Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды финансирования в сфере культуры и искусстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимоотношения государства и культуры регулируются таким инструментом как культурная политика. В её рамках определяются основные принципы государственной поддержки культуры и устанавливаются условия финансирования. Существует три модели финансирования: 1) европейская модель; 2) британская модель; 3) американская модель.
Европейская модель
Данная модель финансирования существует в государствах Центральной Европы (Франция, Италия, Испания, Австрия). При ней государство берёт на себя полное финансирование культуры. В различных странах система отличается нюансами. Во Франции этот принцип соблюдался с XVI в. до 2000-х годов. Из суммы всего финансирования 80% являются деньгами государственного бюджета, направленными собственно учреждениям культуры, а 20% отдаются коммерческим структурам под реализацию отдельных проектов. В 2003 г. во Франции был принят закон о меценатстве, т.к. жизнь показала, что этих 20% недостаточно. Закон позволяет повысить частное финансирование культуры, давая существенные налоговые льготы частным лицам, вкладывающим в культуру. 60% (с 2005 г. – 66%) суммы взноса в сферу культуры и социальную сферу (здравоохранение и т.д.) вычитается из суммы подоходного налога, а не из налогооблагаемой базы. Для сравнения, в России меценаты в полном размере платят налоги на деньги, потраченные на культуру. Эти льготы предусмотрены как для частных лиц, так и для организаций. В ответ начали появляться различные фонды финансирования культуры. До принятия закона их было 120, через год 155, и число их растёт. При этом государство не отказывается от полно финансирования, не сокращая сумму своих прежних отчислений. На сегодняшний день во Франции действует многоканальное финансирование. Основные его источники следующие: 1) Министерство культуры и коммуникаций; 2) региональные и муниципальные власти; 3) государственные и некорпоративные фонды; 4) корпоративная филантропия; 5) спонсорство (в отличие от филантропии, связано с рекламой); 6) собственные доходы. Корпоративная филантропия является частью корпоративной культуры крупных компаний. Государственные и некорпоративные фонды менее стабильны, чем корпоративные, т.к. то появляются, то исчезают. Финансирование в 2004 г. составило: - федеральное (по линии Министерства культуры и коммуникаций) – 2 млрд евро; - муниципальное (региональное) – 11 млрд евро. В Австрии тоже существует полное государственное финансирование культуры, от 75 до 100%. Источники финансирования: 1) Министерство культуры; 2) региональные бюджеты; 3) муниципальные бюджеты. Закон о спонсорстве был принят в 1987 г., когда выяснилось, что государство не справляется со стопроцентным финансированием. По закону спонсорство трактуется как издержки компании и не подлежит налогообложению. Чтобы деньги попали под этот закон, компания должна быть крупной и соблюдать ряд правил, которые по силам только крупному бизнесу, т.е. закон поддерживает не частное спонсорство, а только спонсорство крупных компаний.
Британская модель
Изначально были заложены два источника финансирования: 1) государственный; 2) негосударственный (бизнес). Возникновение и реализация этой модели связана с приходом к власти М. Тэтчер. Она реорганизовала прежнюю политику государства в культурной сфере, сильно урезав госфинансирование (ранее в Великобритании действовала европейская модель). Организации культуры стали вынуждены искать дополнительные источники финансирования, что привело к появлению спонсорства, фандрезинга, совершенствованию менеджмента (т.е. управления) в сфере культуры. Фандрезинг – технология привлечения средств из различных источников. Родина его – США. Фандрезинг отличается от инвестиций, т.к. это получение денег на безвозмездной основе на конкретный проект, т.е. для целевого использования. Фандрезингом занимаются свои сотрудники или специальные организации по фандрезингу. Этой специальности учат, существует ряд учебников, которые на Западе есть в свободной продаже. Они переведены на русский язык, но в нашей стране их содержание пытаются сделать исключительным достоянием организаций, которые оплатили перевод, поскольку направление деятельности новое, обучение производится на сугубо коммерческой основе, и заинтересованные лица пытаются нажиться. Поиск денег начинается после того, как о предстоящем мероприятии становится известно всё: место, время, точная цена. Спонсору выгодно финансирование культуры, т.к. это: - улучшает имидж организации; - даёт возможность откорректировать в общественном мнении образ того или иного бренда; - укрепляет репутацию фирмы, если та пошатнулась; - расширяет аудиторию потенциальных покупателей; - укрепляет связи с общественностью, СМИ, государственными структурами, партнёрами, клиентами, общественными организациями; - способствует укреплению взаимоотношений в коллективе (по мнению западных менеджеров). В настоящее время в Великобритании сложилось три типа взаимодействия культуры и бизнеса6 1) на уровне крупного бизнеса с его поддержкой крупных проектов; 2) взаимодействие со средним бизнесом на уровне региона (партнёрство с целью развития территорий); 3) новое явление – участие в поддержке культуры малого бизнеса.
Американская модель
США – родина классического спонсорства и фандрезинга. Остальные страны в этом используют их опыт. Взаимодействие культуры и бизнеса не носит идеологического подтекста.
Специфические налоговые источники финансирования
Так как доход в сфере культуры образуется своеобразно, своеобразно и налогообложение. Во Франции и странах Северной Европы 1% стоимости строительства государственных учреждений отчисляется на приобретение произведений изобразительного искусства. Во Франции установлен налог на торговлю книгами. Сбор поступает в распоряжение национального центра литературы. Налог на доходы новых телевизионных каналов идёт на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции. Налог на показ спектаклей направляется на дотирование театров. Художники и скульпторы освобождены от уплаты налогов. В Ирландии более 40 лет все творческие работники освобождены от уплаты налогов. В Финляндии налогами не облагаются государственные гранты писателям и другим деятелям культуры. В ряде стран продукция культуры освобождается от налогообложения или на неё снижен НДС. В Ирландии в 1980-е гг. отменён НДС на книги, в Италии он снижен до 2%, а периодика освобождена от налогов; в Германии снижен до 7%, во Франции до 5%.
Негосударственная поддержка в сфере культуры и искусства Благотворительность
Существуют следующие виды негосударственной поддержки искусства и культуры: - спонсорство; - меценатство (ведёт начало с XVIII в.); - благотворительность. Благотворительность появилась в России в X в. с принятием христианства. Это безвозмездная помощь нуждающемуся, предоставленная в различной форме. В советский период благотворительности не было. Она возродилась в 1990-е гг., но на практике мы часто сталкиваемся с подменой этим словом понятия «спонсорство». До Петра I центрами благотворительности являлись монастыри. Они выполняли такие функции, как предоставление крова и еды нуждающимся, их лечение, являлись центрами грамотности и книгопечатания. Школы и училища в монастырях с XV в. обучали грамоте всех желающих. В петровскую эпоху монастыри сохранили своё значение. В дополнение к ним в 1715 г. появляются гошпитали – учреждения с государственным управлением, существующие на частные пожертвования. В них осуществлялся уход за престарелыми, калеками, нищими. Эпоха Екатерины II – эпоха гуманизма и просвещения. Светская благотворительность получает дальнейшее развитие. 1) В Москве (1763 г.) и Санкт-Петербурге (1770 г.) появляются Воспитательные дома для подкидышей и бесприютных младенцев. Это были государственные учреждения, содержавшиеся на негосударственные средства. Со временем число данных учреждений выросло. Воспитательные дома содержались из следующих источников финансирования: 1) Взносы частных лиц. Деньги первой начала давать сама Екатерина II, желая подать пример. 2) Деньги из прибыли от работы Ссудных касс (выдавали ссуды под залог драгоценностей) и Сохранных казён (деньги под залог недвижимости). 3) Налог не увеселения. 4) Монополия на продажу игральных карт. К началу XX в. два столичных воспитательных дома (санкт-петербургский и московский) ежегодно выпускали 20 тысяч детей. В 1771 г. в Санкт-петербургском воспитательном доме на деньги Павла Демидова открывается Родильный госпиталь, а при нём школа нянь, где учились с 15 до 19 лет (изучали медицину, психологию, педагогику Фребеля, литературу и т.п., включая обязательную практику учениц и родильном доме). Выдавался диплом государственного образца. На базе воспитательного дома, родильного госпиталя и школы нянь отрабатывались педагогические технологии, проявившие себя в советский период. В XVIII в. в воспитательных домах была высокая младенческая смертность; в родильном госпитале в возрасте до года сначала погибало до 80%, но ситуация быстро выправлялась; в 1781 г. смертность снизилась до 20%, в 1790 г. до 10%. В конце 1874 г. появились ведомственные учреждения императрицы Марии Фёдоровны. Ведомство было государственным, содержало учреждения за счёт многоканального финансирования (средства императрицы, благотворительность, государственные деньги). К 1884 г. ему принадлежало 595 капиталов (пожертвований) на 90 млн. руб. К 1902 г. Ведомство имело в составе более 1000 учреждений: оба воспитательных дома, 200 детских приютов, 21 училище для слепых детей (где разрабатывались методики их социализации через обучение музыке), 1 училище для глухонемых, 6 учреждений для зрослых слепых, женские институты и гимназии, 2 коммерческих училища, Александровский лицей, 40 больниц, 36 богаделен. Лично Мария Фёдоровна потратила на благотворительность 4 млн. руб. В первой четверти XIX в. образуются благотворительные фонды, основанные частными лицами (но с высочайшего благоволения, дабы контролировать траты). Пример – «Общество поощрения художеств» (появилось в 1820 г.). В 1882 г. оно переименовано в «Императорское общество поощрения художеств». Это было благотворительное объединение меценатов и художественных деятелей, долгое время – единственная в стране негосударственная организация, опекавшая искусство. У истоков стояли князь Иван Алексеевич Гагарин, граф Дмитриев-Мамонов (подполковник, художник-любитель), Пётр Андреевич Кикин (отставной генерал-майор). Обществу покровительствовал император, оно ежегодно получало от него субсидии, хотя небольшие. К середине XIX в. в обществе состояло 70-90 человек. Важнейшим направлением его деятельности была поддержка молодых художников. В России живописью руководила Академия художеств, что порождало определённую однобокость. Общество выдавало стипендии художникам на своё усмотрение, а впоследствии, по договорённости с академией, выдавало 3 медали, в т.ч. большую золотую, дававшую право на пенсионерскую поездку за границу. Такую медаль в разные годы получили Карл Брюллов и его брат, Иванов, Верещагин, Маковский, Чернецов и Транов. Последние два – последователи Венецианова, из крепостных, работали в 1840-1850-е гг. В XIX в. общество потратило на искусство 220 тыс. руб. С 1825 г. стали проводиться первые публичные выставки русских живописцев. В те годы ещё отсутствовали публичные музеи, произведения искусства хранились только у частных коллекционеров, которые пускали к себе не всех подряд. Работы выставлялись Обществом в разных местах: в рисовальной школе, Голландской церкви и двух частных домах. Начавшись в 1825 г., выставки были регулярными. В Академии художеств выставка проходила 1 раз в три года, а Общество проводило выставки ежегодно, обновляя экспозицию. В 1837 г. на такой выставке была разыграна первая благотворительная беспроигрышная лотерея. Затем она стала постоянной, проводилась на выставках. К середине XIX в. такие лотереи вошли в моду в России и начали проводиться по самым разным поводам. В 1865 г. по инициативе П.С. Строганова был учреждён конкурс живописных работ с денежными премиями по жанрам из русской жизни и по русскому пейзажу (в это время академия не считала пейзаж важным жанром). Произведения с конкурса продавались. Число и размер премий варьировали год от года. В числе первых лауреатов были В. Перов, Клодт, Саврасов, Репин, Маковский. Постепенно этот конкурс стал главным моментом выставок, проводимых обществом. Одновременно с помощью художникам общество развивало вторую область деятельности - издательскую. Прибыль от тиражей шла на нужды Общества. Был налажен выпуск иллюстрированных художественных изданий и репродукций. Существовали такие серии альбомов, как «Виды санкт-Петербурга и его окрестностей», «Портреты знаменитых россиян» (1821 г.), «Изображения знаменитых происшествий и деяний из отечественной истории в гравюрах, литографиях и хромолитографиях», «Сцены из русского простонародного быта» (1839 г., автор – Щедровский). Это популяризировало репродукционные гравюры. Обществом выпускались периодические издания: - в 1823-1825 гг. «Журнал изящных искусств» (первый специализированный журнал в С-Петербурге); - в 1836-1841 гг. «Художественная газета»; - в 1898-1901 гг. ежемесячный иллюстрированный журнал «Искусство и художественная промышленность». В 1857 г. изменился устав Общества, увеличилось количество его членов, т.е. из группы энтузиастов оно выросло в многочисленную структуру. Ежегодный членский взнос составлял 10 рублей. Простых членов (не имевших права голоса) было около 600 человек, действительных членов (имевших право голоса) было не больше 140. В 1887 г. Общество приняло в свой состав Рисовальную школу, которая появилась в 1839 г. и до того находилась в ведении Министерства финансов. Школа стала главным детищем Общества. Первый её директор – Львов. Он ею заведовал в 1860-1870-е гг. При нём была установлена европейская система образования, т.е. не как в Академии художеств, а как в Художественно-промышленном училище. Школа стала первым художественно-промышленным училищем в Европе, куда было разрешено поступать женщинам. Количество учеников вначале составляло 1000 человек, к началу XX в. – 2000 человек. В конце 1880-х гг. были открыты пригородные отделения для детей с рабочих окраин. При Львове при Школе был открыт музей в нескольких залах Мариинского дворца. Основу экспозиции составила коллекция западноевропейских произведений декоративно-прикладного искусства, подаренная Александром II; к ней Школа добавляла работы своих учеников и фарфор Императорского завода. В 1906 г. директором Школы стал Николай Рерих. При нём отдельные курсы обучения выделяются в отдельные направления, открыты мастерские чеканки, иконописи, живописи по фарфору, керамике, ткацкая мастерская, рукодельная мастерская. В 1915 г. Рерих открыл при Школе музей русского искусства. Картины для него были подарены самими авторами и коллекционерами. За счёт Общества учеников возили на практику по древнерусским городам. В 1918 г. капитал общества был национализирован, благотворительная деятельность прекращена; формально Общество просуществовало до 1930 г. Благотворительность
За рубежом через филантропическую деятельность мобилизуются, перераспределяются и направляются на благотворительные мероприятия крупные материальные ресурсы. Например, в 2008 г. только в США, несмотря на кризис, объем благотворительных пожертвований составил 308 млрд. долл., а объем грантов, выделенных американскими благотворительными фондами, достиг рекордной величины в 45,6 млрд. долл. Несмотря на значительные в денежном выражении масштабы филантропических ресурсов, благотворительность не является основным источником доходов некоммерческого сектора в целом. Индивидуальные пожертвования, а также пожертвования корпораций и фондов вместе взятые составляют в среднем (по 38 странам, включенным в исследование), 15% общего объема доходов некоммерческого сектора. В англосаксонских странах и в Латинской Америке – 14%, в странах Западной Европы (исключая Скандинавию), Канаде и Израиле – 10%. Наименьшую роль благотворительность как источник финансовых ресурсов для некоммерческого сектора играет в Скандинавских странах (всего 8%). В некоторых зарубежных странах ведется государственный статистический учет осуществляемых пожертвований либо НКО сами проводят регулярные опросы частных лиц и организаций об их благотворительной деятельности (по этим данным можно судить о масштабах благотворительности в настоящее время).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.009 с.) |