Принципы аудиторской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы аудиторской деятельности



 

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и условия, позволяющие считать, что аудитор не является зависимым, регламентируются Законом об аудите. В его статье 12 закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве.

 

Принцип полноты выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов экономического субъекта для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

 

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.

 

Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

 

В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

 

Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

 

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

 

Обязательный аудит -ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

 

организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

 

вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

 

финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда;

 

форма собственности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в пункте "3". Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

загрузка...

 

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей проводится и в иных случаях, если он предусмотрен федеральным законом.

 

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключение договора о проведении аудита должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка в отношении лиц, в документации которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, должна проводиться организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным лицам, и которые имеют полученный в установленном порядке доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

За уклонение аудируемого лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него в судебном порядке налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

 

Виды аудита

 

№ пп. Критерии Виды

 

1. По отношению к пользователям информации 1. Внешний

 

2. Внутренний

 

2. По отношению к требованиям законодательства 1. Обязательный

 

2. Инициативный

 

3. По объектам аудита 1. Банковский

 

2. Аудит страховых организаций

 

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

 

4.Общий

 

5. Государственный

 

4. По назначению 1. Аудит финансовой отчетности

 

2. Налоговый

 

3. Аудит на соответствие требованиям

 

4. Ценовой

 

5. Управленческий (производственный) аудит

 

6. Аудит хозяйственной деятельности

 

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

 

5. По времени осуществления 1. Первоначальный

 

2. Согласованный (повторяющийся)

 

3. Оперативный

 

6. По характеру проверки 1. Подтверждающий

 

2. Системно-ориентированный

 

3. Аудит, базирующийся на риске

 

Субъекты аудиторской деятельности. Требования, предъявляемые к субъектам аудиторской деятельности.

 

Субъектами правоотношения, возникающего в связи с осуществлением аудиторской деятельности, выступают, с одной стороны, индивидуальный аудитор или аудиторская организация, осуществляющая проверку или оказывающая другие предусмотренные Законом услуги, а с другой — аудируемые лица.

 

К субъектам рынка аудиторских услуг могут быть отнесены:

аудитор;

аудиторская организация;

аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;

уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;

совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

аккредитованные профессиональные аудиторские объединения;

иные лица.

 

Согласно п. 1 ст. 3 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

 

Таким образом, в качестве аудитора могут выступать:

штатный работник аудиторской организации;

лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;

предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальный аудитор).

 

Статус штатного аудитора или лица, привлекаемого аудиторской организацией, отличается от статуса индивидуального аудитора.

 

Во-первых, индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды (кроме аудиторской деятельности, а также оказание сопутствующих аудиту услуги) предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 3). Следовательно, правоспособность индивидуального аудитора является специальной, а деятельность — исключительной.

 

Во-вторых, именно индивидуальный аудитор, а не штатный вправе заключать договор на оказание аудиторских услуг.

 

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги (п. 1 ст. 4 Закона). Поэтому в силу прямого указания Закона не может быть аудиторской организации в форме некоммерческой организации, даже если последняя вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 ГК). Будучи коммерческой, аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

 

Ей (организации) запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (п. 7 ст. 1 Закона). Таким образом, правоспособность аудиторской организации также является специальной.

 

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ) лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 января 2007 г. Вместо лицензирования аудиторской деятельности законодатель основное внимание уделяет аттестации аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности (ст. 15 Закона).

 

Специальные требования предъявляются к кадровому составу аудиторской организации. Не менее 50% кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин — не менее 75% (п. 4 ст. 4 Закона).

 

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (п. 5 ст. 4). Подобные требования содержит и законодательство промышленно развитых стран. Например, в Германии и во Франции аудиторской фирмой может называться только фирма, 75% уставного капитала которой принадлежит лицам, имеющим право заниматься аудитом.

 

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов сформулированы в ст. 5 Закона.

 

В частности, при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

самостоятельно определять формы и метода проведения аудита;

проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

 

отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству.

 

Основная обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — квалифицированное проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. По существу, речь идет об оказании аудиторских услуг надлежащего качества. Поэтому надо согласиться с мнением о том, что аудиторские услуги следует признать качественными, если они оказаны в соответствии с названным Законом и действующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, по результатам которых аудитор передает заказчику составленное в соответствии с установленными требованиями аудиторское заключение.

 

Закон об аудиторской деятельности (ст. 20) предусматривает возможность объединения аудиторов и аудиторских организаций в аккредитованное профессиональное объединение, действующее на некоммерческой основе, причем любая аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. Следовательно, участие в профессиональных аудиторских объединениях не является обязательным.

 

СРО аудиторов.

 

Саморегули́руемая организа́ция ауди́торов (СРОА, чаще — СРО) — это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Она приобретает свой статус с даты её включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

 

Требования включения в реестр СРО[править | править вики-текст]

 

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия её следующим требованиям:

объединения в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом «Об аудиторской деятельности» требованиям к членству в такой организации;

наличия утверждённых правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Структура и функции[править | править вики-текст]

 

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

 

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Права и обязанности СРО[править | править вики-текст]

 

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными законом «О саморегулируемых организациях», имеет право:

устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются её членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным законом «Об аудиторской деятельности», требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности,

разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным законом, меры дисциплинарного воздействия на её членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов,

организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

 

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»:

участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной законом «Об аудиторской деятельности»;

сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов требованиям, установленным частью 3 статьи 17 закона «Об аудиторской деятельности», не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днём возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;

сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включённых в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

представляет в уполномоченный федеральный орган отчёт об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, её членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днём получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;

оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.046 с.)