Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система КП как отрасли права

Поиск

Статья 8. Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – ОО, если иное не установлено настоящим ФЗ и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом ОО является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом ОО является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации ОО ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени ОО и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 10. Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Статья 11. Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Система КП как отрасли права

Система науки КП – упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическая связь между ними – внутреннее строение отрасли.

КП не включает и не объединяет другие отрасли права; устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФправовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования. В системе КП выделяют институты:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Федеративное устройство государства.

4. Систему государственной власти и систему МСУ.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:

· по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.

· по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.

· по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие – конкретно регулируют.

· по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, либо типовому виду субъектов, других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

· по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего констит.-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.

· по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – большая часть норм выражена в текущем законодательстве.

· по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия.

· по степени и масштабам включённости других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.

Характеристика норм института «Основы констит. строя»:

1. воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.

2. как правило, не порождают конкретные правоотношения.

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений.

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции.

6. устанавливаются по преимуществу в конституционной форме.

7. по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.

8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права.

9. по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.

Характеристика норм института "Основы правового статуса человека и гражданина":

1. осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми права человека.

3. относятся к сфере взаимоотношений государства и личности.

4. субъект права в них – человек, гражданин, личность.

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции.

6. предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

5. Методы науки КП

Наука КП изучает конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли КП, выявляет общие тенденции и закономерности.

Метод конституционно-правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

1. императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

2. диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении).

В свою очередь они подразделяются на способы воздействия:

1. дозволение – применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов и субъектов Федерации (каждый имеет право на пользование родным языком);

2. обязывание – применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством (каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры);

3. запрещение – применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства (цензура запрещается; принудительный труд запрещен).

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов:

· метод формально-юридического анализа – позволяет уяснить содержание исследуемого нормативного материала,

· сравнительно-правовой метод – является важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;

· исторический метод – позволяет изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

· системный метод – рассматривает структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;

· статистический метод – позволяет выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;

· конкретно-социологические методы – изучают общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

6. Система КП

Система отрасли права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФправовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

В системе КП выделяют институты:

5. Основы конституционного строя.

6. Основы правового статуса человека и гражданина.

7. Федеративное устройство государства.

8. Систему государственной власти и систему МСУ.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:

· по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.

· по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.

· по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие – конкретно регулируют.

· по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, либо типовому виду субъектов, других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

· по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.

· по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – большая часть норм выражена в текущем законодательстве.

· по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия.

· по степени и масштабам включённости других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.

Характеристика норм института «Основы конституционного строя»:

1. воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.

2. как правило, не порождают конкретные правоотношения.

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности.

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции.

6. устанавливаются по преимуществу в конституционной форме.

7. по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.

8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права.

9. по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.

Характеристика норм института "Основы правового статуса человека и гражданина":

1. осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека.

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правонарушений.

3. относятся к сфере взаимоотношений государства и личности.

4. в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции.

6. предполагают для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

7. Источники КП РФ как отрасли науки

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП – форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) – источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

1. НПА, действующие на всей территории РФ – особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли конституционного права. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

2. НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ – конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

3. НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

· правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));

· особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ – хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так е как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;

· особое место занимают Декларации – Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) – формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства (признание языкового суверенитета каждого народа; права и свободы от рождения; носитель суверенитета – многонациональный народ);

· источники КП, действующие только на территории субъектов РФ – конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

· ДоговорыФедеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов (автономных областей, автономных округов, республик, краев и т.д.).

Действующие ФКЗ РФ:

· о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);

· о референдуме РФ от 28.06.2004;

· о судебной системе РФ от 31.12.1996;

· об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;

· о правительстве РФ 17.12.1997;

· о военных судах РФ 23.06.1999;

· о государственном флаге РФ от 25.12.2000;

· о государственном гербе РФ от 25.12.2000;

· о государственном гимне РФ от 25.12.2000;

· о чрезвычайном положении 20.05.2001;

· о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;

· о военном положении от 30.01.2002.

Действующие ФЗ РФ:

· об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998;

· о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002;

· о беженцах от 19.02.1993

8. Виды законов в РФ

Закон нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов:

1. По юридической силе:

- Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

- ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

- ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимается Госдумой и советом Федерации – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

- ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. по территориальному признаку:

- федеральные законы;

- законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

- ФКЗ – президент не обладает отлагательным вето;

- ФЗ – президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятии;

4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

9. Закон как источник КП

Закон нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Конституция предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Различаются:

5) по юридической силе;

6) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

7) по порядку принятии;

8) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Классификация законов:

1. По юридической силе:

- Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

- ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

- ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимается Госдумой и советом Федерации – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

- ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. по территориальному признаку:

- федеральные законы;

- законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

- ФКЗ – президент не обладает отлагательным вето;

- ФЗ – президент обладает отлагательным вето.

10. Федеральный конституционный закон

ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ (статья 108): принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Основные черты ФКЗ:

1. развивают и дополняют конституцию РФ;

2. принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией;

3. наделены большей юридической силой, чем ФЗ (не должны противоречить ФКЗ);

4. не могут быть отклонены президентом.

Действующие ФКЗ РФ:

- о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);

- об арбитражных судах в РФ от 28.04.1995;

- о референдуме РФ от 28.06.2004;

- о судебной системе РФ от 31.12.1996;

- об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;

- о правительстве РФ 17.12.1997;

- о военных судах РФ 23.06.1999;

- о государственном флаге РФ от 25.12.2000;

- о государственном гербе РФ от 25.12.2000;

- о государственном гимне РФ от 25.12.2000;

- о чрезвычайном положении 20.05.2001;

- о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;

- о военном положении от 30.01.2002.

11. Тенденции развития КП на современном уровне

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Создано много научных трудов по вопросам совершенствования конституционно-правового законодательства; конституционного судопроизводства; МСУ (важность и новизна этого института и формирование новой отрасли «муниципальное право»).

Развитие отрасли КП на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1. укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2. обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов РФ федеральным Конституции и законам;

3. совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

4. расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5. совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах РФ;

6. развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7. развитие законодательства, способствующего практическому утверждению МСУ;

8. завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов (например, ФЗ «О Конституционном Собрании»);

повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

12. Понятие и сущность Конституции

Конституция РФ (от латинского constitutio – устанавливаю, утверждаю) – основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ – это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции – баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

(далее страницы 90 – 91 Кутафин О.Е.)

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

13. Основные этапы развития Конституции РФ

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов – советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была "Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа". Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».

Закрепила следующие положения: политическое устройство - провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форма правления – корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически – это было смешанное унитарное государство.

Конституция 1925 года – причина ее принятия – образование СССР..

Первоначальная редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 го



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.016 с.)