Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 608. Закят выплачивают с украшений, даже если они предназначены для ношения

Поиск

Передают со слов Уммы Саламы, что она носила золотые браслеты и однажды спросила Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Относятся ли они к сокровищам?» Он ответил: «Если ты выплачиваешь с них закят, то это – не сокровища». Этот хадис передали Абу Давуд и ад-Даракутни, и аль-Хаким назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис также свидетельствует о том, что закят следует выплачивать с золотых и серебряных украшений, даже если они предназначены для ношения. Из него также следует, что мусульманин не совершает греха, если собирает богатство, с которого он выплачивает обязательные пожертвования и которое он расходует на праведные дела. Аль-Хаким сказал, что цепочка рассказчиков хадиса достоверна согласно требованиям аль-Бухари, и с этим согласился аз-Захаби. Что же касается вопроса о сокровищах, то он связан со следующим кораническим откровением: «Обрадуй тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительным наказанием. В тот день оно окажется в адском огне, и им будут прижигать их лбы, бока и спины. [Им будет сказано:] “Вот сокровища, которые вы копили для себя. Вкусите же то, что вы накопили!”» (9:34-35). См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 174-175.

 

Хадис 609. Разногласия относительно выплаты закята с товаров, предназначенных для торговли

Передают со слов Самуры ибн Джундуба: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.

КОММЕНТАРИЙ

Ибн ‘Абд аль-Барр признал этот хадис хорошим. Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от его оценки. Однако автор назвал его слабым, потому что одним из его рассказчиков был Сулейман ибн Самура, который был неизвестен авторитетным знатокам хадисов. Тем не менее хадисы от его имени рассказывали ад-Даракутни и аль-Баззар. Этот хадис свидетельствует о том, что выплачивать закят с предназначенного для торговли имущества обязательно, и этого мнения придерживается большинство мусульманских богословов. Оно подтверждается следующим высказыванием Всевышнего: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из благ, которые вы приобрели» (2:267). Муджахид сказал, что этот аят ниспослан о торговле. Ибн аль-Мунзир сказал: «Большинство мусульманских богословов единодушно в том, что выплачивать закят с предназначенного для торговли имущества обязательно. Этого мнения придерживались семь выдающихся богословов из числа последователей сподвижников. Однако те, которые не разделяют этого мнения, не считаются неверующими, потому что по этому вопросу существуют разногласия». См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 193.

Следует отметить, что имущество человека считается предназначенным для торговли с того момента, как хозяин вознамерился продать его для получения прибыли. Например, если человек приобрел автомобиль для частного пользования, а затем решил сделать его стоимость начальным капиталом для коммерции, то по прошествии года он обязан выплатить закят. Но если человек решил просто продать автомобиль и получить наличные деньги, то по прошествии года он не обязан выплачивать закят с торговли. Если человек решил продать земельный участок для того, чтобы купить другой, он также не обязан выплачивать закят с торговли, потому что у него не было намерения заниматься коммерцией. Это мнение является наиболее достоверным мнением по данному вопросу.

Также следует отметить, что закят с товаров нельзя выплачивать досрочно или задерживать, потому что цены на товар могут вырасти или упасть. Ранее мы уже говорили, что закят с товаров выплачивается деньгами и рассчитывается либо по золоту, либо по серебру. При этом учитывается рыночная цена товаров. Если товары продаются в розницу, то учитывается их розничная цена. А если товары продаются оптом, то учитывается их оптовая цена.

При этом следует заботиться об интересах бедняков и нуждающихся. Это значит, что если размер взимаемого закята увеличивается при расчете по золоту, то стоимость товаров следует оценивать по золоту. Если же размер взимаемого закята увеличивается при расчете по серебру, то стоимость товаров следует расчитывать по серебру. Например, если стоимость товаров эквивалентна стоимости 595 г. чистого серебра или 80 г. чистого золота, то стоимость товара следует рассчитывать по серебру, потому что только в этом случае хозяин товара должен выплачивать закят. Это не противоречит хадису, в котором говорится: «Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Из него не следует, что при вычислении размера закята надлежит заботиться об интересах плательщика. Смысл этого хадиса заключается в том, что при взимании закята с домашней скотины или продуктов сельского хозяйства сборщик закята не должен брать отборное имущество плательщика. Однако при вычислении размера пожертвования надлежит заботиться об интересах нуждающихся.

Также следует отметить, что если в начале отчетного года стоимость предназначенного для торговли имущества достигала облагаемого закятом минимума, а затем опустилась ниже облагаемого закятом минимума, то торговец освобождается от выплаты закята. Если же в конце отчетного года стоимость предназначенного для торговли имущества выросла, то торговец обязан выплачивать закят со всего предназначенного для торговли имущества. Это объясняется тем, что прибыль от торговли неразрывно связана с основным капиталом. И поэтому закят с прибыли от торговли надлежит выплачивать в конце отчетного года, даже если торговец не владел ею в течение целого года.

Также следует отметить, что стоимость товаров надлежит объединять со стоимостью золота и серебра, если каждое из них не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности. Например, если человек обладает половиной облагаемого закятом минимума серебра и товарами, стоимость которых эквивалентна половине облагаемого закятом минимума серебра, то он обязан выплачивать закят. Но если человек обладает третью облагаемого закятом минимума серебра, третью облагаемого закятом минимума золота и товарами, стоимость которых эквивалента трети облагаемого закятом минимума золота или серебра, то он не обязан выплачивать закят, потому что золото и серебро не объединяются, если каждое из них в отдельности не достигает облагаемого закятом минимума. Ранее мы уже отмечали, что золото и серебро объединяются только тогда, когда они предназначены для торговли. Это – наиболее достоверное мнение по этому вопросу.

Но возникает вопрос: почему мы объединяем стоимость товаров с серебром или золотом, но не объединяем золото с серебром? Это объясняется тем, что сущность товаров заключается в их стоимости, которая выражается серебром или золотом, тогда как сущность золота и серебра заключается в них самих. Но если золото и серебро предназначены для торговли, то их сущность также заключается в стоимости, и поэтому в таком случае их разрешается объединять. Также следует отметить, что если мусульманин в начале отчетного года владел суммой денег, которая облагается закятом, а незадолго до конца отчетного года приобрел на эту сумму товары, то в конце отчетного года он обязан выплатить закят.

Приведем другой пример. Если человек владел автомобилем для личного пользования, а затем обменял его на другой автомобиль с намерением начать коммерцию, то в конце отчетного года он обязан выплатить закят. В этих случаях обмен товарами не влияет на начало отчетного года, потому что эти товары имеют одинаковую сущность, одинаковый облагаемый закятом минимум и одинаковый размер закята в процентах. Если же товары отличаются по этим признакам, то отчетный год следует отсчитывать с момента совершения сделки. Например, если в рамадане человек владел стадом из сорока овец, которые он обменял в мухарраме на автомобиль, предназначенный для коммерции, то ему надлежит отсчитывать отчетный год с мухаррама, потому что домашний скот и предназначенные для торговли товары отличаются по сущности, облагаемому закятом минимуму и размеру закята в процентах.

Приведем другой пример. Если в рамадане человек владел облагаемой закятом суммой денег, на которые он приобрел в мухарраме домашний скот, то ему также надлежит отсчитывать отчетный год с мухаррама, потому что бумажные деньги, золото и серебро отличаются от домашнего скота по упомянутым признакам. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 142-150.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.49 (0.01 с.)