Хадис 588. С тридцати голов крупного рогатого скота взимается одна корова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 588. С тридцати голов крупного рогатого скота взимается одна корова



Передают со слов Му‘аза ибн Джабала, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправил его в Йемен и велел взимать с каждых тридцати коров годовалого теленка: самца или самку, с каждых сорока – одну двухгодовалую корову, а с каждого совершеннолетнего – один динар или маафирийскую одежду на эту сумму. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и в такой форме он встречается у Ахмада. Ат-Тирмизи назвал его хорошим, но упомянул о разногласиях по поводу непрерывности цепочки его рассказчиков. Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Абсолютное большинство законоведов считают, что владелец коровьего стада выплачивает закят только в том случае, если его стадо насчитывает тридцать или более того голов. Только Ибн Шихаб аз-Зухри считал, что облагаемый закятом минимум (араб. “нисаб”) составляет пять голов. Он опирался на суждение по аналогии и считал, что с каждых пяти коров следует выплачивать в качестве закята одну овцу. Однако в обсуждаемом нами вопросе нельзя опираться на суждение по аналогии. При подсчете голов коровьего стада следует принимать во внимание не только коров, но и быков. Если численность стада составляет тридцать голов, то с него взимается один годовалый теленок мужского или женского пола. Если же численность стада достигает сорока голов, то с него взимается одна двухгодовалая корова или один двухгодовалый бык. Это утверждение опирается на восходящий хадис, переданный ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что с каждых сорока голов взимается одна двухгодовалая корова или один двухгодовалый бык. См. “Тухфат аль-Ахвази”, т. 2, стр. 4.

Что же касается подушной подати (араб. “джизйа”), то она ежегодно взималась с каждого совершеннолетнего немусульманина в размере одного динара. Жителям Йемена было позволено выплачивать подушную подать маафирийской одеждой стоимостью один динар. Эта одежда производилась в Йемене и называлась по имени одного из кварталов в Хамадане. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 169.

 

 

Хадис 589. Пожертвования мусульман собирают у их источников

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца, что его дед рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пожертвования мусульман собирают у их источников». Этот хадис передал Ахмад, а в версии Абу Давуда говорится: «Пожертвования с них собирают только в их владениях».

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что сборщикам закята полагается самостоятельно посещать людей и оценивать их имущество на местах. Они не должны останавливаться в отдаленных кварталах и заставлять людей приносить им пожертвования, потому что это может причинить людям множество неудобств. В версии Ахмада говорится о том, что это предписание относится к сборщикам закята с домашнего скота. А версия Абу Давуда распространяет это предписание на все виды закята. Однако жители также не должны причинять неудобств сборщикам закята.

Передают, что Джабир ибн ‘Атик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «К вам приедут всадники, которые вызовут у вас недовольство. Когда они приедут к вам, то приветствуйте их и позвольте им взять то, что они хотят. Если они будут справедливы, то поступят во благо себе. Если же они будут несправедливы, то поступят во вред себе. Но вы поступайте так, чтобы они остались довольны, потому что их довольство дополняет ваш закят». Этот хадис передал Абу Давуд. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир” (3297). Муслим передал достоверный хадис со слов Джарира ибн ‘Абдуллаха, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если к вам явится сборщик закята, пусть он покинет вас довольным». Из этих хадисов следует, что плательщик должен выполнять требования сборщика закята и не чинить ему препятствий.

Аль-Бухари передал хадис о послании Абу Бакра, в котором говорится: «Пусть тот, у кого этот закят будут требовать в установленных пределах, отдает его, если же у него потребуют нечто сверх этого, пусть откажется выплачивать это». Совместив этот и предыдущие хадисы, можно утверждать, что плательщик имеет право отказаться от выплаты излишка, если сборщик закята не разъяснит ему причину своих требований. Если же сборщик закята предоставит ему объяснения, то плательщик должен выплатить столько, сколько от него потребуют, даже если предъявленные доводы покажутся ему неубедительными. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 177-178.

Уместно добавить, что мусульмане не имеют права утаивать облагаемое закятом имущество даже тогда, когда сборщики закята поступают с ними несправедливо. Передают, что Башир ибн аль-Хасасийа рассказывал, что однажды они спросили: «О Посланник Аллаха! Некоторые из сборщиков закята ущемляют наши права. Можем ли мы скрывать часть нашего имущества, которая бы соответствовала тому, что они несправедливо отнимают у нас?» Он ответил: «Нет». Этот хадис передал Абу Давуд. Похожие хадисы также передал аль-Бейхаки со слов Абу Хурейры и Джарира ибн ‘Абдуллаха.

Также уместно добавить, что мусульманам разрешается выплачивать закят несправедливым мусульманским правителям. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Передают, что Ибн Мас‘уд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня люди будут несправедливо присваивать чужое имущество и совершать поступки, которые вам не понравятся». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Как ты велишь нам поступить?» Он сказал: «Выполняйте свои обязанности и молите Аллаха, чтобы вы могли получить свои права». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Ваиль ибн Худжр рассказывал, что некий мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Что ты скажешь, если нами будут править правители, которые будут попирать наши права и требовать, чтобы мы выполняли свои обязанности перед ними?» Он сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, потому что они несут бремя своих обязанностей, а вы – бремя своих». Этот достоверный хадис передали Муслим и ат-Тирмизи. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 469-470.

 

 

Хадис 590. Закят со стада лошадей выплачивают, если они предназначены для продажи

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и коня». Этот хадис передал аль-Бухари, а в версии Муслима говорится: «Хозяин не облагается за раба никакими пожертвованиями, кроме пожертвования фитр».

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что мусульманин не должен выплачивать закят со своих рабов и лошадей. Об этом сообщил Ибн Рашид. Мусульманские богословы единодушны в том, что рабовладелец не выплачивает закята со своих рабов. Большинство богословов также считало, что хозяин лошадей также не выплачивает с них закята, если они предназначены для верховой езды. И только Абу Ханифа считал, что если в стаде есть лошади обеих полов, то с них следует выплачивать закят, поскольку они способны к размножению. А по поводу однополого стада он высказал два различных мнения. При этом он опирался на хадис, рассказанный со слов Джабира, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С каждой пастбищной лошади следует выплачивать один динар или десять дирхемов». Это хадис передали ад-Даракутни и аль-Бейхаки, причем оба назвали хадис слабым.

Поэтому можно утверждать, что достоверных хадисов о необходимости выплаты закята с лошадей нет. Напротив, существуют священные тексты, которые подтверждают мнение большинства богословов по этому вопросу. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я простил вам пожертвования, которые вы могли бы выплачивать с лошадей и рабов. Посему приносите пожертвования с вашего серебра: по одному дирхему с сорока дирхемов. Закятом не облагаются сто девяносто дирхемов. Но если их количество достигнет двухста, то размер закята составляет пять дирхемов». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ибн Хаджар назвал иснад хадиса достоверным, но ад-Даракутни назвал хадис прерванным.

Передают, что ‘Умар рассказывал, что к нему пришло несколько жителей Шама. Они сказали: «Мы захватили трофеи: лошадей и рабов. А теперь мы хотим выплатить с них закят и очистительную милостыню». Он сказал: «Так не поступали два моих соратника до меня. Неужели я стану поступать таким образом?» Затем он посоветовался со сподвижниками Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, среди которых был ‘Али. Затем ‘Али сказал: «Это – хорошо, если только это не превратится в обязательную подать, которую будут брать после тебя». Этот хадис передал Ахмад.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если хозяин сокровищ не выплачивает с них закят, то они непременно будут раскалены в адском пламени, после чего они превратятся в пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб до тех пор, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну. Если хозяин верблюдов не выплачивает с них закят, то по нему будет проложена широкая дорога, а его верблюды примут свой наилучший вид и будут пробегать по ней. Всякий раз, когда по ней пробежит последний из них, на нее вернется первый, и это будет продолжаться, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну. Если хозяин овец не выплачивает с них закята, то по нему будет проложена широкая дорога, а его овцы примут свой наилучший вид и будут топтать его своими копытами и бодать рогами. Среди них не будет овец с изогнутыми рогами или безрогих. Всякий раз, когда по нему пройдет последняя из них, к нему вернется первая, и это будет продолжаться до тех пор, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет по тому, как вы считаете. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А как же лошади?» Он сказал: «Грива лошадей будет приносить пользу вплоть до наступления Дня воскресения. Лошади бывают трех видов. Одни приносят человеку вознаграждение, другие служат ему покрывалом, а третьи становятся для него бременем. Вознаграждение приносят те лошади, которых человек использует на пути Аллаха и готовит к этому. Аллах записывает ему вознаграждение за все, что попадает им во чрево. Если он выводит их на пастбище, то Аллах записывает ему вознаграждение за все, что они съедают. Если он поит их из реки, то Аллах записывает ему вознаграждение за каждую каплю, которая попадает им во чрево. Он получает вознаграждение даже за мочу и помет этих лошадей. А если он проскачет на них по одному или двум холмам, то ему записывается вознаграждение за каждый сделанный ими шаг. Покрывалом для человека служат лошади, которых он держит для того, чтобы выглядеть достойно и красиво, не забывая о своих обязанностях перед их спинами и животами ни тогда, когда им приходится тяжело, ни тогда, когда им приходится легко. А бременем для человека становятся лошади, которых он держит ради гордыни, высокомерия, тщеславия и показухи. Такие лошади становятся для человека бременем». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А как же ослы?» Он ответил: «По этому поводу Аллах ниспослал мне только одно уникальное и универсальное откровение: «Тот, кто сделал добро весом на одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом на одну пылинку, увидит его» (99:7-8). Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

Из него следует, что закят также не выплачивается с ослов, предназначенных для верховой езды или других работ. Однако большинство мусульманских богословов единодушно в том, что закят следует выплачивать с лошадей и ослов, предназначенных для продажи. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 452.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.011 с.)