима ратификация договора, т.е. дача согласия на его обязательность). Распоряжение Президента РФ о подписании соглашения между РФ и Европейским сообществом по реадмиссии. Распоряжение о подписании соглашения между Правительством России и Молдовы; Распоряжение о заключении соглашения между Правительством России и Правительством Белоруссии.

Все действия по заключению международных договоров РФ осуществляются уполномоченными лицами. Помимо венской конвенции, это вопрос регулируется и ФЗ о международных договорах РФ. Подписывать договоры может Президент, Глава Правительства, Федеральный Министр, Глава дипломатического представительства РФ с целью принятия текста договора. Вести переговоры может без полномочий. Это предусмотрено ВК о дип сношениях 1961г., положением о Посольстве РФ, которое утверждено Указом Президента РФ 1996г. посольства участвуют в подготовке проектов международных договоров, предложении о выполнении, и пр. Также могут вести переговоры без полномочий главы представительств при международных организациях (только в рамках данной организации) и главы делегаций на международных конференциях (только на данной конференции). Заключают договоры главы субъектов РФ без полномочий (предусмотрено в Уставе). Полномочия на ведение переговоров от имени РФ оформляется МИДом. Для его получения соответствующие органы направляют в МИД заявки с просьбой об оформлении полномочий. Выдаются полномочия от имени Президента РФ и на основе его решения, если договор подписывается от имени РФ. Если от имени Правительства – то и подписывается Правительством.

Принятие, установление аутентичности договора регулируется нормами международного права.

 

2. Согласие на обязательность договора

Стадия необходимая, чтобы договор вступил в силу и стал НПА. Согласие на обязательность может быть выражена в разных формах, в зависимости от того, как договорились участника, объект договора.

ВК 69г. предусматривает 5 форм выражения согласия на обязательность:

1. подписание – текст договора окончательный, это уже документ, государство согласно с содержанием правил. Оно может быть либо установлением аутентичности, либо обязательности текста, либо все сразу. Простое и окончательное. После подписания государства обязаны не совершать каких-либо действий, которые бы лишали договор объекта и цели.

2. обмен документами, составляющими договор- обмен нотами между МИДом и Посольством иностранного государства в данном государстве. Договор, состоящий не из одного документа.

3. ратификация – выражение согласия на обязательность. Процедура ратификации определяется национальным законодательством. ВК определяет, когда договор подлежит ратификации:

- когда договор предустмаривает, что согласие на обязательность будет дано в форме ратификации

- участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации

-представитель государств подписал договор под условием его ратификации

- договор подлежит ратификации, если намерения государств подписать договор вытекает из полномочий представителя или было выражено представителем во время переговоров. Договор, предусматривающий ратификацию, не обязывает государства ратифицировать договор – оно само решает. Если решит выразить согласие на обязательность, то должно сделать это именно в форме ратификации. Ратификация договоров должны быть документально оформлена. Документ о ратификации – акт внутригосударственный. Каким актом оформляется ратификация предусматривается национальным законодательством. В РФ- ФЗ. Составляется еще ратификационная грамота. Она уже не для внутригосударственного использования. Содержит указание на то, какой орган ратифицирует, место и дата ее подписания, полный текст договора, заверительная формула, подпись, печать, скрепляется подписью МИДа. При заключении многостороннего договора грамоты сдаются на хранение депозитарию, функции которого выполняет МИД того государства, которое назначено депозитарием. Функции чисто технического характера. Он принимает на хранение подлинник текста договора, и все документы, касающиеся договора.

В РФ международные договоры ратифицируют ФС РФ, оформляется ФЗ. Вносится на ратификацию Президентом либо иным органом, который принимал решение о выдаче полномочий, о заключении договора. Направляется письмо в ГД и проект ФЗ о ратификации соответствующего договора. Кроме этого, в ГД должны быть направлены и другие документы, необходимые для решения этого вопроса, в частности, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, о необходимости внесения изменения в национальное законодательство. Подлежат ратификации – ст.15 ФЗ:

ü договоры, посвященные правам и свободам человека

ü договоры, предусматривающие правила иные, чем в законодательстве

ü договоры, для исполнения которых необходимо изменение законодательства или принятие новых законов

ü договоры о территориальном разграничении континентальных шельфов и исключительных экономических зон между сопредельными государствами

ü договоры об основах межгосударственной деятельности

ü мирные договоры

ü договоры об участии межгосударственных союзов, организаций, объединений, если они предусматривают передачу им части суверенных полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов

ü если договором предусмотрена ратификация

также положения о ратификации содержатся в других ФЗ, например, о воинской обязанности и воинской службе, о культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны.., о статусе военнослужащих, о внутренних морских водах в территориальном море.., ФКЗ «О порядке принятия в РФ и порядке образования в ее составе нового субъекта РФ», ТамК (ТКТС), и др.

4. утверждение принятия договора – ст.14 ВК. Ч.2 ст.14 посвящена утверждению. Согласие на обязательность государства выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. Если договор утверждается, то принимается соответствующий акт. Направляется другому государству или депозитарию уведомление в форме ноты. Процедуры, необходимые для вступления договора в силу. Нередки случаи, когда в договоре предусматривается необходимость совершения процедур (это государство решает само). Ст.20 ФЗ – не предусматривает перечень договоров, которые обязательно должны подлежать утверждению главный акцент на то, кто утверждает международные договоры РФ. Предусматривается, что подлежат утверждению, принятию договоры, заключаемые от имени РФ по вопросам указанным в п.1 ст.15 ФЗ – эти договоры утверждаются в форме ФЗ и в порядке, установленном ст.17 ФЗ. Договоры, заключаемые от имени РФ, за исключением тех, которые перечислены в ст.15, подлежат утверждению Президентом. Заключенные от имени РФ, но по вопросам ведения Правительства – утверждаются Правительством. Заключаемые Правительством им же и утверждаются. Договоры межведомственного характера утверждаются федеральными органами исполнительной власти. В отличие от ратификации утвержден договор может быть многими органами.

5. присоединение- порядок и условия определяются соответствующим международным договором. Государства, которые по каким либо причинам не участвовали в разработке договора, его не подписывали, но хотели бы участвовать в нем. Можно присоединится и к еще не вступившему в силу договору. Киотский протокол – открыт для подписания с 16.03.1998-15.03.1999г., открывается для присоединения на следующий день после его подписания.

Институт оговорок.

Специалисты считают, что первая оговорка появилась в сер. XVIIIв. Главная цель оговорок – дать возможность участия в договоре даже тем государствам, которые с определенными положениями не могут согласиться в силу различных причин.

Оговорка – это одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии утверждения или присоединении к договору, посредством которого оно желает исключить или изменить действия определенных положений договора в их применении к данному государству.

Государство может присоединиться к договору заявив оговорку, и она будет действовать, даже если какие-то государство с этой оговоркой не согласились. Другой подход – если государство заявляет оговорку, и хотя бы одно государство, уже участвующее в договоре возражает, другое государство не может участвовать в договоре. Такой подход существовал в Лиге Наций. В настоящее время государства могут стать участниками договора даже несмотря на возражения по оговоркам. Государство вправе сделать оговорку, за исключением 3х случаев:

1) когда данная оговорка запрещается договором

2) когда договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит

3) оговорка не может быть сделана, если она не совместима с объектом и целями договора

государство может сделать оговорку, но она не должна противоречить объекту и целям договора. В тех случаях, когда государство формулирует оговорку, которая определенно допускается договором, депозитарий, который информирован об оговорке, берет договор на хранение.

ВК предусматривает, что если договоров не предусматривается иное, то оговорка считается принятой государством, если оно не выскажет возражений в течении 12 месяцев, после того как оно было уведомлено о такой оговорке, либо до той даты, когда оно (государство) выразило свое согласие на обязательность для него договора в зависимости от того, какая из этих дат является последней.

 

Последствия заявления оговорки:

Если оговорка принимается другим государством, то отношения между ним и государством, заявившем оговорку регулируется не договорным положением, а правилом, предусмотренным оговоркой. Если государство возражает против оговорки, то отношения между ним и государством, сделавшим оговорку, не регулируется ни договорным положением, ни правилом, предложенным в оговорке. Оговорка не действует государство, заявившее оговорку, имеет право в любое время снять оговорку. Государство, возразившее против оговорки, имеет право в любое время снять возражение против оговорки. Венский режим.

В дополнение к этим договорам могут предусматриваться определенные правила. В частности, в договорах может предусматриваться срок действии оговорки, и если по истечении срока действия оговорка не продлевается, значит, она прекращает свое действие. Изменения в оговорке допускаются.

Запрещаются оговорки общего характера. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – под оговоркой общего характера подразумевается оговорка, которая составлена в излишне туманных выражениях или выражениях общего характера, что не дает возможности определить точное значение и сферу применения данной оговорки.

В практике нередки случаи, когда государство делает оговорки.

Оговорки широко используются странами СНГ. Рекомендации по формулированию государствами-участниками СНГ оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках содружества независимых государств. Утверждены рекомендации решением Совета Министров Иностранных дел государств содружества 10.04.2009г. При формулировании оговорок не следует использовать термины «Особое мнение», «Замечания», «Предложения», и т.п., поскольку они указывают на явление характерные для стадии разработки проекта договора. К договору подписанному, т.е. текст которого является окончательным, такую терминологию использовать некорректно. Рекомендуется использовать термины оговорка или заявление. Формулировка оговорки должна отвечать критериям ясности и полноты. Оговорка, которая не позволяет определить объем обязательств, принимаемых государством, является общей оговоркой, а общие оговорки не позволяют определить совместимость оговорки с объектом и целью договора. Оговорка считается несовместимой с объектом и целью договора, если она затрагивает существенно важный элемент договора, необходимый для его общей структуры, таким образом, что подрывает смысл существования договора.

4. Вступление договора в силу.

ВК предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре.

Договоры, не требующие принятия специальной процедуры – с момента подписания; по истечении определенного срока с момента подписания.

Двусторонние договоры, требующие ратификации – с момента обмена ратификационными грамотами либо по истечении определенного срока.

Многосторонние договоры – с момента сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты; после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот; по истечению определенного срока после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот; после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот с указанием государств, чьи ратификационные грамоты обязательно должны быть сданы.

Договор, подлежащий утверждению – с момента обмена уведомлениями (очень редко), чаще всего с момента получения последнего уведомления.

 

14.09.2011г.

Проблема добросовестного исполнения норм о вступлении договора в силу. Пакт Ассунсерванда. ВК о праве МД предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре, или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. Ст. в ФЗ говорит о договаривающихся сторонах. Если государства намерены начать применении договора раньше, чем предусмотрено договором, то об этом должна быть юридически оформленная договоренность, и соответствующие субъекты должны быть об этом осведомлены. МИД при опубликовании договора сообщает о дате его вступления в силу.

После вступления договора в силу заключение договора завершено.

ВК предусматривает, что договоры, после их вступления в силу направляются в секретариат ООН для регистрации и опубликования. Назначение депозитария уполномочивает его совершать указанные действия.

Ст. 102 Устава ООН, которая предусматривает, что всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом организации, после вступления в силу настоящего Устава должны быть при первой возможности зарегистрированы в секретариате и опубликованы. Ч.2 ст.102- ни одна из сторон в любом таком договоре, не зарегистрированных в соответствии с этой статьей не может ссылаться на договор и соглашение ни в одном из органов ООН.

Договоры могут регистрироваться и в других международных организациях. Договоры подлежат опубликованию этими же организациями в сборниках международных договоров. Не опубликование не влияет на юридическую силу международного договора. Договоры регистрируются и публикуются государством. В РФ – ФЗ «О МД РФ», МИДом. Публикуются в Собрании законодательства, но не все вступившие в законную силу договоры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.016 с.)