Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные структурные разделы курсовой работы, правила их формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»[3], исследовательская работа должна иметь четко определенные разделы. К обязательным разделам курсовой работы относятся Титульный лист (пример оформления – Приложение 1), Содержание, Введение, Основная часть, Заключение и Список использованных источников. Дополнительные разделы могут быть представлены Глоссарием и Приложениями, которые располагаются после Списка использованных источников. Порядок расположения разделов работы, раскрывающий последовательность содержания курсовой, приведен в Приложении 2. Первый структурный элемент курсовой работы – Титульный лист, он располагается на первой странице работы. Структура титульного листа обязательно включает такие компоненты, как наименование вуза (Санкт-Петербургский Государственный Университет), факультета, кафедры, направление бакалавриата, номер академической группы, Ф.И.О. бакалаврианта, тему работы, Ф.И.О., ученую степень и ученое звание научного руководителя. Второй раздел работы – Содержание – располагается на второй странице. В Содержании приводится перечень разделов работы (Введение, Главы, параграфы и пункты и т.д.) с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Содержание несет большую смысловую нагрузку, отражая логику исследования. В нем демонстрируются принципы аналитического разделения изучаемого понятия на отдельные связанные между собой элементы. Структура Содержания отражает ход работы студента над разработкой темы, определяемый той целью и теми задачами, которые он сам для себя сформулировал. Пример оформления Содержания работы приведен в Приложении 2. Следующий раздел работы – Введение. По объему Введение должно занимать около двух страниц стандартного текста. Параметры стандарта текста указаны в разделе 2 данных методических указаний. Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется ее практическая значимость, дается характеристика предмета и объекта исследования, раскрывается цель работы, формулируются её задачи, показываются теоретико-методологические основы исследования, обосновывается его логика, отраженная в структуре работы. Под понятием «актуальность» исследования понимается обоснование необходимости его проведения с учетом значимости его потенциальных результатов в определенный исторический период для конкретного экономического объекта. Необходимость (практическая значимость) исследования может пониматься исходя из насущных практических проблем развития национальной и мировой экономики, задач управления бизнесом, а также на основе анализа проблем фундаментальной экономической науки. Это значит, что для обоснования актуальности надо показать, например, какие проблемы есть в современной практике управления экономикой страны или типичного предприятия в той или иной отрасли. Можно указать, какие задачи экономического развития сформулированы в последних правительственных программах. Можно написать, с какими проблемами сталкиваются предприятия при применении существующих стандартов учета. В теоретической работе при обосновании актуальности можно акцентировать внимание на том, в чем состоят противоречия между изучаемыми теориями, и как это сказывается на объяснении сущности явлений экономики. Ведь в зависимости от того или иного понимания сущности экономического явления меняется и представление о том, какими методами следует на него воздействовать. Смысл курсового исследования состоит в том, чтобы раскрыть конкретную проблему и показать пути ее решения, поэтому именно указанными выше способами и можно объяснить, зачем предпринимается изучение выбранной темы. Исходя из актуальности, определяют цель. Цель– это тот основной вопрос, ради ответа на который осуществляется исследовательская работа. Цель в процессе изучения материала и написания текста проходит свою эволюцию – от широкого вопроса (например, что такое валютный рынок) до четкой постановки проблемы (например, каким образом различие приоритетов политики экономического роста в странах Евросоюза и США повлияло на изменение обменного курса ЕВРО и доллара США). Поэтому к корректировке цели в процессе исследования следует возвращаться несколько раз. Не стоит формулировать цель слишком широко – например, «понять, что такое деньги». Цель любой курсовой работы, в том числе выполненной по фундаментальной теме, всегда конкретна,ориентирована на решение четко сформулированного вопроса из теоретической или практической сферы. Так, цель исследования, посвященного выявлению природы денег, может состоять в выяснении особенностей понимания природы денег в классической и неоклассической экономической теории, или у какого-нибудь известного ученого. Задачи курсовой работы – это уточняющие вопросы, на которые следовало ответить в процессе изучения проблемы, это средства для реализации цели. Грамотная постановка задач исследования позволяет ответить на основной вопрос, получить результат. Их формулировка дает возможность отразить основное содержание работы. Так, задачами для примера работы, написанной по проблеме валютного рынка, могут быть следующие. 1) Определение понятия и структуры валютного рынка; 2) Определение факторов, влияющих на величину валютного курса; 3) Изучение влияния национальной политики экономического роста на валютный курс; 4) Исследование специфики валютной системы США; 5) Исследование специфики валютной системы Европы. Важной частью логики курсовой работы является выявление предметной области и объекта исследования. Объект – это явление, подлежащее изучению. Предмет – это свойство изучаемого явления, интересующее автора работы. В приведенном выше примере объектом как раз и будет валютный рынок, а предметом – способность валютных курсов меняться под воздействием национальной макроэкономической политики. Теоретико-методологические основы работы – сложный предмет. В полной мере диагностировать методологию бакалавриант, тем более на младших курсах, еще не может. Тем не менее, в работе можно показать, что студент знает, к какому направлению экономической науки относятся работы, которые он прочитал. Научный руководитель поможет сделать это на консультациях. Таким образом, в этой части Введения рекомендуется дать названия известных бакалаврианту экономических теорий, к которым относятся работы изученных авторов, перечислить имена основных процитированных ученых. Здесь же можно объяснить, на какие методы студент опирался при расчете данных исследования. В конце Введения дается обоснование структуры работы: объясняется выбор получившегося количества глав и кратко (в одном-двух предложениях) говорится, чему посвящена каждая глава. Основная часть курсовой работы разбивается на главы. Главы делятся на параграфы, а параграфы, при необходимости, на пункты. При этом само выражение «Основная часть» ни в Содержании работы, ни в ее тексте, не пишется. Количество глав в работе ограничено размером основной части таким образом, чтобы в главе и входящих в ее структуру параграфах было возможно полностью реализовать логику аргументации. С учетом того, что курсовая работа имеет небольшой объем (20-25 страниц, не считая Приложений), в общем случае рекомендуется разбивать работу на две главы, а каждую главу – не более, чем на 2 – 3 параграфа. Такое распределение текста дает возможность максимально полно соблюсти баланс между теоретической и практической частями работы и обеспечить ясность логики исследования. При этом объем основной части составляет, как правило, около 20 страниц. Одного параграфа в главе быть не может, это структурная ошибка. В отдельных случаях, в зависимости от специфики объекта исследования, отдельная глава может не иметь параграфов – например, если она содержит непрерывный расчет или разработку алгоритма. Разделение параграфов на пункты остается на усмотрение студента и его научного руководителя, при этом важно учитывать, что работа не должна иметь слишком дробную разбивку, разделение на большое количество мелких пунктов. Ведь в пределах каждого пункта должно быть достаточно места для того, чтобы развить и обосновать мысль, привести достаточную аналитическую, фактологическую и расчетную аргументацию, сделать выводы. Желательно также следить за пропорциональностью размера глав и параграфов, они должны иметь приблизительно сопоставимый по количеству страниц объем. При выполнении работы важно помнить, что каждый параграф главы (или глава целиком) нацелены на реализацию определенной исследовательской задачи. Желательно строить внутреннюю структуру глав таким образом, чтобы названия параграфов и их содержание логически было бы связано с ключевой проблемой, поставленной в цели курсовой работы. При формулировке выводов по параграфам и главам также надо помнить о цели исследования, сформулированной во Введении, так, чтобы эти выводы последовательно резюмировали этапы её реализации. Главы работы располагаются последовательно, чтобы в них отражалась в начале теоретическая, затем конкретно-практическая часть работы. Первая глава работы носит теоретический характер. В ней на основе разработок отечественных и зарубежных авторов раскрывается сущность исследуемого явления или проблемы, дается теоретическая или эконометрическая модель изучаемого процесса. На первых курсах вполне достаточно описать содержание теорий, на основе которых во второй главе работы будут делаться выводы, в том числе прикладного характера. На старших курсах приветствуется критический взгляд автора на используемые теории и подходы к изучению исследуемого объекта, их сравнение, сопоставление и выработка авторской позиции. Вторая глава носит конкретно-экономический характер, либо дается развитие теоретических положений, сделанных в первой главе. При написании второй главы важно помнить, что не может быть абсолютно теоретических или чисто практических работ. В теоретических работах, кроме раскрытия содержания идей фундаментальной науки, важно показать понимание значимости разработки изучаемой теоретической проблемы для решения задач хозяйственной практики. При написании работ практической направленности во второй главе анализируются реальные экономические процессы с использованием статистических и эконометрических методов, исследуются проявления выявленных в первой главе теоретических закономерностей в реальной хозяйственной практике. При формировании второй главы можно рассмотреть проявление экономических закономерностей на разных уровнях экономики: национальной или глобальной экономики, уровне отрасли, уровне отдельного предприятия. Можно определить тенденции и противоречия их развития. Можно сравнить развитие однотипных экономических процессов в разных странах мировой экономики. Можно проследить развитие экономического явления во времени, при этом надо будет ответственно вместе с научным руководителем подойти к выбору стран и временных отрезков для анализа. Можно разбить основную часть курсовой работы и на большее количество глав, например, отдельную главу посвятить выводу конкретной эконометрической модели, но при этом надо помнить, что небольшой объем курсовой работы ограничивает возможности слишком дробной рубрикации. Заключение курсовой работы представляет собой подведение итогов исследования. В этом разделе текста обязательно должна найти отражение постановка исходной цели курсовой работы, то есть надо показать, как цель и предназначенные для ее реализации задачи были раскрыты в ходе исследования, и какие результаты удалось получить на основе поставленной цели. Заключение представляет собой синтез всех выводов, полученных бакалавриантом в ходе изучения предмета. Но это должен быть именно синтез, формулировка обобщающих положений, а ни в коем случае не механическое перенесение текста выводов по параграфам и главам в Заключение. Итоговая часть работы может также содержать конкретные предложения по развитию теории и практики хозяйствования, возможно, и предложения по совершенствованию законодательства в экономической сфере. Эти предложения очень желательны, но их появление в тексте Заключения возможно только в том случае, когда они непосредственно вытекают из положений основного текста работы. Формулировки в Заключении даются кратко и точно, излагаются в тезисной форме. Список использованных источников включает все источники, прямо или косвенно оказавшие влияние на развитие логики исследования. При работе со списком литературы надо обязательно выполнять рекомендации научного руководителя, но при этом следует осуществлять и самостоятельный библиографический поиск, в том числе в системе ИРБИС библиотеки экономического факультета СПбГУ и в Российской Национальной Библиотеке, у которой есть доступный поисковый сайт в открытом доступе. Для выяснения происхождения той или иной научной идеи полезно бывает обратиться к источникам, которые указывают в своих библиографических ссылках авторы изучаемых работ. Список включает в себя фундаментальные и актуальные источники по экономической науке, отражает умение студента пользоваться библиотечными фондами и электронными ресурсами. При подготовке курсовой работы приветствуется изучение международного опыта исследования экономических процессов. Поэтому очень благоприятное впечатление производят сочинения, авторы которых знакомы с источниками на иностранных языках. Все данные, процитированные в работе, должны присутствовать в Списке, и на этапе окончательного оформления работы следует проверить, все ли они в нём учтены. В Список также включаются и другие источники, которые были прочитаны и оказали влияние на ход исследования, но не процитированы. Объем списка источников рекомендуется от 6 наименований для первого курса, от 12 наименований для второго курса и от 25 наименований на старших курсах. Принципы оформления списка источников приведены в разделе «Требования к оформлению курсовой работы» данных Методических указаний. Далее следуют необязательные структурные единицы работы – Глоссарий и Приложение. В Глоссарии можно раскрыть содержание малораспространенных и не устоявшихся в науке терминов, если они используются в работе. Необходимость создания Глоссария определяется по согласованию между студентом и научным руководителем. Приложение содержит материалы, слишком громоздкие для их представления в тексте, а также исходные данные для расчетов, приводимых в самой работе: статистику, графики, таблицы. В Приложение можно вынести содержание нормативных документов и их отдельных частей, вспомогательные иллюстрации, инструкции. Целесообразность включения указанных элементов в состав Приложения определяется их использованием в основной части работы: каждый элемент Приложения в тексте должен быть прокомментирован и снабжен ссылкой. Не рекомендуется излишне перегружать работу Приложениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.007 с.) |