Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как продукт биологической и социальной эволюцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно- стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за- далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав- нению с другими биологическими видами. Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко- торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может. Человек в отличие от животных может варьировать свое пове- дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива- ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя- нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете- ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто- ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи- вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при- роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер- сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно- шениях. Выделение человека из мира животных заняло несколько мил- лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий- ная деятельность человека. По словам американского просветите- ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок- ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель- ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо- щью других орудий труда. Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз- ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст- рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на- пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору- дий труда и орудийной деятельности требовало установления внут- ристадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот- ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво- дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при- чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп- пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че- ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер- вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис- хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу- чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по- нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна- ниями. Человек становился единственным существом, осознаю- щим межпоколенную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от- личия человека от животных. Запреты касались всех членов об- щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот- ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че- ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языкзи/Язык — это процесс передачи информации с по- мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей. / Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот- ных, было использование огня как источника тепла, средства обо- роны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль- ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ- ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про- должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи- ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя- ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк- ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями. Наличие в человеке двух начал, биологического и социально- го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник- ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти- воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут- верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи- мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко- торых случаях и уничтожения. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви- нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-
«выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди- видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин- тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол- нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже- ния определенного социального идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про- гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле- мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль- тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей- ся технической цивилизации возможности адаптации человечес- кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу- чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов- ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци- онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.
Вопросы и задания 1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот ных? 2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте кали эти процессы? 3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык? 4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины? 5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека? 6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело веке? 7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По
В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне- нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.013 с.) |