Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое движение в России С середины XIX века

Поиск

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

ДО 1904 ГОДА.

 

Введение.

1. 1. В 1861 году вопрос об альтернативах исторического развития России был решен в пользу капитализма. Однако его развитие в условиях сохранения миллионов мелкотоварного крестьянского хозяйства и феодально-крепостнических пережитков, отставание России по уровню социально экономической эволюции от Западной Европы привели к дальнейшему развитию утопического социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, которые стали родоначальниками народничества 70-90-х годов. Формирование пролетариата, его стачечная борьба, распространение марксизма привели к образованию в 1898г. первой политической партии в России - РСДРП. Но утверждение капитализма способствовало оживлению в конце XIX в. либерально-буржуазного движения, которое в силу слабости российской торгово-промышленной буржуазии было представлено исключительно дворянством и земской интеллигенцией. В начале XX в. либералы вступили в борьбу с социал-демократами за гегемонию в освободительном движении.

1. 2. Основные социальные группы участников освободительного движения (в % к их общему числу).

Социальные группы 60-е годы 70-е годы 1884-1890 1901-1903
учащиеся(в т. ч. студенты) 60. 0 52. 0 25. 4 9. 6
профессиональная интеллигенция 10. 0 13. 0 11. 4 10. 8
общественная и частная служба ----- ----- 10. 3 6. 9
без определленных занятий ----- ----- 19. 9 8. 0
рабочие 1. 0 15. 7 15. 6 46. 8

 

Родоначальники крестьянского утопического социализма.

А. И. Герцен.

... О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской! до тебя, которого та Русь, Русь лакеев и швейцаров, презирает, которого ливрея зовет черным народом и, издеваясь над твоей одеждой, снимает с тебя кушак, как прежде снимала твою бороду. - если б до тебя дошел мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей...

Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и в архиерея... не верь им. Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь - ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе. Он облыжным освобождением сам взялся раскрыть народу глаза и для ускорения послал во все четыре стороны Руси флигель-адъютантов, пули и розги.

... В России закрыты университеты, - в Польше церкви сами закрылись, оскверненные полицией. Ни света разума, ни света религии.... Ну куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Прислушайтесь, благо тьма не мешает слушать: со всех сторон огромной родины нашей, с Дона и Урала, с Волги и Днепра растет стон, поднимается ропот, - это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями... В народ! к народу! - вот ваше место; изгнанники науки, покажите этим Бистромам, что из вас выйдут не подьячие, а воины, но не безродные наемники, а воины народа русского!

Педагогическая метода наших цивилизаторов скверная. Она идет из того основания, что мы все знаем, а народ ничего не знает. Как будто мы научили его праву на землю, общинному владению, устройству, артели, мирской сходке?... Передавая кой-как заученные нами из книг языком условным, мы с отчаянием видим, что народ не понимает, и сетуем на глупость народа точно так, как школьник краснеет за бедную родню за то, что она не знает, где писать... Откровенно желая добра народу, мы ищем лекарство его болезням в иностранных фармакопеях... Мы делаемся легко и последовательно либералами, конституционалистами, демократами, якобинцами, но не русскими народными людьми

... Не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его,

завоевывать, но освобождать нельзя.

Без народа - его не освободит ни царь с писарями, ни дворянство с царем, ни дворянство без царя. Французский террор всего менее возможен у нас... Децентрализация - первое условие нашего переворота, идущего от нивы, от поля, от деревни и вовсе не в Петербург... У нас нет ни новых догматов, ни новых катехизов для оглашения. Наш переворот должен начаться с сознательного возвращения к народному быту, к началам, признанным народным смыслом и вековым обычаем.

... До сих пор народ был глух и нем ко всем революционным стремлениям, потому что он не понимал, чего не достает господам. Но в настоящей борьбе народ замешан живой силой; вопрос об освобождении стал чересполосным вопросом обеих Россий - вершинной и полевой; народ и дворянство его так и поняли. Столкновение неминуемо. До сих пор не видно, чтоб народ готов был уступить землю или дворянство дешево отдать ее.

Герцен А. И. Сочинения. М., 1958-1959. Т. 1-9. Т. 7.

С. 379-549.

Н. Г. Чернышевский.

Мне кажется, что я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев....

... У нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем.... Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с тем растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей. Вот готова и искра, которая должна зажечь этот пожар. Сомнение одно - когда это вспыхнет? Может быть, лет через десять, но я думаю, скорее. А если вспыхнет... Я приму участие.... Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня.... Подле понятия о правах отдельной личности возникла идея [о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользующиеся силами природы и средствами науки для наивыгоднейшего всем производства и для экономного потребления производимых ценностей]. В земледелии [братство это] должно выразиться переходом земли в общее пользование [в промышленности - переходом фабричных и заводских предприятий в общее достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе]....

Это новое стремление к союзному [производству и потреблению]является [естественным] продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности....

Мы видим, какие печальные следствия породила на западе утрата общинной поземельной собственности и как тяжело возвратить западным народам свою утрату. Пример запада не должен быть потерян для нас.

... судьба огромного большинства нашего племени долго еще - целые века - будет зависеть, как зависит теперь, от сельскохозяйственного производства.

... Россия, доселе мало участвовавшая в экономическом движении, быстро вовлекается в него,... в сферу полного действия закона конкуренции [ результаты которой,... уже обнаружились в Англии и Франции... образованием все расширяющейся язвы пролетариата. И мы, как западные народы, скоро почувствуем необходимость не подчиняться рабски этому закону, роковому в своей односторонности]....

... благодетелен принцип общинного владения, который ограждает нас от страшной язвы пролетариатства в сельском населении....

... Экономическое движение в Западной Европе породило страдания пролетариата. Мы нимало не сомневаемся в том, что эти страдания будут исцелены, что эта болезнь "не к смерти, а к здоровью", но переносить настоящие свои страдания для Западной Европы все-таки тяжело, и врачевание этих страданий требует долгого времени и великих усилий. У нас, принимающих ныне участие в экономическом движении Европы, сохранилось противоядие от болезни, соединенной с этим движением на Западе.... Важнейший капитал нации - нравственные качества народа....

... Влияние всех других причин, содействующих или препятствующих национальному благосостоянию, совершенно незначительно по сравнению с влиянием гражданских учреждений.

Признание возможности и выгодности общинного владения,... общинного производства,... общинного потребления.... Частная землевладельческая собственность ведет к тому, что большая половина возделываемого пространства возделывается не собственниками, имеющими прямой интерес в улучшениях, а другими людьми... Та форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, которая соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Государственная собственность с общинным владением из всех форм собственности наиболее подходит к идеалу....

Каждый земледелец должен быть землевладельцем.... Но форма владения не есть единственное основание... нужны другие условия:... водворение законности, справедливости и правосудия, водворение хорошей администрации, предоставление простора каждому для законной деятельности, [предоставление каждому трудящемуся обязанности содержать своими трудами только себя и своих близких, а не паразитов, ему чуждых или враждебных]. За осуществлением этих условий следует и все остальное, нужное для успехов земледелия: пробуждение промышленной деятельности, развитие городов, увеличение удобств сообщения производителей с рынком....

..Демократы имеют в виду по возможности уничтожить преобладание высших классов над низшими в государственном устройстве, с одной стороны уменьшить силу и богатство высших сословий, с другой - дать более веса и благосостояния низшим сословиям. Каким путем изменить в этом смысле законы и поддержать новое устройство общества, для них почти все равно. Напротив того, либералы никак не согласятся предоставить перевес в обществе низшим сословиям, потому что эти сословия... равнодушны к интересам, которые выше всего для либеральной партии, именно к праву свободной речи и конституционному устройству....

Таким образом либералы почти всегда враждебны демократам и почти никогда не бывают радикалами. Они хотят политической свободы, но... желают вводить [ее - ред. ] постепенно, расширять понемногу, без всяких по возможности сотрясений.... свободу слова они желают держать в довольно тесных границах, чтобы она не обратилась против них самих.... либералы принуждены также ограничивать участие в парламенте теми классами народа, которым довольно хорошо жить при нынешнем устройстве западноевропейских обществ....

..Но либерализм понимает свободу... в отсутствии юридического запрещения. Он не хочет понять, что юридическое разрешение для человека имеет цену только тогда, когда у человека есть материальные средства пользоваться этим разрешением.... Нужда и невежество отнимают у народа всякую возможность понимать государственные дела и заниматься ими.... Поэтому либерализм повсюду обречен на бессилие: как ни рассуждать, а сильны только те стремления, прочны только те учреждения которые поддерживаются массою народа....

Действительно ли достигнута в настоящее время нашею цивилизациею та высокая ступень, принадлежностью которой должно быть общинное владение....

1. Высшая степень развития по форме совпадает с его началом.

2. Под влиянием высокого развития, которого известное явление

общественной жизни достигло у передовых народов, это явление может у других народов развиваться очень быстро, подниматься с низшей степени прямо на высшую, минуя средние логические моменты....

... со временем человек вполне подчинит себе внешнюю природу, насколько будет [это] ему нужно, переделает все на земле сообразно с своими потребностями.... С развитием просвещения и здравого взгляда на жизнь будут постепенно ослабевать до нуля разные слабости и пороки,... и общий корень большинства этих слабостей и пороков - тщеславие.... Труд из тяжелой необходимости обратится в легкое и приятное удовлетворение физиологической потребности, как ныне возвышается до такой степени умственная работа в людях просвещенных....

... Общинное владение... претендует на достижение двух

результатов:

А) сохранить участие огромному большинству нации во владении недвижимой собственностью; В) Поддержать по возможности равномерное распределение подлежащей ему части недвижимой собственности между лицами, участвующими в ней.

... Оно не увеличивает, а уменьшает хлопоты и расходы правительства... отнимает нужду во вмешательствах всякой центральной и посторонней администрации... дает бесспорность и независимость правам частного лица... благоприятствует развитию в нем прямоты характера и качеств, нужных для гражданина. Оно поддерживается и охраняется силами самого общества, возникающими из инициативы. Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества в людях могут быть истреблены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды....

... производство должно иметь форму свободы.... успешность производства пропорциональна энергии труда, а энергия труда пропорциональна степени участия трудящегося в продуктах; потому наивыгоднейшее для производства положение дел то, когда весь продукт принадлежит трудящемуся. Форма товарищества трудящихся одна дает такое положение дел, потому должна быть признана формою самого успешного производства....

Потребление имеет в себе элемент постоянства, которого лишен сбыт.... весь экономический порядок, основанный не на потреблении, а на сбыте, подвержен неизбежным промышленным и торговым кризисам... кризисы... невозможны при производстве, мерилом которого служит потребление....

... Западная Европа идет к осуществлению этого [общинного - ред. ] принципа совершенно независимо от нас.... Принцип... один и тот же. Но форма... совершенно не та.... Европе помощи нашей не нужно ей; и то, что существует у нас по обычаю, неудовлетворительно для ее более развитых потребностей.... у славянофилов зрение такого особенного устройства, что на какую у нас дрянь ни посмотрят они, всякая наша дрянь оказывается превосходной и чрезвычайно пригодной для оживления умирающей Европы....

... Сущность социализма относится собственно к экономической жизни. Но не в одном экономическом быте должны произойти коренные перемены: им подвергается вся жизнь человека: и его отношения к другим людям по кровным или душевным привязанностям, и его воспитание, и его национальные отношения и т. д. Все эти перемены будут вести к цели, сходной с целью социализма, к улучшению жизни человека. Но тем не менее задача о переменах чисто экономических есть задача очень различная от усилий к улучшению других сторон жизни....

Коммунизм... берет за основание общественного устройства идеал более высокий, чем каковы принципы социализма. По этому самому эпоха коммунистических форм жизни, вероятно, принадлежит будущему, еще гораздо более отдаленному, чем... полное осуществление социализма.

 

Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985. С. 244-246; Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 431-435, 463.

 

Из романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?"

... Добрые и умные люди написали много книг о том, как надобно жить на свете, чтобы всем было хорошо; и тут самое главное, - говорят они, - в том, чтобы мастерские завести по новому порядку.... Жаль, что нет возможности развиваться этим швейным: как они стали бы развиваться...

Истинная возможность в самом человеке, в его внутренней жизни.... взгляд на великого человека... возвышает чувство человеческого достоинства.

... Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не

отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности.... Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно? Это ясно,... пока дышит грудь, она горяча и неизменна, - смело кладите на [его грудь - ред. ] свою голову, на ней можно отдохнуть...

... Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль

земли.... Недавно зародился у нас этот тип... и он возродится в более многочисленных людях, в лучших формах....

... Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность.... Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества,... а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы....

Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1967. С. 221-222, 311, 400, 463; дополнительно см. С. 193-210, 219, 224-225, 289-311, 391-411.

2. 3. Из программы "Земли и воли" (1862 г.)

 

1) "Демократически-республиканский строй",

2) "Правление выборное по областям, с главным избранным Сеймом в Петербурге или Москве"

3) "Изменение городского и сельского быта в общине",

4) "Уничтожение частной собственности",

5) "Женщина должна пользоваться одинаковыми правами с мужчиной",

6) "Созыв Земского собора или народного собрания, то есть Учредительного собрания",

7) Признание неизбежности революции и необходимость для революционной партии руководить движением народа в революционное время.

Революционная ситуация в России в середине XIX века.

Коллективная монография. М., 1978. С. 274.

 

П.Л. Лавров

... в процессе истории мы неизбежно видим прогресс... Развитие личности в физическом, умственном, и нравственном отношении: воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом....

Развитие личности в физическом отношении лишь тогда возможно, когда она приобрела некоторый минимум гигиенических и материальных удобств.

... Минимум гигиенических и материальных удобств, это -необходимое условие прогресса; обеспеченный труд, при общедоступности удобств жизни, это конечная цель, соответствующая этому условию. Потребность критического взгляда, уверенность в неизменности законов природы, понимание торжества справедливости с личной пользой, это - условия умственного развития; систематическая наука и справедливый общественный строй, это- конечная цель его. Общественная Среда, благоприятная для самостоятельного убеждения, и понимание нравственного значения убеждения, это - условие нравственного прогресса: развитие разумных, ясных, крепких убеждений и воплощение их в дело, это -цель его. Свобода мысли и слова, минимум общего образования, общественные формы, доступные прогрессу, это-условия прогрессивной общественности; максимум возможного развития каждой личности, общественные формы, как результат прогресса, доступного каждой из них, это -цель общественного прогресса....

... Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически-мыслящие личности.... как ни мал прогресс человечества, но и то, что есть, лежит исключительно на критически мыслящих личностях.... Но эти энергические деятели заключают лишь возможность прогресса.

... всякий, критически мыслящий, может осуществлять прогресс в человечестве....

... Критически мыслящие личности, которые должны сойтись, чтобы организовать партию... каждый должен смотреть на себя, как на орган общего организма....

... Личности, выработавшие в себе критическую мысль, приобрели тем самым право быть деятелями прогресса, право бороться с отжившими общественными формами. Эта борьба полезна и разумна. Но личности, тем не менее, суть лишь возможные деятели прогресса. Действительными деятелями его они становятся лишь тогда, когда сумеют вести борьбу, сумеют сделаться из ничтожных единиц коллективною силою. Для нас в настоящую минуту существуют две общечеловеческие цели.

...Это, во-первых, борьба реального миросозерцания против миросозерцания богословского,... во-вторых, борьба труда против праздного пользования благами жизни,... борьба свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьба за реализацию справедливейшего строя общества.... Социальный вопрос есть для нас вопрос первостепенный.... В союзе большинства рабочих в свободную ассоциацию... для совокупного и могучего действия,... в установлении нового общественного строя на развалинах промышленно-легальных государств и сословий настоящего мы видим единственное средство осуществить это будущее.... Вопрос политический для нас подчинен вопросу социальному и в особенности экономическому. Государства, так как они существуют, враждебны рабочему движению, и все они должны

окончательно разложиться, чтобы дать место новому общественному строю, где самая широкая свобода личности не будет препятствовать солидарности между равноправными лицами и общей кооперацией для общей цели....

Между этим идеалом будущего... лежит целый ряд посредствующих политических форм.... Вопрос национальный, по нашему мнению, должен совершенно исчезнуть пред важными задачами социальной борьбы.... задачи данного мгновения могут быть различны, но каждая нация должна делать свое дело, сходясь в общем стремлении к общечеловеческим целям.... Для русского специальная почва, на которой может развиваться будущность..., есть крестьянство с общинным землевладением. Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, как бы они широки ни были, и никак не выйдет из-под эксплуатации меньшинства, даже в случае самого удачного переворота.... Но какими средствами можно осуществить эти цели?... перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Современный русский деятель должен, по нашему мнению, оставить за собой устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группою более развитого меньшинства, что социалисты- революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовать им неподготовленную массу. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества, осуществлению которого мы решились содействовать, должен воплотить в дело потребности большинства, им самим созданные и понятные. При малой грамотности и неподготовленности большинства мы не можем обратиться прямо к нему с нашим словом. Мы обращаемся с ним к той доле цивилизованного русского меньшинства, которая понимает, что будущее принадлежит народу, что эксплуатация его должна кончиться и кончится так или иначе, что им остается лишь стать в ряды народа или отказаться от всякой возможной для них прогрессивной деятельности. На этой доле цивилизованного русского меньшинства лежит обязанность не навязывать народу свои идеи ввиду облагодетельствования большинства, но уяснить народу его истинные потребности, наилучшие средства удовлетворения этих потребностей и ту силу, которая лежит в народе, но им не сознана и потому не может быть им употреблена в дело для подавления его врагов и для доставления себе лучшего положения. Тот, кто желает блага народу, должен стремиться не к тому, чтобы стать властию при пособии удачной революции и вести за собою народ к цели, ясной лишь для предводителей, но к тому, чтобы вызвать в народе сознательную постановку целей, сознательное стремление к этим целям и сделаться не более как исполнителем этих общественных стремлений, когда настанет минута общественного переворота.... Мы имеем перед собою крестьянство, пережившее полтысячелетия крепостного и фискального гнета, общину, неизбежно извращенную, испорченную, в которой кулачество и стремление к кулачеству развивается вполне естественно. В ней осталось лишь кое-что из начал рабочей солидарности прежнего времени. Это кое-что может служить точкой отправления для прививки научно- социалистических идей, но не более. С другой стороны, научный социализм современности есть не случайный продукт местных столкновений и условий; это - продукт общего исторического движения и долгой работы мысли.... Теперь надо вести дело пропаганды как бы не понадобилось никаких уступок, как бы русский народ мог осуществить социалистический идеал вполне. В этом должна бы, по моему мнению, заключаться настоящая роль настоящих "народников".

 

3. 4. М. И. Бакунин.

.. государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости. Наследственное право, по нашему мнению, необходимо должно быть уничтожено, ибо пока наследство будет существовать, будет существовать наследственное экономическое неравенство, не естественное неравенство индивидов, а искусственное неравенство классов.... По нашему мнению, единственным наследником умирающих должен быть общественный фонд для образования и обучения детей... Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа.

I. Умственного освобождения... Вера в бога, вера в бессмертие души и всякого рода идеализм вообще... служа, с одной стороны непременной опорой... для эксплуатирования народа, с другой стороны деморализует самый народ,... лишая его таким образом энергии, необходимой для завоевания его естественных прав.... Из этого явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма.

II. Социально-экономического освобождения народа... Все доселе существовавшие и существующие политические и гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на факте завоевания, на наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всех этих основ религией, а все это вместе составляет существо государства. Необходимым результатом всего государственного устройства было и должно было быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного большинства так называемому образованному и эксплуатирующему меньшинству. Государство без привилегий политических и юридических, основанных на привилегиях экономических, немыслимо....

... мы хотим:

1. Упразднения права наследственной собственности.

2. Уравнения прав женщины... с правами мужчины, следовательно,

хотим уничтожения семейного права и брака, как церковного, так и гражданского, неразрывно связанного с правом наследства.

3.... воспитание детей... должно лежать главным образом на

попечении свободного общества. Земля принадлежит только тем, кто ее обрабатывает своими руками, - земледельческим общинам. Капиталы и все орудия работы - работникам - рабочим ассоциациям.

III. Вся будущая политическая организация должна быть не чем другим, как свободной федерацией вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей (ассоциаций). И потому во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми ее церковными, политическими, военно- и гражданско-бюрократическими, юридическими, учеными и финансово-экономическими учреждениями.

Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы, федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире....

... идеал в представлении народа русского:... первая... это

всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая... право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта... - это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству.... три затемняющие черты: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя....

Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись.... Государство окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом. Под его гнетом само общинное избирательство стало обманом, а лица, временно избираемые самим народом - головы, старосты, десятские, старшины, - превратились, с одной стороны, в орудия власти, а с другой - в подкупленных слуг богатых мужиков-кулаков. При таких условиях последние остатки справедливости, правды, простого человеколюбия должны были исчезнуть из общин, к тому же разоренных государственными податями и повинностями и до конца придавленных начальственным произволом. Более чем когда-нибудь разбой остался единственным выходом для лица, а для целого народа - всеобщий бунт, революция. В таком положении, что может делать наш умственный пролетариат, русская, честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ несомненно, потому что ныне везде, по преимуществу же в России, вне народа, вне многомиллионных рабочих масс, нет более ни жизни, ни дела, ни будущности. Но как и зачем идти в народ? Другой путь боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения. Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева.... Главный недостаток, парализующий и делающий до сих пор невозможным всеобщее народное восстание в России, это замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Надо во что бы то ни стало разбить эту замкнутость и провести между этими отдельными мирами живой ток революционной мысли, воли и дела. Надо связать лучших крестьян всех деревень, волостей, и по возможности областей, передовых людей, естественных революционеров из русского крестьянского мира между собою, и там, где оно возможно, провести такую же связь между фабричными работниками и крестьянством. Эта связь не может быть другою, как личною.... Для того же, чтобы создалось в нашем народе чувство и сознание действительного единства, надо устроить род народной печатной, литографированной, писанной или даже устной газеты, которая бы немедленно извещала повсюду, во всех концах, областях, волостях, селах России о всяком частном народном, крестьянском или фабричном бунте, вспыхивающем то в одном, то в другом месте, а также и о крупных революционных движениях, производимых пролетариатом Западной Европы; для того чтобы наш крестьянин и наш фабричный работник не чувствовал себя одиноким, а знал бы, напротив, что за ним, под тем же гнетом, но зато с тою же страстью и волею освободиться, стоит огромный, бесчисленный мир к всеобщему взрыву готовящихся чернорабочих

масс. Такова задача и, скажем прямо, таково единственное дело революционной пропаганды.

 

П. Н. Ткачев.

... Пришло время ударить в набат. Смотрите! Огонь "экономического прогресса" уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый "принцип общины", принцип, долженствующий лечь краеугольным камнем того будущего общественного строя, о котором все мы мечтаем.

На развалинах перегорающих форм нарождаются новые формы - формы буржуазной жизни, развивается кулачество, мироедство; воцаряется принцип индивидуализма, экономической анархии, бессердечного, алчного эгоизма.... Огонь подбирается и к нашим государственным формам. Теперь они мертвы, безжизненны. Экономический прогресс пробудит в них жизнь,... Сегодня наше государство - фикция, предание, не имеющее в народной жизни никаких корней. Оно всем ненавистно, оно во всех, даже в собственных слугах, вызывает чувство тупого озлобления и рабского страха, смешанного с лакейским презрением. Его боятся, потому что у него материальная сила; но, раз оно потеряет эту силу, ни одна рука не поднимется на его защиту. Но завтра за него встанут все его сегодняшние враги, - завтра оно будет выражать собой их интересы, интересы кулачества и мироедства, интересы личной собственности, интересы торговли и промышленности, интересы нарождающегося буржуазного мира....

Народ, изнывающий под гнетом деспотического, грубого, варварского произвола... сочувствует нам, и, если бы не его рабские привычки, исторически выработавшиеся под влиянием условий окружающей его жизни,... он открыто восстал бы против своих эксплуататоров и грабителей. Сегодня наши враги слабы, разъединены. Против нас одно правительство со своими чиновниками и солдатами. Но эти чиновники и солдаты не более, как бездушные автоматы, бессмысленные, слепые и часто бессознательные орудия в руках небольшой кучки автократов. Уничтожьте их, и вместо дисциплинированной и хорошо организованной армии живых врагов вы очутитесь лицом к лицу с нестройной толпой обезглавленных трупов. Следовательно, сегодня единственно сильным и опасным врагом для нас является только эта ничтожная кучка автократов. Но к ней относится враждебно и все наше общество; как ни разнообразны составляющие его элементы, оно давно уже тяготится настоящим порядком вещей.... Мы признаем анархию (или, точнее выражаясь, то, что под этим словом обыкновенно подразумевается), но только как желательный "идеал" отдаленного будущего. Однако мы утверждаем, что слово анархия не выражает собою вполне идеала этого будущего.... Анархия - значит безвластие. Но безвластие есть только одно из неизбежных, логических последствий причины более коренной, более глубокой - равенства.... Равенство предполагает анархию, анархия - свободу; но и равенство и анархия и свобода, все эти понятия совмещаются в одном понятии, в одном слове, в слове - братство. Где братство, там и равенство, где равенство - там и безвластие, там и свобода. Отсюда само собой следует, что никакая революция не может установить анархию, не установив сначала братства и равенства. Но, чтобы установить братство и равенство, нужно, во-первых,... уничтожить все те учреждения, которые вносят в жизнь людей неравенство, вражду, зависть, соперничество;... во-вторых, изменить самую природу человека, перевоспитать его. Осуществить эту великую задачу могут, конечно, только люди, понимающие ее и искренно стремящиеся к ее разрешению, т. е. люди, умственно и нравственно развитые, т. е. меньшинство. Это меньшинство в силу своего более высокого умственного и нравственного развития всегда имеет и должно иметь умственную и нравственную власть над большинством.... Революционеры это понимают и стремятся путем насильственного переворота обратить свою силу умственную и нравственную в силу материальную. В этой метаморфозе сил и заключается основная сущность всякой истинной революции. Но так как в современных обществах вообще, и в России в особенности, материальная сила сосредоточена в государственной власти, то, следовательно, истинная революция... должна заключаться... в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное.... Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным государством, которое, с одной стороны, борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства, с другой - вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию. Таким образом, деятельность революционного государства должна быть д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.016 с.)