ТОП 10:

Мавзолей Констанции, представляющий круглое сооружение диаметром 29 метров, дошел до нашего времени без существенных изменений.



Одна из самых ранних сохранившихся христианских мозаик - мозаика мавзолея Санта Констанца в Риме.

Мавзолей посвящён Констанции, дочери Императора Константина Великого. Она была канонизирована.

Строительство было начато ещё при её жизни, и окончено между 354-361 годами.

Он является одним лучших образцов поздней римской и раннехристианской архитектуры. Этому, в первую очередь, способствуют: применение купольного каменного покрытия, а также совершенство конструкции апсид и амбулатория. Одним из наиболее важных аспектов исторического значения мавзолея Констанцы является наличие в нем первых оригинальных образцов раннехристианского мозаичного искусства.Интерьер мавзолея сформирован двумя концентрическими формами.

Наружная, является амбулаторием, перекрытым сводом и украшенным уникальными мозаиками. Центральное круглое пространство перекрыто куполом. Внутренняя сторона амбулатория сформирована рядом двойных колонн, выполненных из серого гранита, которые поддерживают высокие кирпичные арки, на которые опирается барабан купола. Четыре из двенадцати арок, расположенные напротив друг друга вдоль продольных и поперечных осей здания, символизируют форму христианского креста. Двенадцать больших окон в верхней части центрального пространства мавзолея, обеспечивают освещением интерьера мавзолея. Вместе с тем, двенадцать пар колонн, размещенных в двенадцати арках, и двенадцать окон, по всей вероятности, символизируют образы апостолов.

Все изображения согласно христианской религии имеют символическое значение, но в то же время они все выполнены в античном стиле.Мавзолей

Санта-Констанца является последним монументальным сооружением античного Рима.

 

 

3. Раннехристианская и ранневизантийская монументальная живопись

Раннехристианское живопись

Катакомбы

Становление христианского искусства связано с так называемым катакомбным периодом – временем существования христианской церкви в подполье, в окружении своих гонителей – 1-3вв.

Уже в росписях катакомб кристаллизуются черты нового стиля. Трехмерное пространство уступает место абстрактной плоскости, реальная связь между телами и предметами заменяется чисто символическими взаимоотношениями, бесплотные фигуры вырисовываются как легкие, прозрачные тени, оторванные от земли и всего земного. Все материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности.

Главная тема живописи – спасение души через веру. Поэтому из всех ветхозаветных и евангельских сюжетов отдавали предпочтение чудесным спасениям и исцелениям, в которых видели символ спасения души.

Символика – характернейшая черта первых произведений христианского искусства.

Символом Христа является также виноградная лоза.

«История пророка Ионы»- один из самых частых образов. Он является одним из образов чудесного спасения души, но вместе с тем служит иносказательным воплощением смерти и воскресения Христа.

Один из самых распространённых образов – фигура с поднятыми руками – Оранта – символ, представшей перед богом души усопшего. Руки ее воздеты вверх в соответствии с древней традицией изображения молитвы. Но внимание зрителя всегда приковывает горящий взгляд огромных глаз – зеркала устремленной к богу души. Идея торжества духа над материей выражена здесь с большей силой.

Живопись катакомб почти совершенно избегает антропоморфического изображения Христа, против чего так решительно возражали апологеты. Чаще всего «его» место занимают различные символы: виноградная лоза, пальмовая ветвь – символ победы над смертью и грехом, атрибут мучеников; павлин – символ бессмертия.

С признанием христианства начинается новый этап развития искусства. В 4 в смягчается враждебность христиан к религиозным направлениям. Немая живопись говорит на стенах, совершая великое благо». Изображения выступают, таким образом, в роли Библии для неграмотных.

Катакомбы на Виа Латина

Богато украшенные катакомбы обнаруженные в 1955 году, являлись частным захоронением одной или нескольких семей. Они не относятся к синкретическим катакомбам, возможно, здесь совершались погребения как язычников, так и христиан (всего около 400 захоронений). Эти катакомбы примечательны тем, что в них можно увидеть изображения сцен из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии. Так Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидящими на камне, оба подпирают рукой подбородок; Ева печально смотрит на Адама. Также «новое» изображение прорицателя Валаама с ослицей.

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета[32], языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами.

Геракл в саду Гесперид

 

Катакомбы Петра и Марцеллина на Виа Лабикана. нач. 4 в.

Адам и Ева.

Исцеление кровоточивой.

Катакомбы святого Каллиста — одни из крупнейших христианских катакомб Рима. Расположены в зоне Старой Аппиевой дороги.

хлеб и рыба

Три отрока в пещи огненной – катакомбы Присциллы 4 в- иудейские юноши в вавилонском пленении, по имени Анания, Азария и Мисаил, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Санта-Костанца. Мозаики. Не было опыта изображения божественного, был скорее страх. Появились мысли, что это вредно, что изображение Бога, Христа, Богородицы и святых невозможно. Своеобразное раннее иконоборчество. Страх перед возможностью согрешить этими изображениями.

· Декоративные фигуры, танцующие, птицы, виноградная лоза, сбор, перевозка, изготовление вина маленькими путти. В центре бюст (обычно толкуют как бюст императора Константина, либо аллегории ветров, сезонов или чего-то еще).

· Все профили, кайма украшены орнаментом. Еще есть вазы, поющие птицы.

Очарование, поэтика позднеримского чувства природы в катакомбах и раннехристианскй живописи.

· Ваза с водой и голубями. Божественная живая вода, которую прилетают пить птицы, а иногда и разные твари. В византийских изображениях разные существа стремятся напиться воды живой. Именно из вазы, сосудов. На западе будет больше использоваться фонтаны.

Стена в церкви это всегда проповедь, поэтому скоро иконоборческое настроение прошло (1-2 поколения). Разделяли это раннее иконоборчество строгие ученые богословы.

4. Ранневизантийская архитектура.

В архитектуре юстиниановской эпохи доминирует купольный тип.

Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик.

Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система).

Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.

Если взять параллелепипед А и покрыть его куполом в виде сферического сегмента B, то купол будет подпираться только четырьмя точками вертикальных стен, и внутри сооружения образуются впалые углы, вредящие впечатлению лёгкости и гармоничности сооружения.

 

Купол на парусах

 

Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса. Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.

Церковь Святой Ирины в Константинополе.

Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).

В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах; впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой. Нередко здание имело, кроме купола или главы над средним пространством, ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.

Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом.

Вообще внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) — крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик.

Архитектурные особенности

План мавзолея

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания.

Особенности интерьера

Ветви «креста» (воспринимается внутри как равноконечный) перекрыты цилиндрическими сводами, а центральное пространство увенчано тяжёлым куполом на «парусах» без барабана. Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками.

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным.

Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль[7].

Мозаики свода и потолка

В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром. Христос символически показан как Солнце правды

Апостолы

Изображения апостолов в люнете

В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов.

Голуби, пьющие из источника воды живой

 

 

Апостолы изображены так, что продолжают поворотами своих фигур начатое в мозаике купола круговое движение.

Другим типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа (корабля). Иногда таких нефов было пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность пространства цетрального нефа, оставляя боковые нефы в сумраке. продольные нефы в западной части храма пересекались поперечными - нартексом. Все храмы ориентировались на восток, где находился центр мира - Иерусалим. С восточной стороны центральный неф замыкался полукруглой апсидой, там располагался алтарь. Между апсидой и продольными нефами находился поперечный неф - трансепт. Он образовывал пространство, предназначенное для служителей культа. Перед входом в здание обычно располагался двор - атриум, окружёный крытой колоннадой. Примером базилики такого типа является базилика Святого Петра. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны — Сант-АполлинареНуово и Сант-Аполлинаре ин Классе.

 

 

Собор Святой Софии (Константинополь)

 

1 — вход; 2 — императорские ворота; 3 — плачущая колонна; 4 — алтарь — Михраб; 5 — Минбар; 6 — ложа султана; 7 — Омфалос («пуп мира»); 8 — мраморные урны из Пергама; a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b — минареты султана Селима II

 

 

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня[31].

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола[32]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре[32]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта[32]; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

 

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности[33].

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века[34]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела[35] (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили»[36]. Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Вероятность этого допускает А. Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику с изображением Богородицы:

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью[36].

Не менее высоко им оценена мозаика с архангелом Гавриилом, он считает, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения[34].







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.014 с.)