Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава четвертая. Конкретные формы борьбы

Поиск

В СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ КОММУНИСТОВ

 

Пропаганда и агитация

А. Сущность пропаганды и агитации

 

Пропаганда есть распространение в массах общественно-политических знаний с целью формирования у них определенного мировоззрения. Содержание коммунистической пропаганды составляет деятельность по соединению теории научного социализма с движением рабочего класса, трудящихся, внесение в них социалистического сознания, социалистической идеологии. Исторический опыт показал, что рабочий класс, трудящиеся сами могут выработать у себя только тред-юнионистское сознание, т.е. понимание необходимости борьбы за улучшение своего положения в рамках капитализма. Социалистическое же сознание, социалистическую идеологию, предусматривающие уничтожение всего капитализма, в них нужно именно внести настойчивой революционной проповедью. И, как отметил Ленин, обращение к массам с революционной проповедью не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы. Агитацияесть влияние на массы с целью побуждения их к определенным общественно-политическим действиям. Содержание коммунистической агитации составляет деятельность по использованию всех антинародных деяний власти, всех проявлений эксплуатации и угнетения, всех непосредственных насущных нужд трудящихся для воспитания у них чувства стойкого неприятия существующих порядков и желания активно с ними бороться. При этом важнейшее значение имеет организация широких, живых, ярких обличений всяческих гнусностей правящего режима и общественного строя. Без них, особо подчеркивал Ленин, не могут появиться политическое сознание и революционная активность масс.

Различение пропаганды и агитации отнюдь не означает, что между ними предполагается резкая грань. Они составляют единый процесс воздействия на массы. Отсюда требуется включение пропаганды в агитацию и агитации в пропаганду. Включение пропаганды в агитацию достигается освещением конкретных жизненных фактов теорией. А включение агитации в пропаганду выражается в подкреплении теории конкретными фактами из жизни. Только органичное их взаимопроникновение дает наибольший эффект.

 

Б. Лозунги

В пропагандистско-агитационном арсенале коммунистов важнейшее место занимают лозунги. Они представляют собой

сжатую, ясную формулировку задач борьбы, которые ставятся либо на целый исторический период, либо на отдельные стадии и эпизоды его. В зависимости от функции, выполняемой лозунгами в тот или иной момент, в марксистско-ленинской литературе выделены три их типа: лозунги пропаганды, лозунги агитации, лозунги действия.

Лозунг пропаганды преследует цель обозначить какую-либо задачу, которая исторически встала уже в повестку дня и должна быть решена в более-менее отдаленном будущем. Требуется привлечь к этой задаче внимание масс, разъяснить ее суть и условия осуществления. Лозунг агитации преследует цель уже не только помочь массам осмыслить данную задачу, но и вызвать у них желание ее решать, сформировать готовность к соответствующей политической активности. Лозунг действия преследует цель отмобилизовать и двинуть массы на непосредственное решение данной задачи, поставить ее в плоскость практической реализации. Высшее выражение лозунг действия получает в директиве, т.е. прямой установке партии на осуществление конкретных шагов в такое-то время, в таком-то месте по решению данной задачи. Пример – трансформация в 1917 г. лозунга большевиков «Вся власть Советам!». В апреле он был лозунгом пропаганды. В июне стал лозунгом агитации. В первой декаде октября превратился в лозунг действия. В конце октября получил форму директивы.

В марксизме-ленинизме обозначены требования, которыми коммунистам надлежит руководствоваться при формулировании лозунгов:

1. Лозунги должны вытекать из точного классового анализа объективной действительности, т.е. характера переживаемого исторического периода и особенностей текущей политической ситуации. Лозунги правильны и ценны не тем, что ярки, а тем, что верно отражают положение вещей. В противном случае они будут представлять собой оторванную от жизни, не учитывающую реальность пустую субъективистскую фразу.

2. Лозунги следует выдвигать своевременно. С одной стороны, они не должны отставать от событий, приспосабливаясь к ним после их свершения, а должны идти впереди революционной самодеятельности масс, показывая им путь борьбы. С другой стороны, лозунги не должны игнорировать уровень политической зрелости масс, а должны соответствовать их умонастроению. Без этого они не встретят в массах отклика и окажутся пустым выкриком, повиснут в воздухе. Массы воспримут только такие лозунги, которые для них бесспорны, которые основываются не на указаниях кого-либо, а на понимании самих масс их необходимости9. В частности, такая своевременность нужна при переводе лозунга пропаганды в лозунг агитации, лозунг агитации в лозунг действия, лозунг действия в директиву. Преждевременный или запоздалый их перевод столь же опасен, а нередко и гибелен, сколь опасны и гибельны преждевременные или запоздалые политические выступления.

3. Лозунги по своему содержанию не могут быть только «отрицательными», т.е. клеймящими пороки существующего строя и служащими лишь для «заостривания» сознания трудящихся против него. Они одновременно должны давать положительный ответ на то, как коммунисты решат данный вопрос, когда придут к власти. «Отрицательный» лозунг, не связанный с определенными положительными решениями, не «заостривает» а во многом отупляет сознание трудящихся, ибо нацеливает их исключительно на разрушение, а не на созидание, является пустой декламацией.

4. Лозунги нельзя рассматривать как святыню, как навсегда данный талисман. Следует помнить, что, брошенные в массы, они имеют свойство застывать, сохранять для многих свою силу даже тогда, когда изменились породившие их условия. Но кто использует старые лозунги в новой ситуации, тот увлекается лишь звуком слов, не сознавая их смысла. Нельзя, например, в момент общественного спада повторять лозунги, годившиеся только для периода общественного подъема. Поэтому следует всегда тщательно продумывать условия и пределы применимости лозунгов. И раз обстановка требует смены лозунгов, их нужно решительно менять, сколь бы сами по себе привлекательны они ни были.

5. Если правильные и своевременные лозунги выдвинуты, тогда уже позорно пятиться назад. Требуется, оставив всякие увертки, сделать их оселком повседневной политики, развернуть вокруг них пропагандистско-агитационную работу, разъяснять массам пути их осуществления. Следует упорно добиваться, чтобы взятые на вооружение лозунги прочно усваивались массами, входили в их речь и даже становились популярными народными поговорками.

 

В. Печать

К числу мощных средств пропагандистско-агитационной работы относится печать. Для современной деятельности коммунистов здесь наиболее актуальны следующие марксистско-ленинские установки:

Первое. Наряду с издаваемыми в центре и на местах большими формами печати (газетами, журналами, сборниками, книгами, брошюрами), должен быть налажен и широкий выпуск ее малых форм, листковой агитации – живых, кратких и подвижных листовок, прокламаций, бюллетеней по освещению важных текущих политических вопросов и насущных жизненных проблем трудящихся.

Второе. Все печатные издания должны (о чем сказано выше) быть не только коллективными пропагандистами и агитаторами, но также и коллективными организаторами. То есть, наряду с распространением идей и пробуждением активности масс, их задача – способствовать лучшей организации как партийной деятельности, так и действий широких беспартийных слоев во имя общего подъема народного движения.

Третье. Учитывать, что точным мерилом того, насколько солидно поставлена в партии печать, является степень частоты и регулярности выхода и распространения ее в партийной и беспартийной среде.

Четвертое. Писать в партийные издания должны не только профессиональные журналисты и литераторы. Издания станут вполне живыми и жизненными лишь тогда, когда на несколько пишущих журналистов и литераторов будет приходиться во много раз больше участвующих в изданиях не журналистов и не литераторов.

Пятое. Печать должна быть открыто партийной, и принцип партийности печати следует осуществлять в наиболее полной форме. Это означает:

1. Печать не может быть лишь чьим-то индивидуальным делом. Она обязана стать частью общепартийного дела, неразрывно связанной с остальными его частями. Газеты и другие издания должны быть органами или партии в целом, или ее звеньев. Работающие в изданиях на постоянной основе журналисты и литераторы должны непременно входить в эти звенья. Независимых в партийном отношении журналистов и литераторов быть не должно. Все печатное хозяйство (издательства, склады, магазины и т.п.) должно полностью или на оговоренных началах относиться к партийным организациям, быть им подотчетным. Превращение печати в орудие наживы кого-либо абсолютно недопустимо.

2. По содержанию вся печать должна быть идейной, коммунистической. Состоящие в партии журналисты и литераторы, проповедующие антикоммунистические взгляды, должны из нее и ее органов изгоняться. О сотрудничающих в партийной печати журналистах и литераторах не коммунистах надо судить не по профессиональному мастерству и завлекательности их писаний, а с точки зрения присущего им идейного направления, с позиций того, что они несут в массы. Для коммунистической партии возможно только такое усиление читательского интереса к своим изданиям и увеличение их тиража, которое обеспечивается материалами не против коммунизма, а за него.

3. Категорически недопустимо участие коммунистов в некоммунистической, буржуазной печати, если оно связано с прямой или косвенной борьбой против коммунистической партии и играет на руку ее противникам. Иное участие коммунистов в данной печати допустимо, но должно находиться под контролем партии во всех случаях, когда оно играет какую-либо политическую роль и влияет на массу.

Шестое. Существенное значение имеет финансовая помощь партийной печати со стороны читателей – подписка на издания, их розничная продажа, денежные взносы на печать. Последние, помимо чисто финансового аспекта, очень еще важны в морально-воспитательном и организационном отношениях. Поддерживая печать не только подпиской и распространением, но и регулярными взносами, трудящиеся тем самым теснее сплачиваются вокруг своих изданий (и, значит, вокруг партии), идейно закаляются и становятся политически активнее. Поэтому следует по возможности развивать обычай пусть скромных, но постоянных групповых и индивидуальных взносов трудящихся на партийную печать. Они в указанном смысле дороже, чем более солидная финансовая поддержка состоятельных людей.

 

Стачки (забастовки)

Стачки(забастовки)есть коллективное, частичное или полное, прекращение работы с целью достижения каких-либо требований. Стачки вытекают из самой сущности капитализма; они появились с возникновением пролетариата и ознаменовали начало его сопротивления буржуазии. Поэтому стачки представляют собой чисто пролетарское орудие классовой борьбы.

Ленин, обобщив мировой и российский опыт стачечного движения, оценил его значение исключительно высоко, раскрыл характер воздействия стачек на классовую борьбу пролетариата. Он писал, что в обыкновенное время рабочий молча тянет лямку, не перечит хозяину, не рассуждает о трудной жизни. Во время же стачки он громко заявляет свои требования и права, припоминает хозяевам их притеснения. В обыкновенное время мысль рабочего замыкается лишь на нем одном и его семье. Во время же стачки, будучи членом коллектива стачечников, он уже думает не только о себе, но и о товарищах, которые бросили работу и стоят вместе с ним за общее дело, не боясь репрессий и лишений. Более того, стачка побуждает рабочих к размышлениям не об одних только своих товарищах, а о всем классе пролетариата, и не об одних только своих хозяевах, а о всем классе капиталистов. Анализируя и сравнивая во время стачек на других предприятиях поведение капиталистов и рабочих, стачечники лучше начинают понимать, что весь класс капиталистов есть враг всему классу рабочих и что рабочие могут надеяться лишь на себя и свое объединение.

Стачка, далее, открывает глаза рабочим не только на капиталистов, но и на существующий в стране политический режим, на власть. Действия последних в ходе стачки показывают, что они защищают интересы не рабочих, а капиталистов и что исходящие от них законы пишутся главным образом для тех же целей. Поэтому с каждой стачкой в рабочих крепнет сознание того, что политический режим, власть им враждебны и что рабочие должны подготовить себя к борьбе с ними за народные права. Всякая стачка неизбежно больше или меньше закладывает в мысль рабочих зерна раздумий о социализме – строе без эксплуатации и угнетения, строе трудящихся. Нередко бывает, что до крупной стачки рабочие почти ничего не знали и не думали о социализме, а после стачки многие из них делаются социалистами, приходят в коммунистическую партию.

Несмотря на претерпеваемые стачечниками репрессии и лишения, рабочие других предприятий испытывают подъем духа, когда видят, что их товарищи вступили в открытую борьбу. Случается, стоит забастовать одному предприятию, как ряд стачек начинается на других. Каждая стачка обогащает совокупный опыт пролетариата. Если стачка неудачна, она вызывает обсуждение причин неудачи и изыскание лучших приемов стачечной борьбы. Если стачка удачна, она, кроме прямого выигрыша от удовлетворения выдвинутых требований, показывает рабочим силу объединения и побуждает других воспользоваться успехом товарищей. Рабочий класс, трудящиеся в целом выигрывают еще и от того отпора, который стачечники дают эксплуататорам. Без него трудовой люд был бы гораздо беззащитнее перед лицом своих угнетателей.

Таким образом, стачки действительно являются могучим средством классовой борьбы пролетариата. Они страшат капиталистов тем, что начинают колебать их господство. При отказе пролетариев от работы капиталистический механизм грозит остановиться. Каждая стачка напоминает капиталистам, что настоящими хозяевами являются все-таки не они, а рабочие. И одновременно каждая стачка напоминает рабочим, что положение их не безнадежно. Поэтому стачки по праву можно назвать школой войны, в которой рабочие учатся бороться. Жизнь показывает, что без широкого стачечного движения расшевелить, раскачать, просветить и организовать массы нельзя. И коммунисты должны стачечному движению всегда уделять первостепенное внимание.

По своему характеру стачки бывают экономические и политические. Политические стачки (по поводу государственного устройства и участия трудящихся в государственных делах) затрагивают основные, самые глубокие условия жизни общества и в конечном счете направлены на уничтожение существующего строя в целом. Без них главный вопрос революции – о власти – решен в пользу трудящихся быть не может. Однако, как свидетельствует опыт, поднять трудящихся сразу на массовую политическую стачку без предшествующих ей экономических стачек (по поводу удовлетворения непосредственных насущных нужд трудящихся) абсолютно невозможно. Происходит так потому, что при капитализме всегда имеются многочисленные слои, которые об общих политических проблемах не задумываются и разбудить которые можно лишь путем обращения именно к их непосредственным насущным нуждам. Отсюда следует, что усилить классовую борьбу в целом и довести ее до борьбы политической можно только через усиление экономической борьбы. «…Только экономическая борьба, – пишет Ленин, – только борьба за немедленное, непосредственное улучшение своего положения способна встряхнуть наиболее отсталые слои эксплуатируемой массы, дает им действительное

воспитание и превращает их – в революционную эпоху – в течение немногих месяцев в армии политических борцов»[75]. Сражаясь за экономическое улучшение, трудящиеся созревают и для политических действий, становятся способны осуществлять общие освободительные цели.

Из сказанного вытекает важнейшая задача коммунистов: соединить экономические и политические стачки в единое широкое общенародное движение,добиться, чтобы массовые стачки содержали в себе и моменты экономические, и моментыполитические. Политический и экономический моменты в стачке будут как бы поддерживать друг друга, составлять взаимный источник силы. В начале стачки и при втягивании в нее новых слоев на первом месте должен находиться экономический момент. А по мере развития стачки все больший удельный вес должен получать политический момент, просвещая стачечников и поднимая их действия на высшую ступень. Соединение, переплетение экономического и политического моментов составляют залог действительно мощной, массовой революционной стачки.

Следует учитывать, что любую стачку нельзя вызвать искусственно, по одному только желанию кого-либо. Условия для нее должны созреть, и коммунисты обязаны следить за этим процессом, по мере сил способствовать ему, уметь правильно выбрать время для стачки, когда она стала возможной, и возглавить ее. Если же стачка началась стихийно, под воздействием выплеснувшихся через край недовольства и озлобления трудящихся, долг коммунистов – внести в нее сознательность и направить усилия стачечников по нужному руслу. Предметом заботы коммунистов должно быть изыскание средств для отражения возможных со стороны хозяев локаутов (массовых увольнений). Иногда вообще требуется удержать трудящихся от стачки, ибо хозяева сами могут провоцировать ее, поскольку в ряде случаев (например, при кризисах) им выгодно на время остановить производство и уволить работающих. Важно также помнить, что для полного успеха стачек всегда нужны симпатии и сочувствие к ним населения, его готовность поддержать стачечников, прийти к ним на помощь.

 

Демонстрации

Демонстрации есть публичное выражение общественно-политических настроений (одобрения или протеста) путем устройства массовых уличных шествий и митингов. Ленин видел в демонстрациях форму более широкого и открытого, чем стачки, выступления трудящихся масс и считал переход от стачек политического характера к уличным демонстрациям огромным, великим шагом вперед в развитии классовой борьбы. Он указывал, что в условиях революционного подъема партия должна особо ставить перед собой задачу проведения регулярных уличных революционных демонстраций как в их сочетании с политическими стачками, так и в виде самостоятельных акций. Ленин выделил несколько возможных типов демонстраций.

Первый тип – демонстрация-чествование. К нему относилась состоявшаяся в Петрограде 23 марта (5 апреля) 1917 г. демонстрация по случаю похорон жертв Февральской революции. Это было чествование первой победы революции и ее героев, взгляд, брошенный народом на пройденный им наиболее успешно начальный этап к свободе. Второй тип – демонстрация-праздник. К нему относилась демонстрация, состоявшаяся в Петрограде 18 апреля (1 мая) 1917 г. Это был праздник пожеланий и надежд народа, связанный с историей международного движения, с его идеалом мира и социализма. Ни та, ни другая демонстрации, отметил Ленин, не задавались целью указать, и не могли указать, направление дальнейшего развития революции, не ставили перед массами и от имени масс конкретных вопросов о том, куда и как революция должна идти. Это делает демонстрация третьего типа – демонстрация-действие. Такой была политическая демонстрация, состоявшаяся в Петрограде 18 июня (1 июля) 1917 г. Она представляла собой, пишет Ленин, разъяснение (не в книжке или газете, а на улице, и не через вождей, а через массы) того, как разные классы действуют, хотят и будут действовать в революции дальше. Демонстрация показала абсолютную контрреволюционность крупной буржуазии, выжидательно-колеблющуюся позицию мелкобуржуазных слоев и твердое стремление пролетариата идти по пути революции до конца, до взятия власти. Демонстрация стала проявлением сил и политики революционного рабочего класса, указывающего выход из тупика, в котором к тому времени оказалось российское общество. Аналогичный характер носили также демонстрации, состоявшиеся в Петрограде 21 апреля (4 мая) и 3 (16)-4 (17) июля 1917 г. Ленин квалифицировал все последние три события как форму противоправительственной демонстрации усложненного типа. Они были больше простой демонстрации, но меньше восстания. Больше простой демонстрации потому, что события выразили переливающееся через край недовольство масс, чрезмерное возбуждение их против правящего режима. Меньше восстания потому, что о непосредственном захвате власти речь тогда все же не шла, ибо силы контрреволюции еще перевешивали силы революции.

Для современных коммунистов не утратили актуальность рекомендации, которые по проведению демонстраций дал еще в 1903 г. II съезд РСДРП:

1. Организовывать демонстрации следует только в случаях, когда у рабочих есть соответствующее этому настроение, и при его отсутствии не стараться поднять массы на демонстрацию искусственно. (А Ленин в другом месте указывает, что для демонстраций особенно нужно использовать такие моменты, когда какое-нибудь безобразие власти возбудило в широких слоях населения чувство возмущения).

2. Необходимо предварительной пропагандистско-агитационной работой вызвать у широких слоев населения сочувственное отношение к целям демонстрации и проинформировать их о решаемых коммунистами задачах.

3. В любой демонстрации непременно надо иметь основное ядро участников, которое должно быть хорошо организовано и подготовлено к роли цементирования демонстрантов.

4. Предусмотреть меры для того, чтобы при необходимости демонстранты могли давать надлежащий, в том числе и вооруженный, отпор силовым действиям властей.

5. Так как против демонстрантов часто применяются регулярные войска, следует знакомить солдат с характером и целью демонстраций, призывать к братанию с народом и не допускать со стороны демонстрантов их нежелательного раздражения.

При завершении демонстраций нужно тщательно подводить их итоги, непременно проявляя заботу о том, чтобы полученные уроки прочно усваивали и партия, и народ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.014 с.)