Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 годаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
16 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. На Съезде решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем – первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов. Задачи Конституционной комиссии: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции. Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России. Но уже к концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы – каждая из противоборствующих сторон – Президент и руководство Верховного Совета РСФСР – предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах. Были подготовлены и альтернативные проекты Конституции РФ: 1. Проект рабочей группы в составе: С.М. Шахрая (руководитель), Е.Б. Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В. Маслова, Г.В. Минха, Р.Г. Орехова, А.Я. Сливы, О.А. Тарасова (1992 г.) – явная приверженность естественно-правовой доктрине прав человека (провозглашалось, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения; права и свободы подразделялись на личные, социально-экономические и политические, институту защиты прав и свобод посвящалась отдельная глава). В отличие от проекта Конституционной комиссии в проекте группы С.М. Шахрая не было раздела о гражданском обществе, и в целом проект имел характер скорее «государственного», нежели «общественного»; не было определения (характеристики) самого государства и положений о порядке внесения изменений в Конституцию. 2. Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ в составе: мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака, мэра Москвы Г.Х. Попова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Калмыкова и С.А. Хохлова (1992 года) – отделили «основные права и свободы человека и гражданина» от «прав и обязанностей гражданина Российской Федерации»; форма государственного устройства России – федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось. Президент – глава государства (а не глава исполнительной власти), высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя, гарант Конституции. 3. Проекты народных депутатов-коммунистов – с 1990 по 1993 гг. они предложили три проекта Конституции России; наиболее примечательный – проект, подготовленный депутатской фракцией «Коммунисты России» Верховного Совета РФ. Обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Исключение института президентства. Высший законодательный орган – Верховный Совет (Совет Республики и Федеральный Совет), высший исполнит. и распорядительный орган – Совет министров. 4. Проект Президента РФ – нет понятия «конституционный строй»; предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина – РФ есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы. Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным – Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти. Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Б.Н. Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ»: преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможным только путем скорейшего принятия российской Конституции. 12 мая 1993 года Президент издал распоряжение «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации» – доработка президентского проекта Конституционным совещанием. Верховный Совет РФ в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству. Это усугубило противостояние между Верховным Советом и Президентом России – некоторые депутаты и большая часть экспертов Конституционной комиссии (Верховный Совет) перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания (Президент). Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года «О порядке работы Конституционного совещания» уточнялись сроки его работы – с 5 по 16 июня 1993 года – однако работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект Конституции был одобрен Президентом РФ. По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации – утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке. Примерно в те же дни свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными – большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии. 21 сентября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания РФ – и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным. Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян. Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года – День Конституции РФ. 14. Юридические свойства Конституции РФ Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства: 1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции. 3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов. 4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. 5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 – 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон – акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» – устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции. Особенности Конституции: 1. принимается народом или от имени народа; 2. носит учредительный (первичный) характер; 3. особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер – политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества) 15. Структура Конституции РФ Конституция РФ – это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ – социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному, то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется “Заключение и переходные положения”, 1 раздел – без названия. Структура Конституции РФ: Раздел первый. Основные положения Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64) Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79) Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93) Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117) Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129) Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения Структура конституции: Первый раздел состоит из 9 глав: ü 1 глава “Основы конституционного строя”; ü 2 глава “Права и свободы человека и гражданина” – посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида; ü 3 глава “Федеративное устройство”; ü 4 глава “Президент РФ”; ü 5 глава “Федеральное собрание”; ü 6 глава “Правительство РФ”; ü 7 глава “Судебная власть” – не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае “Правосудие и прокурорский надзор”; ü 8 глава “Местное самоуправление”; ü 9 глава “Конституционные поправки и пересмотр Конституции”. Второй раздел закрепляет: 1. порядок вступления конституции в действие; 2. соотношение конституции и ранее принятых источников права; 3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства. По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон “О введении конституции в действие”, поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют. 16. Порядок пересмотра Конституции РФ (Статья 135) Ныне действующая Конституция РФ устанавливает, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (Глава 3, статья 71 а). Жесткая Конституция. Порядок изменения, дополнения и пересмотра Конституции регулируется главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». 3 правовых режима ее изменения: 1. Пересмотр Конституции – предложение о пересмотре может быть внесено следующими субъектами права: Президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, Правительством, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы (а также, возможно, несколькими субъектами совместно) (Глава 9, статья 134), и должно быть поддержано не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (Глава 9, статья 135, пункт 2). Пересмотр – любое изменение или дополнение трех глав Конституции – 1 «Основы Конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», а также разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра определен в статье 135 Конституции РФ. 2. Внесение поправок в Конституцию. Поправка может быть инициирована аналогичными субъектами конституционной законодательной инициативы, что и пересмотр (статья 134) или несколькими субъектами совместно, и может касаться только глав 3 – 8 Конституции РФ. Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции РФ). 3. Внесение поправок в статью 65 Конституции – данный вид поправок вынесен в отдельную статью Конституции, они применяются в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, либо изменения им своего наименования. В Конституцию эти поправки вносятся на основании: федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2). Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов конституционной законодательной инициативы. Некоторое сокращение круга субъектов законодательной инициативы по сравнению со статьей 104, пунктом 1 Конституции РФ (исключение индивидуальной инициативы) объясняется высокой значимостью конституционного процесса, желанием законодателя максимально ограничить влияние на него. В Конституции РФ специально оговаривается (статья 92), что исполняющий обязанности Президента не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Пересмотр положение глав 1, 2, 9 Конституции РФ – Статья 135 Конституции РФ определяет порядок пересмотра, то есть наиболее существенного изменения положений Конституции. В соответствии с данной статьей положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием, так как это эквивалентно фактическому принятию новой Конституции РФ. К компетенции палат Федерального Собрания относится лишь созыв учредительного органа – Конституционного Собрания, закон о котором еще не принят, существует лишь только «Проект федерального конституционного закона О Конституционном Собрании» № 90056938-3, внесенный на рассмотрение в Госдуму 30.06.2000 (определены правовой статус Конституционного Собрания, его состав, порядок созыва, внутренняя структура, порядок деятельности, срок его работы и другие вопросы). Данный учредительный орган либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, принимает его 2/3 от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. Решение о созыве Конституционного Собрания должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поскольку понятие "общее число" в тексте статьи может восприниматься по-разному – и как совокупное число членов и депутатов обеих палат, и как отдельно каждой, Конституционный Суд РФ дал толкование понятия " общее число " как число, относящееся к каждой палате в отдельности. 17. Порядок внесения поправок к Главам 3 – 8 Конституции РФ (Статья 134) Статья 134, круг субъектов конституционной законодательной инициативы: (исключение индивидуальной инициативы; исполняющий обязанности Президента не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции); Президент Совет Федерации, Госдума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы (возможно несколько субъектов совместно); предложение должно быть поддержано не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Внесение поправок в Конституцию. Поправка может быть инициирована аналогичными субъектами конституционной законодательной инициативы, что и пересмотр (статья 134) или несколькими субъектами совместно, и может касаться только глав 3 – 8 Конституции РФ. Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции РФ). Статья 136 Конституции РФ определяет порядок принятия поправок к главам 3 – 8 Конституции РФ палатами Федерального Собрания. В соответствии с данной статьей, поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, другими словами, на них распространяется общий порядок принятия федеральных конституционных законов, предусмотренный статьей 108 Конституции РФ, согласно которой для его принятия требуется одобрение большинства не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа голосов депутатов Государственной Думы; он не может быть отклонен Президентом, который в течение 14 дней его подписывает и обнародует. Конституционный Суд в своем постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П «О толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» постановил, что «положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от ФЗ, так и от ФКЗ. Принятие поправок к главам 3-8 Конституции принимаются в форме особого правового акта Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Для вступления поправок в силу необходимо их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. С учетом постановления Конституционного Суда Государственная Дума приняла Федеральный закон № 3-ФЗ от 4 марта 1998 года "О порядке принятия поправок к Конституции Российской Федерации", подробно регламентирующий все стадии конституционного законодательного процесса. Процедура принятия поправок к Конституции РФ: под поправкой понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений Конституции РФ (статья 2, пункт 2 Закона). Предложение о поправке к Конституции, его обоснование вносится в Госдуму (направляется в комитет Госдумы для проверки соблюдения требований Конституции РФ и настоящего ФЗ – предложение о принятии к рассмотрению Госдумой проекта закона о поправке, либо предложение о возвращении его инициатору). Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке осуществляется в трех чтениях. Проект закона о поправке считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Проект закона о поправке в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Закон о поправке считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Госдумой и Советом Федерации и направляет текст закона в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения, которые в свою очередь обязаны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования (не позднее четырнадцати дней со дня его получения). Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Президентом в текст Конституции; в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке – официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. В случае, если закон о поправке не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке. 18. Соотношение Конституции РФ и Конституций, уставов субъектов РФ Статья 5 Конституции – республика «имеет свою Конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство». Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса – государства – обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции. Другие субъекты Федерации – государственно-территориальные или национально-территориальные образования – принимают уставы. Конституция и устав по значению и сущности равнозначны – некоторые из них именуются в скобках основными закон ами. Статья 66 Конституции – статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта – что свидетельствует об учредительном характере конституций и уставов субъектов РФ и их неразрывной связи с Конституцией РФ. Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положениям Конституции РФ. Поэтому вполне правомерно, что Конституции и уставы субъектов РФ воспроизводят основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в Конституции РФ. По отношению к другим НПА субъекта федерации конституции и устав обладает высшей юридической силой. Все иные НПА субъекта не могут противоречить Конституции (уставу). В некоторых республиках и областях имеются конституционные и уставные суды. Структура конституций (уставов) субъектов: имеются, как правило, небольшие преамбулы; большинство делятся на разделы, разделы – на главы, главы – на статьи. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 установлено, что Конституции республик в составе РФ и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе РФ, если иное не предусмотрено Конституцией республики в составе РФ; уставы иных субъектов РФ принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Конституции (уставы) субъектов РФ принимаются большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов РФ – большинством от установленного числа депутатов. Может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием. Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции РФ закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах. 19. Толкование Конституции РФ Конституция 1993 года ввела институт толкования Конституции – речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования – юридически точно определить, как понимать норму конституции. Причины введения института толкования – конституция – достаточно краткий правовой акт, поэтому не свободна от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование; имеются прямые пробелы в тексте Конституции. Функция толкования Конституции – статья 125 пункт 5 – Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Кс применяет различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. В отдельных случаях КС отказывает в рассмотрении запроса о толковании. КС дал толкование многих статей: статьи 137 части 2 (28.11.1995) – поправки в статью 65 вносятся указом президента; статьи 136 (31.1.01995) – поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта «Закона РФ о поправке к Конституции РФ». На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА! 20. Основы конституционного строя РФ как государственно-правовой институт Конституционный строй (КС) – это определенная форма и способ организации государства, закрепленный в его Конституции; это форма (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих КС – нормы Конституции РФ, особенно раздел 1 «Основы КС». Основы конституционного строя РФ – устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства. Согласно Конституции РФ основы и принципы КС включают: · демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании МСУ; · признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальное рыночное хозяйство; · социальное и светское государство (социальное равенство и духовное многообразие); · федерализм, суверенность РФ и республиканская форма правления. Конституционные принципы конструируют государство в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы КС». Закрепление основ КС обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Закрепленные в Конституции основы КС образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Характерные черты КС: · имеют основополагающее, обобщающее, фундаментальное значение; · носят политико-правовой характер; · нормативность и общеобязательность; · юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем НПА государства; · определенность и категоричность; · сжатость и концентрированность положений; · постоянность действия; · свобода от идеологических установок; · целостность; · устойчивость и особый порядок принятия и изменения. Основы КС (раздел 1) – закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 группы: - Гуманистические; - Основные характеристика РФ; - Экономические и политические; - Основы организации государственной власти. Статус РФ: Статья 1 – РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7, 14 – РФ – социальное и светское государство. Демократический характер – установление демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы; допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия; представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (статья 3). Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, республики и другие субъекты равноправны (всего 89 субъектов). Правовое государство – в своей деятельности подчиняется праву и главная цель – обеспечение прав и свобод человека. Признаки: 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено. 2. Независимость суда; статья 120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы. 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем НПА (статья 15). · Приоритет международного права (статья 15 часть 4). Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Светское государствостатья 14. 21. Декларация о государственном суверенитете России Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Государство – единственный носитель суверенной власти; государство, как политическая организация, стоит над всеми другими организациями и в своей деятельности не зависимо от других организаций и стран; Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти (определяется весь строй правовых отношений, устанавливает общий правопорядок), в ее единстве (наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности государственную власть) и независимости (самостоятельность государства в отношениях с другими государствами). Статья 3 Конституции РФ: 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по ФЗ. Статья 4 Конституции РФ: 1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ. 3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Статья 80, часть 2 Конституции РФ: Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Обеспечение подлинного суверенитет РФ – Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1990: РСФСР (Россия) есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником го
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.014 с.) |