Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

Поиск

После Октябрьской революции 1917 г в России победила концепция власти, согласно к-рой все представительные органы- сверху донизу входили в единую систему гос власти. Это кардинально изменило существовавшее до революции представление о МСУ как негосударственной власти. В организации местной власти была сделана ставка на советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам» говорилось о том, что в результате победы народных масс организованы Советы на всех уровнях. Это положение в различных формулировках воспроизводилось в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», Конституции РСФСР 1918 г. Местные Советы объявлялись органами власти и управления, действующими в пределах принятого тогда административно-территориального деления страны- они выступали классовыми организациями, объединяющими пролетарские и полупролетарские слои населения, находившиеся в тесной организационной зависимости и подчиненности между собой. Местные Советы представляли собой нижнее звено единого гос аппарата, любое решение, отражавшее самостоятельность местного Совета, могло быть отменено со ссылкой на незаконность или нецелесообразность. Тем самым, культивировавшаяся идея принадлежности Советам всей полноты власти не соответствовала действительности. На практике государственного строительства создавалась ситуация, при к-рой деятельность представительных органов местной власти практически контролировалась и даже ограничивалась исполнительными комитетами. В свою очередь отношения между Советами и их исполнительными комитетами характеризовались напряженностью. Оставаясь формально структурными органами местных Советов, исполкомы в повседневной работе практически подменяли их. С возникновением в начале 20-х гг. административно-командной системы управления происходит ограничение власти Советов. Тем самым, некоторые ученые первой половины 20 в. рассматривали усиление начал административной централизации как общую тенденцию развития современного гос-ва. Социалистическая система характеризуется иерархической соподчиненностью входящих в нее звеньев. Как следствие этого централизованный характер власти предопределял жесткую государственную вертикаль в организации местных Советов.По сути местные Советы были разновидностью органов гос власти. В ст. 145 Конституции СССР 1977 г., говорилось о том, что местные Советы народных депутатов «являются во-первых, органами единой гос власти на местах, во-вторых, единственными органами гос власти в каждой данной административно-территориальной единице». С принятием Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о начале нового этапа в правовом регулировании деятельности местного управления и местного самоуправления. Во всех «советских» Конституциях России (1918, 1925, 1937, 1978 гг.) Советы рассматривались как одни из главных звеньев социалистического управления. Централизованный хар-р Советского гос-ва определял жесткую систему вертикального подчинения, что нашло юридическое закрепление и в Конституции РСФСР 1925 г., к-рая в значительной степени ограничивала независимость органов местного управления. Конституция РСФСР 1925 г., более четко определяла концепцию взаимоотношений местных и центральных органов власти. У вышестоящих гос органов было право непосредственного контроля за деяте-льностью местных органов власти. Кроме того, для местного самоуправления было весьма важно и то, что в Конституции РСФСР 1925 г. не было специальной формулировки, устанавливающей право аннулирования вышестоящим Съездом решений местных Советов. Конституция РСФСР 1937 г окончательно сформулировала юридическую основу общей системы органов гос власти республики, и включила в эту систему органы местного управления. Правомочия указанных публичных институтов составляли такие функции, к-рые могли осуществляться только лишь в непосредственной взаимосвязи с центральной властью. Сущность местных Советов как органов гос управления находится в прямой зависимости от объема полномочий, к-рыми они обладают. При раскрытии компетенции как государственных, так и местных органов управления, устанавливается круг вопросов, отнесенных законодательством к их ведению, то есть закрепляются предметы ведения. Во многих республиканских Конституциях, в том числе и в Конституциях РСФСР, декларируется, что предметом ведения местных Советов являются «вопросы местного значения». Следовательно в пределах своих полномочий органы местной власти самостоятельны.

В компетенцию местных органов власти входили: составление местного бюджета; проведение культурных и хозяйственных мероприятий; исполнение постановлений высших органов власти; своевременное решение вопросов местного значения на определенной тер-рии; распространение и соблюдение законов на соответствующей тер-рии; защита государственного порядка и общественной безопасности.

Конституция СССР 1936 г. значительно расширяла права местных Советов и добавляла к их компетенции: руководство деятельностью местных органов; поддержание государственного правопорядка; защиту законов и гражданских прав; управление местным хозяйственным и культурным строительством, составление местного бюджета.

Также определялись границы компетенции местных Советов. Советы депутатов трудящихся принимали решение и давали распоряжение в пределах прав, предоставленных им законами СССР и Союзной республики.

Конституция РСФСР 1937 г. в сфере установления компетенции местных Советов дублирует их правовое положение в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Существенной конкретизации полномочий местных Советов низового уровня на конституционном уровне не произошло. Однако после принятия Конституции СССР 1936 г., представительные органы государственной власти стали избираться непосредственно населением. Можно сказать, что принцип демократического централизма сохранялся в конституциях СССР и в Союзных республик на всех этапах существования советского государства. В контексте вышесказанного становится очевидным, что принятие Конституции ССCР 1977 г. и республиканских Конституций 1978 г. существенным образом не изменило статус и компетенцию местных органов власти. Следовательно, Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. оставались неизменными до тех пор, пока к концу 80-х гг. ХХ в. процесс демократизации не охватил всю сферу конституционного права.

Итак, можно утверждать, что как союзным, так и республиканским законодательством в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов гос власти, с характеризующейся жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы, включая местные, выступали как единая система. При этом высшим организационным принципом данной структуры провозглашался демократический централизм, особенность к-рого заключалась в формальном декларировании самостоятельности местных органов власти. Иными словами, муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для Советского гос-ва. Само понятие «местное самоуправление» встречалось в нормативной литературе лишь только в той мере, в какой оно указывало на определенный властный уровень в системе социалистического самоуправления в целом. Такое положение сохранялось вплоть до 90-х гг. ХХ в. Тенденции реформирования старой структуры местного управления и поиски новых оптимальных правовых форм местного самоуправления выразились в принятом 9 апреля 1990 гг. законе СССР «Об общих началах МСУ и местного хозяйства СССР». Закон определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, призванную обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Кроме этого устанавливал систему местного самоуправления, к-рая включала местные Советы народных депутатов. Последние выступали в качестве основного звена данной системы наряду с органами тер-риального общественного самоуправления, местными референдумами, собраниями, сходами граждан.

 

Вопрос 2.

 

Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

 

Правовая основа местного самоуправления – это совокупность правовых гарантий, механизмов и средств реализации гражданами права на местное самоуправление, установленных законодательными актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция РФ, федеральные законы, конституции, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, нормативные акты органов самоуправления, регулирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления на территории РФ.

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 7 ФЗ раскрывается содержание понятия «законодательная основа местного самоуправления».

Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

В процессе законодательного регулирования вопросов местного самоуправления органам местного самоуправления необходимо исходить из следующих направлений правотворческой деятельности: проводить обязательную юридическую экспертизу нормативного акта представительного органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления на предмет соответствия его норм высшим законодательным актам международного уровня, Конституции РФ и федеральным законам; представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления должны принимать нормативно-правовые акты только в тех случаях, когда нормы федерального (регионального) законодательства требуют детализации; представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые отнесены к их ведению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.008 с.)