Хадис 603. Закят не взимается с огурцов, гранатов, дынь и сахарного тростника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 603. Закят не взимается с огурцов, гранатов, дынь и сахарного тростника



Передают со слов Му‘аза: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил не взимать закят с огурцов, гранатов, дынь и сахарного тростника». Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

КОММЕНТАРИЙ

Ибн Хаджар в книге “ат-Талхис” назвал этот хадис слабым, потому что в его иснаде есть слабый рассказчик и отсутствующее звено. В похожем хадисе сообщается, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что люди спросили ‘Абдуллаха ибн ‘Амра об огурцах и овощах. Он сказал: «Закят не взимается с овощей». Это сообщение передал ад-Даракутни, однако одним из его рассказчиков был Мухаммад ибн ‘Убейд аль-‘Азрами, признанный слабым рассказчиком. В другом хадисе, рассказанном со слов Мусы ибн Тальхи, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Овощи не облагаются пожертвованиями». Этот хадис также передал ад-Даракутни. Однако его иснад является отосланным, потому что Муса ибн Тальха был последователем сподвижников. Однако знатоки хадисов признали его заслуживающим доверия, и поэтому это — один из самых сильных отосланных хадисов. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 189.

 

 

Хадис 604. Сборщик закята оставляет его треть или четверть хозяину сада

Передают со слов Сахля ибн Абу Хасмы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал: «Взимайте закят после того, как оцените урожай, и оставьте владельцу треть этого количества. Если же вы не хотите оставлять треть, то оставьте им четверть». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Сборщик закята должен внимательно осмотреть деревья, на которых находится еще несобранный урожай фиников и винограда, а затем приблизительно оценить, сколько килограммов изюма и сухих фиников может получиться из этого урожая. Если это количество изюма или сухих фиников в отдельности достигает пяти васков, то хозяин урожая обязан выплатить закят. При этом сборщику закята полагается оставить хозяину урожая одну треть или одну четверть закята для того, чтобы он самостоятельно раздал ее родственникам, соседям или нуждающимся мусульманам. Это делается для того, чтобы мусульмане не оказывались в стесненном положении и не выплачивали больше, чем они обязаны выплачивать. Существует мнение, что сборщик закята должен вычесть треть или четверть всего урожая до того, как станет подсчитывать закят.

Ибн Теймийа сказал: «Этот хадис соответствует принципам мусульманского шариата и свидетельствует о его совершенстве. Он также совпадает по смыслу со следующим высказыванием Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Закят не взимается с овощей”. Дело в том, что в соответствии со сложившимися обычаями хозяин имущества и члены его семьи обязательно съедают часть созревших плодов или раздают ее людям. Эти плоды не сохраняются и не сберегаются. Они подобны овощам, которые также не собираются для хранения». См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 190.

 

 

Хадис 605. Закят с фруктового сада оценивают до сбора урожая

Передают со слов ‘Аттаба ибн Асида, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказывал им оценивать урожай по виноградникам и пальмовым деревьям, а взимать закят изюмом и сухими финиками. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но его цепочка рассказчиков оборванная.

КОММЕНТАРИЙ

Са‘ид ибн аль-Мусайаб рассказывал этот хадис со слов ‘Аттаба ибн Асида, однако известно, что он не слышал хадисов из его уст. Об этом сообщил Абу Давуд. Абу Хатим также говорил, что это сообщение является отосланным. Ан-Навави сказал: «Несмотря на то, что этот хадис является отосланным, он усиливается высказываниями многих авторитетных богословов». Аш-Шафи‘и и многие другие богословы считали, что предписание оценивать урожай по виноградникам и пальмовым деревьям, а взимать закят изюмом и сухими финиками обязательно. Поэтому сборщик закята с фруктовых плантаций должен быть опытным оценщиком и справедливым человеком.

Известно, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдуллах ибн Раваха в одиночку оценивал состояние плантаций жителей Хейбара. Если же оценщик является грешником, то собранная им информация не должна приниматься во внимание. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал, что авторитетные мусульманские богословы считали, что владелец плантации не несет ответственности, если непогода погубит его урожай до того, как он будет собран. И в этом случае владелец плантации обязан привести убедительные доказательства того, что урожай пропал не по его вине. Если же урожай пропал по причине, которую невозможно доказать, то он обязан подтвердить свои слова клятвой.

Некоторые богословы считали, что урожай зерновых культур также должен оцениваться до жатвы. При этом они опирались на суждение по аналогии (араб. “кийас”). Однако имам аш-Шафи‘и сказал, что урожай зерновых культур не должен оцениваться до жатвы, потому что зерна невозможно различить под кожурой колосьев. И это мнение является наиболее достоверным. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 190-191.

 

 

Хадис 606-607. Разногласия относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца, что его дед рассказывал, что к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина с дочерью, на руках которой были два золотых браслета. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Ты выплачиваешь с них закят?» Она ответила: «Нет». Тогда он спросил: «Будешь ли ты довольна, если в день воскресения Аллах вместо них наденет на тебя два браслета из огня?» И женщина выбросила эти браслеты. Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и его иснад сильный. Аль-Хаким передал такой же хадис со слов ‘Аиши и назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно закята, который выплачивается с золотых и серебряных украшений, предназначенных для ношения. Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы считали, что закят с таких украшений не выплачивается. Этого мнения придерживались ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Анас ибн Малик, Джабир, ‘Аиша и Асма. Они считали, что украшения являются предмета личного пользования, которые не облагаются закятом. При этом они опирались на хадис, переданный Муслимом со слов Абу Хурейры, в котором говорится: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня». Они также опирались на хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Украшения не облагаются закятом». Этот хадис передал ат-Табарани со слов Джабира. Однако эти доводы не являются убедительными по нескольким причинам.

Во-первых, хадис Джабира не имеет юридической силы, потому что аль-Албани назвал его слабым, поскольку в цепочке его рассказчиков есть неизвестный ученым рассказчик ‘Афийа ибн Айуб и слабый рассказчик Ибрахим ибн Айуб. А из достоверных версий Ибн Абу Шейбы и других богословов становится ясно, что эти слова принадлежали самому Джабиру. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 294-297.

Во-вторых, мнения сподвижников не могут противостоять достоверным хадисам, о которых речь пойдет ниже, если так будет угодно Аллаху.

В-третьих, аналогия между лошадьми и украшениями неуместна по двум причинам. Первая причина состоит в том, что золото и серебро являются предметами, с которых выплачивается закят, тогда как с лошадей закят не выплачивается. И нельзя сравнивать вещи, которые различаются по сути. Вторая причина состоит в том, что аналогия между украшениями и лошадьми противоречива. Например, если лошадь сдается в аренду, то закят с нее не взимается. Но если в аренду сдаются золотые или серебряные украшения, то с них взимается закят, поскольку они становятся средством получения прибыли. Следовательно, аналогия между золотыми и серебряными украшениями и остальными предметами личного пользования неуместна.

Поэтому богословы ханифитского толка и некоторые другие считали, что золотые и серебряные украшения облагаются закятом. Согласно одному из двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам Ахмад. Оно опирается на несколько убедительных доводов. Одним из этих доводов является обсуждаемый нами хадис, в котором говорится о сподвижнице по имени Асма бинт Йазид ибн ас-Сакан. Ибн аль-Каттан назвал этот хадис достоверным. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 296.

Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если владелец золота или серебра не выплачивает с них должного, то в день воскресения для него будут приготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в адском пламени, а затем ими будут прижигать его бока и лоб. Всякий раз, когда они остынут, это будет повторяться сначала и продлится пятьдесят тысяч лет, пока не свершится суд над рабами. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну». Этот хадис передал аль-Бухари.

Передают также, что ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел в дом и увидел на ее руке серебряные украшения. Он спросил: «Что это такое, ‘Аиша?» Она ответила: «Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о Посланник Аллаха». Он спросил: «Ты выплачиваешь с них закят?» Она ответила: «Нет». Или же она ответила: «Если на то будет воля Аллаха». Тогда он сказал: «Этого достаточно, чтобы попасть в ад». Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Бейхаки. Аль-Хаким сказал, что цепочка рассказчиков хадиса достоверна по требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласились аз-Захаби и аль-Албани. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 296-297.

Из всего сказанного следует, что закят с золотых и серебряных украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от рыночной стоимости золота и серебра, если их количество достигает облагаемого закятом минимума. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи. Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 130-139.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.01 с.)