Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности ОМС (принципы системы).

Поиск

 

Эти принципы выводимы из Хартии.

 

Принцип организационной обособленности ОМС от госорганом (ст.12 КРФ) - означает невхождение ОМС в систему органов государственной власти.

 

Правда, в предусмотренных законом случаях, допускается временное осуществление отдельных полномочий ОМС органами государственной власти (ст.75 131-ФЗ), а также участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании ОМС, назначении на должность и освобождении от должности главы местной администрации (ч.5 и ч.11 ст.37 131-ФЗ).

 

Эти исключения основаны на ч.3 ст.55 КРФ.

 

Временное осуществление - это мера государственного принуждения.

 

Принцип неподчиненности органов и должностных лиц МС одних МО органам МС и должностным лицам других МО (ч.3 ст.17 131-ФЗ).

 

Правда, бывает, что поселение является административным центром района. Тогда законодатель говорит, что у такого поселения может не быть местной администрации, а функции такой администрации будет выполнять местная администрация района (это абз.3 ч.2 ст.34 131-ФЗ). Администрация района создается представительным ОМС района, а не поселение. Поселение ничего не решает в таком случае.

 

Бабелюк считает, что это исключение выхолащивает сам принцип.

 

Принцип самостоятельного определения населением структуры ОМС (ч.1 ст.131 КРФ).

 

Население может реализовать данное право как через формы прямо демократии (местный референдум, сход), так и через представительный ОМС.

 

Случаи и порядок проведения местного референдума, схода граждан по структуре ОМС, требования к решению о структуре принимаемому на местном референдуме (сходе), устанавливаются ч.5 и 6 ст.34 131-ФЗ.

 

В случае создания на межселенных территориях вновь образованного МО - это единственный проведения референдума о структуре ОМС.

 

Структура ОМС закрепляется в Уставе МО. Поэтому когда МО уже существует, вопрос о структуре решается представительным органом МО, ибо изменения в Устав вносятся таким органом. Правда, чтобы представительный ОМС не злоупотреблял, такого рода изменения вступают в силу после истечения полномочий представительного ОМС, принявшего такие изменения.

 

Принцип участия населения в формировании и деятельности ОМС.

 

Принцип предполагает обязательное наличие выборного органа и его формирования путем прямых выборов (ч.2 ст.3 Хартии). Правда, нужно помнить о коллизии, когда в представительный орган района могут войти выборные лица поселений (п.1 ч.4 ст.35 131-ФЗ), но мы решили, что противоречия между 131-ФЗ и Хартией не существует.

 

Раньше можно было установить, что контрольный орган может избираться. А теперь внесли изменения, и такой орган должен назначаться представительным ОМС.

 

Что касается главы МО, то он может выбираться, или им может становиться председатель представительного ОМС (п.1 ч.2 ст.36 131-ФЗ).

 

Принцип гласности и открытости в работе ОМС.

 

Ну, такой принцип есть, но никто не знает, как он реализуется. Но теперь есть закон 2009 года, обязывающий органы, в том числе МС, раскрывать информацию.

 

Кстати, мониторинг до 7 декабря должны сдать.

Принцип подотчетности и ответственности ОМС и их должностных лиц перед населением.

 

Принцип - не пустышка. 131-ФЗ предусматривает ответственность ОМС перед населением кое-где.

 

Принцип подконтрольности и ответственности ОМС перед государством.

 

Хартия допускает подконтрольность, но только на предмет законности, но не целесообразности.

 

Принцип взаимодействия и сотрудничества ОМС с государственной властью - сочетание государственных и местных интересов в деятельности органов и должностных лиц МС.

 

Этот принцип не противоречит принципу самостоятельности ОМС.

 

Принципы внутренней организации и структуры ОМС.

 

Принцип обязательного наличия в структуре ОМС представительного органа, главы МО и местной администрации.

 

Как разграничить полномочия главы МО и главы местной администрации? Этот вопрос будет обсужден позже.

 

Принцип приоритетного положения представительного органа в структуре ОМС (ч.2 ст.3 Хартии). К сожалению, этот принцип из 131-ФЗ не выводится. Все остальные органы производны от представительного ОМС, подотчетны и подконтрольны ему.

 

Принцип недопустимости совмещения функций председателя представительного органа и главы местной администрации (п.4 ч.2 ст.36 131-ФЗ).

 

Есть исключение - сельские поселения. Там глава администрации может быть хоть кем, кроме представительного органа, ибо им будет являться сход граждан.

 

Принцип выборности главы МО непосредственно населением или представительным органом МС (п.1 ч.2 ст.36 131-ФЗ).

 

Если глава МО выбирается представительным ОМС, то председателя ОМС избирают, и он наделяется полномочиями главы МО.

 

Если представительный орган формируется косвенным путем (в ситуации с районом и поселением), то тут нет выбора - глава МО не может избираться населением никогда.

 

Принцип допустимости совмещения функций главы администрации и главы МО (только тот глава, который избран непосредственно населением). А еще можно по контракту нанять сити-менеджера (глава администрации).

 

Организационные модели МС.

Модель - совокупность признаков, определяющих взаимодействие ОМС и их формирование в конкретном МО. В 131-ФЗ есть нормы, которые допускают вариативность. Выбор модели организации МС - это как раз пример таких норм.

 

Первая модель - классическая. При ней население выбирает на выборах главу МО и представительный орган МС. Выбранные депутаты из своих рядов выбирают председателя представительного ОМС, а глава МО автоматически становится главой местной администрации.

 

Ответственность представительного ОМС и главы МО - перед населением.

 

Эта модель хороша тем, что нет коллизии между полномочиями главы администрации и главы МО. Далее, модель хороша тем, что решения принимаются более выверенные.

 

Еще модель хороша, когда возникает конфликт между главой МО и представительным органом МС. Тогда они могут заблокировать решения друг друга. Это хорошо, ибо тогда будет спор, по итогам которого родится истина.

 

Но когда речь идет о необходимости принятия оперативных мер, модель буксует, ибо компромиссное решение требует времени. Но зато решение будет почти наверняка взвешенным.

 

Вторая модель.

 

Представительный ОМС и глава МО выбираются напрямую населением. Глава МО становится председателем представительного ОМС. В таком случае власть концентрируется в руках главы МО.

 

Глава местной администрации тут второстепенен. Она - подотчетна главе МО и представительному ОМС. Глава администрации тут - это сити-менеджер, подчиняющийся главе МО.

 

В первой модели глава администрации не был подчиненной фигурой, а был - равноправной.

 

Такая модель предполагает ответственность главы МО за почти что все решения, принимаемые в МО как им, так и представительным ОМС.

 

Персональная ответственность - важный инструмент в ситуациях, не требующих отлагательства.

 

Третья модель.

 

Население избирает только представительный ОМС. Из числа депутатов выбирается глава МО самим же представительным ОМС. Глава МО отвечает не перед населением, а перед представительным ОМС. Это, по сути, "парламентарная" модель.

 

Глава администрации остается наемником.

 

Такая модель хороша, когда выборы проходят на основе конкурентной борьбы, а в представительном органе представлены интересы всех противоборствующих сторон.

 

Чаще всего встречается либо вторая, либо третья модель. Классическая модель - идеал, к которому нужно стремиться, но к нему редко прибегают.

 

Эти три базовые модели в зависимости от типа МО имеют вариации.

 

Для районов безальтернативно существует некая "гибридная" модель второй модели. Глава района является одновременно председателем представительного органа. Население избирает главу района, главу поселений и депутатов поселений. Представительный орган района формируется из глав поселений и депутатов поселений. Председатель представительного органа района - это глава района.

 

Глава администрации существует обособленно (сити-менеджер).

 

Почему глава района не выбирается из представительного ОМС района? Потому что в представительном ОМС района представители разных поселений. Поэтому если бы он выбирался из числа депутатов, то он был бы неизбежно предвзятым. А так, путем выборов, глава района вынужден учитывать интересы всего района, а не только поселений.

 

Для сельского поселения и для внутригородских территорий ГФЗ есть дополнительная модель, помимо трех перечисленных, возможна ситуация, когда функции главы администрации и председателя представительного органа будут совмещаться. А еще глава МО может быть главой администрации и одновременно председателем представительного органа (ч.3 ст.36 131-ФЗ).

 

Это существует потому, что в таких МО экономическая целесообразность стоит выше права на местное самоуправление. Эта модель не соответствует Хартии.

 

Последняя модель существует в тех МО, где живет меньше 100 человек. Там представительный ОМС не формируется. Его функции выполняются сходом граждан. Выбирается только глава МО, который одновременно становится главой местной администрации.

 

Домашнее задание. Найти Устав МО и определить, какая из моделей реализована в этом уставе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.006 с.)