Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стремиться к открытому мышлениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Алехандро просит нас нарисовать рамку на белом листе. Затем – в любом месте изобразить какой-нибудь символ. Так мы избавляемся от «синдрома белого листа». Потом нужно закрыть глаза и нарисовать то, что придет в голову – с большой скоростью и во всех направлениях. Это называется автоматическим рисованием – не вкладывать никакой смысл и просто на пять минут дать свободу своей руке. Уже нарисованная рамка позволяет нам не думать, в какую часть листа мы можем при этом попасть. Затем мы открываем глаза и, вооружившись карандашом и ластиком, ищем более-менее осмысленные формы. Потом выделяем их, стираем лишнее, раскрашиваем или заключаем в рамку. Теперь уже рисуют не пальцы, а наш взгляд, превращающий хаос в порядок. После этого мы обмениваемся листами с соседом. Уже в раннем возрасте мы не любим, когда кто-то открывает нашу тетрадь или альбом и начинает рисовать там что-то свое. Ведь все, что рождается из наших рук, это почти святое. Тем более, когда мы рисуем редко. В данном же эксперименте наш предыдущий художественный опыт совсем не важен. Нам дается задание раскрасить или стереть чужие каракули. И это не просто так. Мы стремимся к открытому мышлению, множеству возможных интерпретаций, отмене личных барьеров, свободному движению – то есть к творчеству во всех его видах. Мы присваиваем чужие идеи, делимся ими друг с другом, безжалостно препарируем их, превращаем в нечто более художественное и изучаем полученные результаты. Таким образом, используя все доступные средства, наши визуальные способности заостряются и окончательно просыпаются. Кроме того, любой творческий процесс добавляет хорошего настроения, причем в любой ситуации. На прошлой неделе мы ужинали у наших приятелей Жиля и Алины. Мы сидели на террасе – жара, морской воздух… И тут Жиль достал гитару, которую он, по его словам, «купил сыну». Как не стыдно – отнять инструмент у бедного ребенка! Он сыграл, что умел. Получилось неплохо. Далее эстафету подхватил Фредерик, профессиональный музыкант. Потом настала очередь Ларри, который, как ни странно, тоже не подкачал. Я знаю его двадцать лет и даже не подозревала, что он умеет играть. Каждый из нас прячет свои таланты, давно и глубоко зарытые в землю, – умение танцевать, петь, играть на разных инструментах, писать стихи или рассказы. Ларри по профессии писатель, а музыка – это просто его страсть. Но он мог бы играть и почаще, а не придумывать разные оправдания, что у него плохо получается или что он уже сто лет не играл. Американский писатель и художник-иллюстратор Остин Клеон настаивает на важности взаимодействия наших хобби. Не стоит бросать музыку, если писать у нас получается гораздо лучше. В юности мы творим изо всех сил: рисуем, шьем, фотографируем, экспериментируем со своим внешним видом, танцуем, играем и поем, снимаем видео, что-то мастерим. И что от всего этого остается, когда мы взрослеем? Жалкие остатки, которые, тем не менее, можно воскресить. В пору моей юности моим любимым занятием было часами болтать по телефону с подружками. Как только я возвращалась из школы, я тут же бросалась к аппарату, чтобы продолжить обсуждение прошедшего дня – неиссякаемая тема для разговора. С артистизмом, достойным лучшего применения, я увлеченно комментировала чужие слова и поступки. Да я и сейчас люблю этим заниматься. Но начав писательскую и исследовательскую работу, я ощутила острое желание вновь заняться своими полузабытыми школьными делами – шитьем и вышиванием, фотографией и рукоделием. На это меня отчасти вдохновили мои дети, в свою очередь доросшие до юношеского возраста. Я также стала больше готовить – это мое давнее хобби, и, как выяснилась, весьма полезное, ведь я делаю в нем успехи. Так же, как с моим увлечением антиквариатом, – я всегда нахожу то, что и не думала искать. Это все из-за моего отчаянного любопытства. Если нам что-то нравится, должны ли мы посвятить этому всю свою жизнь? Нет. Остин Клеон говорит о разнице между желанием сделать что-то для себя и ради материальной выгоды. Подход в этих двух случаях будет разным. В 1960-х годах в Художественном колледже Чикаго проводились исследования, показавшие, что те студенты, которые творили ради чистого искусства, показывали более качественные результаты, чем те, кто ожидал вознаграждения за свои труды. Кроме того, они таким образом показали себя более подготовленными к трудностям жизни начинающего художника – вероятности небольших доходов и нескорого признания. Быть мотивированным внутренне, а не извне, заставляет нас творить более вдохновенно. И я как-то тоже испытала это на себе. Два года назад моя сестра Камиль, живущая в Сан-Франциско, предложила мне сделку: я бы искала здесь, в Париже, разные старинные безделушки, а она продавала бы их в Америке. Все лето мы были увлечены этой идеей. Но каждый раз, когда я находила что-то интересное, я не просто хотела оставить это себе, но и сомневалась, что кто-то кроме меня захочет это приобрести. Присутствие коммерческой составляющей в моих спонтанных находках убивало весь наш проект на корню. Мне было трудно заинтересоваться чем-то или оценить свою материальную выгоду в том случае, если это в итоге предназначалось для других. Меня как будто парализовало. Во время другого эксперимента в Гарвардской школе бизнеса были собраны вместе произведения двадцати трех художников: у одних картины покупали меценаты, другие творили из любви к искусству. Эксперты и критики оценивали качество работ вслепую, не зная ни имени автора, ни цели создания картины. В итоге при равном техническом уровне заказные полотна были признаны гораздо менее художественными. Да художники и сами часто признаются, что чувствуют себя куда более ограниченными, когда создают что-то на заказ. Свобода влияет на качество.
Автоматическое письмо
Освободиться от своих привычек – это еще один способ развить творческое начало. Сюрреалисты провозгласили это своим девизом и в итоге изменили литературный мир, начав изобретать новые приемы, расширяющие творческие возможности. Одним из них стало автоматическое письмо — литературный процесс, позволяющий «освободиться от узости мышления, ограниченного здравым смыслом» (Андре Бретон). Другими словами, оно позволяло забыть о привычных жизненных установках. Такая методика и сейчас широко рекомендуется для избавления от ограничивающих нас психологических барьеров. Вы тоже можете попробовать себя в этом жанре. Для этого надо: 1. Взять карандаш и большой лист бумаги. 2. Написать на листе какое-нибудь слово, чтобы избавиться от «синдрома белого листа». 3. Закрыть глаза. 4. Начать писать. Что же нужно писать? Да все, что придет в голову. Включите свое воображение, не думайте о цели, уйдите от шаблонов и привычных схем. Следуйте за своей фантазией, а не направляйте ее. Это упражнение рекомендовано в качестве ежедневной медитации. В момент творческого усилия, если вам нужно найти решение проблемы или начать новый проект, вы можете выполнять его утром в течение двадцати минут. Его можно делать даже лежа в кровати, как будто вы продолжаете видеть сны и записываете, что в них происходит. Как утренняя зарядка для мозга. Автоматическое письмо позволяет забыть о своих привычных заботах и сосредоточиться на чем-то другом. Мы пишем все это не для того, чтобы затем перечитать – даже если мы сможем воспользоваться написанным как источником вдохновения, – а чтобы освободиться от навязанных рамок. В общем-то все равно, что именно мы напишем на листе, главное здесь – уход от реальности и наших обычных привычек. В Арле мы это тоже практиковали. Например: «дыши коленями, обмани свой расслабляющий синий мир, ближе больше нежно-фиолетовый, писать жирным шрифтом, скользить по фасадам моря и отцам земли, мне нравится тот, кто делает свои глаза голубыми, обманись, иди вперед!..» Прочитав написанное, мы затем снова закрывали глаза и продолжали писать. Потом следовало прочитать этот бред своему соседу. Например, у Абигайль речь шла о пустынях, билетах, аннотациях, Сан-Франциско и райских садах. У нее получались очень точные фразы, в отличие от меня, чьи каракули иногда даже не помещались на листе. Потом мы взяли слова и выражения из чужого листа и начали писать заново, уже пользуясь ими. На этой стадии мы еще меньше контролировали то, что делали. Возможность писать чужими словами открыло перед нами новые горизонты. Как ни странно, это упражнение сильно сблизило нас с Абигайль. Мы почувствовали друг к другу сильную близость и искреннюю симпатию. Мне понравилось гулять в ее райских садах, хотя она и англичанка и не говорит по-французски. Чтобы выполнить это упражнение, я писала по-английски, ломая таким образом еще один стереотип в себе. Выйдя с занятий, я твердо решила заниматься автоматическим письмом каждое утро, что означало, что я поверила в его волшебный эффект. После этого мне нужно было закончить эту книгу в течение месяца. В итоге я задержала ее всего на два дня. Уж поверьте, обычно срок задержки у меня гораздо больше. А в связи с тем, что я и так обычно практикую медитацию и бег для стимулирования творческого процесса, мне казалось, что этот метод уже излишний. Вот такой предлог я в итоге придумала, чтобы не заниматься этим. В то же время я начала рисовать – встречающихся мне людей; все, что лежит на столе; да все, что угодно, чтобы мои руки делали что-то другое, кроме печатания текста. Теперь я понимаю, почему я так люблю готовить, когда работаю над очередной книгой. Это конкретная видимая и ощущаемая перемена деятельности и в то же время пример самого настоящего творчества.
Воровать разрешено
Творчество никогда не берется ниоткуда. Нам необходимы идеи и образы, чтобы вдохновиться ими и создать что-то свое и оригинальное. Творчество – это преобразование. Даже Леонардо да Винчи, бывало, смотрел на стену, чтобы найти новые идеи. То есть они рождались не внутри него, а извне. Каждая новая идея появляется из совокупности предыдущих. Сальвадор Дали говорил: «Те, кто не хотят имитировать, не придумают ничего сами». Подражая кому-то, мы как бы строим сами себя, причем начиная с младенческого возраста. Как бы мы смогли придумать все модели поведения, ни на что при этом не опираясь? Это же невозможно. Заинтересовавшись нашими творческими механизмами, Остин Клеон обращает внимание на способность вдохновляться людьми, которых мы любим. Например, мои родители оба ценители визуальной гармонии, что мне всегда нравилось в них. В результате эта страсть передалась и мне. Так как мы черпаем новые идеи из того, что у нас перед носом, то нам приходится совать его везде. Задача любого творца заключается в том, чтобы собрать максимум из того, чем возможно вдохновиться. Чем шире наш выбор, тем богаче будет финальный результат. Короче говоря, что вас вдохновляет? Что вам близко? Старое кино, архитектура мостов, разговоры в кафе? Вот вам мой список: книги, предупреждающие таблички, облака в небе, игрушки, роботы, антикварные вещи, накладные волосы, смешанные цвета, кастрюли и лампы. И какая между всем этим связь? Да неважно, речь просто идет об элементах, поддерживающих мое творческое начало. Но чтобы начать творить самим, нам следует пойти немного дальше. Имитируя что-то, мы просто копируем. А следующий этап заключается в авторской интерпретации. Ведь стать самим собой можно лишь тогда, когда перестаешь быть, как все.
Надеть свою униформу
К созданию чего-то необычного, то есть неожиданного, может подтолкнуть игра с переодеванием. Недаром у каждой профессии есть своя униформа. Как в компьютерной игре – облачившись в доспехи или проникнув в какое-то секретное место, мы получаем разрешение стать неким персонажем, действующим определенным образом. А это уже креатив. Поэтому у Шелли – той, что вела мастерскую в Арле, – два стола. Один – чтобы работать на компьютере, другой – чтобы рисовать, и для этого не нужна никакая современная техника, а тетради, карандаши, ластики, стикеры и всевозможные вещи, способные ее вдохновлять. Когда она сочиняет театральную пьесу, то поначалу почти не пользуется компьютером. Делает наброски, занимается автоматическим письмом или рисует. Теперь, когда шлюзы открыты, потребности удовлетворены, можно пересаживаться за монитор. Для этого достаточно двух столов. Когда я веду конференции или мастерские, у меня это получается только в состоянии полной боевой готовности. Даже будучи максимально внимательной и сосредоточенной, мне частенько приходится импровизировать. Ведь все люди разные, соответственно, и их вопросы и реакции тоже. И в такие моменты я вынуждена применять весь свой опыт и волей-неволей играть какую-то роль. То есть я как бы переодеваюсь. Это, конечно, громко сказано, но я действительно надеваю некую униформу, как судья – мантию. И вот в таком состоянии я могу лучше сконцентрироваться. Моя прическа и туфли усиливают это ощущение, даже если они мне иногда жмут, то есть мы опять играем некую роль. Роль писателя или драматурга, музыканта или певца, ведущего конференции, путешественника, менеджера, в общем, любая наша деятельность связана с творческими навыками. Когда мы притворяемся кем-то, то становимся более свободными. И даже если мы ничего в себе особенно не меняем, эффект получается тот же – мы все равно действуем по-другому. Даже игра в простую квартирную уборку доставляет больше радости, чем если бы мы просто убирались. Недавние эксперименты показали, что способность притворяться ребенком позволяет нам мыслить шире. Так, группу студентов попросили представить, чем бы они занялись, если бы у них в тот день после обеда не было уроков. Половина отвечала, как обычно, а вторая половина должна была представить себя на месте семилетнего ребенка. И эти вторые оказались более оригинальными и изобретательными. Особенно интроверты. Ведь тому, кто не привык делиться своими чувствами и переживаниями, иногда очень мучительно представить ситуацию, в которой придется общаться с другими людьми, то есть в его «взрослом» рассказе такое сразу исключалось. А в семилетнем возрасте об этом еще даже не задумываешься. Только родившись на свет, мы еще не знаем, кем станем в дальнейшем. Чтобы найти свое призвание, иногда нужно попытаться влезть в чужую шкуру и понять, к чему мы реально склонны, увидеть, что могло бы дать нам больше возможностей для творчества, да и просто почувствовать себя увереннее.
Расскажи обо мне
На второй день наших занятий в Арле мы занимались по методике, которую используют актеры. Мы должны были гулять по улицам, чтобы лучше познакомиться с нашим первым партнером по шептанию. Я с самого начала села рядом с Мишель, и мы быстро сошлись с ней. Мы ровесницы, правда, она родом из Южной Африки. Задание заключалось в том, чтобы побольше узнать друг о друге, а потом рассказать о своем партнере другим участникам группы. Оказалось, что мы не совпадаем с ней не только по месту рождения, но и по образу жизни, но тем не менее нам удалось найти точки соприкосновения. Мы еще не знали, что нам придется пересказывать чужую жизнь от первого лица, как будто свою. Ведь мы обычно описываем кого-то со стороны, а когда перевоплощаешься в кого-то, то все уже выглядит по-другому. Говоря о человеке от первого лица, мы влезаем в его шкуру и можем понять его гораздо лучше. Как выяснилось, это вполне естественный и легкий процесс, в котором участвует не только мозг, но и тело, которое тоже начинает вести себя, как тот, другой человек. Говоря от лица Мишель, я начинаю изъясняться по-другому. Из ее рассказов о себе я вспоминаю то, что ее ярко характеризует, что меня в ней зацепило. Жить чужой жизнью – это прекрасный способ изменить свой взгляд на мир. И наоборот, когда вы слышите, что кто-то другой говорит от вашего имени, это тоже оказывает свой эффект, даже более необычный, чем слышать свой голос в записи. Слова вроде ваши, но их порядок совсем другой. Сразу хочется их исправить, придать им нужную форму и запустить снова. Слышать со стороны истории из своей жизни немного озадачивает. Странно видеть, что на нас при этом никто не смотрит, ведь говорят-то о нас. Это очень необычное ощущение. Создание дистанции с самим собой усиливает креативность. Так, в ходе одного эксперимента группу людей попросили нарисовать двух инопланетян. Одного – чтобы проиллюстрировать фантастический рассказ, который они собирались написать, а другого – для иллюстрации чужого рассказа. И «вторые» пришельцы получились куда интереснее и оригинальнее. Кроме того, чем больше мы размышляем над проблемами далеких нам людей, тем быстрее мы находим ответы на их вопросы. А чем более эти люди или эти проблемы близки нам, тем менее мы изобретательны. Этот феномен также работает, когда мы принимаем решения за других. Удивительно, но, когда дело касается других людей, наш рассудок действует как будто шире и глубже, чем для себя. Чем меньше нас что-то касается, тем больше мы способны привнести в это что-то новое. Так давайте не будем стесняться просить о помощи людей, гораздо менее осведомленных о нашей проблеме.
Радостное расположение духа
В ходе другого упражнения мы должны были принести какой-то предмет из нашего детства, который делал нас счастливыми. Я выбрала шкатулку с фрагментами картин Боттичелли – сувенир из Флоренции. Затем нужно было всем рассказать, почему эта вещь тебе так дорога. Для меня она была олицетворением всей магии неожиданных чудес, происходящих в жизни. Я тогда уже была почти совсем взрослой, и мне разрешили ходить с моей подругой Катрин на блошиный рынок у ворот Клиньянкур. Именно там я и нашла эту шкатулку. Мы садились на электричку, приезжали на рынок и радостно примеряли разные модные юбки и соломенные шляпки. Это были мои первые мгновения свободы. Такой стиль в одежде мне быстро разонравился, но страсть ко всяким старинным безделушкам осталась навсегда. Какие же детские вещи были дороги моим партнерам по занятиям? Шина принесла пару розовых носочков – она занималась балетом, пока не попала в аварию. Ясмин взяла обручальное кольцо своей матери, которую насильно выдали замуж за нелюбимого человека. Каролина – свою детскую фотографию. Ронан – плюшевого мишку. Это упражнение было призвано вернуть нам забытое ощущение счастья, когда мы вспоминаем радостные моменты из нашей жизни. А что по этому поводу говорят ученые? ♦ Находясь в радостном расположении духа, мы генерируем в два раза больше новых идей. ♦ Такое состояние длится два или три дня. ♦ Смех при просмотре кинокомедии также повышает наш творческий потенциал, в отличие от фильмов ужасов или какой-то скучной картины. Даже если посмеяться совсем чуть-чуть, это тоже будет иметь свой положительный эффект. ♦ Прослушивание любимой музыки также может улучшить наше настроение и, как следствие, привнести новые идеи. У меня в телефоне есть музыка, которую я обычно слушаю перед выходом на сцену или перед каким-нибудь важным событием. Это мой допинг для поднятия морального духа и ускорения реакции.
Вдохновляющая меланхолия
Ну а если достичь радостного настроения никак не удается? Что тогда? Творческий кризис? Не совсем. Австралийский ученый Джо Форгас изучал связь между меланхолией и вниманием. Он провел эксперимент – разложил различные игрушки рядом с кассой детского магазина. Затем при выходе посетителей спрашивали, сколько игрушек они видели. Чтобы изменить их настроение, подчеркивалась мрачная или радостная атмосфера – в плохую погоду из динамиков звучал «Реквием» Верди, а в солнечную – наоборот, что-то веселое. Результаты показали, что в мрачной атмосфере посетители смогли вспомнить количество игрушек в четыре раза точнее, чем в радостной. Грусть заставляет нас быть более внимательными. Она действует на нас как небольшая доза расслабляющего наркотика, помогающая мозгу уделять больше времени поиску нужных слов, деталей и воспоминаний. В ходе другого эксперимента Форгас, перед тем как попросить участников написать некий рассказ, показывал половине из них отрывки из документального фильма о раковых больных. Полученный результат оказался у них более красивым и художественным, чем у тех, кто не смотрел фильм. Как-то в школе экономики Колумбийского университета Нью-Йорка один профессор попросил своих студентов за три минуты рассказать о работе своей мечты. При этом присутствовали специальные люди, которые по-разному реагировали на рассказы этих студентов. В половине случаев они делали радостный вид, улыбались и кивали в знак согласия, а в других случаях сердились, неодобрительно поднимали глаза вверх или даже вовсе их не слушали. После презентации каждый студент должен был составить коллаж из журнальных вырезок, который затем оценивали профессиональные художники. И в итоге у тех, кого принимали плохо, получились самые интересные коллажи. Они подошли к этому заданию более серьезно – старательно подбирали фрагменты и пробовали разные варианты. В состоянии тревоги мы лучше концентрируем внимание и становимся более целеустремленными. Творчества не бывает без ошибок, крутых поворотов и жертвования одними проектами ради других. Жизнь постоянно готовит нам новые испытания и учит двигаться дальше, несмотря ни на что. Когда у нас радостно на душе, мы легко генерируем новые идеи, когда грустно – находим способы их применения. Такое разнообразие настроений питает наш творческий потенциал.
Активаторы
У творческих гиперспособностей тоже есть свои активаторы, ускоряющие появление новых идей и их взаимодействие между собой. Это такие хитрости, направленные на увеличение нашей креативности.
Делать, как для себя Самый простой способ творчества, когда мы начинаем с нуля, это стараться, как будто для себя. То есть попытаться сочинить песню, которую мы бы сами захотели послушать, или написать книгу, которую бы самим захотелось прочесть. Для этого нужно сосредоточиться на том, что нам приятно и интересно: какие истории и каких персонажей мы любим, какие детали в рассказе могут нас зацепить. Потом, запомнив все это, можно пойти дальше. Лучшие идеи часто возникают из наших наиболее актуальных потребностей и желаний, и пускай они не всегда гениальные, но по крайней мере они несут отпечаток нашего индивидуального стиля и являются плодами нашего воображения.
Умножать свои проекты Наша креативность обычно применяется в тех областях, где мы чувствуем себя уверенно и получаем положительные эмоции. Погоня сразу за двумя зайцами позволяет нам переходить от одного проекта к другому, таким образом у нас всегда есть запасной вариант. Если я трачу все свои силы на создание только одного произведения, оно дается мне куда тяжелее. Слишком долгое ожидание результата убивает удовольствие от творческого процесса, а жонглирование идеями, наоборот, освежает мозг, главное – только не запутаться в них. А также не будем забывать, что испокон веков на Земле выживали наиболее креативные и изобретательные существа. Умение остаться в живых всегда зависело от хитрости, находчивости и быстроты реакции. Теперь же нам угрожают другие опасности. Жизнь постоянно проверяет нас на прочность, и принимать эту игру или нет, зависит только от нас самих.
Спать Момент пробуждения очень подходит для вдохновения. Наш мозг в это время дезорганизован и ослаблен, а значит, открыт для новых и неожиданных идей. Это также весьма удобно для автоматического письма. Но потом начинается извечная утренняя нервотрепка – нужно все собрать, подготовить и успеть и при этом никуда не опоздать. К сожалению, не все могут себе позволить долго валяться в кровати по утрам, чтобы на свежую голову решить какую-то проблему или найти нужные идеи. В таких случаях специалисты рекомендуют поставить будильник чуть пораньше. Лично я делаю так уже целый год. Каждый раз, когда я утром открываю глаза, я все время забываю о том, что мне не нужно сразу же вставать. Это момент честно позаимствованной творческой дремоты. Кроме того, есть у меня одна хитрость. Во время сильной концентрации, когда требуется, например, написать текст, такой как этот, в мониторе часто все плывет перед глазами, и я тогда притворяюсь, что ненадолго засыпаю. Я бы с радостью обошлась без этой уловки, потому что это все-таки нелегко – контролировать такие приступы сна, ведь в итоге можно заснуть не понарошку, а вполне реально. Особенно на работе. Для чего я это делаю, спросите вы? Дело в том, что во время таких коротких моментов дремы мы активно производим новые идеи, ведь в состоянии полусна наша креативность усиливается. Да и когда мы просто мечтаем о чем-то, это тоже помогает генерировать новые идеи. Такой способ гораздо более эффективен, чем просто хвататься за свою цель и искать пути ее достижения любой ценой. В полусне мы открыты всему миру. Одни мысли ускользают от нас, но тут же приходят другие. Творчество начинается тогда, когда мы начинаем осознавать, что вполне способны ловить наши идеи на лету. Таким образом, и безделье может становиться креативностью.
Освежать свой мозг Нам не обязательно принимать различные наркотические препараты, чтобы осознать, что в нас постоянно живут две части одного целого, предлагающие нам новые идеи: сознательное и бессознательное. Бессознательное – это такой скромняга-интроверт, который всегда в тени. Сознательное, наоборот, постоянно тянет одеяло на себя и заявляет о себе куда чаще. Оно как бы делает одолжение, когда позволяет бессознательному иногда промолчать. В итоге получается, что быть молчаливым – это не препятствие для творчества, а даже наоборот. Как-то в ходе одного эксперимента группе людей предложили изобрести новые названия итальянских макарон. В качестве примера им прочитали пять уже придуманных вымышленных названий, заканчивающихся на «и». Затем группу разделили на две половины. Первой дали три минуты, чтобы найти новые названия. А вторая сперва те же три минуты следила на мониторе за движущейся точкой и должна была нажать кнопку на мышке, когда эта точка меняла цвет. Потом им тоже предстояло придумать новые названия макарон. Исследователи хотели сравнить креативность результатов этих двух групп. Вторые, у которых сознательная часть мозга до этого какое-то время была занята другим заданием, справились лучше. Включилось их бессознательное. В итоге их результаты были куда более разнообразными, тогда как первая группа по инерции продолжала придумывать названия на «и». Секрет в том, чтобы дать поработать двум частям нашего мозга. Ведь новые идеи лучше зреют в нем, когда мы работаем не только с сознательной, но и бессознательной его частью. По Ричарду Уайзману, решение – в концентрации на задаче, занимающей нас в данный момент, а потом – в быстром переходе на другую деятельность, например, полистать журнал, разгадать кроссворд, поиграть в судоку. То есть как бы перейти в спящий режим, но при этом занять мозг, чтобы обмануть его сознательную часть и позволить бессознательному вылезти наружу, как пузырькам в газированной воде. В детстве я обожала раскладывать пасьянс. Теперь это можно делать с помощью компьютера. То есть процесс включения бессознательного стал гораздо проще, и теперь можно в любой момент позволить себе сделать передышку и получить лишний заряд креативности.
Принимать различные позы Но такое расслабление может иногда занять много времени, особенно когда нам требуется творить по заказу. Есть другие хитрости, которые могут нам помочь увеличить творческий потенциал. Удивительно, но чтобы новых идей стало больше, нужно тянуться к столу, за которым сидишь, чтобы как бы приблизиться к нему. А если, наоборот, мы отодвигаемся от стола, как бывает в минуты раздумий, идей у нас будет меньше. Вот вам и скрытая сверхспособность компьютерных кресел, постоянно требующих от нас максимального придвижения к столу и комфортной позы. Кроме того, положение сидя за столом со скрещенными на груди руками – это признак не закрытости, а целеустремленности. В таком положении мы тратим в два раза больше времени на разгадывание ребусов, чем когда наши руки сложены на коленях. Мы таким образом как бы принимаем интеллектуальную позу и настраиваем себя на серьезный лад. А когда лежим, мы, например, разгадываем кроссворды на 10 % быстрее. В таком состоянии мозг лучше «проветривается».
Менять свою точку зрения Ричард Уайзман предлагает также менять свою точку зрения. Что это означает в нашем случае? При ведении конференции это сродни исполнению роли, когда режиссер дал новые указания. И как узнать, что будет, если вести себя совсем по-другому? Изменение строя мыслей – «вверх ногами» – позволяет пробудить свое творческое начало. Это, пожалуй, мое любимое упражнение, то есть опять же сверхспособность, чтобы стать более креативной, а заодно и более удачливой и целеустремленной. Нет, я не вишу вниз головой, но я ищу новые методы и пытаюсь взглянуть на все под другим углом. Уайзман называет это «переходом от автоматического к ручному режиму». На своих мастерских, после каждого перерыва, я прошу слушателей меняться местами – чтобы у них теперь были новые соседи и другой угол обзора. Некоторые при этом упорно сидят на своих местах и заявляют, что раз пересядут все, то им нет необходимости это делать – и безумно рады своей находчивости. Но они не понимают, что наша гибкость и готовность к переменам – это ключ к более полной и интересной жизни. И смотреть на все со стороны просто необходимо для перехода на более полезный «ручной режим». Когда мы молоды, наш взгляд на вещи еще свеж. Нам пока особенно не на что опираться в своих оценках, мы все открываем в первый раз. Не случайно панк-рок изобрела молодежь, да и слушала его, в общем, она же. Но в процессе накопления опыта наши, поначалу свежие, изобретения теряют свою новизну и оригинальность. Ведь способность к творчеству не приобретается с годами. Ученые часто делают великие открытия, а поэты пишут свои лучшие стихи в юном возрасте. Кто сказал, что чем старше мы становимся, тем слабее наша креативность? Это совсем не так. А вот что реально ослабляется, так это наша способность меняться и удивляться – то есть готовность пересесть. Было даже замечено, что если два первых курса в университете питают нашу креативность, то два следующих ее уже, наоборот, душат. Жесткие рамки губят связи, которые мы устанавливаем между двумя идеями, образами или ощущениями. Только если мы не находим новые возможности для развития нашего творческого начала, чтобы вести себя, как в юности. Например, мой отец и его нынешняя супруга – живые примеры такого отношения к жизни. Творческая энергия бьет в них ключом. Они в курсе всех последних тенденций, чувствуют дух времени, но при этом используют свой жизненный опыт. Им 75 и 68 лет соответственно. В этом возрасте многие предпочитают спокойно уйти на заслуженный отдых, они же начали издавать удивительно современный журнал. Это демонстрирует их до сих пор сохранившуюся невероятную способность к удивлению. Ведь изобретать что-то означает ошибаться, выглядеть полным идиотом, пытаться найти единомышленников. А также выбирать самый трудный и опасный путь, вплоть до своих самых последних дней.
Путешествовать Наш мозг ржавеет в комфортных условиях. Ведь он способен адаптироваться ко всему. Когда мы спокойно движемся по накатанной, он тоже успокаивается и работает автоматически, уже не обращая внимания на такие мелочи, как, например, изменения в природе, когда-то так впечатлявшие нас. Если есть такая возможность, время от времени необходимо уходить из дома и бросать свой привычный круг. Мир стал так тесен, что у нас появилось ощущение, что мы знаем все, что происходит даже на другом конце земного шара без необходимости туда ехать. Но, например, соседний городок, где мы не были ни разу, это и есть в каком-то смысле другой конец земного шара, и поехать туда – это не то же самое, что прочитать. Быть открытым всему новому и общаться с людьми, применяющими иной подход, дает новый взгляд на мир. А все новое заставляет наш мозг работать интенсивнее. Путешествия – это пища для творческого начала, эмоций, социальных и языковых навыков. Но также, как выяснилось, и экономическая выгода. Исследование, проводившееся десять лет назад, выявило прямую связь между деловыми поездками граждан определенной страны и количеством поданных от нее патентных заявок, а значит, и ее общим обновлением. Обмен между странами способствует появлению новых ценностей и развитию инноваций. Жизнь за границей тоже способствует повышению креативности. Такая сложная задача, как адаптация в чужой стране, делает нас более приспособленными к решению дальнейших проблем альтернативными способами и позволяет нам мыслить шире. И разумеется, при этом появляется множество новых идей. Это происходит бессознательно, но такая гимнастика для мозга очень полезна, так как в ней участвуют и другие его отделы. Так что, у кого есть такая возможность, все за границу, хотя бы ненадолго!
А если отложить на потом?
Несмотря на целый арсенал методов в нашем распоряжении, мы часто ленимся ими пользоваться. Исследование, проведенное для изучения наших производительных навыков, показало, что 20 % опрошенных считают себя хроническими «тормозами». Откладывание на потом можно оправдать множеством причин: ♦ страхом потерпеть поражение, а иногда и наоборот – страх преуспеть мешает нам идти вперед; мы часто откладываем на завтра самое важное, ведь мечтать гораздо проще, чем действовать; ♦ перфекционизмом, который порой парализует нас; когда мы сомневаемся в своей способности сделать что-то как следует, гораздо проще вообще не начинать – это в нас говорит наш страх разочарования; ♦ недостатком уверенности в себе и своих качествах, что тоже заставляет нас лениться и придумывать разные отговорки; это не страшно, когда дело касается нас самих, но вот с другими нам приходится себя пересиливать; ♦ когда мы беремся за масштабные проекты, нам бывает трудно понять, с чего начать; лучше поделить их на небольшие части, с которыми будет легче работать, и постепенно двигаться дальше; ♦ страхом заскучать; уже упоминавшееся потоковое состояние, которое появляется у нас при выполнении уже привычных действий, приходит не мгновенно. Чтобы ощутить, что все уже идет по накатанной, нам поначалу придется напрячься. Бывает сложно поверить заранее, что в итоге у нас все получится. Для этого нужно рискнуть и начать, но при этом постоянно держать в голове, что все может сорваться; ♦ неспособностью определить на глаз, сколько времени нам понадобится. Сознание того, что мы можем не уложиться в срок, тоже тормозит нас. Зачем стараться, если придется все бросить, не закончив? Чтобы справиться со всеми этими оправданиями, американский исследователь Таль Бен Шахар рекомендует одну простую вещь: не думать, а просто начать действовать! Важно продержаться первые пять минут, а потом придет чувство незавершенности, которое заставит нас закончить начатое, чтобы больше не мучиться. Таким образом, сказать себе, что мы займемся этим «всего на пару минут» – это менее опасно и более эффективно. Сколько раз я собиралась начать бегать по утрам, прекрасно зная, что если я смогу добежать до аптеки, то легко продолжу до конца. Но мою голову нельзя просто взять и отключить, а в ней крепко засела мысль, что это жутко неприятно – бежать зимой по сырому асфальту.
Создать себе память
Когда мы находимся в состоянии творческого процесса и вдохновляемся всем, что нас окружает, было бы наверняка полезно вспомнить всю информацию, которой мы располагаем, и направить ее в нужное русло. Французские ученые Одри Акун и Изабель Пайо работают с детьми, у которых наблюдается опережение в развитии, из-за чего им бывает сложно вписаться в рамки обычной школы. Иссл<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.028 с.) |