Суворова Валентина Яковлевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суворова Валентина Яковлевна



Суворова Валентина Яковлевна

Право международных договоров.

Литература: Талалаев, Лукашук, Тункин, Марочкин, Земненко, Захарова, Игнатенко, Мюллерсон

Нормативные акты: ВК о международных договорах, о правопреемстве

Контрольная работа до 14 сентября.

 

 

Тема 1:

Понятие и история становления и кодификации права международных договоров.

Международный договор: понятие виды и структура.

ВК о праве международных договоров 1969 дает определение (она посвящена только договорам между государствами, ВК 1978 – только между международными организациями). В ФЗ о международных договорах – общее понятие.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами и (или) иными субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Это соглашение и подчеркивается характер международных норм – согласование, совокупность правил разработана участниками договора, однако они не всегда обращены к участникам и разработчикам, а также к иным субъектам.

Стороной договора может быть не только государства, международные организации.

Договоры могут заключаться в 2х формах: письменно и устно (джентльменские соглашения, сейчас в практике встречаются крайне редко)

Соглашения регулируются международным правом, т.е. судьба договора от его совершения до прекращения регулируется международным правом – заключение, исполнение, прекращение, изменение и т.д.

Независимо от того, в какой форме и сколько документов (протоколы, дополнительные соглашение, являющиеся неотъемлемой частью договора, обмен нотами, письмами, приложения к договорам с основным текстом) - если есть международный характер, то соглашение именуется международным договором.

Наименования: договор, конвенция, соглашения, меморандум (бывает, так называется документ информационного характера по итогам встречи), пакт, хартия, декларация (Декларация между СССР и Японией о передаче 2х островов).

Международный договор – основной источник международного права. Но и обычай и договор – это собственно соглашения, государства признают в обоих случаях какое то правило поведения. Главное различие – договор – соглашение явно выраженное, обычай – это «молчаливое соглашение», складывается в практике. Но и то и другое источник.

Недостатки международного договора по сравнению с обычаем: договор не проходит проверку практикой (за договором следует практика), а обычай следует из практики (складывается годами).

Преимущества договоров состоят в том, что в нем предусмотрены четкие конкретные детальные правила, это обеспечивает наилучший результат. Во-вторых, в случае возникновения спора, они решаются значительно проще, нежели в случае возникновения конфликтов в применении обычаев. Договор позволяет регулировать отношения в любой сфере, в том числе в тех, которые требуют детального регулирования. Международный договор может быть разработан с учетом прогнозов и изучения перспектив взаимоотношений. Договор – это способ оперативного разрешения проблемы. Всегда известен круг участников, что обеспечивает стабильность и предсказуемость. На основе договоров создаются международные объединения, их учредительные акты – это международные договоры.

 

Виды договоров:

1. по предметной сфере действия:

· заключение исполнение и прекращение международных договоров – право международных договоров

· договоры в области использования мирового океана – международное морское права

· договоры в области исследования и использования космического пространства – международное космическое право

2. по предметно-территориальной сфере:

· универсальные

· локальные (региональные)

3. по субъектному составу:

· между государствами

· между государствами и организациями

· между организациями

· между государствами, организациями и иными субъектами

· между иными субъектами

4. по возможности участия в договоре:

· открытые договоры – любое государство может присоединиться к договору по его желанию

· закрытые договоры – к ним может присоединиться другое государство с согласия в нем участвующих (по приглашению). Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (Россия, Индия, Султанат Оман – открыто только с согласия всех сторон настоящего договора, РФ принимала Постановления Правительства о согласии на вступление отдельных государств в этот договор).

 

Структура международного договора: преамбула, основная часть, заключительные положения.

 

Понятие права международных договоров

Право международных договоров – совокупность принципов и норм, регулирующих порядок заключения, реализации, прекращения международных договоров.

Прошли тысячелетия, начиная с договоров между племенами до наших дней, складывалось из практики как обычноправовая отрасль

Этапы становления права международных договоров

Историки выделяют несколько периодов (аналогично периодизации самого МП)

1. Право международных договоров древнего мира – между племенами, уже в древние времена появляется институт ратификации, договоры публиковались, практиковалась клятва и взятие заложников, основная масса договоров бессрочные, если срочные, то на длительный срок

2. Феодальный период – субъекты не только государства, но и феодалы, города, объединения. Преимущественно двусторонние договоры. Но появляются и универсальные, своеобразные Вестфальский мирный договор. Появляется структурирование договора, основная часть разбивается на статьи. Феодальный период не знал института оговорок. Появляются подписи и печати, удостоверение подлинности договора. Сроки договоров по-прежнему длительные. Ратификация – формировалось правило, согласно которому государство может не ратифицировать договор, несмотря на его подписание.

3. капиталистический период – развитие торговли, рынка, это сказывается на отношениях и связях государств. Неизбежен рост числа договоров. Новые сферы – транспорт, связь, почта, железные дороги, морские каналы, проливы (их использование). В конце 19 века создаются союзы – почтовый, телеграфный и т.д. уделяется внимание оговоркам. Обеспечение исполнения договоров иное – как правило, это международные гарантии (авторитет и воздействия на другие государства). Сроки более разнообразные, неопределенно срочные договоры, срок указан, но есть возможность автоматического продления договора. Появляется институт денонсации международных договоров – это правомерный отказ от участия в международном договоре (процедура: заблаговременное уведомление об отказе от действующего договора).

4. современное право международных договоров – с момента создания Лиги Наций. Комаровский Казанский Михайловский – российские дореволюционные ученые.

Многие вопросы также регулируются обычно правовыми нормами

 

Тема: 2

Договорная правоспособность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА.

1.Это подготовка текста договора; Принятие и установление аутентичности текста; Полномочия; Российское законодательство по подготовке и принятию текста МД РФ.

Согласие на обязательность договора.

Оговорки

4.Вступление договора в силу. Проблемные вопросы вступления договора в силу в рамках содружества.

 

1. Это подготовка текста договора; Принятие и установление аутентичности текста; Полномочия; Российское законодательство по подготовке и принятию текста МД РФ.

Подготовка текста договора – это техническая сторона процесса. Согласование воль, позиций, интересов сторон. Заключение договора проходит несколько стадий – от проявления инициативы до вступления его в силу. Процесс заключения договора всегда сложный и длительный. Это объясняется разными факторами, сложностью проблемы, на этот процесс оказывает влияние позиции государств, насколько они близки, зависит от количества участников.

Все начинается с инициативы. Она может исходить от государства, от международной организации, общественной организации. При подготовке текста каждое государство уже имеет определенные наработки. Текст разрабатывается путем переговоров. Текст договора – совокупность правил поведения. Переговоры могут быть разные – дипломатические каналы (переписка), непосредственные переговоры (специально уполномоченных лиц), подготовка текста на международных конференциях, в рамках международной организации. В рамках ООН был разработан документ в помощь участникам. «Принципы и установки для ведения международных переговоров». В нем перечисляются принципы, которыми должны руководствоваться участники переговоров. Переговоры должны вестись добросовестно. Государства должны учитывать важное значение вовлечения в процесс международных переговоров государств, жизненные интересы которых непосредственно затрагиваются обсуждаемыми вопросами. цель и предмет переговоров должны быть совместимы с принципами и нормами международного права. Государствам следует придерживаться взаимносогласованых рамок для ведения переговоров. Государствам следует принимать меры к поддержанию конструктивной атмосферы на переговорах и воздерживаться от каких-либо шагов, которые могли бы привести к срыву переговоров и помешать их проведению. Государствам следует концентрировать внимание на главных целях переговоров, т.е. не слишком много уделять времени деталям, а сначала договориться по общим вопросам. Государствам следует делать все возможное для продолжения работы по достижению взаимоприемлемого и справедливого решения, в случае если переговоры заходят в тупик.

Принятие текста договора. По согласию всех государств, участвующих в его составлении. Если текст договора принимается на конференции, то он принимается голосованием, если за него проголосовало 2/3 государств, присутствующих на голосовании. За принятием текста следует установление аутентичности, т.е. необходимо удостоверить, что данный текст является окончательным, и что данный текст является подлинным документом. ВК предусматривают формы установления аутентичности. В частности, парафирование (предварительное установление аутентичности) – проставление инициалов на каждой странице договора; ad референдум (предварительное подписание, которое должно быть в дальнейшем подтверждено); подписание; включение текста договора в акт конференции, на которой принимается текст договора, или включение договора в акт международной организации. Полномочия – это документ, который исходит от компетентного органа государства или иного субъекта, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство или иной субъект. ВК предусматривает, что некоторые лица в силу их функций и без необходимости предъявлять полномочия в праве представлять сове государство. Главы дипломатических представительств могут осуществлять не все действия. Они могут вести переговоры в целях принятия текса договора и только с тем государством, где аккредитованы (государство-пребывания).

ФЗ 1995г. «О международных договорах РФ». Договоры от имени Правительства, от РФ. Процесс заключения договора начинается с представления рекомендации. Они обращены к соответствующему государственному органу – либо к Президенту, либо к Правительству. Законом определяется кто может обращаться с рекомендацией –Палаты ФС, субъекты РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генпрокуратура РФ и ЦБ РФ, Уполномоченный по правам человека. Далее предоставляется проект текста договора, и предложения заключить договор. Если предполагается заключение договора, содержащего иные правила чем в законодательстве РФ, то предложения представляются по согласованию с Министерством Юстиции РФ. Далее – принятие решения о заключении МД.

 

7.09.2011г.

Решение о заключении договора принимается Президентом (если договор заключается от имени РФ), либо Правительством (в остальных случаях, а также о проведении переговоров о заключении межведомственного договора). Решение о подписании такого договора принимается руководителем ведомства. Обоснование заключение договора, целесообразность его заключения, финансово-экономическая оценка, положения о необходимости или отсутствие таковой внесения изменений в национальное законодательство. Решение принимается либо о подписании договора, либо о заключении договора (необходима ратификация договора, т.е. дача согласия на его обязательность). Распоряжение Президента РФ о подписании соглашения между РФ и Европейским сообществом по реадмиссии. Распоряжение о подписании соглашения между Правительством России и Молдовы; Распоряжение о заключении соглашения между Правительством России и Правительством Белоруссии.

Все действия по заключению международных договоров РФ осуществляются уполномоченными лицами. Помимо венской конвенции, это вопрос регулируется и ФЗ о международных договорах РФ. Подписывать договоры может Президент, Глава Правительства, Федеральный Министр, Глава дипломатического представительства РФ с целью принятия текста договора. Вести переговоры может без полномочий. Это предусмотрено ВК о дип сношениях 1961г., положением о Посольстве РФ, которое утверждено Указом Президента РФ 1996г. посольства участвуют в подготовке проектов международных договоров, предложении о выполнении, и пр. Также могут вести переговоры без полномочий главы представительств при международных организациях (только в рамках данной организации) и главы делегаций на международных конференциях (только на данной конференции). Заключают договоры главы субъектов РФ без полномочий (предусмотрено в Уставе). Полномочия на ведение переговоров от имени РФ оформляется МИДом. Для его получения соответствующие органы направляют в МИД заявки с просьбой об оформлении полномочий. Выдаются полномочия от имени Президента РФ и на основе его решения, если договор подписывается от имени РФ. Если от имени Правительства – то и подписывается Правительством.

Принятие, установление аутентичности договора регулируется нормами международного права.

 

2. Согласие на обязательность договора

Стадия необходимая, чтобы договор вступил в силу и стал НПА. Согласие на обязательность может быть выражена в разных формах, в зависимости от того, как договорились участника, объект договора.

ВК 69г. предусматривает 5 форм выражения согласия на обязательность:

1. подписание – текст договора окончательный, это уже документ, государство согласно с содержанием правил. Оно может быть либо установлением аутентичности, либо обязательности текста, либо все сразу. Простое и окончательное. После подписания государства обязаны не совершать каких-либо действий, которые бы лишали договор объекта и цели.

2. обмен документами, составляющими договор- обмен нотами между МИДом и Посольством иностранного государства в данном государстве. Договор, состоящий не из одного документа.

3. ратификация – выражение согласия на обязательность. Процедура ратификации определяется национальным законодательством. ВК определяет, когда договор подлежит ратификации:

- когда договор предустмаривает, что согласие на обязательность будет дано в форме ратификации

- участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации

-представитель государств подписал договор под условием его ратификации

- договор подлежит ратификации, если намерения государств подписать договор вытекает из полномочий представителя или было выражено представителем во время переговоров. Договор, предусматривающий ратификацию, не обязывает государства ратифицировать договор – оно само решает. Если решит выразить согласие на обязательность, то должно сделать это именно в форме ратификации. Ратификация договоров должны быть документально оформлена. Документ о ратификации – акт внутригосударственный. Каким актом оформляется ратификация предусматривается национальным законодательством. В РФ- ФЗ. Составляется еще ратификационная грамота. Она уже не для внутригосударственного использования. Содержит указание на то, какой орган ратифицирует, место и дата ее подписания, полный текст договора, заверительная формула, подпись, печать, скрепляется подписью МИДа. При заключении многостороннего договора грамоты сдаются на хранение депозитарию, функции которого выполняет МИД того государства, которое назначено депозитарием. Функции чисто технического характера. Он принимает на хранение подлинник текста договора, и все документы, касающиеся договора.

В РФ международные договоры ратифицируют ФС РФ, оформляется ФЗ. Вносится на ратификацию Президентом либо иным органом, который принимал решение о выдаче полномочий, о заключении договора. Направляется письмо в ГД и проект ФЗ о ратификации соответствующего договора. Кроме этого, в ГД должны быть направлены и другие документы, необходимые для решения этого вопроса, в частности, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, о необходимости внесения изменения в национальное законодательство. Подлежат ратификации – ст.15 ФЗ:

ü договоры, посвященные правам и свободам человека

ü договоры, предусматривающие правила иные, чем в законодательстве

ü договоры, для исполнения которых необходимо изменение законодательства или принятие новых законов

ü договоры о территориальном разграничении континентальных шельфов и исключительных экономических зон между сопредельными государствами

ü договоры об основах межгосударственной деятельности

ü мирные договоры

ü договоры об участии межгосударственных союзов, организаций, объединений, если они предусматривают передачу им части суверенных полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов

ü если договором предусмотрена ратификация

также положения о ратификации содержатся в других ФЗ, например, о воинской обязанности и воинской службе, о культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны.., о статусе военнослужащих, о внутренних морских водах в территориальном море.., ФКЗ «О порядке принятия в РФ и порядке образования в ее составе нового субъекта РФ», ТамК (ТКТС), и др.

4. утверждение принятия договора – ст.14 ВК. Ч.2 ст.14 посвящена утверждению. Согласие на обязательность государства выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. Если договор утверждается, то принимается соответствующий акт. Направляется другому государству или депозитарию уведомление в форме ноты. Процедуры, необходимые для вступления договора в силу. Нередки случаи, когда в договоре предусматривается необходимость совершения процедур (это государство решает само). Ст.20 ФЗ – не предусматривает перечень договоров, которые обязательно должны подлежать утверждению главный акцент на то, кто утверждает международные договоры РФ. Предусматривается, что подлежат утверждению, принятию договоры, заключаемые от имени РФ по вопросам указанным в п.1 ст.15 ФЗ – эти договоры утверждаются в форме ФЗ и в порядке, установленном ст.17 ФЗ. Договоры, заключаемые от имени РФ, за исключением тех, которые перечислены в ст.15, подлежат утверждению Президентом. Заключенные от имени РФ, но по вопросам ведения Правительства – утверждаются Правительством. Заключаемые Правительством им же и утверждаются. Договоры межведомственного характера утверждаются федеральными органами исполнительной власти. В отличие от ратификации утвержден договор может быть многими органами.

5. присоединение- порядок и условия определяются соответствующим международным договором. Государства, которые по каким либо причинам не участвовали в разработке договора, его не подписывали, но хотели бы участвовать в нем. Можно присоединится и к еще не вступившему в силу договору. Киотский протокол – открыт для подписания с 16.03.1998-15.03.1999г., открывается для присоединения на следующий день после его подписания.

Институт оговорок.

Специалисты считают, что первая оговорка появилась в сер. XVIIIв. Главная цель оговорок – дать возможность участия в договоре даже тем государствам, которые с определенными положениями не могут согласиться в силу различных причин.

Оговорка – это одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии утверждения или присоединении к договору, посредством которого оно желает исключить или изменить действия определенных положений договора в их применении к данному государству.

Государство может присоединиться к договору заявив оговорку, и она будет действовать, даже если какие-то государство с этой оговоркой не согласились. Другой подход – если государство заявляет оговорку, и хотя бы одно государство, уже участвующее в договоре возражает, другое государство не может участвовать в договоре. Такой подход существовал в Лиге Наций. В настоящее время государства могут стать участниками договора даже несмотря на возражения по оговоркам. Государство вправе сделать оговорку, за исключением 3х случаев:

1) когда данная оговорка запрещается договором

2) когда договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит

3) оговорка не может быть сделана, если она не совместима с объектом и целями договора

государство может сделать оговорку, но она не должна противоречить объекту и целям договора. В тех случаях, когда государство формулирует оговорку, которая определенно допускается договором, депозитарий, который информирован об оговорке, берет договор на хранение.

ВК предусматривает, что если договоров не предусматривается иное, то оговорка считается принятой государством, если оно не выскажет возражений в течении 12 месяцев, после того как оно было уведомлено о такой оговорке, либо до той даты, когда оно (государство) выразило свое согласие на обязательность для него договора в зависимости от того, какая из этих дат является последней.

 

Последствия заявления оговорки:

Если оговорка принимается другим государством, то отношения между ним и государством, заявившем оговорку регулируется не договорным положением, а правилом, предусмотренным оговоркой. Если государство возражает против оговорки, то отношения между ним и государством, сделавшим оговорку, не регулируется ни договорным положением, ни правилом, предложенным в оговорке. Оговорка не действует государство, заявившее оговорку, имеет право в любое время снять оговорку. Государство, возразившее против оговорки, имеет право в любое время снять возражение против оговорки. Венский режим.

В дополнение к этим договорам могут предусматриваться определенные правила. В частности, в договорах может предусматриваться срок действии оговорки, и если по истечении срока действия оговорка не продлевается, значит, она прекращает свое действие. Изменения в оговорке допускаются.

Запрещаются оговорки общего характера. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – под оговоркой общего характера подразумевается оговорка, которая составлена в излишне туманных выражениях или выражениях общего характера, что не дает возможности определить точное значение и сферу применения данной оговорки.

В практике нередки случаи, когда государство делает оговорки.

Оговорки широко используются странами СНГ. Рекомендации по формулированию государствами-участниками СНГ оговорок к международным договорам, заключаемым в рамках содружества независимых государств. Утверждены рекомендации решением Совета Министров Иностранных дел государств содружества 10.04.2009г. При формулировании оговорок не следует использовать термины «Особое мнение», «Замечания», «Предложения», и т.п., поскольку они указывают на явление характерные для стадии разработки проекта договора. К договору подписанному, т.е. текст которого является окончательным, такую терминологию использовать некорректно. Рекомендуется использовать термины оговорка или заявление. Формулировка оговорки должна отвечать критериям ясности и полноты. Оговорка, которая не позволяет определить объем обязательств, принимаемых государством, является общей оговоркой, а общие оговорки не позволяют определить совместимость оговорки с объектом и целью договора. Оговорка считается несовместимой с объектом и целью договора, если она затрагивает существенно важный элемент договора, необходимый для его общей структуры, таким образом, что подрывает смысл существования договора.

4. Вступление договора в силу.

ВК предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре.

Договоры, не требующие принятия специальной процедуры – с момента подписания; по истечении определенного срока с момента подписания.

Двусторонние договоры, требующие ратификации – с момента обмена ратификационными грамотами либо по истечении определенного срока.

Многосторонние договоры – с момента сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты; после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот; по истечению определенного срока после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот; после сдачи на хранение определенного количества ратификационных грамот с указанием государств, чьи ратификационные грамоты обязательно должны быть сданы.

Договор, подлежащий утверждению – с момента обмена уведомлениями (очень редко), чаще всего с момента получения последнего уведомления.

 

14.09.2011г.

Проблема добросовестного исполнения норм о вступлении договора в силу. Пакт Ассунсерванда. ВК о праве МД предусматривает, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре, или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. Ст. в ФЗ говорит о договаривающихся сторонах. Если государства намерены начать применении договора раньше, чем предусмотрено договором, то об этом должна быть юридически оформленная договоренность, и соответствующие субъекты должны быть об этом осведомлены. МИД при опубликовании договора сообщает о дате его вступления в силу.

После вступления договора в силу заключение договора завершено.

ВК предусматривает, что договоры, после их вступления в силу направляются в секретариат ООН для регистрации и опубликования. Назначение депозитария уполномочивает его совершать указанные действия.

Ст. 102 Устава ООН, которая предусматривает, что всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом организации, после вступления в силу настоящего Устава должны быть при первой возможности зарегистрированы в секретариате и опубликованы. Ч.2 ст.102- ни одна из сторон в любом таком договоре, не зарегистрированных в соответствии с этой статьей не может ссылаться на договор и соглашение ни в одном из органов ООН.

Договоры могут регистрироваться и в других международных организациях. Договоры подлежат опубликованию этими же организациями в сборниках международных договоров. Не опубликование не влияет на юридическую силу международного договора. Договоры регистрируются и публикуются государством. В РФ – ФЗ «О МД РФ», МИДом. Публикуются в Собрании законодательства, но не все вступившие в законную силу договоры.

 

 

Проблемы реализации МД РФ.

Постановления Пленума ВАС 1999г.

Суворова Валентина Яковлевна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.053 с.)