Глава четвертая. Из истории утверждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава четвертая. Из истории утверждения



МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Основные этапы развития марксизма-ленинизма

 

Во всех европейских странах социалистические учения и рабочее движение существовали сначала отдельно друг от друга. Рабочие вели борьбу с буржуазией, а идеологи социализма, находясь в стороне от нее, создавали свои учения, критиковали капитализм и требовали его замены справедливым строем. Отрыв рабочего движения от социалистических учений порождал слабость, неразвитость того и другого. Социалистические учения, не слитые с борьбой пролетариата, были только утопиями, добрыми пожеланиями, не влиявшими на реальную жизнь. Рабочее же движение, лишенное научного знания, оставалось стихийным, раздробленным, мелочным, не имевшим серьезного политического значения. Поворот социалистической мысли к слиянию с рабочим движением – великая заслуга Маркса и Энгельса. Их учение объяснило необходимость такого слияния и поставило перед социалистами задачу организации классовой борьбы пролетариата.

На первом этапе своего существования марксизм являлся идейным знаменем лишь небольшого отряда революционных пролетариев, выступивших как передовая часть рабочего крыла освободительного движения в буржуазно-демократических революциях 1848-1849 гг. В последовавший затем, в 50-х гг. XIX в., период европейской реакции распространение революционно-коммунистических идей велось главным образом в форме литературно-публицистической деятельности Маркса, Энгельса и их соратников на страницах прогрессивной печати. Тогда марксизм имел еще сравнительно узкий круг сторонников. И на более широкие рабочие, революционно-демократические слои влиял не столько он в целом, сколько отдельные его идеи. В 60-е гг. марксизм начал завоевывать себе массовую базу, активно воздействуя на выработку программы, стратегии и тактики международного пролетариата. Значительно расширился круг последователей научного коммунизма. Пошло усвоение не только его отдельных идей, но уже и марксистского учения как мировоззрения. Оно в неодинаковой мере и с неодинаковой глубиной становилось достоянием различных участников революционной борьбы.

После Парижской коммуны 1871г. открылся новый период всемирной истории и истории рабочего движения. От предыдущих он отличался «спокойным» характером, отсутствием революций: Запад с буржуазными революциями покончил, Восток до них еще не дорос. Тем не менее в различных странах стали создаваться социалистические и рабочие партии, строившие в той или иной степени свою деятельность на марксистской основе. Сделались разнообразнее средства распространения марксистских идей. Пропаганда марксизма увеличилась не только в связи с ростом социалистической печати и выпуском социалистической литературы, но и с формированием научно-литературных сил пролетарских партий, появлением целой плеяды талантливых теоретиков и пропагандистов марксизма.

Следующий период в утверждении марксизма был связан с наступлением эпохи империализма и пролетарских революций, с деятельностью Ленина и большевиков. Он характеризовался сущностным сдвигом как в развитии революционной теории, так и в соединении ее с рабочим движением. В это время речь уже идет не только о марксистских, а о марксистско-ленинских идеях. Под их воздействием победила Великая Октябрьская социалистическая революция.

Послеоктябрьская эра обусловила качественно новый характер взаимодействия марксистско-ленинской теории и революционной практики. Марксизм-ленинизм теперь претворяется в действительность во всей его полноте, воплощается в практике строительства социализма и создании мировой социалистической системы. В связи с укреплением международного коммунистического движения соединение пролетарской теории с борьбой рабочего класса приобретает несравнимо большие масштабы, глубину и эффективность. Марксистско-ленинские идеи оказывают возрастающее воздействие на весь мировой революционный процесс, на жизнь всего человечества.

Развитие марксизма-ленинизма, вследствие разносторонности, богатства его теоретического содержания, происходило путем выдвижения на передний план в различные исторические периоды то одной, то другой его стороны. Это диктовалось условиями конкретного времени, потребностями и задачами общественного прогресса. Так, до западноевропейских революций 1848-1849 гг. первоочередным было формирование философии марксизма. В их период актуальными стали политические идеи марксизма, осмысление революционного опыта. В 50-60-е гг. преобладающее значение получили социально-экономические взгляды марксизма. В 70-е и последующие годы интенсивно анализировались проблемы теории коммунистической формации, стратегии и тактики пролетариата. Аналогично обстояло дело и на ленинском этапе развития марксизма. В 90-е гг., в связи с потребностями российского общественного развития, особую остроту приобрели разработка и применение экономического учения марксизма. В период русской революции 1905-1907 гг. первостепенное внимание уделялось марксистской политике. В последующие годы повышенный интерес получили дальнейшая разработка философских основ марксизма, осмысление открытий естествознания, анализ новых явлений и тенденций вобщественном развитии. В годы Первой мировой войны в центре марксистской мысли находились проблемы империализма, теория социалистической революции. В период с февраля по октябрь 1917 г. центральное место заняли вопросы стратегии и тактики борьбы за власть.

Ленин, указывая на данную особенность становления марксизма, разъяснил, что это не означает, будто позволительно, занимаясь одной его стороной, игнорировать другие. Это означает только, что не от субъективных желаний, а от соответствующих исторических условий зависит преобладание интереса к той или другой стороне коммунистического мировоззрения. Изменение общественной обстановки не может не выдвигать в марксизме, как живом учении, на первый план различные стороны его.

 

Идейно-политические враги

Марксизма-ленинизма

Развитие и утверждение марксизма-ленинизма в революционном движении происходили в процессе непрерывной борьбы с противостоящими ему идейно-политическими течениями. Главным внешним врагом марксизма-ленинизма изначально выступала и продолжает выступать буржуазная наука, у которой он вызывает величайшую вражду и ненависть. Ленин отметил, что иного отношения нельзя и ждать, поскольку вся буржуазная наука так или иначе защищает наемное рабство, а марксизм объявляет ему беспощадную войну. Он подчеркивал, что своеобразный закон буржуазной эпохи составляет положение: кто наглее и бесстыднее издевается над наукой ради уничтожения Маркса, тому больше чести. И на ученые должности пускаются в первую очередь те, кто продает науку капиталу, кто соглашается против Маркса, социализма говорить самый невероятный вздор, бессовестнейшие нелепости и чепуху. Какое дело буржуазным ученым до научной объективности?! Лишь бы лягнуть Маркса и социализм, а остальное приложится.

Идеологи буржуазии смотрят на марксизм-ленинизм с высокомерным презрением, но в нем много трусливого лицемерия. Они боятся марксизма-ленинизма как революционного учения. Они будут и впредь бешено поносить его, а мерой их озлобленности является мера противоположности взглядов марксизма-ленинизма интересам эксплуататоров. Наиболее полное выражение такое отношение буржуазии к марксизму-ленинизму получило в антикоммунизме – главном идейно-политическом оружии империализма в его борьбе против всех революционных социальных и национально-освобоительных сил с целью защиты капиталистического строя.

Однако и среди учений, распространенных преимущественно в пролетариате, марксизм укрепился далеко не сразу. Первые полвека своего существования, с 40-х гг. XIX столетия, он боролся с теми из них, которые были в корне враждебны ему. К ним относились философский идеализм радикальных младогегельянцев, прудонизм, бакунизм, дюрингианство и другие. В конечном счете победа над ними была в основном достигнута. Рабочие партии, отмечено, начали строить свои программы, стратегию и тактику на марксистской базе. Международная организация рабочего движения во всем существенном стала на почву марксизма. Но, указал Ленин, когда марксизм вытеснил из пролетарского движения все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, те тенденции, которые в них выражались, начали искать себе иных путей. Победа марксизма заставила его врагов переодеваться марксистами. И вторые полвека существования научного коммунизма, с 90-х гг. XIX столетия, ознаменовались борьбой против враждебных марксизму устремлений внутри самого марксизма

Этот внутренний враг марксизма получил уже употреблённое выше название оппортунизма. Оппортунизм (с латинского – удобный) есть идейно-политическое течение в международном пролетарском движении, представляющее собой совокупность теоретических взглядов и практических действий, объективно противоречащих интересам рабочего класса и делающих его поведение удобным, выгодным буржуазии. В марксизме-ленинизме указаны непосредственные причины, вызывавшие и по сей день вызывающие оппортунизм:

1. Наличие у данного явления классовых корней в буржуазном обществе. Состоят они в том, что при капитализме рядом с пролетариатом всегда находятся широкие мелкобуржуазные слои. Стены между первым и вторыми нет и быть не может. Пролетариат с мелкобуржуазными слоями постоянно контактирует и, вследствие разорения представителей этих слоев, во многом за их счет пополняется. Вливаясь в ряды пролетарского движения, они привносят в него свою идеологию, психологию и методы действий. На переваривание и обучение таких «рекрутов» пролетарского движения приходится затрачивать много энергии, внимания, времени.

2. Неодинаковость развития капитализма в различных странах и различных областях народного хозяйства. Марксизм возник как продукт уже довольно зрелых буржуазных отношений. Поэтому он всего легче, быстрее, полнее и прочнее усваивается рабочим классом и его идеологами в условиях наибольшего развития капитализма, крупной промышленности. Отсталые же капиталистические, а тем более докапиталистические отношения порождают таких сторонников пролетарского революционного движения, которые усваивают себе лишь некоторые стороны марксизма-ленинизма, некоторые его выводы, требования и лозунги, оставаясь во многом на позициях буржуазного и мелкобуржуазного миросозерцания.

3. Диалектический характер капиталистического развития, идущего в противоречиях и путем противоречий. Капитализм, с одной стороны, прогрессивен, ибо уничтожает отжившие способы производства и обеспечивает огромный рост производительных сил, но, с другой стороны, он на известной ступени задерживает рост производительных сил. Капитализм, с одной стороны, организует, дисциплинирует, совершенствует рабочих, но, с другой стороны, он подавляет, угнетает и эксплуатирует их. Капитализм, с одной стороны, сам создает себе могильщика, сам творит элементы нового строя, но, с другой стороны, они, без сознательной и самостоятельной деятельности трудящихся, господство его не затрагивают. Эти противоречия живой реальности охватывает и разъясняет марксизм. Но широкие массы учатся не из книг, а из жизни. И потому отдельные их категории постоянно засматриваются то на одну, то на другую сторону капиталистической действительности, абсолютизируют их, возводят в общую теорию, что и порождает однобокие, противоречащие марксизму-ленинизму взгляды и методы действий.

4. Изменения в тактике буржуазии. Будь тактика буржуазии неизменной, пролетариат быстро научился бы адекватно отвечать на нее. Но буржуазия выработала и использует два метода отстаивания своего господства, взаимно заменяя и переплетая их. Первый – метод насилия, отказа от всяческих уступок рабочему движению, поддержки отживших учреждений, непримиримого отрицания реформ. Второй – метод «либерализма», шагов в сторону реформ, уступок, развития демократических прав и свобод. Причем от одного к другому методу буржуазия переходит не по злостному расчету и не по случайности, а в силу коренной противоречивости ее собственного положения. С одной стороны, природа буржуазии изначально предрасполагает к использованию ею против трудящихся любых зверских средств. Но, с другой стороны, сами условия капиталистического производства требуют обеспечения трудящимся известного минимума благосостояния и культуры. И переход от политики насилия к политике уступок обманывает какую-то часть рабочих, вызывает у них колебания в умонастроении и действиях.

Из сказанного следует, что оппортунизм – явление отнюдь не случайное, не результат ошибки или, тем более, сознательного предательства. Он представляет собой своего рода карикатуру на марксизм, вызываемую условиями капиталистической действительности. Суть карикатуры, разъяснял Ленин, – распространение правильных марксистских

рассуждений на такие случаи, куда они на самом деле не распространяются, и доведение их тем самым до абсурда. Оппортунисты, по ленинскому выражению, – это «якобы марксисты», это «социал-демократы в стиле модерн»[33]. Искажение коммунистической теории здесь выдается за саму теорию, используют марксистскую терминологию для прикрытия антимарксистского содержания.

Оппортунизм распадается на правую и левую разновидности[34]. Правый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев (включая обуржуазившуюся часть рабочего класса), которые имеют относительно сносные условия существования и не выступают за коренную ломку капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на более-менее спокойные периоды развития капитализма, когда нет кризисов и потрясений, прогрессирует экономика, нормально функционирует буржуазная демократия. В такое время верхним слоям рабочего класса и его мелкобуржуазных попутчиков перепадает некоторая доля от сверхприбылей буржуазии, массы добиваются известных успехов. Указанные процессы и порождают правоопортунистические тенденции в пролетарском движении. Суть правого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:

1. Ограничение классовой борьбы только областью буржуазных отношений, отрицание необходимости доведения ее до уничтожения капитализма и перехода к социализму. Фактически это означает замену теории классовой борьбы теорией социального мира и сотрудничества классов.

2. Отказ от прямых, непосредственных революционных действий и сведение всей деятельности пролетарского движения к достижению возможных в рамках буржуазной законности улучшений положения трудящихся с помощью реформ.

В теории правый оппортунизм обычно связан с ревизионизмом – направлением мысли, пересматривающим коренные устои коммунистического учения, но выступающим под его флагом.

Ленин охарактеризовал правый оппортунизм как проведение буржуазной политики в рабочем движении, проявление буржуазного влияния на пролетариат и буржуазное развращение пролетариев. Правые оппортунисты, указывал он, есть агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики буржуазии, заключившие с нею союз против эксплуатируемых ею масс. Это люди, плененные буржуазным мировоззрением и разучившиеся смотреть на вещи с революционной точки зрения. Они признают марксизм за исключением его революционной стороны и превращают из идеологии наиболее передового класса в идеологию самых неразвитых категорий трудящихся.

Левый оппортунизм отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев, которые, наоборот, имеют неблагоприятные условия существования и склонны к коренной ломке капиталистических порядков. Обычно рост данной разновидности оппортунизма приходится на периоды, когда под воздействием присущих капитализму противоречий его механизм разлаживается, а переживаемые народом трудности резко усиливаются. Стремление во что бы то ни стало быстрее улучшить жизнь и порождает левооппортунистические тенденции в рабочем движении. В известной мере ещё их питает реакция части рабочего движения на политику правого оппортунизма. Испытывая к нему ненависть за отступничество от революции, эта часть берет на вооружение методы, характерные для левых оппортунистов. Суть левого оппортунизма в первую очередь определяют такие главные его особенности:

1. Волюнтаризм, подменяющий трезвый, обстоятельный анализ действительности произвольными, поверхностными решениями.

2. Ультра-революционаризм, толкающий пролетарское движение на радикальные, но неоправданные и в последнем счете вредные акции.

В теории левый оппортунизм обычно связан с догматизмом – направлением мысли, искажающим коренные устои коммунистического учения вследствие нетворческого, буквоедского использования его.

Ленин назвал левый оппортунизм грозным, надутым, чванливым на словах, но пустышкой раздробленности, распыленности и безголовости на деле. В поведении он, как и правый оппортунизм, тоже отступает от условий и потребностей выдержанной пролетарской классовой борьбы. И, стало быть, выходит, что левым (т.е. революционным) он является лишь по видимости, а не по сути. Поэтому название данной разновидности оппортунизма зачастую обозначают в кавычках (пишут – «левый» оппортунизм), подчеркивая тем самым присутствующий здесь иронический оттенок.

Та и другая разновидности оппортунизма (несмотря на внешние различия) фактически являются близнецами. Они носят одинаковый мелкобуржуазный характер, стоят на одинаковой мелкобуржуазной позиции и объективно представляю собой каналы насаждения в пролетарской среде мелкобуржуазной стихии. Левый оппортунизм есть тень правого оппортунизма. Обе уродливости взаимно дополняются, нанося пролетарскому движению огромный вред. Разница между ними заключается лишь в том, что правые обычно не скрывают свой оппортунизм, а левые всегда камуфлируют его революционной фразеологией, играя на чувствах масс. В активном, неослабевающем противостоянии правому и левому оппортунизму марксизм-ленинизм видит непременное и важнейшее условие успеха революционной борьбы масс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.034 с.)