Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава вторая. Ключевые положения составныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧАСТЕЙ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Диалектический материализм Материя и сознание. Вся окружающая людей действительность включает в себя два исходных вида явлений. Один вид – материальные, т.е. вещественные явления; они существуют вне человеческого сознания в виде предметов, процессов и независимо от него. Другой вид – идеальные (духовные), т.е. невещественные явления; они существуют в человеческом сознании в виде мыслей, чувств и неотъемлемы от него. Поскольку, кроме материального и идеального (духовного), ничего иного в действительности нет, исключительно важно понять характер их связи между собой. Без этого невозможно нарисовать общую картину мира, создать то или иное мировоззрение. Отсюда вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию составляет основной вопрос любой философии. В свою очередь основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона касается выяснения: что первично и что вторично – сознание или материя, материальное ли порождает идеальное (духовное) или наоборот? Вторая сторона касается выяснения: познаваем ли мир, способно ли сознание составить верные представления о нем? Философы, считающие материю первичной, а сознание вторичным, относятся к материалистам. Философы, считающие первичным сознание и вторичной материю, относятся к идеалистам. Материалисты признают познаваемость мира, способность сознания составить верные представления о нем. Часть идеалистов считает возможным познать мир, но рассматривает познание не как проникновение в глубь материи, а как познание или собственных мыслей (субъективные идеалисты), или некоего порождающего материю Мирового духа, Мировой идеи (объективные идеалисты). Часть же идеалистов вообще отрицает возможность достоверного познания, образуя лагерь агностицизма (от греческого: «а»– не, «гносис»– знание). Главная черта материализма заключается в стремлении объяснять мир из него самого, представлять его таким, каков он есть на самом деле, без всяких прибавлений и выдумок. Главная черта идеализма, напротив, заключается в отказе и неспособности объяснять мир из него самого, в искажении подлинного положения дела. Поэтому материализм соответствует научному знанию и, как правило, служит прогрессивным силам общества, заинтересованным в правдивом взгляде на действительность для ее успешного преобразования в интересах большинства. Идеализм же противоречит научному знанию и, как правило, служит реакционным силам общества, заинтересованным в обмане большинства для сохранения над ним своего господства. Марксистско-ленинская философия базируется на прочных и безусловных материалистических основаниях, исходит, как отмечено, из первичности материи и вторичности сознания. Согласно марксистско-ленинским воззрениям, материя есть то, что составляет всю объективную реальность. Она естественна, посюстороння, вечна, ее никто никогда не создавал и никаких нематериальных, сверхъестественных, потусторонних сил в мире не существует. Сознание же есть свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной, т.е.человеческого мозга. Суть этого свойства – отражать материю и воспроизводить объективную реальность в субъективных идеальных (духовных) образах. Принципиальное отличие материализма от идеализма в вопросе о соотношении сознания и материи хорошо показал Маркс на сравнении своего понимания процесса мышления с гегелевским его пониманием: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель. – А.Б.) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[10]. Материальное, стало быть, порождает идеальное (духовное). Вместе с тем, согласно марксистско-ленинским воззрениям, такое соотношение материи и сознания нельзя упрощать, считать его всегда абсолютным (неизменным). Абсолютное (неизменное) значение оно имеет только в пределах вопроса о том, что признавать изначально первичным и что вторичным. Здесь, действительно, всегда первичное – материя и вторичное – сознание. Во всех же иных случаях соотношение между ними будет уже не абсолютным (неизменным), а относительным (изменяющимся): материя и сознание могут как бы меняться местами. Поэтому ошибочно думать, будто сознание, являясь порождением материи, способно только пассивно, фотографически отражать объективную реальность, никак не влияя на нее. Возникнув на основе материи, сознание затем (из-за накапливающейся в нем информации о внешнем мире) начинает существовать в известном смысле независимо от материи, обретает по отношению к ней определенную самостоятельность и активность. Вследствие этого сознание делается способным оказывать обратное воздействие на породившую его материю – познавать объективную реальность и намечать пути ее преобразования. Люди тем самым получают возможность не просто приспособляться, как животные, к окружающему, удовлетворяться наличным порядком вещей, а и изменять существующее в соответствии со своими потребностями, стремлениями. «Сознание человека, – отметил в данной связи Ленин, – не только отражает объективный мир, но и творит его»[11]. Творит в том смысле, что через многообразную человеческую практику вторгается в этот мир и производит в нем нужные людям изменения. Диалектический характер материи и сознания. Наукой и опытом установлено, что материя существует в пространственно-временной форме, а способом ее существования является движение, понимаемое как изменение, развитие. Движение абсолютно, вечно, его нельзя ни сотворить, ни уничтожить, ибо несотворима и неуничтожима сама материя. Энгельс пишет: «Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения… Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи»[12]. То же относится и к сознанию, поскольку оно порождается материей и неотрывно от нее. Отсюда следует, что и мир в целом, и сознание людей, как его отражение, необходимо рассматривать не в виде раз и навсегда данного, застывшего, а в постоянном движении, изменении, развитии. В объективной действительности нет ничего такого, чтобы так или иначе не двигалось, не изменялось, не развивалось В философии исторически сложились названные уже две концепции развития. Одна представлена метафизикой, другая – диалектикой. Метафизика (с греческого – то, что идет после физики, т.е. умозрительное, оторванное от опытной науки знание) понимает развитие как лишь количественные изменения, как простое уменьшение и увеличение, как повторение одного и того же без возникновения качественно новых вещей, явлений, процессов. Причем последние она берет изолированно друг от друга и оставляет нераскрытым внутренний источник развития. Поэтому метафизическая концепция очень одностороння, бедна и не позволяет адекватно отразить многогранную, сложную объективную реальность. Она фактически есть концепция не развития, изменения, движения, а неподвижности, неизменности, покоя. Диалектика (с греческого – веду беседу, рассуждаю) понимает развитие как процесс скачкообразного перехода от постепенного накопления количественных изменений к иному качественному состоянию. И движение здесь рассматривается не как лишь повторение пройденного, а как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим вещам, явлениям, процессам и берет последние не в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Она не конструирует искусственно каких-то законов и не приписывает их затем объективной реальности, сознанию, а, наоборот, выводит с помощью сознания эти законы из объективной реальности и выражает их в системе понятий. И, согласно марксистско-ленинским воззрениям, диалектика поэтому представляетсобой наиболее полное, глубокое учение о всяком развитии – как внешнего мира (природы и общества), так и самого мыслящего сознания. Она есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Диалектическое мышление, диалектический метод – инструменты познания и действия. Поскольку вся объективная реальность изначально диалектична, ее успешное познание и преобразование возможны только посредством диалектического мышления, на основе диалектического метода. Выработку такого метода создатели марксизма-ленинизма считали результатом, значение которого не уступает материалистическому воззрению.Они видели в диалектике живую душу, коренное теоретическое основание своего учения, лучшее орудие труда и острейшее оружие. В сущности каждое их произведение, даже если оно не посвящено специально философским проблемам, служит образцом применения диалектики к анализу исторической обстановки, фактов действительности. Именно глубоко диалектический подход к событиям, явлениям и тенденциям политической реальности позволял им в сложнейших ситуациях находить верные решения. Диалектическое мышление есть высший тип умственной деятельности человека, качественный шаг вперед по сравнению с так называемым здравым человеческим смыслом, обыденным сознанием. Последнее, будучи по природе метафизичным, представляет собой непосредственное отражение видимости явлений. Это позволяет отобрать такие приемы и способы практической деятельности, которые известным образом учитывают объективные стороны вещей и в определенных рамках дают нужные результаты. Но обыденного сознания абсолютно недостаточно там, где требуется глубокий подход к теоретическим и практическим проблемам. За пределами узкой сферы своего приложения оно становится односторонним, ограниченным и неохватывает взаимную связь вещей, их движение и развитие, а значит, и сущность. Оценка явлений лишь с точки зрения обыденного сознания, с позиций здравого человеческого смысла наносит урон и теоретической, и практической деятельности людей. Напротив, диалектическое мышление не ограничивается одними лишь эмпирическими данными, а опирается на прочную научную основу. Ценность его заключается в том, что оно, повторим, представляет собой отражение в сознании людей тех же самых всеобщих законов, по которым развивается объективная действительность. И вследствие этого диалектическое мышление воспроизводит в мысли действительность адекватно. Причем оно не останавливается на восприятии только внешней стороны явлений, а проникает за видимые связи и отношения в мир сущностей и закономерностей. Выступая аналогом действительности, оно делает человеческую мысль такой же гибкой и подвижной, как сама жизнь, позволяет познавать ее во всей противоречивости, многогранности и глубине, следовать за всеми изменениями и поворотами развивающейся реальности. Диалектическое мышление воспитывает у работников чувство нового, творческий подход к любому, даже самому рутинному делу, нешаблонный взгляд на вещи, умение находить решения там, где с точки зрения обыденных представлений их не может и быть. Оно придает особую силу искусству спорить, доказывать, убеждать, формирует способность доходчиво объяснять самые сложные научные и жизненные факты (отсюда и буквальный смысл понятия диалектики – веду беседу, рассуждаю). Овладение диалектическим мышлением составляет важнейшую задачу для каждого, кто стремится познать мир и участвовать в его улучшении.
Исторический материализм
Общественное бытие и общественное сознание. Ранее отмечено, что исторический материализм есть перенесение материализма и диалектики с изучения природы на изучение общества, человеческой истории. Тем самым, подобно тому как исходным устоем диалектического материализма является положение о первичности материи и вторичности сознания, исходный устой исторического материализма – положение о первичности общественного бытия (специфического состояния материи) и вторичности общественного сознания (специфического состояния сознания). Под общественным бытием понимается совокупность всех материальных отношений людей, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Под общественным сознанием понимается совокупность мыслей и чувств, которые возникают у людей под воздействием их общественного бытия. Причем общественное сознание не есть простое слагаемое индивидуальных сознаний отдельных личностей. В него входят мысли и чувства, характерные для какого-либо класса, слоя и оказывающие на каждого их члена влияние. Непосредственное же выражение оно получает через индивидуальное сознание отдельных личностей. Отражая различные стороны общественного бытия, общественное сознание существует в различных формах, куда входят: политическая идеология, право, мораль, искусство, наука, философия, религия. Общественное бытие возникает раньше общественного сознания и существует независимо от него. А главное, общественное бытие определяет общественное сознание. Это значит, что каково общественное бытие, таково и общественное сознание. Неизменность общественного бытия обусловливает и неизменность общественного сознания. С изменением общественного бытия неизбежно изменяется и общественное сознание. Однако, как и в случае с осмыслением соотношения материи и сознания, характер зависимости общественного сознания от общественного бытия нельзя упрощать: изменение первого не происходит автоматически после изменения второго. Вследствие накапливающейся в общественном сознании информации о внешнем мире общественное сознание обретает перед лицом общественного бытия относительную самостоятельность и делается способным оказывать на него активное обратное воздействие. Оно может ускорять или замедлять развитие общественного бытия, может укреплять или разрушать его. Способ производства – основа общественного бытия и общественного сознания. Поскольку, согласно материалистическому пониманию истории, исходным для людей является производство необходимых им материальных благ, то способ, каким решается эта задача (способ производства), образует основу всей человеческой жизнедеятельности. Каков способ производства, таковы и человеческая жизнедеятельность, общество, общественное бытие и общественное сознание. С изменением способа производства становятся иными и человеческая жизнедеятельность, общество, общественное бытие и общественное сознание. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это, во-первых, средства производства, при помощи которых создаются материальные блага, и, во-вторых, использующие средства производствалюди, трудящиеся. Состояние производительных сил служит показателем степени власти человека над природой. Производственные отношения – это отношения людей друг к другу в процессе производства. Они показывают, кому принадлежат средства производства и как вследствие этого распределяются в обществе материальные блага. Соответствие между производительными силами и производственными отношениями является решающим условием успешного функционирования способа производства. Как только оно нарушается (т.е. как только производственные отношения, устаревая, начинают отставать от постоянно совершенствующихся производительных сил), между ними возникает противоречие, конфликт: производственные отношения из форм развития производительных сил превращаются в их оковы. Противоречие непременно требуется разрешить, конфликт снять, усовершенствовав производственные отношения и вновь приведя их в соответствие с характером изменившихся производительных сил. Базис и надстройка как воплощение общественного бытия и общественного сознания. Будучи двумя сторонами единого способа производства, производительные силы и производственные отношения в механизме возникновения и функционирования общественного бытия и общественного сознания играют неодинаковую роль. Производительные силы своей вещественно-материальной частью составляют чисто технический, неодушевленный элемент общественного бытия. И в качестве такового они прямого, непосредственного воздействия на общественное сознание не оказывают. Это воздействие оказывают на него производственные отношения – взаимодействие живых носителей общественного сознания. Поэтому производственные отношения образуют базис общества как реальное воплощение общественного бытия. Базис же в свою очередь порождает и несет на себе надстройку как реальное воплощение общественного сознания. Что касается производительных сил, то они, составляя самую глубокую, коренную причину общественного развития, прямо, непосредственно воздействуют на базис общества и только через него, косвенно и опосредованно, – на надстройку. Таким образом, базис есть совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, а надстройка есть совокупность тех явлений, которые возникают и существуют под воздействием и на основе базиса. К ним относятся: а) отмеченные выше формы общественного сознания, б) организации и учреждения, соответствующие данным формам общественного сознания. Поскольку базис и надстройка олицетворяют собою общественное бытие и общественное сознание, они имеют адекватный последним характер взаимодействия. Базис – первичен, надстройка – вторична. Базис возникает раньше надстройки, независимо от нее и определяет ее. Неизменность базиса обусловливает и неизменность надстройки. С изменением базиса неизбежно изменяется и надстройка. Вместе с тем, возникнув под воздействием базиса, надстройка обретает перед ним относительную самостоятельность. Собственно, надстройка потому и возникает, что без нее базис в принципе не может существовать. В обществе ведь все делается людьми, которые руководствуются своими желаниями, стремлениями как отражением их жизненных потребностей. Посредством входящих в надстройку идей, организаций и учреждений они осознают потребности и в ходе целенаправленной деятельности удовлетворяют их. Относительная самостоятельность надстройки проявляется, во-первых, в том, что изменения в ней не происходят автоматически вслед за изменениями в базисе. Она обладает во многом независимой от базиса внутренней устойчивостью и располагает энергией противостоять исходящим от него импульсам. Во-вторых, надстройка и сама оказывает на базис активное обратное воздействие. В зависимости от устремлений использующих надстройку общественных сил она может или укреплять и сохранять базис, или ослаблять и разрушать его. Общественно-экономическая формация. Положения о способе производства, базисе и надстройке составили стержень марксистского учения об общественно-экономической формации. Под нею понимается исторически определенный тип общества, отличающийся присущим ему способом производства, соответствующими базисом и надстройкой, особенным характером. Суть и важность учения состоят в том, что оно позволило на место свойственных для домарксистской мысли абстрактных рассуждений об «обществе вообще» поставить анализ конкретных состояний человечества, находящегося на известных этапах развития. Исследование таких состояний (различных общественно-экономических формаций) дало возможность вычленить в них то, что объединяет однотипные состояния общества между собой и что отличает разнотипные его состояния друг от друга. Тем самым из внешне хаотичного нагромождения всевозможных факторов были выявлены строгие закономерности – устойчивые тенденции в развитии. Они бывают общими, присущими всем формациям, связывающими их в единый мировой процесс. И они бывают специфическими, присущими только конкретным формациям, обусловливающими их внутреннее развитие. Знание общих и специфических закономерностей дает ключ к пониманию единства и многообразия исторического развития человечества. Учение показало, что любая формация представляет собой не просто механическую совокупность людей, вещей, учреждений и идей, а образует целостный социальный организм, включающий различные виды общественных отношений. Самыми главными из них являются производственные отношения. Они выражают сущность и образуют скелет формации, определяют ее жизнь в целом. Изменение производственных отношений вызывает более или менее быстрые изменения всей формации и замену ее другой формацией. Глубинную причину смены формаций составляют названные уже противоречие, конфликт между ушедшими вперед производительными силами и отставшими от них производственными отношениями, начинающими сковывать дальнейший рост производительных сил. Причем ни одна формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора. И новые общественные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старой формации. Известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Они представляют собой ступени исторического процесса, фазы зрелости земной цивилизации. История есть последовательное возникновение, становление, развитие и смена общественно-экономических формаций. Общество в целом не может перескочить через фазы своего развития. Но отдельным народам не обязательно проходить все их. Возможно миновать те формации, которые уже в других странах изжили себя и являются пройденными периодами всемирной истории. Капитализм – последняя антагонистическая (основанная на эксплуатации и угнетении) общественно-экономическая формация на земле. Развивающиеся в недрах самого буржуазного общества силы создают условия для его неизбежной гибели. На смену капитализму также неизбежно должен прийти коммунизм. Классовая борьба. Процесс возникновения, становления, развития и смены общественно-экономических формаций неразрывно связан с борьбой различных классов между собой. Согласно марксизму-ленинизму, классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественных отношений. В условиях первобытного строя классов не существовало, ибо положение всех людей в нем было примерно одинаковым. Затем (главным образом в связи с возникновением частной собственности на средства производства) общество раскололось на классы: имущих (владельцев средств производства) и неимущих (лишенных данных средств). Имущие классы в системе общественных отношений, заняли господствующее место и заставили неимущие классы, занявшие подчиненное место, работать на себя. Это породило между ними антагонистические противоречия и, как следствие, – борьбу. С тех пор классовая борьба стала основным содержанием человеческой истории. Она является не чьей-то прихотью или недоразумением, а заложена в самом существе антагонистического общества: противоположном месте различных классов в нем и несовместимости их коренных интересов, стремлений. Эксплуататорские классы желают увековечить свое господство над эксплуатируемыми, последние хотят освободиться от него. Отсюда, повторим, и возникает борьба. Поскольку производственные отношения антагонистического общества есть отношения противоположных классов между собой, то в их борьбе и проявляется конфликт, возникающий в известный момент между производительными силами и производственными отношениями. Реакционный, нисходящий класс, отстаивая свои интересы, выступает здесь охранителем устаревших производственных отношений. Прогрессивный, восходящий класс, отстаивая свои интересы, стремится их преобразовать, дав тем самым простор дальнейшему развитию производительных сил. В ходе этой борьбы подвергается ломке, переделке все отжившее, реакционное и утверждается растущее, прогрессивное. В результате создаются предпосылки для перехода от старой общественно-экономической формации к новой. Поэтому в условиях антагонистического строя классовая борьба представляет собой не только основное содержание истории, но и ее важнейшую движущую силу. Борьба классов происходит постоянно, независимо от того, ведутся или нет открытые военные действия. И, свидетельствует опыт, в ней в конечном счете побеждает тот класс, который является носителем более прогрессивных, чем прежние, общественных отношений. Исчезновение классовой борьбы возможно только вследствие исчезновения самих классов с различным общественным положением и противоположными интересами, т.е. при коммунизме. Социальная революция. Узловым пунктом и высшей точкой классовой борьбы, согласно марксизму-ленинизму, является социальная революция. Это – коренной поворот в жизни общества, в результате чего исчерпавшая себя формация заменяется более прогрессивной. Центральный вопрос всякой революции составляет вопрос о власти. Ее переход из рук реакционных классов в руки революционных классов есть первый, главный, основной признак революции. Маркс назвал революции локомотивами истории. Их великая роль заключается в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса, резко двигают человечество вперед, выводят его на новые исторические горизонты, открывают новые эпохи. В огне революций задавленные ранее классы очищаются от мерзости старых порядков, изменяют свой облик, обретают способность создавать новые формы бытия и жить в них. Явление, противоположное революции, составляет контрреволюция. Это – регрессивное, попятное движение, временно реставрирующее отжившие порядки. Если при революции власть переходит от реакционных к прогрессивным классам, то при контрреволюции имеет место обратный процесс. В длительной перспективе контрреволюция, конечно, обречена, поскольку противоречит объективной исторической необходимости. Однако она способна значительно задержать общественный прогресс и вызвать в развитии человечества зигзаги. Роль народных масс и личности в истории. Поскольку классовая борьба и связанные с нею социальные революции составляют основное содержание, важнейшую движущую силу общественного развития, то подлинным творцом истории являются не отдельные выдающиеся личности, не «герои», а непосредственный носитель, главный участник классовой борьбы и революций – народ. Пока народ под воздействием материальных факторов жизни не созрел к историческому действию, никакие, даже самые прекрасные идеи не смогут его к этому побудить. И никакие, даже самые выдающиеся личности, выдвигающие их, ничего без народа не смогут осуществить. Идеи, указывается в марксизме-ленинизме, становятся материальной силой тогда, когда овладевают массами. И в исторической деятельности нужно иметь в виду не побуждения отдельных лиц, хотя бы и великих, а те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы. На разных этапах истории роль народных масс в общественном развитии не одинакова. В застойные времена, отличающиеся неразвитостью общественных противоречий, массы, придавленные эксплуатацией и угнетением, как бы спят. И общественное развитие тогда ползет, наподобие гужевой перевозки. В переломные же моменты истории, когда долго зревшие противоречия вырываются наружу, активность масс резко усиливается, и развитие ускоряется. Марксизм-ленинизм открыл закон возрастания роли народных масс в истории. Суть его в том, что вместе с основательностью исторического действия неизбежно увеличивается и размер участвующих в нем народных масс. И наоборот, чем глубже преобразование, которое требуется осуществить, тем больше надо вызвать к нему интерес и сознательное отношение десятков миллионов трудящихся. Вне активной, сознательной деятельности широких народных масс сколько-нибудь значительные преобразования невозможны. Вместе с тем марксизм-ленинизм нисколько не умаляет значения, которое может иметь для общества деятельность отдельных личностей. Особенно это относится к лидерам, руководителям различных социально-политических сил. Ленин указывал, что ни один класс в истории не достигал господства, если не выдвигал своих вождей, способных организовать движение и руководить им. Для организации миллионов, разъяснял он, значение руководителя необъятно велико. Воля сотен, десятков тысяч может выразиться в одном лице. Сила воздействия личности лидера на историю бывает столь огромна, что начинает казаться, будто он посредством своей воли может изменить ход событий. В реальности же никакая личность, никакой лидер не способны по одному лишь желанию повернуть колесо истории. Но лидер может или ускорить, или замедлить события. Его воздействие на общественное развитие может быть или прогрессивным, или реакционным. Если лидер учитывает требования объективных законов и способствует решению назревших задач, то он ускоряет развитие, оказывает на него прогрессивное воздействие. Если же лидер действует вопреки требованиям объективных законов и мешает решению назревших задач, то он замедляет развитие, оказывает на него реакционное воздействие. Известно, что лидеры, которые не считались с объективным ходом истории, с назревшими общественными потребностями, неизбежно терпели поражение. Напротив, чем выше степень соответствия действий лидера назревшим общественным потребностям, тем при прочих равных условиях выше и положительный эффект данных действий, сильнее прогрессивное влияние лидера на историю. И в любом случае решающим фактором этого влияния выступает возможно более тесная связь лидера с движением народных масс, выражение их воли и интересов, служение их нуждам и чаяниям. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.011 с.) |