Непосредственные формы осуществления местного самоуправления: понятие, виды, правовое регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственные формы осуществления местного самоуправления: понятие, виды, правовое регулирование.



В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы непосредственной и представительной демократии.

Непосредственная демократия - это механизм осуществления власти непосредственно населением, когда вопя граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений.

В основе представительной демократии лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

Основные формы непосредственной демократии на местном уровне:

1. Местный референдум - это голосование граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федерапьными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.

2. Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные должности, образует правовой институт муниципальных выборов. В настоящее время это: Конституция РФ, Федеральный закон «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

3. Собрания (сходы) жителей как:

- форма непосредственного участия граждан в местном самоуправлении.

- осуществление полномочий представительных органов местного самоуправления;

- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

4. Народную правотворческую инициативу - предусмотренное уставом муниципального образования право населения вносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. От народной правотворческой инициативы следует отличать индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

5. Отзыв.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва выборного должностного лица местного самоуправления. Отзыв депутата должен быть обоснован инициаторами процедуры отзыва. Причем основания, по которым заявитель требует отзыва, должны быть конкретными: действие или бездействие, а не простая ссылка заявителя на несогласие с позицией отзываемого лица (невыполнение предвыборной программы, отказ от ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений и т.п.).

6. Обращение в органы местного самоуправления. Выделяют три вида обращений: предложения (мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни людей), заявления (содержат просьбы о реализации субъективных прав), жалобы (содержат сведения о нарушении прав конкретных лиц).

Институт отзыва в местном самоуправлении: понятие, основания и порядок отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления.

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для их отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура их отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

7. Итоги голосования по отзыву, принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Отзыв депутатов, выборного должностного лица и их отчеты перед населением также является одной из форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления и формой взаимодействия указанных лиц с населением муниципального образования. Необходимость использования этих форм обусловлена природой местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления в своей деятельности используют такие формы взаимодействия с населением, как:

встречи с избирателями;

работа с обращениями граждан;

информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов депутата, выборного должностного лица местного самоуправления;

участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;

участие в организации территориального общественного самоуправления.

Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий указанных лиц по воле избирателей. Использование института отзыва в системе местного самоуправления зависит от муниципальных образований (ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется с соблюдением требований и процедур установленных законодательством и напоминает собой проведение выборов

Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.011 с.)