Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность расходов предприятия и их классификация

Поиск

 

Хозяйственная деятельность связана с производством товаров (работ, услуг) и их продвижением в результате реализации от производства до потребителей. На всех этих этапах имеют место затраты живого и овеществленного труда [3, с. 63].

Для осуществления деятельности организации необходимо иметь материальные, трудовые и финансовые ресурсы в виде наличия материально-технической базы, персонала, которому необходимо выплачивать заработную плату, товаров, требующих затрат на закупку, хранение и реализацию и т.д.

Затраты ресурсов в экономической деятельности характеризуют разными терминами «расходы», «затраты», «издержки», «потребление», «потери» и др. в зависимости от исторически конкретного периода времени, сфер их применения и документов, в которых они предусматриваются.

Разграничение между этими понятиями провести достаточно сложно, но определить их экономическую сущность в целях организации и управления хозяйственной деятельностью необходимо [18, с. 106].

В самом общем виде различия трактовок понятий «издержки», «затраты», «расходы» можно отобразить так, как показано на рисунке 1.1.

 

Ресурсы, потребляемые в процессе производства продукции (работ, услуг)

 

 


Подход к анализу и оценке

 

С позиции экономической категории
С позиции фактического использования
С позиции генерирования дохода и учета их использования в целях налогообложения

 


Используемый термин

Издержки
Расходы
Затраты

 


Рисунок 1.1 – Различия трактовок понятий «издержки», «затраты», «расходы»

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [18, с.106].

 

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В более узком смысле под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода – прибыль или убыток [18, с. 107].

Не признается расходами организации выбытие активов:

- в связи с приобретением и созданием долгосрочных активов;

- в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и др.;

- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатков в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита, займа, полученных организацией [33, с. 26].

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов.

Понятие затрат является многофункциональной категорией. В организациях торговли и общественного питания отличают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров) [24, с. 188].

Затраты − это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели.

В этом определении следует выделить три момента:

- затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

- величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

- понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным.

Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления этих затрат [14, с. 154].

Затраты организации - это экономический показатель работы организации, отражающий финансовые расходы организации на производство товаров и услуг. В данном определении присутствуют три важных положения:

- затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких ресурсов было использовано;

- величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении;

- определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием отдела или другим видом деятельности).

Издержки производства и реализации продукции − это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, это полный объём затрат живого и общественного труда, они равны стоимости продукции [15, с. 303]

В рыночных условиях, когда организации необходимо учитывать крайнюю дифференциацию процесса производства и сбыта, признавать полезность прогнозирования, растущую важность выработки промышленной и торговой стратегии, понятие себестоимости наполнилось более сложным содержанием, и поэтому сегодня ему предпочитают понятие “издержки”.

Затраты общественного труда на производство и сбыт продукции в современном обществе составляют общественные издержки производства, которые отражают стоимость этой продукции.

Общественные издержки производства слагаются из:

- стоимости израсходованных средств производства (в виде амортизации);

- потребленных предметов труда (в виде сырья, материалов, топлива и т.д.);

- стоимости продукта, созданного трудом для себя (в виде заработной платы);

- стоимости продукта, созданного трудом для общества (в виде чистого дохода общества, выражающегося в двух основных формах: прибыли и налога) [35, с. 77].

Издержки обращения – это расходы, связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Они планируются, учитываются и показываются в отчетности в абсолютных суммах и в относительных величинах [25, с. 225].

Издержки производства продукции организации являются экономической основной себестоимостью. Издержки обращения – это денежные расходы организации, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией товаров и содержанием аппарата управления.

Уровень издержек обращения – это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот.

Целью анализа издержек обращения является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли [19, с. 132].

Группировка издержек по элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы, показанные на рисунке 1.2.

 

Издержки обращения
Материальные затраты
Расходы на оплату труда
Отчисления на соц. нужды
Амортизация основных фондов
Прочие издержки

 

 


Рисунок 1.2 – Состав издержек обращения

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [19, с.131].

Таким образом, под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Издержки производства и реализации продукции − это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, это полный объём затрат живого и общественного труда, они равны стоимости продукции.

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2012 № 102) определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, бюджетных организаций) [28].

В соответствии с выше указанной Инструкцией затраты − стоимость ресурсов, приобретенных и потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Косвенные затраты – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения [28].

Прямые затраты – затраты, связанные с производством определенного вида продукции, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг.

К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда.

В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг.

В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат [28].

В состав распределяемых переменных косвенных затрат включаются косвенные общепроизводственные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

К управленческим затратам относятся:

- в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, − условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией;

- в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, − расходы, связанные с управлением организацией;

- в организации − профессиональном участнике рынка ценных бумаг − расходы на осуществление текущей деятельности.

В организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг или относятся к управленческим расходам в порядке, установленном учетной политикой организации [28].

Если затраты, указанные в части первой настоящего пункта, относятся к управленческим расходам, они списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, включаются:

- расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных и переданных безвозмездно;

- финансирование текущих расходов;

- расходы от уступки права требования;

- суммы недостач и потерь от порчи запасов, денежных средств;

- суммы создаваемых резервов под снижение стоимости запасов и восстанавливаемые суммы этих резервов;

- суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам и восстанавливаемые суммы этих резервов;

- суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

- расходы по аннулированным производственным заказам;

- расходы обслуживающих производств и хозяйств;

- материальная помощь работникам организации, вознаграждения по итогам работы за год;

- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

- штрафы, пени по платежам в бюджет, по расчетам по социальному страхованию и обеспечению;

- неустойки, штрафы, пени, предъявленные и признанные (или присужденные) за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;

- неустойки, штрафы, пени за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате;

- расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;

- убыток прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде;

- другие расходы по текущей деятельности.

Классификация затрат для целей учета представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Классификация затрат для целей учета

Признак Виды себестоимости Характеристика
     
Экономическое содержание По экономическим элементам   По статьям калькуляции Экономический элемент - первичный, однородный вид себестоимости, который нельзя разделить на составные части: 1) Материальные себестоимость; 2) Себестоимость на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 3) Амортизация; 4) Прочие; Калькуляционная статья - определенный вид себестоимости, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом: 1) Сырье и материалы; 2) Возвратные отходы (вычитаются); 3) Покупные изделия и полуфабрикаты; 4) Топливо и энергия на технологические цели; 5) Оплата труда производственных рабочих; 6) Отчисления на социальные нужды; 7) Расходы на подготовку и освоение производства; 8) Общепроизводственные расходы; 9) Общехозяйственные расходы; 10) Прочие производственные расходы.
По составу Одноэлементные Одноэлементные - себестоимость, состоящие из одного
В зависимости от объема производства Постоянные Переменные Величина переменных себестоимости изменяется пропорционально объему производства. Постоянные себестоимость практически не зависят от объема производства.
По целевому назначению Основные Накладные Основные - себестоимость, связанные с технологическим процессом выпуска продукции. Накладные - связаны с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции.
По способу включения в себестоимость Прямые Косвенные Прямые - расходы по производству конкретного вида продукции, могут быть сразу отнесены на объекты калькуляции. Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции (себестоимость на управление и обслуживание производства), эти расходы собираются на счетах.
По времени включения в себестоимость Текущие Будущих периодов Текущие - расходы по производству и реализации продукции данного периода, которые принесли доход в настоящем. Будущих периодов - себестоимость, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в себестоимость в будущих периодах.

Примечание: Источник – собственная разработка на основании [25, с.226].

В состав расходов по инвестиционной деятельности, включаются:

- расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;

- суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;

- суммы недостач и потерь от порчи инвестиционных активов;

- расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;

- расходы по договорам о совместной деятельности;

- расходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

- суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

- суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые доходами (расходами) в соответствии с законодательством;

- стоимость инвестиционных активов, полученных или переданных безвозмездно;

- расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;

- проценты, причитающиеся к получению;

- убыток прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде;

- прочие расходы по инвестиционной деятельности.

В состав доходов и расходов по финансовой деятельности включаются:

- проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством);

- разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);

- расходы, связанные с получением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (если лизинговая деятельность не является текущей деятельностью);

- доходы и расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

- курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;

- прибыль (убыток) прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде;

- прочие доходы и расходы по финансовой деятельности [13, с. 82].

В состав иных доходов и расходов, включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью.

Для обоснованного контролирования расходов их разделяют на контролируемые и неконтролируемые.

Эта классификация имеет большое значение для управленческого контроля, особенно на организациях с развитой структурой управления, и широко используется в системе учета затрат и результатов.

Контролируемые затраты, в свою очередь, разделяются по центрам ответственности – за конкретными подразделениями организации, от эффективности деятельности которых они зависят.

Например, центром ответственности по затратам на проведение ремонта помещений является организационно–техническая служба, по расходам на рекламу – рекламная служба или отдел маркетинга, за транспортными расходами – транспортно–эксплуатационный отдел, закупочные расходы – коммерческий отдел и т.д. [29, с.124].

В соответствии с ней все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты[31, с. 96].

В материальных затратах отражается стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, транспортные услуги сторонних организаций, покупка топлива и энергии всех видов.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда производственного персонала предприятия.

В себестоимость продукции не включаются премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; вознаграждения по итогам работы за год; материальная помощь; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам и другие виды выплат, не связанных непосредственно с оплатой труда [16, с. 279].

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным законодательным нормам (размерам) органам социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости и медицинского страхования от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве продукции.

В элементе «Амортизация основных фондов» находят выражение амортизационные отчисления на полное их восстановление. Они определяются исходя из балансовой стоимости основных фондов и утвержденных в установленном порядке норм амортизации.

К «Прочим затратам» относятся: платежи по процентам; износ нематериальных активов; командировочные расходы; расходы на рекламу; расходы на подготовку кадров; арендная плата; обязательные страховые платежи; налоги включаемые в себестоимость (земельный, транспортный, за пользование автодорогами, с владельцев транспортных средств,); расходы на ремонт основных средств и д.р.

Деление затрат на постоянные и переменные носят довольно–таки условный характер. Отнесение конкретных затрат к той или иной группе зависит не только от их сути, но и от характера их изменений в соответственной производственной ситуации, продолжительности периода исследования, его целей и заданий

Таким поэлементный анализ показывает каковы конкретно расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения. По всем элементам, сгруппированным в соответствии с экономическим содержанием в качестве основного условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции.

В соответствии с ней все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям): материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Это затраты непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного процесса; обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности.

 

Планирование и анализ затрат в организации

 

С развитием промышленности возрождается интерес к экономическому планированию, прогнозированию себестоимости продукции, анализу затрат производства.

Нынешний этап характеризуется массовым переходом предприятий к внедрению современных корпоративных информационных систем и более высоким уровнем требований к программным средствам автоматизации планово-экономических расчетов. Наиболее существенным требованием является интеграция подсистемы технико-экономического планирования с сопряженными подсистемами технической подготовки производства, производственного планирования, логистики и учета фактических затрат.

Другое важное требование - отказ от жестких, раз и навсегда привязанных к конкретному производству алгоритмов плановых расчетов. Система должна подстраиваться под особенности производственных процессов и учетной политики, поскольку предприятие может перейти от серийного производства к производству по заказам, открыть новые производства или перепрофилировать существующие.

В настоящее время на рынке представлено несколько корпоративных информационных систем, поддерживающих функции планово-экономических служб и в значительной степени удовлетворяющих указанным требованиям. Одним из вариантов реализации является приложение «Технико-экономическое планирование» в составе «Системы управления ПАРУС» «Корпорации ПАРУС», ориентированное на средние и крупные производственные предприятия. Рассмотрим типичную организацию работ по технико-экономическому планированию и анализу производственных затрат на предприятии на примере этой системы [17, с. 187].

В системе управления реализацией (сбытом) фиксируются Заказы потребителей на продукцию; служба маркетинга на их основе формирует заказ производству на весь следующий период и/или отдельные заказы по каждому договору с потребителем.

Производственный отдел в системе производственного планирования (как правило, это специализированная применительно к каждой отрасли система) проверяет заказ на обеспеченность производственными мощностями и формирует на его основе план производства (план выпуска готовой продукции) и производственные программы цехов (планы выпуска цехами деталей, полуфабрикатов и т.п.).

Конструкторы в системе автоматизированного проектирования разрабатывают и обновляют конструкторскую документацию на продукцию, а технологи в системе технической подготовки производства − технологическую документацию, которые содержат состав выпускаемых изделий, нормы расхода материалов и нормы времени на их изготовление; эти данные поступают в систему технико-экономического планирования и образуют базу нормативной информации.

Производственный отдел в системе технико-экономического планирования проводит расчет потребностей производства в материальных ресурсах и формирует заказ производства на сырье и материалы.

Служба снабжения в системе управления закупками на основе заказа производства формирует план закупок с учетом остатков на складах, выдает заказы поставщикам.

Отдел труда и заработной платы в системе технико-экономического планирования проводит расчет потребностей производства в трудовых ресурсах, планирует численность рабочих и фонд заработной платы.

Плановый отдел в системе технико-экономического планирования формирует на основе договоров с поставщиками плановые цены на сырье и материалы, проводит расчет прямых материальных и трудовых затрат на выпуск продукции.

Службы вспомогательных производств в системе технико-экономического планирования разрабатывают планы работ, определяют потребность в материалах и формируют заказ службе снабжения, рассчитывают потребность в трудовых ресурсах, численность рабочих и фонд зарплаты (что во многом аналогично основному производству).

Экономисты в производстве совместно с плановым отделом в системе технико-экономического планирования формируют сметы расходов (цеховых, заводских и пр.), последовательно рассчитывают плановую себестоимость услуг вспомогательного производства, полуфабрикатов и готовой продукции.

Бухгалтерия в системе бухгалтерского учета ведет учет фактических затрат производства и калькулирует фактическую себестоимость.

Плановый отдел в системе технико-экономического планирования рассчитывает нормативную себестоимость фактического выпуска продукции, выполняет анализ фактических затрат (сравнительный план-фактный анализ и анализ отклонений, расчет рентабельности и других экономических показателей).

Изложенная последовательность работ не нарушает общепринятую схему планирования на предприятии, что делает возможным ее плавное встраивание в существующую систему управления предприятием. В то же время для внедрения подобной системы требуется выполнение ряда предварительных мероприятий и соблюдение определенной очередности работ:

- для обеспечения сопоставимости плановых и фактических затрат необходима унификация системы кодирования показателей бухгалтерии и планового отдела: аналитика на счетах затрат производства должна полностью соответствовать классификаторам планового отдела; в противном случае необходимо хотя бы установить в системе однозначное соответствие между плановыми и бухгалтерскими показателями;

- подобная унификация необходима и для комплекса нормативной информации, формируемой конструкторами и технологами и используемой плановиками и экономистами (состав изделий, нормы расхода материалов и нормы времени); при этом возникает проблема, связанная как с работой в принципиально различных системах при отсутствии общепринятого стандарта обмена между ними, так и с разной степенью детализации норм для технологических и учетных целей;

- после решения методических проблем осуществляется фактическое наполнение нормативной базы системы, сопряженное либо с ручным вводом значительных объемов информации, либо с подготовкой и отладкой специализированных программ переноса данных из существующих массивов, а также с кропотливой работой по выверке норм;

- далее можно уже начинать практическую работу с системой, при этом целесообразно отработать сначала ее «логистическую» составляющую (формирование из заказов планов производства, из них − заказов на снабжение и т.д.), добиться ее правильного функционирования и лишь затем перейти к «экономической» составляющей (расчет прямых затрат, составление смет и калькуляция себестоимости);

- по мере появления в системе плановых данных и накопления фактических затрат в бухгалтерском учете можно приступить к формированию и доработке отчетных форм план-фактного анализа затрат, настройке средств табличного и графического отображения результатов анализа [20, с. 101].

В результате внедрения такой системы на предприятии прежде всего качественно возрастет достоверность данных и оперативность выполнения плановых расчетов. Это в свою очередь приведет к высвобождению экономистов от выполнения рутинных функций и усилению их деятельности по анализу себестоимости.

Кроме того, в связи с тем, что расчеты будут осуществляться на компьютере, появится возможность детализировать учет и расчеты: перейти от «котлового» метода учета к учету по видам продукции, от учета по цехам - к учету по отдельным участкам, процессам, бригадам и т.д. Вследствие детализации учета увеличится точность анализа, обнаружатся скрытые ранее резервы снижения затрат, снизится себестоимость продукции и повысится конкурентоспособность производства.

Конкретные решения по управлению ресурсами организации могут быть приняты на основе анализа расходов по статьям и элементам расходов. Такой анализ начинается с оценки структурных сдвигов в составе затрат.

По его результатам выявляются статьи, являющиеся объектом наиболее пристального внимания управленцев и предпринимателей и оказывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение расходов от сметы или в динамике.

Алгоритмы аналитических расчетов по отдельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому, прежде всего следует сгруппировать статьи расходов по степени их зависимости от товарооборота.

При анализе условно-переменных расходов определяется откло­нение расходов в сумме и по уровню, а также отклонение расходов под влиянием товарооборота в сопоставимых или текущих ценах, под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе услов­но-постоянных расходов, кроме отклонений, рассчитывается изме­нение расходов под влиянием цен на услуги и прочих факторов.

Влияние товарооборота рассчитывают как разность между сум­мой расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот, и расхо­дами за базисный период; влияние прочих факторов может быть рассчитано тремя способами:

- как разность расходов за отчетный период и расходов, пере­считанных на отчетный товарооборот;

- как произведение величины изменения уровня затрат на отчетный товарооборот;

- как разность между отклонением расходов и величиной влияния товарооборота на расходы.

Влияние прочих факторов составляет сумму относительной эконо­мии или перерасхода затрат.

При анализе условно-постоянных расходов рассчитывают отклоне­ние расходов в сумме и по уровню. Считается, что сумма и уровень рас­ходов изменяются под влиянием прочих факторов.

Анализ условно-постоянных расходов по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия.

Более глубокий постатейный анализ предполагает изучение отдельных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и факторный анализ отдельных элементов или каждого элемента расходов. Выбор факторов для постатейного и поэлементного анализа определяется эко­номическим содержанием и порядком расчета расходов по статьям [2, c. 24].

Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета затрат по отдельным товарным группам. Результатом анализа расходов по отдельным товарным группам является разработка гибкой ценовой политики, обоснованное применение методов стимулирования сбыта, формирование ассортимента.

Деятельность любой организации сопряжена с расходами. Все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы — операционные, внереализационные и чрезвычайные.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.

На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

В себестоимости находят отражение стоимость потребляемых в процессе производства: средств труда (финансовым возмещением их стоимости являются амортизационные отчисления), предметом труда (сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии), живого труда в форме заработной платы-работников, услуг, оказанных другими организациями.

Полная себестоимость продукции отражает совокупные затраты производственных ресурсов, а удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 руб. продукции) - эффективность использования ресурсов.

Себестоимость — это основной ценно- и прибылеобразующий фактор, поэтому ее анализ позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой — определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится следующим направлениям:

- анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

- горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себе­стоимости по экономическим элементам и статьям затрат;

- факторный анализ себестоимости продукции;

- выявление резервов снижения себестоимости [2, c.25].

В зависимости от цели проводится ретроспективный, оперативный, предварительный или прогноз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.014 с.)