Разные умственные способности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разные умственные способности



 

Когда мы включаем свою креативность, мы тем самым признаем, что каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему. Умным тоже можно быть по-разному. Ученые обычно разделяют способности на три типа – аналитические, практические и творческие.

Анализ помогает нам решать проблемы, практическая сметка – справляться с бытовыми ситуациями, а креативность – находить новые решения. Некоторые также упоминают о более узких способностях – к математике, музыке, спорту, языкам; у кого-то развиты лидерские качества, а кто-то, наоборот, прекрасный исполнитель. Также существует теория, что мозг имеется не только в нашей голове, но и в остальных частях тела, ведь на внешние раздражители оно реагирует все целиком.

Основное здесь – разница в подходах. Мы живем в обществе, позволяющем существовать всем вместе, но у каждого из нас, тем не менее, есть свой метод оценки объективной реальности и последующего самовыражения. В том, что касается креативности, нет четких рамок. Все мы находимся в постоянном движении и способны увидеть связь между двумя объектами или явлениями. Именно так чаще всего и появляются новые идеи.

Отметим также, насколько различно наше поведение. Как уже упоминавшиеся мыши жили в одинаковых условиях, но обладали разным умственным развитием, так и наши способности к всестороннему анализу и активному действию поистине безграничны. Кроме того, все мы обладаем разными физическими данными и индивидуальным набором сил, заложенными в характере. Каждый из нас представляет собой уникальный коктейль из эмоций, знаний и интересов.

Когда Кен Робинсон работает с группой, он просит участников оценить свое умственное развитие по десятибалльной шкале. Большинство оказывается где-то посередине, и очень редко встречается число 1 или 2. Затем он просит оценить свою креативность. Теперь результаты более разнообразны. Лишь единицы дают себе 10, а большинство – 1. Робинсон отметил, что три четверти опрошенных по-разному оценивают уровень своих интеллектуальных и творческих способностей. Для него же они неразрывно связаны. Мы не можем поступать мудро и при этом не быть креативными.

Ведь «быть умным» не означает хорошо учиться в школе или университете. Наш мозг должен непрерывно развиваться. Робинсон делает вывод: «Если кто-то не умеет читать и писать, мы не можем утверждать, что он на это не способен, он просто еще не научился это делать. То же касается и креативности. Когда кто-то признается в отсутствии у себя творческой жилки, это потому, что он не знает, как его изобретательность применяется в различных жизненных ситуациях».

Отметим также, что креативность не ограничивается конкретными действиями. Для того чтобы творить, не обязательно рисовать или сочинять музыку. Всем нам хорошо известны различные сферы творческой деятельности: кино, реклама, дизайн, мода и т. д. Но и наука, бизнес, образование, спорт, да, в конце концов, наши взаимоотношения не могут обойтись без сильных эмоций и активных действий, то есть именно креативного подхода. А все из-за того, что мы недооцениваем свое воображение – качество, отличающее нас от других животных. Мы можем легко представить себе предметы, которых нет у нас перед глазами. Мы способны мыслить в настоящем и прошедшем времени, а также вообразить то, с чем мы еще не сталкивались. И это еще одна сверхспособность.

Для Кена Робинсона быть креативным означает «рождать оригинальные идеи, имеющие реальную ценность». Они не только пробуждают воображение, но и призывают нас к действию. А где есть действие, там будет и творчество.

Остается обратить внимание на свою оригинальность. «Оригинальный» прежде всего означает «новый» – не только в собственных глазах, но и в мировом масштабе. Но для нас самих что-то новое – это всегда нечто оригинальное. Например, способ сервировки блюда, когда вы готовите его впервые, – это и есть «оригинальная идея, представляющая реальную ценность».

Наши гиперспособности могут развиваться и усиливаться. Я решила узнать, как можно укрепить свою креативность и как освободиться от ненужных условностей, чтобы начать самовыражаться.

 

Впустить свежий воздух

 

Мы в Арле, в цокольном этаже дома. Стоит жаркое лето – просто благословенная пора. Рядом со мной двадцать человек, приехавших из разных стран мира, чтобы получить доступ к скрытым уголкам самого себя. Цель этого мастер-класса, который длится пять дней и возглавляется писательницей Шелли и художником Алехандро, – пробудить все лучшее в нас, чтобы развить свободу творчества.

Стопка белой бумаги, карандаши, ластик и точилка – вот все, что нам понадобится. Никаких новых технологий. Перед началом занятий нас попросили сделать несколько фотографий: спирали в естественной среде, животное в облаках, игра в шахматы в небоскребе, влюбленная пара и т. д. Все это напоминало поиски сокровищ, пробуждающие наше визуальное воображение. Я даже слегка поворчала: ну что это за задание – снять мужскую или женскую слезу! В ответ мне посоветовали не особенно задумываться над смыслом. Ведь когда мы начинаем думать, мы сами лишаем себя спонтанных идей и ощущений.

Нам также не разрешили рассказывать друг другу, что у нас в итоге получилось. Окружающие часто влияют на нас, но не надо сильно полагаться на их мнение, потому что самые строгие критики – это мы сами. В чужих фотографиях действительно присутствовало неподдельное очарование и глубокий смысл, чего нельзя было сказать о моих. Самым увлекательным было наблюдать за разными интерпретациями одного задания у двадцати человек. Кованый завиток, украшающий фасад дома во Флоренции, или связка колбас в мясной лавке – вот вам пример спиралей в естественной среде.

Чтобы творить, нужно, безусловно, обладать критическим складом ума. Но не стоит начинать оценивать себя слишком рано. В процессе созидания мы утомляемся, ошибаемся, ведь неудачи всегда заставляют стараться еще упорнее. Для большинства творчество не вызывает божественного вдохновения. И мы терпеть не можем ошибаться, ведь мы существа социальные и любим, когда наши заслуги признаются в должной мере. Это еще одна причина, заставляющая нас хоронить свои способности. Если они сразу не оценены окружающими по достоинству, мы не принимаем их всерьез и не позволяем им проявиться как следует.

Например, я рисую как курица лапой. Я бы сказала – как ребенок, но это будет несправедливо по отношению к детям. Короче говоря, я вообще никогда не рисовала, даже не пыталась. Мне этого не позволял мой внутренний критик. Но креативная часть меня была не против заняться этим новым и непонятным делом, но только спонтанно, чтобы еще больше освободиться.

Развивать свое творческое начало не означает закончить свое произведение любой ценой. Творчество – это процесс. Когда нам делают томографию мозга, на ее распечатке можно увидеть момент, когда в нем рождается новая идея – этому всегда предшествуют разные образы, то есть ее физическое проявление. Творческий процесс – это бесконечное движение: сначала в мозгу возникают нервные связи, обеспечивающие контакт между двумя идеями, затем появляются новые ощущения и образы. Во время наших занятий когда-то нашу работу часто прерывали со словами: «Вы сможете закончить позже». Так нам не оставляли возможностей для совершенствования своих творений. Сейчас же была другая цель: впустить свежий воздух, чтобы пробудить себя. И если мы иногда не понимали всех инструкций, то это было даже к лучшему. Ведь тогда приходилось интерпретировать их по-своему, а это тоже творчество.

 

Позволять направлять себя

 

Все мы почти сразу расположились на полу. Как дети, когда они сосредоточены на чем-то. Так нам было удобнее выполнять следующее задание с закрытыми глазами. Нам описывали разные ситуации: «Вы поднимаетесь на высокий мыс, озираете окрестности, потом прыгаете в море, где добрая волшебница дарит вам волшебный артефакт, затем страшный монстр преследует вас и хочет его у вас украсть».

«А теперь откройте глаза и нарисуйте монстра, которого только что представляли».

Смешно.

«Теперь нарисуйте, как вы боретесь с монстром, прячете свой артефакт и идете дальше».

Теперь мы должны были разделиться на пары, чтобы обменяться рисунками и «боевыми стратегиями». Но шепотом. И вот тут я сделала самое важное открытие на этой неделе.

Шепот непроизвольно создает новую освобождающую атмосферу. Когда мы шепчем, нам нечего доказывать друг другу, ведь очень сложно спорить, когда тебя почти не слышно. Сразу возникает эффект конспирации и общей тайны. Шепотом нельзя смеяться, а ведь смех часто спасает нас в неловкой ситуации. Кроме того, наше внимание возрастает в несколько раз. Ведь, чтобы услышать своего собеседника, мы должны сильно прислушиваться и наклоняться к нему.

Очень жаль, что в повседневной жизни все это смотрелось бы ужасно нелепо. «Шептальные» рабочие собрания были бы куда эффективнее обычных. Создается волшебная атмосфера близости, которой так легко управлять. И мы начинаем выражать себя по-другому. Ведь самая радикальная идея, так же как и самый громкий голос, не всегда является самой правильной. Изъяснение таким простым способом, исключающим разные голосовые модуляции, заставляет нас изменить свое поведение. Так, нам дали задание общаться между собой шепотом, и мы за пять дней вполне привыкли к этому. Но сможем ли мы продолжать так в обычной жизни, ведь мы – социальные животные? Надо как минимум попробовать.

Такие визуальные упражнения очень расслабляют, ведь когда наш разум отдыхает, мы направляем свое внимание внутрь себя – к ассоциациям, идущим из правого полушария мозга. И наоборот, когда мы видим перед собой цель, мы твердо сосредоточены на насущных проблемах. Такая концентрация необходима, но она также может и помешать найти важное решение из-за неожиданного потока идей.

Творчество освобождает. Как будто ослабляются стягивающие путы, и нас больше ничего не держит. Чтобы освободиться, наш разум должен расслабиться. Так давайте поможем ему в этом и в моменты творчества будем применять уже знакомые методы: правильно дышать, заниматься чем-то посторонним, двигаться, рисовать появившиеся образы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.01 с.)