Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хадис 586. Закят взимается с богатых мусульман и распределяется среди бедняков

Поиск

Книга 4. Закят.

 

 

Хадис 586. Закят взимается с богатых мусульман и распределяется среди бедняков

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправляя Му‘аза в Йемен, сказал ему: «Ты придешь к народу, который относится к людям писания, и пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать пять ежедневных намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их выплачивать пожертвования из имущества: их берут у богатых и отдают бедным. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

КОММЕНТАРИЙ

Му‘аз ибн Джабал был назначен губернатором или судьей Йемена в 10 г.х. Согласно другим источникам, это событие датировано 9 или 8 г.х. Му‘аз оставался в Йемене до начала правления Абу Бакра, после чего отправился в Шам, где скончался во время эпидемии чумы, которая разразилась в ‘Амвасе. Известно, что закят распределяется среди восьми категорий людей. Опираясь на этот хадис, некоторые богословы утверждали, что закят можно раздавать только одной категории людей, поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, велел раздавать закят бедным. Другие богословы считали, что такой вывод является неправильным. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул бедных, потому что чаще всего именно они получают пожертвования. Очевидно, под бедняками в этом хадисе подразумеваются все, кому разрешается получать пожертвования из собранного закята. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 170.

 

 

Хадис 587. Правила выплаты закята с пастбищных верблюдов, коров и овец

Передают со слов Анаса ибн Малика, что Абу Бакр, отправляя его в Бахрейн, написал ему следующее письмо: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Вот предписание, касающееся закята, который Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по повелению своего Господа вменил в обязанность мусульманам, и пусть тот, у кого этот закят будут требовать в установленных пределах, отдает его, если же у него потребуют нечто сверх этого, пусть откажется выплачивать это. Со стада, состоящего из двадцати четырех или менее того верблюдов, закят выплачивается овцами из расчета: одна овца за каждые пять верблюдов. Если количество верблюдов составляет от двадцати пяти до тридцати пяти голов, то за них следует отдать одну годовалую верблюдицу; если в стаде от тридцати шести до сорока пяти верблюдов, то взимается двухгодовалая верблюдица. Если их от сорока шести до шестидесяти, то следует отдать трехгодовалую верблюдицу, которая уже может быть покрыта самцом. Если их от шестидесяти одного до семидесяти пяти, то следует отдать четырехгодовалую верблюдицу; если их от семидесяти шести до девяноста, то взимаются две двухгодовалые верблюдицы; если в стаде от девяноста одного до ста двадцати верблюдов, то выплачиваются две трехгодовалые верблюдицы, которые уже могут быть покрыты самцом; если же в стаде более ста двадцати верблюдов, то с каждых сорока из них взимается одна двухгодовалая верблюдица, а с каждых пятидесяти – одна трехгодовалая. Если в стаде не более четырех верблюдов, то закят с них не взимается и может выплачиваться только по собственной воле владельца, а если их количество достигнет пяти, то в качестве закята с них следует взимать одну овцу. Что касается закята, выплачиваемого владельцем пастбищного овечьего стада, то если в нем от сорока до ста двадцати овец, то взимается одна овца. Если в нем от ста двадцати одной до двухсот овец, то взимаются две овцы; если в нем от двухсот одной до трехсот овец, то взимаются три овцы; а если их количество превысит триста, то с каждой сотни следует взимать по одной овце. Если в стаде будет меньше хотя бы на одну овцу, то оно не облагается закятом, если только этого не пожелает его владелец. Нельзя объединять то, что разделено, и разобщать единое, опасаясь выплаты закята. И если двое являются совладельцами какого-либо имущества, они должны нести расходы по выплате закята в соответствии со своими паями. В качестве закята не взимаются старые животные и те, у которых есть какие-либо пороки, а также козлы, если только на это не согласится сборщик закята. С двухсот дирхемов серебра взимается четверть одной десятой этой суммы, а если их будет всего сто девяносто, то ничего не выплачивается, если только этого не пожелает владелец. Если у человека, который в качестве закята должен отдать четырехгодовалую верблюдицу, таковой не окажется, но найдется трехгодовалая, ее следует принять от него с условием, что он добавит к этому двух овец, если это удобно для него, или двадцать дирхемов. Если же он должен будет отдать трехгодовалую верблюдицу, а у него есть только четырехгодовалая, то следует принять ее, но сборщик закята должен вернуть ему двух овец или двадцать дирхемов. Если он должен отдать трехгодовалую верблюдицу, а у него есть только двухгодовалая, то ее следует принять при условии, что он добавит к ней двух овец или двадцать дирхемов. Если же он должен отдать двухгодовалую верблюдицу, а у него есть только трехгодовалая, то ее также следует принять, а сборщику закята следует отдать ему двадцать дирхемов или двух овец. И, наконец, если человек должен отдать двухгодовалую верблюдицу, а у него есть только годовалая, то она принимается, но ее владелец должен прибавить к этому двадцать дирхемов или двух овец. У того, кто в качестве закята должен отдать годовалую верблюдицу, но не имеет таковой, может быть взята двухгодовалая верблюдица, но при этом сборщику закята следует отдать ему двадцать дирхемов или две овцы. Если же у него не окажется годовалой верблюдицы, но найдется двухгодовалый верблюд, то его также можно принять в качестве закята и ничего больше не потребуется». Этот хадис передал аль-Бухари.

КОММЕНТАРИЙ

Владельцы домашнего скота должны выплачивать закят с верблюдов, коров, баранов и козлов. С верблюдов закят взимается только тогда, когда стадо состоит из пяти и более того голов. Со стада, состоящего из двадцати четырех или менее того верблюдов, закят выплачивается овцами из расчета: одна овца за каждые пять верблюдов. Если количество верблюдов составляет от двадцати пяти до тридцати пяти голов, то за них следует отдать одну годовалую верблюдицу; если в стаде будет от тридцати шести до сорока пяти верблюдов, то за них взимается двухгодовалая верблюдица; если их будет от сорока шести до шестидесяти, то за них следует отдать трехгодовалую верблюдицу, которая уже может быть покрыта самцом; если их будет от шестидесяти одного до семидесяти пяти, то за них следует отдать четырехгодовалую верблюдицу; если их будет от семидесяти шести до девяноста, то за них взимаются две двухгодовалые верблюдицы; если в стаде от девяноста одного до ста двадцати верблюдов, то за них выплачиваются две трехгодовалые верблюдицы, которые уже могут быть покрыты самцом; если же в стаде более ста двадцати верблюдов, то с каждых сорока из них взимается одна двухгодовалая верблюдица, а с каждых пятидесяти – одна трехгодовалая. Далее размер выплачиваемого закята увеличивается только в том случае, если стадо верблюдов увеличивается на десять голов. Например, если стадо состоит от ста двадцати одного до ста двадцати девяти верблюдов, то с него следует выплачивать всего три двух годовалые верблюдицы. Если же стадо состоит из ста тридцати верблюдов, то за восемьдесят верблюдов следует выплатить две двухгодовалые верблюдицы, а за оставшиеся пятьдесят – одну трехгодовалую. Это подтверждается посланием ‘Умара ибн аль-Хаттаба, в котором сообщается, что со ста двадцати верблюдов следует выплачивать три двух годовалые верблюдицы, и такая выплата продолжается до тех пор, пока численность стада не превысит ста двадцати девяти голов. При выплате закята с верблюдов вместо самки нельзя отдавать самца, достигшего того же возраста, а необходимо руководствоваться установленными правилами. Например, если человек должен отдать в качестве закята четырехгодовалую верблюдицу, но имеет только трехгодовалую, то он должен отдать ее и добавить к ней двух овец или двадцать дирхемов. Более подробно эти правила изложены в конце обсуждаемого нами хадиса.

Что касается закята, выплачиваемого с пастбищного овечьего стада, то облагаемый закятом минимум составляет сорок овец, причем во внимание принимаются не только овцы, но и бараны, козы и козлы. Если овечье стадо состоит от сорока до ста двадцати овец, то с него взимается одна овца; если в стаде будет от ста двадцати одной до двухсот овец, то с него взимаются две овцы; если в стаде будет от двухсот одной до трехсот овец, то с него взимаются три овцы; а если их количество превысит триста, то с каждой сотни следует взимать по одной овце. Большинство мусульманских богословов считает, что четвертую овцу следует выплачивать только в том случае, если численность стада достигнет четырехста голов. Некоторые богословы считали, что четвертую овцу следует выплачивать даже тогда, когда численность стада превысила триста голов на одну единицу. Однако первое мнение является наиболее достоверным и предпочтительным. Оно подтверждается хадисом, переданным ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что если численность стада превысила триста голов, то за каждые сто голов следует выплачивать одну овцу, а оставшиеся головы не облагаются закятом до тех пор, пока их численность не достигнет сотни.

Ранее мы уже отметили, что овечье стадо должно быть пастбищным. Это означает, что оно должно пастись на лугах и пастбищах в течение года или большую его часть. Большинство мусульманских богословов считает, что закят следует выплачивать только с такого овечьего стада.

При выплате закята запрещается объединять различное и разобщать единое. Этот запрет относится к хозяевам имущества и сборщикам закята, потому что хозяин имущества опасается увеличения размера закята, а сборщик имущества опасается его уменьшения. Представим себе, что у каждого из трех фермеров имеется по сорок овец. Это означает, что каждый из них обязан выплатить в качестве закята по одной овце. Если же они объединят свои стада перед приходом сборщика пожертвований, то в качестве закята с них будет взиматься только одна верблюдица. Это является примером того, как нельзя объединять различное. Теперь представим себе, что двое компаньонов владеют стадом, состоящим из двухста одной овцы. Это означает, что закят с этого стада составляет три овцы. Если же они разделят это стадо перед приходом сборщика пожертвований, то каждый из них должен будет выплатить только одну овцу. Это является примером того, как нельзя разобщать единое. Приведенные выше примеры относились к хозяевам имущества. Но ранее мы уже отметили, что этот запрет также распространяется на сборщиков закята. Допустим, что есть двое фермеров, каждый из которых владеет стадом из ста двадцати овец. Это означает, что каждый из них должен выплатить всего одну овцу. Если же сборщик закята объединит их стада и возьмет в качестве закята три овцы, то это будет примером того, как нельзя объединять различное. Теперь допустим, что трое компаньонов владеют стадом, состоящим из ста двадцати овец. В этом случае они должны выплатить всего одну овцу. Если же сборщик закята разделит их стадо на три части и возьмет в качестве закята три овцы, то это будет примером того, как нельзя разобщать единое.

Сборщик закята должен знать, что если двое людей являются совладельцами какого-либо имущества, то они должны нести расходы по выплате закята в соответствии со своими паями. Фермеры являются совладельцами домашнего скота в том случае, если их скот живет, пасется и идет на водопой вместе. Допустим, что двое компаньонов поровну владеют стадом, состоящим из сорока овец. Если один из компаньонов выплатил сборщику закята одну овцу, то второй компаньон обязан выплатить ему половину стоимости одной овцы. Приведем еще один пример. Допустим, что двое компаньонов владеют стадом из семидесяти коров, из которых тридцать принадлежат одному совладельцу, а сорок – другому. В качестве закята с этого стада следует выплатить одного годовалого теленка и одну двухгодовалую корову. Это значит, что владелец сорока коров должен нести ответственность за четыре седьмые выплаченного закята, а владелец тридцати коров – за три седьмые.

В качестве закята нельзя отдавать старых или покалеченных животных, а также козлов, если только на это не согласится сборщик закята. Это положение вызвало разногласия между мусульманскими богословами. Одни богословы считали, что употребленное в хадисе слово следует читать “муссаддик”, что означает “выплачивающий закят”. Это означает, что хозяин скота не имеет права отдавать в качестве закята старых и покалеченных животных, а сборщик закята не имеет права забирать козлов, если только на это не согласится хозяин скотины. Другие богословы считали, что употребленное в хадисе слово следует читать “мусаддик”, что означает “сборщик закята”. Это означает, что сборщик пожертвований имеет право взять в качестве закята старых или покалеченных животных, а также козлов, если это может принести больше пользы нуждающимся мусульманам. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 165-168.

Что касается закята с серебра, то он выплачивается только в том случае, если количество серебра достигает двухсот серебряных дирхемов, что эквивалентно 595 г. чистого серебра. Если мусульманин обладает таким количеством серебра, то он обязан ежегодно выплачивать закят в размере двух с половиной процентов от общего количества серебра. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 104.

 

КОММЕНТАРИЙ

Абсолютное большинство законоведов считают, что владелец коровьего стада выплачивает закят только в том случае, если его стадо насчитывает тридцать или более того голов. Только Ибн Шихаб аз-Зухри считал, что облагаемый закятом минимум (араб. “нисаб”) составляет пять голов. Он опирался на суждение по аналогии и считал, что с каждых пяти коров следует выплачивать в качестве закята одну овцу. Однако в обсуждаемом нами вопросе нельзя опираться на суждение по аналогии. При подсчете голов коровьего стада следует принимать во внимание не только коров, но и быков. Если численность стада составляет тридцать голов, то с него взимается один годовалый теленок мужского или женского пола. Если же численность стада достигает сорока голов, то с него взимается одна двухгодовалая корова или один двухгодовалый бык. Это утверждение опирается на восходящий хадис, переданный ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что с каждых сорока голов взимается одна двухгодовалая корова или один двухгодовалый бык. См. “Тухфат аль-Ахвази”, т. 2, стр. 4.

Что же касается подушной подати (араб. “джизйа”), то она ежегодно взималась с каждого совершеннолетнего немусульманина в размере одного динара. Жителям Йемена было позволено выплачивать подушную подать маафирийской одеждой стоимостью один динар. Эта одежда производилась в Йемене и называлась по имени одного из кварталов в Хамадане. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 169.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что сборщикам закята полагается самостоятельно посещать людей и оценивать их имущество на местах. Они не должны останавливаться в отдаленных кварталах и заставлять людей приносить им пожертвования, потому что это может причинить людям множество неудобств. В версии Ахмада говорится о том, что это предписание относится к сборщикам закята с домашнего скота. А версия Абу Давуда распространяет это предписание на все виды закята. Однако жители также не должны причинять неудобств сборщикам закята.

Передают, что Джабир ибн ‘Атик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «К вам приедут всадники, которые вызовут у вас недовольство. Когда они приедут к вам, то приветствуйте их и позвольте им взять то, что они хотят. Если они будут справедливы, то поступят во благо себе. Если же они будут несправедливы, то поступят во вред себе. Но вы поступайте так, чтобы они остались довольны, потому что их довольство дополняет ваш закят». Этот хадис передал Абу Давуд. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир” (3297). Муслим передал достоверный хадис со слов Джарира ибн ‘Абдуллаха, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если к вам явится сборщик закята, пусть он покинет вас довольным». Из этих хадисов следует, что плательщик должен выполнять требования сборщика закята и не чинить ему препятствий.

Аль-Бухари передал хадис о послании Абу Бакра, в котором говорится: «Пусть тот, у кого этот закят будут требовать в установленных пределах, отдает его, если же у него потребуют нечто сверх этого, пусть откажется выплачивать это». Совместив этот и предыдущие хадисы, можно утверждать, что плательщик имеет право отказаться от выплаты излишка, если сборщик закята не разъяснит ему причину своих требований. Если же сборщик закята предоставит ему объяснения, то плательщик должен выплатить столько, сколько от него потребуют, даже если предъявленные доводы покажутся ему неубедительными. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 177-178.

Уместно добавить, что мусульмане не имеют права утаивать облагаемое закятом имущество даже тогда, когда сборщики закята поступают с ними несправедливо. Передают, что Башир ибн аль-Хасасийа рассказывал, что однажды они спросили: «О Посланник Аллаха! Некоторые из сборщиков закята ущемляют наши права. Можем ли мы скрывать часть нашего имущества, которая бы соответствовала тому, что они несправедливо отнимают у нас?» Он ответил: «Нет». Этот хадис передал Абу Давуд. Похожие хадисы также передал аль-Бейхаки со слов Абу Хурейры и Джарира ибн ‘Абдуллаха.

Также уместно добавить, что мусульманам разрешается выплачивать закят несправедливым мусульманским правителям. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Передают, что Ибн Мас‘уд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня люди будут несправедливо присваивать чужое имущество и совершать поступки, которые вам не понравятся». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Как ты велишь нам поступить?» Он сказал: «Выполняйте свои обязанности и молите Аллаха, чтобы вы могли получить свои права». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Ваиль ибн Худжр рассказывал, что некий мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Что ты скажешь, если нами будут править правители, которые будут попирать наши права и требовать, чтобы мы выполняли свои обязанности перед ними?» Он сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, потому что они несут бремя своих обязанностей, а вы – бремя своих». Этот достоверный хадис передали Муслим и ат-Тирмизи. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 469-470.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что мусульманин не должен выплачивать закят со своих рабов и лошадей. Об этом сообщил Ибн Рашид. Мусульманские богословы единодушны в том, что рабовладелец не выплачивает закята со своих рабов. Большинство богословов также считало, что хозяин лошадей также не выплачивает с них закята, если они предназначены для верховой езды. И только Абу Ханифа считал, что если в стаде есть лошади обеих полов, то с них следует выплачивать закят, поскольку они способны к размножению. А по поводу однополого стада он высказал два различных мнения. При этом он опирался на хадис, рассказанный со слов Джабира, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С каждой пастбищной лошади следует выплачивать один динар или десять дирхемов». Это хадис передали ад-Даракутни и аль-Бейхаки, причем оба назвали хадис слабым.

Поэтому можно утверждать, что достоверных хадисов о необходимости выплаты закята с лошадей нет. Напротив, существуют священные тексты, которые подтверждают мнение большинства богословов по этому вопросу. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я простил вам пожертвования, которые вы могли бы выплачивать с лошадей и рабов. Посему приносите пожертвования с вашего серебра: по одному дирхему с сорока дирхемов. Закятом не облагаются сто девяносто дирхемов. Но если их количество достигнет двухста, то размер закята составляет пять дирхемов». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ибн Хаджар назвал иснад хадиса достоверным, но ад-Даракутни назвал хадис прерванным.

Передают, что ‘Умар рассказывал, что к нему пришло несколько жителей Шама. Они сказали: «Мы захватили трофеи: лошадей и рабов. А теперь мы хотим выплатить с них закят и очистительную милостыню». Он сказал: «Так не поступали два моих соратника до меня. Неужели я стану поступать таким образом?» Затем он посоветовался со сподвижниками Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, среди которых был ‘Али. Затем ‘Али сказал: «Это – хорошо, если только это не превратится в обязательную подать, которую будут брать после тебя». Этот хадис передал Ахмад.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если хозяин сокровищ не выплачивает с них закят, то они непременно будут раскалены в адском пламени, после чего они превратятся в пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб до тех пор, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну. Если хозяин верблюдов не выплачивает с них закят, то по нему будет проложена широкая дорога, а его верблюды примут свой наилучший вид и будут пробегать по ней. Всякий раз, когда по ней пробежит последний из них, на нее вернется первый, и это будет продолжаться, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну. Если хозяин овец не выплачивает с них закята, то по нему будет проложена широкая дорога, а его овцы примут свой наилучший вид и будут топтать его своими копытами и бодать рогами. Среди них не будет овец с изогнутыми рогами или безрогих. Всякий раз, когда по нему пройдет последняя из них, к нему вернется первая, и это будет продолжаться до тех пор, пока не свершится суд над рабами, который продлится пятьдесят тысяч лет по тому, как вы считаете. А затем этот человек попадет либо в рай, либо в геенну». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А как же лошади?» Он сказал: «Грива лошадей будет приносить пользу вплоть до наступления Дня воскресения. Лошади бывают трех видов. Одни приносят человеку вознаграждение, другие служат ему покрывалом, а третьи становятся для него бременем. Вознаграждение приносят те лошади, которых человек использует на пути Аллаха и готовит к этому. Аллах записывает ему вознаграждение за все, что попадает им во чрево. Если он выводит их на пастбище, то Аллах записывает ему вознаграждение за все, что они съедают. Если он поит их из реки, то Аллах записывает ему вознаграждение за каждую каплю, которая попадает им во чрево. Он получает вознаграждение даже за мочу и помет этих лошадей. А если он проскачет на них по одному или двум холмам, то ему записывается вознаграждение за каждый сделанный ими шаг. Покрывалом для человека служат лошади, которых он держит для того, чтобы выглядеть достойно и красиво, не забывая о своих обязанностях перед их спинами и животами ни тогда, когда им приходится тяжело, ни тогда, когда им приходится легко. А бременем для человека становятся лошади, которых он держит ради гордыни, высокомерия, тщеславия и показухи. Такие лошади становятся для человека бременем». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А как же ослы?» Он ответил: «По этому поводу Аллах ниспослал мне только одно уникальное и универсальное откровение: «Тот, кто сделал добро весом на одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом на одну пылинку, увидит его» (99:7-8). Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

Из него следует, что закят также не выплачивается с ослов, предназначенных для верховой езды или других работ. Однако большинство мусульманских богословов единодушно в том, что закят следует выплачивать с лошадей и ослов, предназначенных для продажи. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 452.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Имам аш-Шафи‘и сказал: «Богословы не подтверждают достоверность этого хадиса, но если бы он был достоверным, то мы опирались бы на него». Этот хадис является слабым, потому что Бахз ибн Хаким был признан слабым рассказчиком. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 170. Аль-Албани сказал: «Аль-Хаким назвал цепочку рассказчика хадиса достоверной, и с ним согласился аз-Захаби. Я считаю этот хадис хорошим, потому что по поводу Бахза ибн Хакима существуют разногласия». См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 263-264.

Этот хадис свидетельствует о том, что правитель имеет право принудить к выплате закята мусульман, которые признают выплату закята обязательным предписанием, но отказываются выполнять его. Между мусульманскими богословами нет разногласий по этому поводу, потому что справедливые решения правителя должны неукоснительно исполняться. Однако богословы разошлись во мнениях относительно штрафа, который взимается за отказ от добровольной выплаты закята.

Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и считали, что сборщик закята должен принудить плательщика выплатить закят и не имеет права взимать нечто большее. Они опирались на хадис, переданный Ибн Маджой со слов Фатимы бинт Кейс, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Единственным налогом с имущества является закят». Однако этот довод не является убедительным, потому что аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир” (4909).

Наряду с этим известно, что во времена правления Абу Бакра некоторые мусульмане отказались выплачивать закят. Это произошло сразу после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда большинство сподвижников были живы. Однако они не отнимали у мусульман, которые отказались платить закят, половину их имущества и не говорили об этом. Поэтому некоторые богословы считали хадис Бахза ибн Хакима аннулированным. Однако убедительных доказательств того, что обсуждаемое предписание является аннулированным, нет. Поэтому Исхак ибн Рахавейх и Абу Бакр ‘Абд аль-‘Азиз считали, что сборщик закята имеет право оштрафовать плательщика, который отказывается выплачивать закят добровольно.

Ибрахим аль-Харби считал, что Бахз ибн Хаким допустил ошибку, когда рассказывал этот хадис. Он считал, что арабское слово “шатр” следует читать “шуттыра”. В этом случае хадис следует переводить следующим образом: «А если кто-нибудь удержит закят, то мы отнимем его у владельца из половины его имущества». Это означает, что сборщик закята должен выделить из имущества плательщика отборное имущество и взять закят без излишка из отборного имущества. Известно, что закят не полагается взимать из отборного имущества плательщика. Но в этом случае сборщику закята разрешается поступить так, и разница, которую потеряет плательщик, станет наказанием за уклонение от выплаты закята. Об этом сообщил аль-Хаттаби, однако он назвал разъяснения Ибрахима аль-Харби необоснованными. См. “аль-Мугни”, т. 4, стр. 7-8. См. также “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 179-180.

Поэтому многие богословы отдавали предпочтение очевидному смыслу обсуждаемого нами хадиса. Но каков очевидный смысл этого хадиса? Одни комментаторы считали, что после взимания закята сборщик налогов должен отнять половину имущества, которое плательщик пытался утаить. Другие комментаторы считали, после взимания закята ему надлежит отнять половину всего имущества. Наиболее предпочтительным является первое мнение, поскольку оно является менее жестким и поскольку имущество мусульманина нельзя отнимать без убедительных оснований. Но если плательщики станут проявлять дерзость и часто отказываться от уплаты закята, то правитель имеет право воспользоваться вторым толкованием и взимать штраф в размере половины всего имущества. Доказательством этого является поступок ‘Умара, который наказывал за употребление вина восьмидесятью ударами хлыстом. Об этом сообщил Муслим со слов Анаса. Известно, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, за это нарушение наказывали сорока ударами хлыстом. Однако ‘Умар прибег к самой жесткой мере наказания для того, чтобы отдалить мусульман от опасного греха. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 200-201.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что минимальное облагаемое количество золота составляет двадцать динаров, что эквивалентно 85 г чистого золота. Если мусульманин обладает таким количеством золота в течение целого года, то он обязан ежегодно выплачивать закят в размере двух с половиной процентов от общего количества золота. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 104.

Ранее мы уже говорили, что облагаемый закятом минимум серебра составляет двести серебряных дирхемов, что эквивалентно 595 г чистого серебра. Ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли объединять золото и серебро, если каждый из этих благородных металлов не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности. Многие богословы ханбалитского толка считали, что их следует объединять, потому что человек хранит золото и серебро с одинаковой целью. Однако последнее мнение имама Ахмада сводилось к тому, что их не следует объединять. Это объясняется тремя причинами.

Во-первых, в хадисе говорится: «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий». Этот хадис передал Муслим со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха.

Во-вторых, в обсуждаемом нами хадисе говорится: «И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров».

В-третьих, ячмень не объединяется с пшеницей, даже по мнению богословов, которые предлагают объединять золото с серебром.

Известно, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ячмень и пшеница были основными продуктами питания, но сподвижники не объединяли их, если каждый из них в отдельности не достигал облагаемого закятом минимума. Овцы также не объединяются с коровами, если каждые из них не достигают облагаемого закятом минимума в отдельности. А это значит, что мусульманин не должен выплачивать закят, если он обладает десятью золотыми динарами и ста серебряными дирхемами. Это мнение является наиболее достоверным мнением по данному вопросу. Однако следует знать, что золото и серебро объединяются, если они предназначены для торговли. Кроме того, если золото и серебро не достигают облагаемого закятом минимума, то к ним следует прибавить стоимость товаров.

Тут возникает вопрос: как определять минимальный облагаемый закятом минимум товаров? По золоту или по серебру? Допустим, человек обладает золотом, которое составляет половину облагаемого закятом минимума; серебром, которое также составляет половину облагаемого закятом минимума; а также товарами, которые при расчете по золоту составляют половину облагаемого закятом минимума, а при расчете по золоту составляют меньше половины. Богословы считают, что при таких расчетах следует заботиться об интересах бедняков и нуждающихся. А это значит, что в нашем примере следует оценивать товары по серебру.

Богословы также разошлись во мнениях относительно того, в какой форме следует выплачивать закят при объединении товаров с золотом и серебром. Богословы ханбалитского толка считали, что закят с золота следует выплачивать золотом, закят с серебра – серебром, а закят с товаров – деньгами. Согласно наиболее достоверному мнению, в таких случаях закят с золота и серебра также можно выплачивать деньгами. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 107-110.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что закят обязательно выплачивать с имущества, которым мусульманин владеет в течение целого года. И хотя хадис является прерванным, он все равно обладает юридической силой, потому что по таким вопросам сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не выносили самостоятельных суждений (араб. “иджтихад”). См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 170.

Законоведы отмечают, что есть несколько видов имущества, с которых закят взимается даже в том случае, если мусульманин не владел им в течение целого года.

Во-первых, это – фрукты и зерновые, закят с которых выплачивается сразу после уборки урожая. Всевышний сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они поспеют, и отдавайте должное в день уборки» (6:141).

Во-вторых, это – приплод домашнего скота. Допустим, стадо состояло из сорока овец, приплод которых составил восемьдесят одну овцу. Это значит, что владелец этого стада должен выплатить закят со стада из ста двадцати одной овцы в размере двух овец, несмотря на то, что он не владел приплодом в течение целого года. Это объясняется тем, что при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, сборщики закята не делали различий между молодыми и старыми особями пастбищного скота.

В-третьих, это – доход от торговли. Допустим, торговец земельными участками приобрел участок стоимостью сто тысяч дирхемов. Позднее стоимость участка выросла до двухста тысяч дирхемов. Это значит, что он должен платить закят с двухста тысяч дирхемов, несмотря на то, что он не владел этой суммой в течение целого года. Это объясняется тем, что прибыль неразрывно связана с основным капиталом.

В-четвертых, это – клады, зарытые со времен невежества. Закят с них взимается сразу после находки, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел выплачивать с таких кладов пятую часть. Об этом сообщили аль-Бухари и Муслим.

В-пятых, это – рудники. И если добыча золотых или серебряных рудников достигла обладаемого закятом минимума, то владелец рудников обязан тотчас выплатить закят. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы вывели для вас из земли» (2:267). Известно, что с зерновых и фруктов закят взимается сразу после уборки. А это значит, что с добытых благородных металлов закят должен выплачиваться сразу после добычи.

В-шестых, это – собранный мед. Законоведы разошлись во мнениях относительно необходимости выплаты закята с собранного меда. Абу Ханифа, Ахмад и Исхак считали, что закят с меда взимается сразу после его получения. Согласно одному из двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам аш-Шафи‘и. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при жизни взимал с каждых десяти мехов меда один мех средних размеров. Этот хадис передали Абу ‘Убейд, аль-Асрам и Ибн Маджа. Аль-Албани назвал хадис достоверным.

В другой версии этого хадиса сообщается, что мужчина по имени Хиляль из племени Мут‘ан привез Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, десятую часть собранного меда и попросил его сохранить за ним долину, которую называли Салабой. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сохранил за ним эту долину. А во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба Суфйан ибн Вахб спросил у него, как поступить. ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал ему: «Если он будет выплачивать тебе десятую часть собранного меда, которую он выплачивал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то сохрани за ним Салабу. В противном случае знай, что пчелы – насекомые дождя, мед которых может употреблять в пищу любой, кто пожелает». Эту версию передали Абу Давуд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 3, стр. 284.

Следует знать, что упомянутые выше хадисы не свидетельствуют о том, что закят с меда является обязательным. Сподвижники, которые выплачивали этот закят, поступали так по собственной инициативе. Именно поэтому ‘Умар ибн аль-Хаттаб предоставил племени Мут‘ан право выбор<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.012 с.)