Человек как продукт биологической и социальной эволюции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как продукт биологической и социальной эволюции



Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно- стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за- далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав- нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко- торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове- дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива- ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя- нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете- ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто- ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи- вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при- роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер- сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно- шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил- лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных


 

 

r
r
процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий- ная деятельность человека. По словам американского просветите- ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок- ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель- ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо- щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз- ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст- рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на- пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору- дий труда и орудийной деятельности требовало установления внут- ристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот- ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво- дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при- чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп- пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че- ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер- вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис- хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу- чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по- нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна- ниями. Человек становился единственным существом, осознаю- щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от- личия человека от животных. Запреты касались всех членов об- щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот- ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че- ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,


 

 

r
r
поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо- жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста- да животных в первобытной обшине существовало требование под- держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языкзи/Язык — это процесс передачи информации с по- мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей. /

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот- ных, было использование огня как источника тепла, средства обо- роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль- ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ- ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про- должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи- ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя- ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк- ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально- го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник- ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти- воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут- верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи- мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко- торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви- нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-


 

 

r
r
дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис

«выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди- видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин- тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол- нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже- ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про- гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле- мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль- тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей- ся технической цивилизации возможности адаптации человечес- кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу- чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов- ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци- онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

 

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот ных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте кали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело веке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По


r
r
большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце- ниваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне- нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.027 с.)