Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о дефицитных сост у детей. Общие причины и мех-мы развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДС - недостаток поступления или нарушение утилизации в организме веществ: ингредиентов пищи (белки, жиры, углеводы); вит (D, А, С, гр. В и др.), минеральных веществ (железо, кальций, фосфор) и микроэлементы (йод, селен, цинк медь и др.). ДС: хронич расстройства питан(дистрофии), дефицитные анемии(железо-, протеино-, витаминодефицитные), гиповитаминозы, витD — дефицитн рахит и др. Характеристика ДС: - «общие» причины и механизмы развития: недостаточное поступление, нарушение всасывания, утилизации в тканях веществ; «ограничены» возрастом: встречаются в периоды активного роста (детей первых лет жизни, преимущественно на первом году жизни), и у подростков; общие проявления: нарушения трофики, задержка психомоторного и физич развит, в выраженных - вторичное иммунодефицитное состояние и снижение неспецифической резистентности; • сочетанность: нередко встречается нескол дефицитных сост у одного пациента. Этиология: Алиментарный (экзогенный). Инфекционный - приводит к ↑потребления энергетических и пластических в-в, ↑использования в иммунных и воспалительных реакциях витаминов, минеральных в-в и микроэлементов. Инфекции в раннем возрасте приводят к выраженной интоксикации и поражению ЖКТ: ↓аппетита, репрессия ферментов, следствие - нарушение расщепления и всасывания нутриентов. Конституциональный (эндогенный). Пренатально – не образовалось депо минералов в орг-ме. Нарушение транспорта в-в в кровеносном русле, метаболизма. НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ (НЦД) - это заб-ние, в основе патогенеза которого лежит нейродистрофический процесс, обусловленный рядом факторов и приводящий к нейроэндокринным расстройствам и нарушению циркуляции продуктов обмена веществ в наименее устойчивых органах и системах органов. Следует отметить, что поражение той или иной системы (включая и нервную систему) носит функциональный (обратимый) характер и, во многом, обусловлено генетической предрасположенностью. Важную роль в этом процессе играет вегетативная нервная система (ВНС), как основная регулирующая система функционального состояния организма. Этиология и патогенез Факторы, провоцирующих развитие заб-ния у детей, можно выделить:семейно-генетическую отягощенность, резидуально-органические поражения ЦНС (последствия перинатальной энцефалопатии, травм, инфекций и др.), транзиторные нейроэндокринные расстройства (пубертатный период, акцелерация развития), хронич стресс, неблагоприятные соци-ально-экологические условия, особенности личности ребенка и, вероятно, многие другие. В патогенезе НЦД выделяют 3 уровня поражения: поражение интегрирующих структур головного мозга (надсегментарный уровень); поражение ядер, эфферентных и аффе-рентных волокон, рецепторного аппарата ВНС (сегментарный уровень). Немаловажным компонентом патогенеза НЦД является и состояние системы циркуляции, зависящее от проницаемости клеточных мембран, уровня транскапиллярного обмена, реологических свойств крови, уровня регуляции внутриклеточных мессенджеров и др. (подсегментарный уровень). Клиническая картина полиморфна и зависит от степени функциональных нарушений в тех или иных системах. Боли в животе, головные боли, признаки дизадаптации (вялость, слабость, утомляемость), головокружения, боли в области сердца, субфебрилитет. При обследовании выявляются заб-ния ЖКТ. Далее, в порядке частоты выявления, следуют заб-ния нервной, ССС, мочевыделит и дыхат систем. У каждого второго реб можно обнаружить очаги хронич инфек. Артериальная гипотензия у детей встречается чаще (5-7% детского населения) и обычно выявляется в возрасте 8-9 лет. Для нее характерно низкое пульсовое давление, не превышающее 30-35мм.рт.ст., выраженные головные боли, головокружения вплоть до синкопальных состояний, многочисленные жалобы, свидетельствующие о дизадаптации ребенка. Это состояние обычно развивается на фоне ваготонии и носит упорный характер, несмотря на проводимую тера-пию. Артериальная гипертензия отмечается у детей несколько реже и возникает, как правило, в более старшем возрасте. При осмотре, у этих детей часто выявляются избыточная масса тела и несколько ускоренное половое развитие. Предъявляемые ими жалобы также говорят о дизадаптации, но не так многочисленны. При выявлении стойкого повышения АД, необходимо проводить дифференциальный диагноз со вторичными артериальными гипертензиями. По сути дела, НЦД с артериальной гипертензией у детей можно рассматривать как пограничную артериальную гипертензию 0, являющуюся «предболезнью» по отношению к ГБ. На фоне постоянных (перманентных) вегетативных нарушений при НЦД у детей могут возникать пароксизмальные состояния, которые протекают по типу вагоинсулярных, симпатоадреналовых или смешанных кризов. Вагоинсулярные кризы чаще возникают у детей младшего возраста. Предвестниками криза являются ухудшение самочувствия, настроения ребенка, появление дурноты. Дети жалуются на сильные схваткообразные боли в животе, головные боли, нехватку воздуха. Отмечаются вздутие живота, повторные позывы на дефекацию, рвота, брадикардия, экстрасистолия, ↓АД и темп-ры тела. Приступ может длиться несколько часов. Симпато-адреналовые кризы 0 чаще возникают у детей старшего возраста и характеризуются сильной головной болью, сердцебиением, бледностью кожных покровов, повышением АД, появлением страха смерти. Приступ обычно длится недолго, заканчивается обильным мочеиспусканием и сном. Ваго-инсулярные и симпато-адреналовые кризы у детей могут чередоваться или носить смешанный характер. Часто у детей с НЦД отмечаются 1обмороки 0 1(синкопальные состо-яния), обусловленные острой ишемией в области ствола головного мозга и связанные с повышением холинергической активности. Обмо-оки могут развиваться на фоне нормального АД при резком замедле-нии ЧСС (вагальный тип) и на фоне снижения АД при нормальной или ↑ЧСС (вазовагальный тип). Синкопы обычно возникают в ортостатическом положении и провоцируются различными факторами (душное помещение, эмоциональное напряжение и др.). В генезе обмороков может также играть роль повышенная чувствительность рецепторов каротидного синуса. Иногда обморок у детей сопровождается судорожным синдромом. Диагноз 0 НЦД устанавливается методом исключения всех нозологических форм, протекающих со сходной клинической симптоматикой. Основным диагностич критерием явл-ся наличие жалоб и признаков, свидетельствующ о дизадаптации ребенка к условиям окруж среды. Среди дополнит критериев можно выделить: 1) наличие генетич предрасположенности; 2) длительно протекающего патологиче процесса, затрагивающего, несколько систем и характеризующегося относительно благоприятным течением с периодами обострений и ремиссий; 3) признаков вегетативной дистонии; 4) лабильности АД с тенденцией к формированию артериальной гипер- или гипотензии; 5) полиморфности клинич симптоматики; 6) функциональных расстройств со стороны различных органов и систем, выявляемых лабораторно-инструментальными методами исследования в покое и (или) при нагрузочных пробах; 7) отсутствие «органической» патологии, протекающей со сходной клинич симтоматикой. Обследование детей с НЦД должно быть комплексным и включать полный объем необходимых диагностических методик. Для оценки вегетативного статуса ребенка в настоящее время используется методика определения исходного вегетативного тонуса (ИВТ), вегетативной реактивности (ВР) и вегетативного обеспечения деятельности (ВОД). ИВТ (тонус ВНС в покое) определяется на основании клини-ческой симптоматики и по результатам кардиоинтервалографии (КИГ) - метода регистрации синусового сердечного ритма с последующим математическим анализом его структуры. ВР (реакция ВНС на раздра-жение) также оценивается по данным КИГ после перехода из горизонтального положения в вертикальное. ВОД (поддержание оптимального уровня функционирования ВНС) исследуется при помощи клиноортопро-бы (КОП) с 10-минутным ортостазом. Для этих целей также могут использоваться и другие методы диагностики (нагрузочные, фармаколо-гические пробы). Лечение НЦД - задача не только медицинская, но и - социальная. Без активного участия в этом процессе родителей и самого ребенка трудно ожидать положительного результата. Основной упор при лечении у детей следует делать на немедикаментозную терап. Нормализация режима дня, сна и бодрствования, оптимализация физич и психоэмоциональных нагрузок, назначение адекватной диеты и психотерапии в большинстве случаев приводят к значительному улучшению самочувствия больного. Показаны курсы ФТ. Особенно широко распространен электрофорез лекарственных веществ поперечно на верхнешейный отдел позвоночника (по Ратнеру). Водные процедуры, массаж, иглорефлексотерапия - успешно используются в комплексе терапевтических мероприятий. Медикаментозная терапия при неэффективности указанных мероприятий и проводится минимальным набором лекарственных препар. Основной точкой приложения используемых в этом случае препаратов является ЦНС. Назначаются длит курсы седативных препар (настойка валерианы, пустырника и др. по 1-2 капли на год жизни ребенка 3 раза в день). Детям с гиперсимпатикотонией показаны транквилизаторы (седуксен 5-15 мг/сут, тазепам 15-30 мг/сут, элениум 5-15 мг/сут). При смешанных вариантах вегетативной дистонии используется мепробамат (0,2-0,8 г/сут), фенибут (0,25-0,5 г/сут), беллатаминал (1-3 таб./сут). При выраженной ваготонии рекомендуется амизил (1-3 мг/сут), хороший эффект оказывают желудочные капли (по 1-2 кап./год 3 раза в день), включающие валериану, полынь, мяту и красавку, вместе с экстрактом элеутерококка в аналогичной дозе. В комплексной терапии могут использоваться нейролептики (френолон, сонапакс), антидепрессанты (имизин, амитриптилин, азафен), психостимуляторы (сиднокарб). При синдроме внутричерепной гипертензии целесообразно проведение дегидратационной терапии мочегонными средствами (диакарб, фуросемид и др.) в сочетании с препаратами калия. Показаны препараты, улучшающие обменные процессы в ЦНС (аминалон, ноотропил, энцефабол и др.), а также - улучшающие процесс микроциркуляции (стугерон, трентал, кавинтон и др.). Проводится общеукрепляющая и синдромная терапия. Для купирования симпато-адреналового криза используются седуксен, анаприлин, пирроксан, резерпин в возрастных дозировках. При ваго-инсулярном кризе показано введение небольших доз атропина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.01 с.) |