Г. Боевые действия в политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Боевые действия в политике



 

Выражением лавирования и маневрирования в политике является сочетание в ней, как и во всякой борьбе, различных видов боевых действий. В марксизме-ленинизме содержатся ценные указания на этот счет:

Уклонение от боя. Начинать бой тогда, когда он заведомо выгоден неприятелю, а не коммунистам, есть не революционность, а глупость и преступление. Ни в коем случае не поддаваться на провокацию, не выступать при худых обстоятельствах, не рваться на подставленный меч. Идти на столкновение без сил означает впасть в авантюру: пришлось бы драться без всякой надежды на успех и зря истечь кровью. Правда, указывали создатели марксизма-ленинизма, в истории бывают моменты, когда отчаянная борьба масс даже за безнадежное дело необходима во имя дальнейшего воспитания этих масс и подготовки их к будущим боям. Капитуляция в данном случае деморализовала бы массы, что в общем ходе и исходе классовых сражений есть большее несчастье, чем гибель какого-то числа борцов. Но в целом уклонение от боя при явно невыгодных условиях – обязанность серьезного революционера.

Оборона. Она связана с уклонением от боя и при ее осуществлении важны два обстоятельства. Во-первых, оборона должна быть максимально использована для подготовки к грядущим боям. Коммунисты обязаны занять прочные позиции на всех поприщах классовой борьбы и привести в порядок все роды политического оружия. Ибо, как отмечалось, никогда наперед не известно, какое именно поприще и какое именно оружие будут в боях главными. Во-вторых, оборона должна быть не пассивной, а активной. Уклоняясь вынужденно от боя, коммунисты тем не менее не могут пребывать в состоянии созерцательного выжидания. Им, насколько возможно, следует держать противника в постоянном напряжении, раз за разом расстраивая его силы и закаляя свои. Только так партия не проглядит момент решительного выступления и не будет застигнута событиями врасплох. Но активной обороной ни в коем случае нельзя злоупотреблять, ибо можно превратить тактику подлинно революционных действий в тактику «революционной гимнастики», которая неизбежно ведет не к усилению, а к ослаблению боевой готовности коммунистов.

Наступление. Оно прежде всего связано со своевременным и правильным выбором момента решающего удара по противнику. Марксистско-ленинские установки по этому вопросу раскрыты во II главе данного раздела материала. Здесь же следует отметить, что игнорирование необходимости своевременного и правильного выбора момента решающего удара неизбежно приводит наступление к неуспеху.

Осада. Она применяется в двух случаях. Или когда прямым наступлением (штурмом, атакой) победить противника не удалось. Или когда условия для штурма, атаки еще не созрели. В обоих случаях осадная война, осадные работы, регулярные, тщательно подготовленные осадные мероприятия – вернейшая гарантия против преждевременных действий и ненужных жертв.

Отступление. Стихия борьбы есть опасность, и всякая борьба содержит в себе возможность не только победы, но и поражения. В классовой борьбе полной гарантии от поражения нет. Поэтому коммунисты должны готовить себя не только к победам, но и к поражениям, должны уметь не только правильно наступать, но и правильно отступать. Умение отступать означает:

1. Не допускать при отступлении самого опасного – паники. Отступать в наибольшем порядке и с наименьшим для себя ущербом.

2. Точно установить границы отступления. Отступить в меру, т.е. так, чтобы вовремя прекратить отступление и вновь перейти в наступление. Действовать по пословице: отступить, чтобы сильнее прыгнуть.

3. В период отступления продержаться в материальном и моральном смысле. Продержаться в материальном смысле – значит сохранить достаточно сил, чтобы не быть разбитым до конца. Продержаться в моральном смысле – значит не дать себя деморализовать, дезорганизовать, сохранить бодрость и твердость духа, умение правильно оценивать положение. Революционеры, впадающие от поражения в уныние и утрачивающие способность бороться, ничего не стоят.

4. Поступать в соответствии с известным изречением: разбитые армии хорошо учатся. Учиться на опыте своих поражений, признать открыто, полностью свои ошибки, свою недостаточную подготовленность, извлечь из происшедшего необходимые уроки и сделать все для предотвращения подобного впредь.

Глава пятая. НАСИЛИЕ В СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ

КОММУНИСТОВ

 

Насилие – неизбежный момент исторического

Развития, классовой борьбы

Насилие есть применение определенным классом, социальным слоем различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов, социальных слоев с целью установления или сохранения своего господства. В основе насилия, стало быть, лежат не субъективные желания кого-либо, а объективная противоположность интересов и устремлений классов, социальных слоев. Они побуждают классы, социальные слои использовать по ходу деятельности насилие, силу. Требование, не опирающееся на силу, отметил Ленин, смешно. Причем если насилие используется реакционными классами, социальными слоями, то оно играет в истории отрицательную, контрреволюционную роль, ибо сдерживает общественный прогресс, мешает рождению и утверждению новых форм жизни. Если же насилие используется прогрессивными классами, социальными слоями, то оно играет в истории положительную, революционную роль, ибо ускоряет общественный прогресс, способствует рождению и утверждению новых форм жизни.

В марксистско-ленинском идеале места насилию над людьми вообще нет. И уже отмечено, что с точки зрения марксизма-ленинизма коммунистам предпочтительно мирно решать стоящие перед ними задачи. Но они вынуждены прибегать к революционному насилию там, где сталкиваются с насилием реакционным. Ведь реакционные классы обыкновенно сами прибегают к насилию, ставят, пишет Ленин, в порядок дня штык. И, разъясняет он, говорить просто о насилии, без разбора условий, отличающих реакционное от революционного насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, обманывать себя и других софистикой. Насилие реакционное осуществляется во имя интересов меньшинства, насилие революционное осуществляется во имя интересов большинства; оно ущемляет права эксплуататоров, но расширяет права эксплуатируемых. И, по выражению Маркса, революционное насилие является повивальной бабкой старого общества, когда оно беременно новым. Революционное насилие помогает новому родиться. Посредством него общественное движение пролагает себе дорогу, ломая все окаменевшее и омертвевшее.

Таким образом, революционное насилие представляет собой вполне нормальное, законное средство борьбы трудящихся против угнетателей. Маркс даже ставил в упрек Парижской коммуне то обстоятельство (видя в нем одну из причин ее поражения), что она недостаточно пользовалась оружием для подавления своих противников. Сопротивление, писал он, должно быть не пассивным, а активным. На контрреволюционное насилие следует отвечать революционным насилием. Иначе сопротивление уподобится сопротивлению теленка, которого мясник тащит на убой. Вооруженное сопротивление классового врага, указывал Ленин, должно быть сломлено и раздавлено вооруженной рукой. Всякое моральное осуждение вооруженной борьбы совершенно недопустимо с точки зрения марксизма. Без насилия народа по отношению к насильникам над народом нельзя избавить народ от насильников. Выступая за мирное течение классовой борьбы, коммунисты должны помнить, что в ней бывают моменты, когда интересы трудящихся, требуют беспощадного истребления их врагов в открытых боевых схватках.

Аналогично марксизм-ленинизм рассматривает и войны – крайнее проявление насилия в истории. К войне, считает он, нельзя подходить с сентиментальной точки зрения, воспринимать ее просто как «грех», как случайность, которой может и не быть. Она составляет такую же обязательную форму жизни антагонистического общества, как и мир. Пока человечество делится на антагонистические классы, пока существуют эксплуатация и угнетение, войны неизбежны. Однако они бывают разные. Есть войны несправедливые, реакционные – ведущиеся в интересах эксплуататоров и угнетателей против трудовых масс. И есть войны справедливые, прогрессивные – ведущиеся в интересах трудовых масс против эксплуататоров и угнетателей. И, бесповоротно осуждая войны как зверские способы решения споров, марксизм-ленинизм в то же время утверждает, что коммунисты не могут быть против всякой войны, а должны признавать и поддерживать войны справедливые, прогрессивные. К их числу принадлежит и революция. Ее, как сказано, правомочно считать единственно законной, справедливой, священной и правомерной войной из всех, какие только знала история. Ибо она ведется не в корыстных целях эксплуататоров и угнетателей, а в интересах народа, трудящихся против эксплуатации и угнетения.

В марксизме-ленинизме особо подчеркивается, что во время войны идеалом коммунистов должна стать воюющая партия. Всю ее деятельность надлежит подчинить принципу: «коль война, так по-военному». Она должна на деле выступать, как воюющая сторона, не упускающая ни одного случая нанести ущерб неприятелю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.005 с.)