Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология курсовой работы: основные принципыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждое положение курсовой работы должно быть логично и аргументировано. При описании экономических теорий желательно пытаться высказывать свою точку зрения, сопоставить их, снабдить рассуждения данными реальной статистики и фактологическими данными. Работа будет хорошо аргументированной, если в ней проведен анализ теоретического материала, даны самостоятельные выводы и доказательства, факты реальной статистики. Аргументированность достигается также грамотным использованием аппарата библиографических ссылок. В последнем случае при каждом обращении к теоретическим или статистическим источникам в работе надо приводить ссылку на источник данных. Ссылки, за редким исключением, не применяются в отчетных разделах работы – Введении и Заключении, где автор самостоятельно формулирует цель, задачи и выводы исследования. Чтобы исследование было достоверным и научно обоснованным, при его подготовке следует руководствоваться основными принципами использования понятийного аппарата науки[1]. Наука имеет дело с системой понятий, отражающих в сознании наиболее существенные свойства и признаки явлений реальной действительности. Использование понятий делает процесс мышления аналитическим и синтетическим, истинно научным. Оперируя понятиями, исследователь использует в своей работе основные научные принципы сравнения (выделения существенных отличий предмета от других подобных), анализа (выделения существенных признаков в природе изучаемого предмета), синтеза (формирования целостного представления о предмете на основе предварительно проведенного анализа), классификации (разделения объекта в понятии по определенным признакам), обобщения (использования сформулированного понятия для объяснения существенных общих признаков, присущих разным предметам), суждения (выявления связей и взаимосвязей между явлениями). Исследование должно быть последовательным, достоверным, законченным и логичным. Для обеспечения последовательности в процессе работы надо действовать по четко определенному плану. Каким образом распределять свое время и выделять этапы при подготовке курсовой работы, описано нами в п.1.3 данных методических указаний. Достоверность исследования определяется тем, насколько грамотно его автор умеет работать с источниками информации. При работе с источниками следует использовать научные монографии, статьи в научных журналах и сборниках статей. Для уточнения понимания отдельных процессов следует обращаться к учебникам. Отбор необходимого для исследования материала осуществляется путем беглого ознакомления с оглавлением монографий и учебников и аннотациями статей. Ряд источников порекомендует научный руководитель при своевременном обращении к нему. Чтобы работа была актуальной, надо, чтобы не менее половины использованных источников были изданы в последние пять лет. Качество проработки отобранных источников влияет на глубину итогового текста курсовой работы и его достоверность. Проработка осуществляется при погруженном, вдумчивом чтении, в процессе которого следует не просто изучить каждый источник в отдельности, но и найти связи между идеями разных авторов, противоречия между ними и вынести собственное суждение. Для достижения эффекта глубокой проработки текстов рекомендуется делать выписки наиболее значимых идей. Записями процесс чтения сопровождается и при работе в библиотеке, и при изучении книг и журналов, ксерокопий их отдельных страниц, электронных документов дома. Выписки делаются либо в форме точных цитат, либо в форме краткого переложения смысла прочитанного и содержания понятых при чтении экономических механизмов. На страницах тетради, в которой ведутся выписки, следует выделять достаточно места на полях для того, чтобы при ведении записей можно было рядом письменно сформулировать собственные рассуждения и дать логические связки с идеями из других источников. Это очень важно при повторном обращении к записям, при обдумывании заготовленного материала. Именно из такого конспекта, снабженного собственными умозаключениями, и рождается итоговый текст настоящего исследования. Работая с источниками, очень полезно выписывать не только сами цитаты и данные, но и выходные данные источника и страницы, с которых осуществляется цитирование, чтобы снова не обращаться к источнику при оформлении работы. Работая с данными, размещенными в сети Интернет, важно ответственно относиться к выбору источников информации. Многие статьи и монографии можно найти в Сети в PDF-версиях, их размещают официальные представительства издательств. Многие научные организации выкладывают в Интернете результаты исследований своих сотрудников и научных коллективов. Очень полезно бывает обращаться к статистическим базам и отчетам международных и национальных статистических организаций, банков, бирж, рейтинговых агентств и других организаций, занимающихся аналитикой. Хорошие сайты студенту поможет найти научный руководитель. Но нельзя скачивать курсовые работы и рефераты других студентов, использовать недопустимые для настоящего исследователя сайты, на которых размещены базы чужих курсовых работ. Законченность исследования предполагает реализацию поставленных в нем цели и задач. Для обеспечения законченности надо, чтобы каждый раздел и подраздел работы завершался содержательными выводами. Выводы должны логично вытекать из предшествующего текста и содержать анализ результатов теоретического исследования, проведенных расчетов или разработанных алгоритмов. Все сделанные по ходу исследования выводы обобщаются в итоговой части работы – Заключении. Для обеспечения логичности исследования оно должно отвечать требованию основного правила соответствия. Согласно этому правилу, название работы соответствует поставленной цели исследования и его содержанию, содержание параграфов – заявленным задачам исследования, названия структурных разделов работы – их содержанию, выводы исследования – содержанию работы и поставленным в исследовании цели и задачам. В зависимости от курса, работа может иметь в большей мере реферативно-описательный (на 1-2 курсах), или по преимуществу исследовательский, аналитико-синтетический характер. Но даже тяготеющая к реферативному стилю изложения работа студентов младших курсов должна иметь самостоятельную идею (цель) и самостоятельно, творчески сформулированные выводы. Для старших бакалавриантов возможны попытки творческой разработки конкретных предложений по развитию теоретических подходов и совершенствованию практики хозяйственной деятельности, по уточнению экономического законодательства. При этом каждое подобное высказывание должно четко вытекать из положений и содержания работы, быть аргументировано с позиций научной логики и, если это необходимо, подтверждено данными расчетов и/или моделированием экономико-математических зависимостей, построением алгоритмов.
1.3 Порядок и этапы подготовки курсовой работы
Подготовку курсовой работы можно разделить на следующие этапы. 1 Сначаластудент должен определиться с предметной областью и общим направлением курсового исследования. Для этого он может ознакомиться с предлагаемыми перечнями тем, которые размещены на сайте экономического факультета на страницах соответствующих кафедр. Выбор темы одновременноозначает и выбор кафедры, где будет готовиться, и защищаться работа. Поэтому необходимо записаться на одной из кафедр экономического факультета СПбГУ на выполнение курсового исследования. Запись на курсовые работы, как правило, происходит в середине семестра, предшествующего тому, в котором должна выполняться данная работа. Конкретные сроки записи на курсовые, квоты для каждой кафедры и ответственные лица, уполномоченные регистрировать студентов и выбранные темы, доводятся до сведения студентов через объявление на сайте экономического факультета. Студенты, не записавшиеся в указанные сроки, распределяются по кафедрам начальником Учебного отдела. Далее кафедра в соответствии с заявленными темами определяет записавшимся студентам возможных научных руководителей из числа преподавателей данной кафедры и утверждает их на своём заседании. Окончательный список студентов, распределённых на кафедры для написания курсовых работ, вывешивается на информационном стенде Учебного отдела или на сайте экономического факультета. (Более подробно о порядке выполнения курсовых работ см.: «Правила обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете», гл.6; а также Рабочую программу учебной дисциплины Курсовая работа по профилю «Экономика» в Приложении 6 настоящих Методических указаний). 2 Перед тем, как встречаться с научным руководителем, студенту рекомендуется самостоятельно провести первичный предварительный библиографический поиск и ознакомиться с учебной и научной литературой по выбранному направлению исследования. На основе такого первичного знакомства с материалом бакалавриант может продумать возможную формулировку темы и замысел своей будущей работы (определить объект и предмет исследования, его цель, задачи и структуру). Все эти содержательные моменты затем обсуждаются и уточняются во время встречи с научным руководителем. Тогда же согласуется индивидуальный план студента по выполнению курсовой работы. Индивидуальные консультации по поводу написания курсовых работ проводятся в часы приёма преподавателя на кафедре. 3 Основная работа над курсовым исследованием проводится в течение семестра, в соответствии с Учебным планом. Она предполагает «систематическое изучение научной литературы, статистических сведений по теме курсовой работы; сбор научной и статистической информации, ее обработку, обобщение, анализ, а также формулирование, аргументирование и уточнение научных результатов (обобщений, положений, выводов, рекомендаций)»[2]. Поскольку абсолютно самостоятельно и правильно выполнить такой объем и характер действий студенту сложно, необходимо обязательное консультирование с научным руководителем, которое должно проходить на регулярной основе. Периодичность индивидуальных консультаций с преподавателем рекомендуется заранее согласовать и связать с соответствующими задачами (этапами) выполнения курсовой работы. На консультациях студенты регулярно представляют отчеты о реализации индивидуального плана выполнения курсовой работы, а также о полученных предварительных результатах исследования (например, в виде его отдельных частей, разделов, текстовых файлов или обработанных данных, аналитических схем). Такой порядок работы позволяет избежать сложностей, с которыми сталкивается студент, откладывающий написание текста работы на последний момент, и их последствий – в виде небрежного или неверного оформления, несвязанного между собой текста, стилистических погрешностей и, наконец, объемных заимствований, используемых без ссылок на источники. Все это может поставить под вопрос саму возможность защиты такой курсовой работы. В то время как регулярное общение с научным руководителем стимулирует творческий, исследовательский интерес студента, позволяет избегать типичных ошибок. Если в процессе осуществления исследования и написания работы требуется уточнить тему, названия ее отдельных структурных элементов, то по согласованию с научным руководителем, возможно, внести изменения, особенно если этому предшествовало регулярное общение студента с преподавателем, и для обеих сторон необходимость корректив просто стала очевидной. В течение семестра студент имеет возможность проверить свои исследовательские рассуждения, положения и выводы, делая научные сообщения (доклады) в ходе семинаров, практических занятий и пр. по проблеме, исследуемой в курсовой работе, или, например, готовя рефераты, эссе и пр. (по возможности и по согласованию с преподавателями, проводящими занятия). Это можно осуществить и благодаря участию бакалаврианта в работе студенческих научных обществ, научных и научно-практических конференциях. Подобные апробации помогают не только углубить знания и представления обучающегося в данной предметной области, но и протестировать свои идеи и выводы, путем обсуждения в аудитории, а также формируют навыки публичного выступления, которые пригодятся позднее, во время процедуры защиты курсовой работы. 4 Первоначальный вариант курсовой работы (по согласованию с преподавателем в печатной и/или электронной форме) предоставляется научному руководителю обычно не позднее, чем за месяц до назначенной даты защиты, с тем, чтобы у студента оставалось время на доработку содержательной части, необходимые редакционные исправления и тщательное оформление. Поскольку работа над текстом курсовой должна проходить поэтапно, путем написания и представления отдельных частей, разделов, параграфов, то соединение их в одно целое, также может потребовать дополнительных логических связок, аргументации, расчетов, статистических данных. Любой текст, который передается научному руководителю, и отдельная часть, и первоначальный полный вариант работы, должен быть вначале тщательно проверен и вычитан самим студентом. Самопроверке также подвергается окончательный печатный вариант курсовой работы, который сдается на кафедру, для того, чтобы научный руководитель подготовил свой отзыв. Срок представления курсовой работы к защите – не позднее 7 дней до установленной даты защиты. Курсовые работы, не представленные в указанные сроки, до защиты не допускаются. После сдачи курсовой в печатном и электронном виде на кафедру, она регистрируется и передаётся научному руководителю для написания отзыва. Он высказывает в письменной форме свое мнение об исследовании и делает заключение о допуске работы к защите. Отзыв научного руководителя на курсовую работу представляется на кафедру для ознакомления с ним студента не позднее 3 дней до установленного срока защиты. По решению научного руководителя (или заведующего кафедрой) курсовая работа может быть проверена на обнаружение в ней заимствований, использованных без ссылки на источник (плагиат). В случае обнаружения таких заимствований, курсовая работа оценивается на «неудовлетворительно» («не зачтено»), а студент может быть отчислен из Университета в соответствии с Уставом СПбГУ. 5 Подготовка к защите курсовой работы представляет собой написание текста выступления или его тезисов, оформление раздаточного материала, презентации в Power Point и пр. При реализации этих задач студент может обратиться за консультацией к своему научному руководителю. Важным моментом на этом этапе является обдумывание и подготовка ответов на замечания, если таковые имеются в отзыве научного руководителя. Публичная защита курсовой работы (результатов, полученных в процессе исследования) является итогом длительной самостоятельной работы студента. Она ставит перед собой одновременно задачи как знакомства преподавателей кафедры (членов комиссии) с областью научных интересов студента и ходом его исследований в выбранной области, так и оценки результатов этих исследований. Для защиты курсовых работ на кафедре формируется комиссия (комиссии). В комиссию передаются печатный экземпляр курсовой работы и отзыв научного руководителя. На выступление студенту отводится 5-10 минут, затем члены комиссии задают защищающемуся вопросы по теме работы и слушают его ответы. Далее комиссия знакомится с отзывом научного руководителя. Если в нем содержатся замечания и вопросы, студенту предоставляется слово для ответа. При подготовке своего выступления, студенту рекомендуется обратить внимание на основные моменты, обозначенные во Введении (актуальность темы, цель и задачи работы, ее структура и логика изложения и пр.), и выводы, содержащиеся в Заключении. Однако вряд ли стоит стараться полностью вербально воспроизвести эти два структурных элемента работы. За отведенное для выступления время можно просто не успеть их изложить. Кроме того, язык публичного выступления, как правило, отличается от письменных формулировок более простым, четким, односложным выражением мысли. Наконец, ориентируясь исключительно на Введение и Заключение, студент в своем выступлении может упустить самое важное – замысел и процесс самого исследования. Эту непростую задачу можно решить, например, последовательно раскрывая замысел и комментируя его полученными выводами и результатами. Поскольку выступление во время защиты курсовой работы это законченное по структуре научное сообщение, то очень важно уложиться в выделенные временные рамки, избегая ситуации, когда членам комиссии придется прерывать и останавливать выступление студента из-за превышения регламента. Также нужно иметь в виду, что во время процедуры защиты оценивается правильное грамотное использование терминов, содержательная речь и умение отвечать на поставленные вопросы. Вопросы могут быть общего характера, например, на экономическую эрудицию, проверяющие умение студента связывать исследуемую проблематику со смежными предметными областями, или быть более конкретными, непосредственно по тексту. В связи с этим рекомендуется, готовясь к защите, обязательно тщательно перечитать свою работу, внимательно слушать вопрос, не стесняться уточнять его формулировку. Для того, чтобы усилить эффект выступления и облегчить изложение и восприятие материала, мы рекомендуем студентам использовать презентационные средства. Аудитории, в которых проходят защиты курсовых работ, должны быть обязательно оборудованы мультимедийными системами. Если студент готовит электронную презентацию, мы не рекомендуем создавать слишком много слайдов, они не должны быть перегружены материалом. Нужно, чтобы их содержание можно было бы легко прочесть и в пределах отведенного регламента внимательно изучить. Творческий подход к оформлению презентации, не в ущерб ее содержанию, приветствуется. Демонстрационные материалы могут быть выведены на экран и/или розданы в аудитории. Так, например, рекомендуется поступать с тезисами выступления, таблицами и графиками, образцами и моделями продуктов. Общая продолжительность защиты студента обычно составляет 20-25 минут. По окончании защиты комиссия объявляет студентам оценки, которые заносятся в зачётные книжки и зачетную ведомость. Защита курсовой работы – ответственный момент в жизни студента, она требует от человека высокой концентрации внимания и довольно значительного напряжения жизненных сил. Поэтому мы рекомендуем не откладывать подготовку к выступлению на последнюю ночь. Перед защитой надо полноценно отдохнуть и выспаться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.011 с.) |