Критерии наделения территории статуса района или поселения или округа определяются государством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии наделения территории статуса района или поселения или округа определяются государством.



 

Как формируется сельское поселение? По численности. Если численность больше 1000 человек для обычного субъекта федерации, то можно свое МО делать.

 

Если у нас в одном населенном пункте 700 человек и в другом пункте - 700 человек. Образовать МО можно, только объединив их. Но объединиться они могут, только если территориальная удаленность административного центра находится пешеходная доступность одного рабочего дня (дойти и вернуться). То есть в среднем 20 км между пунктами.

 

Бывает, что плотность населения высокая. Тогда для создания МО нужно больше 3000 населения. Кто определяет, плотность высокая или низкая? Правительство РФ. Есть Распоряжение Правительства от 25.05.2004 №707-р - там перечень субъектов РФ, где пишется, какая территория с высокой плотностью, а какая - с низкой.

 

Только если территория с низкой плотностью населения, то населенный пункт менее 1000 человек может быть наделен статусом сельского поселения (в соответствии с законами субъекта РФ).

 

Для городского поселения важно, что туда может входить город и сельские населенные пункты. Город Енисейск (Красноярский край) - городское поселение, который имеет сельские населенные пункты, входящие в него.

 

Как определить, городское ли должно быть поселение или сельское? А никак. Интуитивно определяют.

 

Определение границ городского поселения? Возможны споры, связанные с территориями МО. Как решить их? Во-первых, исторические границы города или поселка. Во-вторых, границы ЗУ, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка). В-третьих, правовые акты, определяющие границы территорий и ЗУ и устанавливающие принадлежность оспариваемых территорий и ЗУ к территории города (поселка).

 

Территориальные споры решаются судом, а потом на основании решения суда вносятся изменения в закон субъекта РФ.

 

Городской округ.

 

Это тоже город, в котором достаточно (тут не количественные характеристики и характеристики транспортной доступности) ресурсов для решения вопросов МО второго уровня - муниципального района (район решает вопросы образования, здравоохранения и т.д.), но при этом аналогичные ресурсы есть в других МО вокруг этого города, то этот городской населенный пункт может претендовать на статус городского округа. В городском округе может быть несколько сельских населенных пунктов.

 

Муниципальный район.

 

По какому принципу поселения объединяются в районы? Муниципальный район включает в себя территорию, на которой расположены несколько городских и сельских поселений. При этом уже каких-то жестких требований к численности районов законодатель не устанавливает. Каждый субъект РФ определяет границы районов. Районы в субъектам федерации совпадают во многом с районами, бывшими еще в СССР.

 

Решения района обязательны только для межселенных территорий. Для поселений решения района необязательны, ибо соподчиненности нет.

 

Но есть еще требования по территориальной доступности. В район объединяются те населенные пункты, когда от самого отдаленного пункта до административного района можно добраться туда и обратно за рабочий день на транспорте. Округ может быть административным центром района, но не входить в него.

 

Особенности статуса внутригородских территорий СПб.

 

В СПб это Закон СПб "Об организации МС в СПб" от 23.09.2009 №420-79.

 

В СПб 111 внутригородских МО: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок.

 

В МСК у них АО как часть субъекта РФ. В рамках АО у них муниципальные округа, городские округа и поселения.

 

Формы непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

 

Какие есть формы непосредственного осуществления населения в осуществлении местного самоуправления? Сход, выборы, референдум, отзыв депутатов и выбор должностных лиц органов МС, голосование по вопросам изменения границ и преобразования МО. Решения принимаются населением непосредственно.

 

Кроме того, закон выделяет еще одну группу - участие в осуществлении местного самоуправления. Участие заключается в том, что граждане могут выступить с правотворческой инициативой. Еще территориальное общественное самоуправление, публичные слушания. Публичные слушания - один из обязательных элементов демократии на местном уровне.

 

Еще форма участия - собрание, конференция, опрос граждан.

 

Все формы участия так или иначе направлены на выявление мнения населения по тому или иному вопросу. Не всякий же раз проводить референдум.

 

Перечень форм участия - неисчерпывающий.

 

Переходим к непосредственному осуществлению МС.

 

Муниципальные выборы.

 

Принцип всеобщего избирательного права на местном уровне имеет некоторые особенности.

 

Реализация принципа всеобщего избирательного права для граждан РФ и для иностранцев различается.

 

На муниципальном уровне можно с 18 лет быть кандидатом в депутаты. Если речь идет о выборном должностном лице, то в уставе МО этот порог может быть отодвинут (21 год). Это к вопросу о пассивном избирательном праве.

 

На местном уровне могут быть избраны в органы МС лица с двойным гражданством или лица, имеющие право постоянно проживать за рубежом. Это возможно, если есть МД соответствующий.

 

Есть ч.6 ст.4 67-ФЗ (об основных гарантиях избирательных прав), которая касается должности главы МО.

 

Что касается активного избирательного права, то им наделяются все жители, достигшие 18 лет и проживающие в конкретном избирательном округе (если сельское поселение, то избирательный округ сельского поселения; в городском поселении может быть несколько округов).

 

Избирательным правом не обладают на местном уровне военнослужащие по призыву, курсанты воинских учреждений, если у них не было до этого постоянного места жительства в конкретном муниципальном образовании.

 

Что касается иностранных граждан, то особенности их избирательного права предусмотрены в ч.10 ст.4 67-ФЗ.

 

В отличие от государственного уровня иностранцы могут наделяться как активным, так и пассивным избирательным правом, если это предусмотрено МД или в порядке, предусмотренном законом РФ. Фактически законодательство в этой части не проработано, хотя формально иностранцы такими правами могут обладать.

 

Муниципальные выборы проводятся для формирования представительного органа власти. 131-ФЗ допускает, что и иные органы МС могут выбираться на выборах.

 

Кроме того, отдельные должностные лица должны наделяться полномочиями через выборы - например, глава МО.

 

Поскольку на местном уровне система органов может быть гибкая, то количество выборных должностных лиц может в Уставе быть увеличено.

 

Как выборы регулируются? 3 уровня регулирования.

 

Федеральный уровень - 67-ФЗ и 131-ФЗ.

 

Кроме того, на уровне субъекта РФ должны быть приняты законы о муниципальных выборах. В СПб такой закон есть. Это ст.23 131-ФЗ.

 

В Уставе МО должны быть закреплены положения, посвященные выборам.

 

На экзамене может быть вопрос о наличии/отсутствии коллизий по вопросам выборов, регулируемых НПА разного уровня.

 

Возможны ситуации, когда соответствующий закон субъекта РФ не принят, либо его положения были признаны судом недействующими. Это вовсе не означает, что выборы на местном уровне не будут проводиться. Это значит, что федеральное законодательство будет применяться напрямую.

 

Более того, ст.11 67-ФЗ допускает возможность (в случае, если правовая база недостаточна) проведения выборов на основе указов Президента РФ. Кто будет решать, что правовая база недостаточна? Сам президент и решит.

 

В отличие от выборов в государственные органы, в ст.23 131-ФЗ дается определение, что такое избирательная система. А это определение касается далеко не местных выборов, а вообще выборов как таковых. Избирательная система - это условия признания депутатов избранными, а списков депутатов допущенными к распределению мандатов внутри списков.

 

Понятие многомандатного округа - в ст.18 67-ФЗ.

 

На местном уровне могут использоваться все три избирательные системы (пропорциональная, мажоритарная и смешанная).

 

Кто наделен правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на местные выборы? Широко используется практика самовыдвижения, помимо партийных списков. А еще есть явление "избирательное объединение" - это и общественная организация, в уставе которой закреплено желание принимать участие в выборах. Оная должна за 1 год до выборов указать в уставе такое положение, чтобы быть признанной избирательным объединением.

 

131-ФЗ в ч.3 ст.23 - в зависимости от типа МО дифференциация. Для представительного органа района и округа, где численность депутатов свыше 20 должна быть установлена пропорциональная избирательная система. Если малочисленные МО (поселения, численностью менее 3000 человек, или если представительный орган в любом МО меньше 15 депутатов), то тогда должна вводиться мажоритарная система (одномандатная или многомандатная - без разницы).

 

В остальных случаях, можно сочетать системы, но при условии, что 10 депутатов будет избираться по пропорциональной системе.

 

 

В 2011 году КС рассматривал вопрос о пропорциональной избирательной системе.

 

На каком уровне у нас определяется избирательная система? Закон субъекта РФ устанавливает виды избирательных систем и порядок их применения.

 

В уставе МО уже определяется конкретная избирательная система.

 

ПКС от 7.07.2011 №15-П - его знать обязательно. Выбор того или иного вида избирательной системы и закрепление в законе соответствующих избирательных процедур, являясь вопросом политической целесообразности, зависит от конкретных социально-политических условий и особенностей общественного развития страны на том или ином историческом этапе. Далее КС говорит о принципе свободных и справедливых выборов (этого принципа нет в законе) и о том, что КРФ исходит из того, что МС решает вопросы на местах с учетом особенностей, обусловленных историческими, культурными и иными факторами. В итоге КС признал Закон Челябинской области неконституционным.

 

Второе воскресенье сентября - единый день голосования.

 

Референдум.

 

Ст.12 67-ФЗ - на местный референдум выносятся только вопросы местного значения. Ст.22 131-ФЗ - в целях решения вопросов местного значения проводится местный референдум. 67-ФЗ говорит, что вопросы местного значения в виде, сформулированном в законе, выносятся на референдум. Но в законе эти вопросы абстрактные. Как его вынести на референдум. 131-ФЗ говорит, что на референдум выносится вопрос о решении вопроса местного значения, т.е. конкретный и определенный. Применяться должна формулировка 131-го закона как более специального.

 

Устав МО может предписать, какие вопросы обязательно решаются на местном референдуме.

 

ФЗ говорит о случаях, когда референдума быть не может (есть в презентациях), а когда он должен быть всегда (тоже есть в презентациях).

 

Когда могут отказать в референдуме? Если процедура выдвижения инициативы проведения референдума нарушена была, и если уже был референдум по этом вопросу раньше. Повторный референдум по тому же вопросу возможен в срок, не менее 2 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.032 с.)